Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Jeff Beck

На протяжении всей своей 40 летней карьеры Jeff Beck проявлял уникальную способность делать музыку в полном соответствии с духом времени. Один из самых ярких представителей эпохи «Свингующего Лондона», и основоположник классики жанра, вполне комфортно чувствует себя в эру высоких музыкальных технологий. Его агрессивный стиль превосходно сочетается с конструктивизмом электронной музыки.

Сам Beck признается, что при всей увлеченности звуком и энергетикой современной танцевальной музыки, он не смог до конца отказаться от проверенного временем и привычного для него со времен Yardbirds формата живой группы.

«Я по-прежнему связан пуповиной с барабанами», - ухмыляется Beck, - «И я всегда считал, что танцевальную музыку должны приводить в движение сложные ритмы, а не одинокий парень, монотонно запускающий сэмпл басового барабана».

В процессе работы над новой концепцией Beck собрал впечатляющий концертный состав, в который вошли его давний соратник Tony Hymas на клавишах, виртуозная Jennifer Batten на MIDI гитаре, барабанщик Steve Alexander и бас-гитарист Randy Hope-Taylor.

«Идея заключалась в том, чтобы отправиться в небольшой клубный тур и обкатать в нем материал», - говорит Beck, - «После двух недель в Италии мы уже были готовы к записи». Но известный самокритичным отношением Beck не был полностью доволен результатом. «Когда я прослушал дома запись, я чуть было не решил завязать с гитарой. Я расчленил все дубли и приступил к хирургической операции. Я оставил все соло, барабанные партии и все, что удалось, из остального».

При помощи команды лучших программистов Британии Beck углубился в ProTools, где перекроил заново большинство композиций с альбома. Неповторимые партии Beck остались как есть в реальном времени, за исключением футуристической “THX 138”, в которой он семплировал и закольцевал свои риффы. Хотя кому-то это может показаться святотатством, Beck считает, что цель в данном случае оправдывает средства.

«Я думаю, люди и так знают, что я неплохо играю», - смеется он, - «А музыка иногда звучит более выразительно, если применить к ней технические трюки». Идентичность сэмплов в лупе имеет свою специфику звучания. Если сыграть это живьем, оно не будет звучать именно так. Это такой экспериментальный трек, со своим настроением. Он задает тон всему альбому, и это для меня очень важно»

Кибер-агрессия уравновешивается более лирической стороной творчества Beck.

“Angel - это музыка, в которую я влюбился сразу же как только Tony Hymas мне ее преподнес», - говорит Beck, - «Tony пишет с очень округлыми, мягкими синтезаторными звуками, поэтому я мог сфокусироваться на теме и внести в нее все, что хочу. В этой песне пальцевый стиль смотрелся не очень хорошо, поэтому я взял ботлнек и Telecaster. Так все звучало лиричнее».

Энергичную музыку Beck предпочитает играть на своем заслуженном Stratocaster Jeff Beck. Эта «рабочая лошадка» имеет прозвище Little Richard, потому что ее украшает написанный аршинными буквами автограф легенды рок-н-ролла. Кроме того, видно, что корпус полностью разваливался на две части, после чего был аккуратно склеен вновь.

«Я играю на одном и том же Stratocaster», - ухмыляется Beck, - «На всем альбоме только пара мест, где его нет. Это та гитара, которую я всегда беру в руки. Она полностью разбита. Она просто измочалена».

Stratocaster – это гитара, на которой Beck начал играть еще будучи подростоком. По сути именно Stratocaster стал причиной знакомства Beck со своим старым другом и братом по оружию Jimmy Page. Они познакомились еще подростками.

«Нас познакомила моя сестра», - вспоминает Beck, - «Они ходили в один колледж. Однажды она пришла домой и сказала, что в колледже есть парень с такой же смешной гитарой, как у меня. Я потребовал отвести меня к нему, потому что никто не то, что в моем квартале, во всем городе ничего не знал о Fender Stratocaster. Встретить Jimmy было все равно, что воссоединиться с потерянным братом. И с тех пор мы всегда в прекрасных отношениях».

В начале 60-х, Beck выступал на лондонской сцене с такими группами как Tridents, Nightsjift, Screaming Lord Sutch & The Savagers. На сцене оплота тусовки «модов» Eel Pie Island он одним из первых производил эксперименты с «заводкой» гитары.

«У меня был ужасный усилитель, который заводился моментально», - вспоминает он, - «Когда мы начали играть в больших залах, стоило прибавить громкости, как начинался визг. Все смотрят на меня, и я готов провалиться сквозь землю от позора. Поэтому приходилось выкручиваться и использовать этот вой в контексте песни так, чтобы все считали, что так задумано.

Вот где это все родилось, Eel Pie Island был инкубатором, где родились все эти трюки. Вырулить ленточное эхо так, чтобы оно играло само. Просто положить гитару на усилитель, чтобы она издавала все эти звуки, от которых люди сходили с ума. Так можно было бы закатывать соло на 20 минут. Как если бы ты от балды разбрызгивал краску по стене, а публика бы восхищалась шедевром».

Идеальным местом для гитарных авантюр Beck стали Yardbirds, где он занял освободившуюся после Eric Clapton вакансию. Место сначала предложили Jimi Page, но он отказался и предложил взамен кандидатуру Beck.

«Yardbirds дали мне возможность продолжить эксперименты», - говорит он, - «Мне давали наброски мелодий и позволяли делать с ними трюки, до которых я иначе, может быть, и не додумался. Все что мне было нужно – три мелодии, и понеслась».

Хотя Yardbirds выпустили ряд продуманных хитов, они также были пионерами в развернутых сценических инструментальных джемах. В какой-то степени атмосфера их феерических шоу передается на записях того времени “I’’m A Man” и “The Train Kept A Rollin’”

Beck выработал маниакальный стиль соло: спонтанные взрывы нот, внезапные нервные скачки вверх и вниз по всему грифу, этот наэлектризованный стиль отражал дух Свингующего Лондона.

В то же самое время Beck через микротоновые мелизмы вторгся на ту же индийскую территорию, которую начали осваивать The Beatles. Сингл “Heart Full Of Soul” с «индийским» гитарным риффом вышел даже на несколько недель раньше, чем саундтрек “Help”, на котором битлы впервые использовали ситар. Игра Beck в песне «Heart Full Of Soul” и последующем материала стимулировала развитие психоделического стиля 60-х.

«Мы наняли на запись настоящего индуса с ситаром», - вспоминает Beck про запись «Heart Full Of Soul”, - «Но он напрочь не мог играть в 4/4. Он творил чудеса, но не был в состоянии держать четкий ритм. Я попытался показать ему на гитаре что нужно. Получился тот самый рифф с «висящей» четвертой струной. И все решили, что именно это нам нужно. А индуса мы отправили восвояси».

В эпоху Yardbirds Beck на время забросил Stratocaster. Он попробовал несколько Telecaster пока не остановился на Fender Esquire, который подключал к двум VOX AC30. «Они были подключены последовательно и стояли на двух стульях, которые мы выпрашивали на площадке. Я предпочитаю не нагибаться, чтобы покрутить ручки».

Работа Beck в Yardbirds завершилась уникальным пятимесячным периодом, когда в группе играли он и Jimmy Page. Кто знает, к каким высотам привело бы такое сотрудничество, но тяготы гастролей сказались на здоровье Beck, и он покинул группу в 1966 году.

Впрочем, судьба была благосклонна к артисту, и в качестве лидера своей Jeff Beck Group он снискал популярность не меньшую, чем в Yardbirds. Супергруппа в которую входили будущие участники Faces Rod Stewart (в последствии также поп-звезда) и Ron Wood (в последствии бас-гитарист Rolling Stones). Со Jeff Beck Group наряду с Cream и Jimi Hendrix был пионером новой эстетики зарождающегося тяжелого рока. Дебютный альбом группы – “Truth” на целый год опередил новый проект друга-конкурента Page – Led Zeppelin.

«Это породило новую энергетику рока», - без лишней скромности признает Beck, - «Этот новый качовый ритм, который мы нашли. Я думаю, что если меня считать одним из изобретателей хэви-метал, этот альбом – эмбрион жанра».

Когда Jeff Beck Group в 1968 году выступали в нью-йоркском Fillmore East, их принимали как героев. Это был первый концерт Beck в Америке после Yardbirds. Само собой вся группа нервничала: «Rod даже не пел прямо в зал, он прятался где-то за занавесом. Мне даже пришлось сказать в середине выступления: «Все эти звуки издает человек, который находится в здании». В этот период другом Beck стал Jimi Hendrix. Jeff Beck Group постоянно играли в Steve Paul's Scene, и Hendrix часто присоединялся к группе на джем.

"Он выходил на сцену и полностью нас затмевал», - вспоминает Beck, - «Но это нас не беспокоило. Это было просто замечательно. А что касается Rod, в дуэли двух гитар ему уже не оставалось места. Клуб был забит под завязку каждый вечер"

Hendrix дал Beck несколько профессиональных советов. "На ранних работах, я играл на самых тонких струнах, какие только мог найти», - рассказывает Beck, - «На восьмерке. А Jimi посмотрел на них и сказал: «Нельзя играть на таких нитках, сними их немедленно». С тех пор толщина моих струн все постоянно увеличивалась. Сейчас я играю на комплекте 013, .017, .028, .038, .049. Я предпочитаю, чтобы первые три струны были потолще".

Кроме того, Hendrix возродил у Beck интерес к Stratocaster. «Я думаю, именно Jimi Hendrix с моей старой гитарой наперевес и его фантастическим звуком, заставил меня вернуться к Stratocaster». В начале 70-х годов он переключался между Stratocaster, Telecaster и Les Paul, в процессе работы с вторым составом Jeff Beck Group, разовым проектом с Stevie Wonder и недолго просуществовашей группе с барабанщиком Carmine Appice и басистом Tim Bogert. После чего снова утвердился на Stratocaster во время записи своего знаменитого альбома «Blow By Blow» в 1975 году.

"Я подумал, что хватит страдать фигней», - говорит он, - «Потому что все гитары вели себя по-разному. Я хотел полного комфорта».

На «Blow by Blow» и последовавшим за ним «Wired», Beck отдался страсти середины 70-х, привнеся в нее хорошую дозу рокерства. При помощи продюсера Beatles George Martin артист записал два своих самых популярных альбома».

"Очень многим нравится «Blow by Blow», потому что это сочетание упрощенного John McLaughlin с усложненным рок-н-роллом», - подводит черту Beck, - «Это был один из тех альбомов, что делаются на одном дыхании. Были отличные музыканты, рвущиеся в бой, и был отличный материал. За четыре дня мы записали все базовые треки. А затем понадобилось четыре года для всех наложений! George Martin определенно не знал, во что ввязался. Я просто пришел к нему с пленками. Он задумался, и сказал, что в этом что-то есть».

Beck открыл для себя гитариста John McLaughlin из Mahavishnu Orchestra, когда они играли на гребне популярности в Central Park. "Это меня буквально окрылило», - говорит он, - «Все настолько были вовлечены в музыку и любили ее. Для меня это было жизненно необходимо».

Сотрудничество Beck с профессором клавишных в Mahavjshnu Jan Hammer на «Wired» и последующих альбомах оказало огромное влияние на стиль гитариста. Он так великолепно переплетает свою игру с партиями Hammer на таких песнях с «Wired» как "Blue Wind" и "Led Boots", что иногда сложно понять, кто именно играет. Некоторые уникальные трюки Hammer с колесом высоты тона на аналоговом синтезаторе Moog, похоже отразились в собственном стиле использования рычага тремоло Beck.

Техника правой руки Beck крайне необычна. Он единственный законченный рокер, который предпочитает играть пальцами, а не медиатором. Его безумства с тремоло и тэповые флажолеты предвосхитили многие трюки шреда 80-х.

"Когда тремоло Stratocaster правильно настроено, я могу чувствовать баланс пружин», - говорит он, - «Есть правильный баланс, при котором я могу настроить тремоло так, чтобы иметь возможность тянуть рычагом вверх на целый тон. Если бридж слишком сильно наклонен вниз, что не будет достаточно отдачи, когда вы утапливаете рычаг. Поэтому для меня оптимальный вариант 75% хода вниз, 25% хода вверх».

В 80-е годы Beck активно участвовал во многих проектах. Он играл на альбомах Tina Turner, Diana Ross, Stanley Clarke, Honeydrippers и Mick Jagger, и многих других, а также ездил в тур с Jagger. Он играл на многих благотворительных фестивалях и записал три собственных альбома: «There and Back», «Flash» и «Jeff Becks Guitar Shop» с Terry Bozzio и Tony Hymas, получив в 1986 году Grammy за "Escape", песню с «Flash».

В 1989 году Beck совместно с Fender приступил к работе над моделью Jeff Beck Signature Stratocaster. «Я не понимаю, чего от меня хотят, когда просят усовершенствовать Fender», - сперва недоумевал он, - «Это все равно, что спросить, как усовершенствовать Ferrari. По-моему, парни, у вас и так все в порядке».

Однако, после некоторых раздумий Beck предложил несколько идей, проистекающих из особенностей его стиля. «Я попросил доработать седла», - говорит он, - «Потому что я часто делаю вибрато непосредственно ребром ладони по бриджу. И я постоянно обдирал руку до мяса о стандартные седла. Поэтому для меня их сделали более гладкими. Чтобы справиться с жесткой манерой бендов Beck, был придуман роликовый порожек. «Он предотвращает излишний дребезг струн», - поясняет Beck, - «и улучшает интонирование».

За годы на сцене Beck перепробовал множество усилителей, нередко со стеной кабинетов, но во время его легендарного совместного тура с Stevie Ray Vaughan в 1989 году,"The Fire and the Fury", он пошел другим путем.

"У меня была пара Fender Twin и все. Stevie не мог в это поверить, у него самого была гора из 15 разных усилителей, примотанных к платформе на роликах. В конце каждого сета мы менялись группами. Я выходил играть с его парнями, он выходил играть с моими. Громкость его усилителей была невероятной. И каждый раз он говорил мне: «Знаешь, я говорю своим техникам, что хочу собрать комплект как у тебя». А я отвечал: «А я говорю своим, что хочу твой». При хорошем звукорежиссере и мощном звукоусилении нет необходимости в большой громкости усилителей на сцене. Но он звучал здорово. Он был из тех немногих гитаристов, которые звучат очень громко, но при этом не оглушают. Еще один замечательный человек он нас ушел. Это так несправедливо».

В 90-х годах Beck нашел еще несколько направлений для самовыражения своего беспокойного таланта. Он написал музыку для австралийского телесериала Frankie’s House. Он присоединился к лондонским энтузиастам рокабилли The Big Town Playboys и записал с ними в 1993 году трибьют одному из своих первых кумиров Gene Vincent и его группе Blue Caps.

Именно фото Gene Vincent со Stratocaster в руках подвигло Beck на приобретение такого же. И именно вышедшие из катнри герои рок-н-ролла такие как Carl Perkins, и гитаристы Blue Caps Cliff Gallup и Johnny Meeks повлияли на решение Beck играть пальцами, а не медиатором.

«Мое звукоизвлечение заложено тогда», - говорит он, - «когда я учился тому как Chet Atkins играет басовую линию и мелодию одновременно. Но для меня было ударом узнать, что Chet и все парни 50-х использовали «когти». Скорее всего, не удастся добиться такой же четкости и звонкости без «когтей». Поэтому для трибьюта Blue Caps мне пришлось учиться ими играть. Это было ужасно. Они спадали и рассыпались по всему полу».

После завершения работы над Crazy Legs Beck снова вернулся к тому, что у него получается лучше всего – делать актуальную гитарную музыку, созвучную времени, но при этом полностью в своем стиле.

«Хотя я обожаю рокабилли», - говорит он, - «Я не думаю, что имело смысл двигать этот проект дальше. Поезд ушел. Невозможно прогрессировать, оглядываясь так далеко назад».

Fender Frontline 1999
перевод - Авдуевский Александр