Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Данная работа посвящена Маркусу Миллеру, человеку №1 в соул и фанк музыке. Его жизнь одновременно и открыта для всех, и затворнически таинственна. Он переиграл с множеством легенд джаза и рока, он удостаивался не раз почетной Грэмми, звук его Fender Jazz Bass стал культовым. Нельзя переоценить его роль в развитии джаза, его диски по праву занимают место рядом с работами Джако Пасториуса и Стенли Кларка. Он - живая легенда.

Marcus Miller

Маркус Миллер родился в Бруклине и вырос в кварталах Куинса, штат Нью-Йорк.

Так как он рос в музыкальной семье, где отец был органистом, а его двоюродный брат, Уинтон Келли, был легендарным джазовым пианистом, то Маркус Миллер приобрел вкус к хорошей музыке еще в ранние годы.

Он начал осваивать кларнет в 10 лет, а немного позже, когда кларнет перестал быть популярным в составах групп, Миллер стал учиться игре на саксофоне, фортепиано и бас-гитаре.

В старших классах Маркус был под впечатлением от творчества таких басистов, как Джеймс Джемерсон, Роберт Бэлл, Рокко Престиа, Пол Чемберс, Ларри Грэхэм, Станли Кларк и Джако Пасториус.

Влияние Джако было особенно сильным. Изучая творчество Пасториуса, Миллер начал анализировать формы бибопа и более глубоко понимать музыкальную гармонию.

Он быстро набирался опыта, так как играл попеременно в разных r&b, фанк и джаз бэндах. Хотя Миллер не использовал кларнет в школьных группах, однако, именно кларнетом Маркус Миллер заработал признание в известной нью-йоркской музыкальной высшей школе Музыки и Искусства ("школа знаменитостей") и позже в Колледже Куинса, учась там по классу этого инструмента. Однако сам Маркус, считая свое пребывание в колледже простой формальностью, все больше времени посвящал самостоятельному изучению бас-гитары. Именно тогда приобретает все более завершенные черты его фирменная техника игры только большим пальцем правой руки на бас-гитаре, которая тогда только начала покорять нью-йоркскую музыкальную сцену.

Профессиональный дебют Миллера состоялся в составе команды Harlem River Drive, где ударником был, специализировавшийся на r&b номерах и спорадических джазовых мелодиях Омар Хаким - будущий участник Weather Report. На первой своей серьезной записи, Миллер выступил как бассист в команде флейтиста Бобби Хумфри. После ухода из группы Хумфри, Миллер уезжает на гастроли с Ленни Уайтом, который только что ушел из группы Стэнли Кларка - Return to Forever. Во время работы с Ленни Уайтом, Маркус Миллер все громче заявляет о себе, как о настоящем бас-виртуозе. Тогда же Маркус Миллер встречает игравшего в the Saturday Night Live Band саксофониста Дэвида Санборна, который после этого долгое время сотрудничал с Миллером. Например, альбом Санборна Voyeur, включает раннюю версию настоящего слэп-гимна Миллера "Run For Cover". В команде Роберты Флек Миллер повстречал Лютера Вандросса, который очень любил творчество Санборна. Он также принял участие в многочисленных записях Миллера.

Постоянным трудом Миллер завоевывал себе известность в нью-йоркских клубах, и через некоторое время Майлз Дэвис не преминул пригласить Маркуса в его группу. Я хочу, чтобы вы на секунду представили, какого это, играть одновременно с Санборном, Вандроссом и Девисом. Миллер сочинял, аранжировал, продюссировал и играл у всех трех легенд сразу, таким образом участвуя в одно и то же время в нескольких музыкальных проектах, которые входят в число самых важных из когда-либо существовавших.

Над некоторыми записями Майлза Дэвиса время просто не имеет силы - они и сейчас также великолепно слушаются, как и раньше. Однако лично я думаю, что многие из миллеровских басовых линий родились в сотрудничестве с Дэвидом Санборном. Возьмите дымные фанковые линии, которые Миллер играет в ранней версии "Run For Cover" с альбома Санборна Voyeur и транскрипцию этой версии, которую можно найти в нотном сборнике "Basslines" Джо Нуббарда (Joe Hubbard).

Также, для уверенности, послушайте живое исполнение "Run For Cover" на работе Дэвида Санборна "Straight to the Heart". "Run For Cover" - шедевр, не имеющий аналогов в бас-гитарной музыке. На этом альбоме также присутствует композиция "Hideaway", включающая просто убийственное слэп-соло. Слушая эти песни, я верю, что альбом Voyeur - кладезь уникальных композиций, аналогов которым нет и быть не может. Миллер ни на секунду не прекращает играть свои завораживающие грувовые партии, как спокойная река, ни не секунду не прекращающая своего течения.

Всем закоренелым фанам Маркуса Миллера рекомендую посмотреть бутлег работы Straight to the Heart, включающей невероятную череду фрагментов "Run For Cover". К сожалению, эта часть концерта не появилась на альбоме. На том выступлении Маркус выложился на 150% процентов; вряд ли когда-либо позже он демонстрировал столь же безумное великолепие своего таланта как в Love & Happiness. Эта запись даст вам возможность более пристально рассмотреть слэп-технику Маркуса Миллера. Видео обладает просто взрывным действием. Другая важная вещь в стиле фанк - "Slam", включающая еще больше грува и, подобно другим вышеперечисленным композициям, также свирепое слэп-соло. Эта композиция появилась на пластинке Санборна Close Up. Но и это не все. Санборн и Миллер продолжали и продолжали создавать столь же фантастические композиции, которые вышли на следующих альбомах.

Другие запоминающиеся работы Миллера в то время - это альбом "High Life" Уайна Шортера и "Rio" Ли Ритенура, включающее композицию "Rio Funk", где Маркус Миллер играет невероятно красивое соло. В это же время Миллер принимает участие в создании саундтреков к таким фильмам как "Школьное безумие" Спайка Ли, "Вечеринка" режиссера Kid 'n Play и "Бумеранг" Эдди Мерфи.

Первые два сольных альбома Маркуса Миллера состояли в большинстве своем из инструментальных композиций с доминирующим дуэтом баса и ударных и вокальных треков в стиле R&B.

Миллер сам сочинял композиции, продюсировал их, и играл на большинстве инструментов в записи своего первого соло альбома. Пластинка называлась Suddenly, а ниже шла подпись - Marcus Miller. Особенно привлекают внимание две композиции с альбома. Это песня "Lovin' You", выделяющаяся своей четкой активно-аккомпанирующей слэп-игрой, и инструментальное произведение "Could It Be You", наполненное волшебством звука от безладового баса. "Could It Be You" настолько уникальна, что даже Джако бы прослушал ее дважды. В композиционном произведение довольно элементарное, но мелодия просто очаровательна, да и соло на басу - что-то невероятное. "Could It Be You" можно найти в нотном сборнике "Basslines" Джо Хуббарда. Также советую послушать инструметальную композицию "Juice".

Прорыв Маркуса Миллера как соло музыканта можно отнести к 1993 году, когда его альбом The Sun Don't Lie был номинирован на Грэмми. Эта пластинка просто обязана быть у каждого настоящего бас-гитариста. Я бы поставил этот альбом рядом с двумя-тремя другими работами, которые можно отнести к вершине стиля фанк. Альбом просто светится талантом Миллера как композитора и аранжировщика. Все слэп-соло просто невероятные, а звук от баса - безупречен. Несколько моих любимых произведений той поры: "Panther", "Steveland", "Rampage", "Scoop", и "Moons". Два других любимца - пьеса, сыгранная двуручным теппингом: "Mr. Pastorius", и феноменальная версия композиции Джако Пасториуса "Teen Town".

В 1995 году выходит второй инструментальный альбом Миллера под названием "Tales", завоевавший Гремми. Так же, как и The Sun Don't Lie, этот альбом полностью раскрывает невероятный талант Маркуса Миллера. Послушайте композиции Tales, я верю, что каждый серьезный басист, кто хочет проникнуться пониманием искусства слэпа, должен приобрести этот диск.

Последние два диска Маркуса - Live & More и The Best of Marcus Miller. Обе записи включают живые треки, наполненные блеском мастерства игры на бас-гитаре. Большое количество композиций из Live & More включают растянутые соло, которые делают этот диск просто наслаждением для ценителей творчества Миллера. The Best of Marcus Miller включает последнюю версию композиции "Run For Cover". Соло Миллера в этой живой версии не возможно описать словами. Этот альбом содержит также несколько замечательных композиций группы The Jamaica Boys. Оба альбома в полной мере демонстрируют, почему Маркус Миллер рассматривается большинством бас-гитаристов мира как столп бас-гитарной игры.

Да, этот бас-виртуоз, занявший вершину музыкального Олимпа, по праву заслужил свое звание. Его узнаваемый звук от баса украшает записи очень многих сегодняшних поп-звезд, и его невероятная слэп-техника будет всегда притягивать басистов, в стремлении осознать, как же он делает все эти приемы. Несколько лет назад всегда занятый Миллер сформировал команду Legends, в которой также состоят Эрик Клэптон (Eric Clapton), Дэвид Санборн, Джо Сэмпл (Joe Sample) и Стив Гэдд (Steve Gadd). Если вам повезет, вы сможете поймать Маркуса Миллера, самого занятого басиста на планете во время концерта в туре с Legends или, может быть, даже с его собственной группой.

Маркус Миллер всегда считал Джако Пасториуса своим главным учителем. Взять хотя бы композицию "Mr. Pastorius". Сколько в ней теплой благодарности к Джако, воистину лучшему бас-гитаристу в мире. А сколько Миллер переиграл работ самого Пасториуса!

Мне бы хотелось привести перевод одного рассказа Маркуса из книги "Jaco - The Extraordinary And Tragic Life Of Jaco Pastorius".

Купив первый альбом Джако в 1976 году, я следующие полтора года просто не мог оторваться от этой работы. Он действительно был тем бас-гитаристом, под чьим влиянием я осознал, насколько важно знание теории, а не только умение играть на басу. Слушая именно этот диск, я впервые стал прислушиваться к построениям и комбинациям аккордов. Я даже не могу передать словами, насколько на меня повлиял Джако - на меня и на миллион других ребят.

Странно - прямо перед его смертью я почувствовал вдруг страшное желание пойти купить Heavy Weather (альбом Weather Report с участием Джако). У меня испортилась уже третья копия этой пластинки, из-за очень частого прослушивания, и надо было купить новую. Я не знаю почему, но я вдруг страшно захотел послушать этот альбом снова. А через несколько дней я узнал, что Джако умер.

Перед самым концом, Джако пришел на мой концерт поджемовать. Однако он часто ошибался, забывал ноты и все в таком роде. Это произошло однажды ночью, когда мы играли "Maiden Voyage". Было ужасно грустно. После концерта ко мне подходили люди и спрашивали: "Чувак, почему ты позволил этому раздолбаю испортить выступление?" И я отвечал им: "Вы не понимаете. Это же Джако!" Это все равно что, вы, например, играете в бейсбол Центральном парке и Вилли Мэйс (Willie Mays), проходя мимо, решил составить вам компанию в игре. И когда какой-нибудь паренек спросит: "Эй, зачем ты позволил этому старому хрычу играть с нами?", вы ответите: "Потому что это сам Вилли Мэйс, вот почему!" Что я могу вам сказать?! Надо всегда хранить уважение к человеку. Когда Джако стал загибаться, когда он заболел и его игра была уже не столь хороша, как раньше, я все равно попытался хоть так, но проявить свое уважение к нему.

В прошлом году Маркус Миллер выпустил альбом M2: Power & Grace. Мнения на счет этого альбом расхожи, но в большинстве своем, как всегда положительны. Маркус сыграл много разных каверов, таких как "Goodbye Pork-Pie Hat", "Red Baron", "Amazing Grace". В записи этого альбома ему помогал Хайрам Баллок (Hiram Bullok), знаменитый джазовый гитарист. С другим всемирно известным гитаристом Эриком Клэптоном Маркус Миллер записал альбом Reptile, где сыграл несколько в стиле диско соло в композиции "I Ain't Gonna Stand For It". А совсем недавно увидела свет новая концертная пластинка Миллера The Ozell Tapes, демонстрирующая, что парень, играющий около двадцати лет кряду и выпускающий один за другим диски отнюдь не потерял своей оригинальности. Наоборот. Все только начинается.

Клиф Энджел (bassically.net)
Перевод: Тим Исмайлов.