Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
LES PAUL & CHET ATKINS

"И не подходи!" - поддразнивал Лес Пол (Les Paul) Чета Эткинза (Chet Atkins), поднимавшегося на сцену нью-йоркского клуба "Iridium". Ошеломленные слушатели тепло приветствовали неожиданного гостя, вышедшего "на джем", в одном из еженедельных ночных представлений Les Paul Trio, которое проходит в этом клубе каждый понедельник. Хотя известные музыканты часто присутствуют на концертах Леса Пола (неделей раньше с ним джемовали Слэш и Брайен Сетцер), прибытие "Мистера Нэшвилла" - событие редкое и особен и особенное. Эткинз и Лес Пол всего три раза играли на одной сцене, и перерыв затянулся на 20 лет.

"Довольно приятно быть здесь с моим кумиром, - говорит Эткинз, настраивая гитару. - Он до сих пор отличный гитарист. Я слушал его в 40-е, он тогда был на голову выше всех остальных. Он поражает".

Воссоединение Пола и Эткинза на сцене "Iridium" совпало с 20-й годовщиной выхода их знаменитого альбома "Chester and Lester" на "RCA". Этот альбом получил в 1976 году премию Грэмми за лучшее инструментальное исполнение в стиле кантри. Два года спустя они записали еще один альбом "Guitar Monsters". Но несмотря на то, что обе пластинки имели невероятный успех, дуэтом они никогда не выступали. и пути музыкантов редко пересекались.

Влияние Чета Эткинза и Леса Пола на современную гитарную музыку трудно переоценить. Их подписи украшают самые лучшие электрические гитары, а именно: модель "Les Paul" фирмы Gibson и несколько моделей "Chet Atkins" фирм Gretch и Gibson.

Пол был пионером многоканальной записи и как продюсер Эткинза был движущей силой развития "нэшвиллского звучания". Игра двух маэстро вдохновляла тысячи гитаристов, которые "снимали" их записи нота в ноту. Среди их многочисленных поклонников - Скотти Мур (Scotty Moore), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Джефф Бек (Jeff Beck), Стив Хау (Steve Howe).

В тот вечер музыканты без подготовки исполнили четыре песни, закончив представление бурной версией "Limehouse Blues" Джанго Рейнхардта (Django Rreinhardt). "Кто-то сказал, что Чет в это время будет в городе, - заметил Лес Пол после выступления. - Я подумал, было бы великолепно, если бы он появился у нас на концерте. И это был настоящий сюрприз, когда Чет действительно приехал и сыграл со мной!"

ЧЕТ, КОГДА ВЫ ВПЕРВЫЕ УСЛЫШАЛИ ЛЕСА ПОЛА?

Чет Эткинз: Впервые я услышал Леса по радио в 30-е годы. Передавали концерт трио моего брата Джимми (Jimmy), куда входили еще, Лес Пол и Эрни Ньютон (Ernie Newton). У нас дома не было радио, и я отправился в магазин, где стоял здоровый ламповый приемник. Тогда я обратил внимание на великолепную гитару, звучащую в трио. Конечно, я написал брату и спросил: "Кто, черт возьми, так играет у тебя на гитаре?" Как видите, Лес настолько опередил меня, что мне оставалось только учиться у него играть".

КОГДА ВЫ ВПЕРВЫЕ ВСТРЕТИЛИСЬ?

Лес Пол: Это было в 1949 году, в самом начале моей карьеры. Я тогда ехал в Нью-Йорк через город Спрингфилд в штате Миссури. Я услышал по радио известного кантриисполнителя Рэда Фоули (Red Foley) и подумал: "Бьюсь об заклад, что соло на гитаре играет парень, о котором говорил Джимми Эткинз. Он однажды рассказывал, что его брат играет наполовину, как я, и наполовину, как Мёрл Трэйвис (Merle Travis). Вместо того, чтобы проехать Спрингфилд без остановки, я развернул машину и поехал в радиостудию, где в свое время начинал. Там был Чет, и он сидел в МОЕМ кресле.

Ч.Э.: Я играл гитарное соло в "Seeing Nellie Home", старой народной мелодии, которую в то время знал каждый. В студию зашел хорошо одетый парень и уставился на меня через окошко. Я подумал: "А это кто еще такой?" Чтобы продемонстрировать свою технику незнакомцу, я сыграл несколько ходов Леса. Когда я вышел, он представился, и я был очень смущен, узнав, что подражал Лесу прямо перед ним. Он остался на некоторое время и очень ободрил меня.

ПОЧЕМУ ВАМ ПОТРЕБОВАЛОСЬ ТАК МНОГО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ АЛЬБОМ?

Л.П.: Я уже почти 10 лет не играл, когда Чет позвонил мне и спросил, не соглашусь ли я записать с ним альбом.

Ч.Э.: Нэшвиллский издатель и мой хороший друг Рой Хортон (Roy Horton) однажды сказал, что нам надо сделать альбом вместе с Лесом Полом. Тогда я был в Нью-Йорке и готовился к турне. Рой привел Леса прямо в мой гостиничный номер. Мы играли весь вечер, а на следующий день составили список вещей для записи. Позже он приехал в Нэшвилл, и мы сделали, что задумали. Мне кажется, что это было лучшее из того, что и он, и я записывали до тех пор.

Л.П.: Мы очень хорошо дополняли друг друга. И оба были взволнованы, когда альбом удостоился Грэмми.

Ч.Э.: Этот альбом был мечтой, которая стала явью. Играть вместе с Лесом - это всегда чудесно. Скажу честно - я бы и близко не подошел к гитаре, если бы не было Леса Пола. Мой брат посылал мне записи его выступлений на NBC, и всякий раз нота за нотой я разучивал его соло.

ПРАВДА, ЧТО ВЫ ЗАПИСЫВАЛИ "CHESTER AND LESTER" БЕЗ ЕДИНОЙ РЕПЕТИЦИИ?

Ч.Э.: Этим можно похвастаться. Мы знали все темы. Черт возьми, я играл все стандарты, которые слушал по радио, начиная с 1936 года. Это совсем просто - я знал его стиль и старался держаться его ритма.

ПОВЛИЯЛА ЛИ НА "CHESTER AND LESTER" И "GUITAR MONSTERS" РАБОТА КАКОГО-НИБУДЬ ИЗВЕСТНОГО ДЖАЗОВОГО ДУЭТА?

Ч.Э.: Самый лучший дуэт, который я слышал - это Эдди Лэнг (Eddie Lang) и Лонни Джонсон (Lonnie Johnson). Джонсон вообще был одним из величайших гитаристов. На его запись я наткнулся много лет назад, когда бродил по магазину грампластинок в Цинциннати. Люди не знают, что я подражал чернокожим музыкантам, но я всегда это делал. На одной из записей Лонни играл чудесное гитарное соло в нескольких блюзах, и я копировал их нота в ноту. Я до сих пор играю их. И с тех пор я всегда искал записи Лонни Джонсона. Он один из тех, кто оказал на меня самое большое влияние.

ДЛЯ ВАС ТРУДНО ВОССОЗДАТЬ НА СЦЕНЕ МАГИЮ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ В СТУДИИ?

Ч.Э.: Мы не можем точь-в-точь имитировать альбомы, да я никогда не слушал их. Я, кстати, ни разу не слушал ни одну из своих записей - я просто не в состоянии это делать. Это своего рода болезнь: сразу появляются сомнения или мысли типа: "Почему я сыграл эту фразу именно так, а не иначе. Может, подругому было бы лучше?" Однажды я наверняка послушаю что-то из того, что играл с другими, например, с Марком Нопфлером (Mark Knopfler) или с Лесом. Тогда я, скорее всего, подумаю: "Что ж, не так плохо". Или когда-нибудь услышу себя по радио и подумаю: "Это хорошо. А кто это играет?" Но не сейчас - я к этому пока не готов. Но я счастлив, что все идет именно так. Я стараюсь лучше играть музыку.

автор - Chris Gill,
источник - Guitar World,
перевод - Дарья Дубровская,
перепечатано из MusicBox

Условия размещения рекламы на сайте