Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Jason Becker

Если ты хоть немного врубаешься в рокенрол, то ты наверняка смотрел популярную передачу Behind the Music по каналу VH1.

Все абсолютно - от сложных взаимоотношений Julian Lennon со своим отцом, и до преждевременной кончины Phil Lynott из Thin Lizzy - шоу задокументировало все известные драмы за кулисами рок музыки.

Но, пожалуй, есть одна история, которую вы не увидите по телевизору, но она является одной из самых выдающихся - это история гитариста-шредера Jason Becker.

У Becker никогда не было платиновых альбомов, его фотографии никогда не печатали в попсовых музыкальных журналах, ему даже не приходилось выбрасывать телевизор из окна отеля.

Но возвращаясь к тем дням, когда он еще мог держать гитару - Becker был просто монстром.

Он сделал себе имя среди всех остальных шредеров в течение восьмидесятых, когда играть быстро, чтобы искры сыпались от грифа, было все еще круто.

Будучи еще тинейджером, Becker (работая с будущим гитаристом Megadeth, Marty Friedman) записал четыре жестоких неоклассических альбома для лейбла Mike Varney, Shrapnel Records, навсегда заняв место в зале славы шреда.

К своему двадцатому дню рождения Becker занял место гитариста в команде David Lee Roth - лакомый кусочек для любого музыканта. Имея в виду, что двумя предыдущими гитаристами, с которыми работал Dave, были потрясающие Eddie Van Halen и Steve Vai, это было очень престижное место для шредера.

Для Becker это было мечтой всей его жизни с того момента, как он взял в руки гитару в 12 лет, причем сбывшейся мечтой. К сожаленью, как только Becker решил стать главным щрэд-героем в мире, его гитарной карьере пришлось неожиданно прекратиться.

Неделю спустя начала своей работы с Roth, Becker был поставлен диагноз боковой амиотрофический склероз (ALS) - больше известная как болезнь Лу Герига - неизлечимое заболевание, разрушающее часть нервной системы, отвечающую за движение. Двигательные нервы умирают - и пациент постепенно теряет возможность двигаться. Мозг тем не менее остается совершенно здоровым и люди оказываются запертыми в клетке собственного тела.

"В 1989 мои доктора сказали мне, что я вероятно умру через 3 или 5 лет" - говорит Becker, которому сейчас уже 30 лет и он довольно-таки живой. Привязанный к инвалидному креслу, он питается и дышит через трубочку, получая заботу и поддержку от своей семьи и друзей. Хотя ALS лишила его не только движения, но и речи, Becker все-таки может общаться с помощью специальной системы, улавливающей движения глаз, разработанной его отцом, Gary Becker. Удивительно, но дух Jason Becker остается настолько позитивным и полным жизни, как никогда ранее.

Как и легенда американского бейсбола Lou Gehrig, который едко обозвал себя "самым удачливым человеком на Земле", когда ALS поразила его, Becker считает себя довольно счастливым. "Я верю, что меня излечат" - писал он на вкладыше к альбому 1995 года Perspective (Shrapnel), "но если этого не случится, то значит пусть будет так. Даже с этой болезнью я в какой-то степени счастливчик. Я окружен друзьями, теми, кого я люблю, кто никогда не дает мне забыть о внутреннем огне, надежде и вере. Многим людям с физическими недостатками недоступна такая роскошь."

Написанный уже после того, как Becker потерял возможность двигаться, Perspective является завещанием его неукротимого борющегося духа и настроя оставаться таким же креативным и продуктивным музыкантом. Не имея возможности играть на гитаре, Becker с огромным усердием написал альбом на компьютере Macintosh, используя синтезатор и программу Vision.

Теперь у Becker есть новый альбом, The Raspberry Jams (Shrapnel). Первый из трех частей невыпущенных домашних демок, записанных, когда он еще мог играть, The Raspberry Jams представляет собой гитарные выступления, демонстрирующие страстные неоклассические и искусные блюзовые запилы.

Becker также планирует выпустить видеошколу и написать книгу, он работает с компьютером, который может читать движения его глаз, чтобы давать ему возможность записывать музыку, которую он слышит в голове. Также надо упомянуть, что Warner Bros. собирается второй раз выпустить Perspective, на котором Eddie Van Halen будет исполнять одну из композиций Becker.

В то время как все еще не существует эффективного метода лечения ALS, ученым недавно удалось совершить прогресс в изучении причин этого заболевания. Возможной причиной является вирус. Эти новости заставляют Jason Becker еще сильнее поверить в то, что его вылечат.

Guitar World недавно удалось пообщаться с Becker: мы послали ему письмо и он промигал ответы матери, Pat Becker. Вот, что он сказал нам:

GUITAR WORLD: Имея в виду ваше состояние, насколько сложно было скомпилировать The Raspberry Jams?

JASON BECKER: Ну, как вы знаете, у меня ALS, и я не могу полноценно двигаться. Я могу брыкаться, напрягаться, есть пюрэ-видную пищу, двигать большим пальцем левой руки, строить рожи, разговаривать с помощью моргания довольно быстро, с сексуальными функциями у меня все в порядке, я чувствую все свое тело. У меня есть специальная трубка для дыхания и трубка в животе для питья и глотания всяких витаминов и других фишек для здоровья.

Mike Varney однажды сказал мне, что хорошо бы было сделать что-то подобное, это было довольно легко. Работа началась примерно когда я заканчивал написание Perspective. У меня было так много демозаписей на кассетах, что я попросил своего друга Mike Bemesderfer записать их на CD, потому что я не хотел, чтобы они потерялись или испортились.

И мой брат Ehren и отец Gary кропотливо следовали моим указаниям как правильно микшировать, переделывали все из 4-х и 8-ми дорожечных записей и DAT. Потом Mike B. записал это все на где-то 10 дисков. Я назвал их все что-то типа "фруктовый джем".

И где-то год назад моя мама Pat прослушала их и убедила меня, что мне надо их выпустить. Потом началось веселье, которое на самом деле не было сильно приятным, потому что пришлось напрячь моих родителей, мою девушку Marilyn, мою подругу/бывшую девувшку Serrana. Они все хотели мне помочь и умели читать по моим глазам довольно быстро. Я выбирал песни, которые как мне казалось подходили лучше всего для этого CD, придумывал для них названия, получил одобрение от Mike Varney (его исправлением было поставить "Vocal Silliness" самым последним треком), потом Mike B. все смикшировал и подчистил.

Ross Pelton (фотограф) дал мне все мои фотки, которые он снимал, и я мог спокойно придумать оформление. Это все было довольно просто, только лишь времени заняло многовато из-за моей болезни. Я выбрал слово "raspberry" (малиновый) для названия, потому что это мое любимое варенье.

GUITAR WORLD: По каким критериям вы выбирали какие треки войдут в The Raspberry Jams, а какие нет?

JASON BECKER: Ну, Mike Varney хотелось самого лучшего, но я также хотел чтобы все было "слушабельно". Я знал, что Mike не хотел там видеть песни, которые были выпущены до этого, слишком много чужих песен или песен, которые я записывал с кем-то еще. Плюс к этому, я хотел побольше разнообразия. Вот, все эти критерии были использованы месте взятыми.

GUITAR WORLD: Для многих людей вы известны в основном как метальный гитарист, но The Raspberry Jams ясно дают представление о глубине вашей игры и о многообразии ее стилей - особенно это блюз. Какие гитаристы и какая музыка повлияла на вас больше всего?

JASON BECKER: Даже когда я впервые взял гитару в руки, в пять лет, я уже был открыт к любой музыке. Я попытаюсь рассказать коротко о тех, кто повлиял на меня больше всего.

Когда мне было пять лет, мой дядя Ron начал учить меня блюзу и джемовал с мной. Мой отец Gary учил меня классической гитаре и песням Bob Dylan. Я даже играл на губной гармошке и пел. Итак, в начальных классах самыми крутыми чуваками для меня были Bob Dylan и его команда, Andres Segovia, Christopher Parkening, Fernando Sor, Eric Clapton, Paul Simon, Randy Newman и Willie Nelson.

Потом я стал интересовать самой экстремальной гитарной музыкой, которую мог найти, поэтому когда я стал постарше, я учился играть и играл вместе с записями Derek and the Dominos, много Jeff Beck, Jimi Hendrix, Roy Buchanan, Stevie Ray Vaughan, и Steve Morse band.

Также начал учить Bach, Mozart и Vivaldi. В старших классах мой дедушка Wayne сказал, что я уже круто играю, но он все никак не мог дождаться, когда же я напишу что-нибудь свое. И я начал писать музыку и записываться.

Я стал слушать Van Halen и Yngwie и начал врубаться в Stravinsky, Debussy, B.B. King, Allan Holdsworth ну еще в кучу всего, что мог найти. У меня был прекрасный гитарный учитель Dave Creamer, он когда-то играл с Miles Davis.

Перед тем как я услышал о Yngwie, один 14-ти летний парень дал мне запись гитарного соло Yngwie, но оно было убыстрено. Этот чувак сказал мне, что это он сам играет. Мне самому было 14 и я был просто поражен. То есть я думал, то до этого просто занимался какой-то чепухой. Потом я решил, что я должен научиться играть также. И я выучил все это долбаное убыстренное соло. Потом, когда я узнал, что это играл вовсе не тот парень и услышал соло на нормальной скорости, наступило облегчение.

Потом пришел Marty Friedman и моя игра и воображение улучшились на 200%

Разговоры с ним, джемы и написание музыки научили меня очень многому. Самая прелесть была в том, что в результате этого я выработал собственный стиль, а не стал клоном Marty. Мы постоянно соревновались с ним и это подталкивало нас на отыскание чего-то нового. Казалось, что мы были просто неистощимы.

Если мы уставали, то мы могли обратиться к современной неоклассике или зарубежной музыке, всего одна фраза могла нас подвигнуть написать целую песню или даже больше.

Наш тогдашний ударник Atma Anur учил нас всяким полиритмичным фишкам. Также наверное на меня повлияли мои друзья: Michael Lee Firkins, Richie Kotzen и Greg Howe.

То есть меня учили песни, и каждая из них улучшала мой стиль. У Steve Vai также есть интересные вещи. Потом я попал в команду David Lee Roth. Он сам и его группа очень сильно повлияли на меня. Steve Hunter разбудил во мне страсть к блюзу и показал мне несколько джазовых аккордов. Все эти люди учили меня на примерах.

Также душевность, драматичность и волшебство музыки из старых диснеевских мультиков (особенно Пиннокио) и из многих фильмов вдохновляла меня. Мне нравится, что музыка может выжать любое чувство, любую эмоцию из человека. Это особенно видно на Perspective, но и моя игра тоже этим пропитана. Сейчас я копаюсь в фанке и индийской музыке.

GUITAR WORLD: На The Raspberry Jams есть куча ошеломляющих моментов. От многих из гитарных соло просто дух захватывает, они показывают высочайший уровень скорости и точности, в то же время звучат поразительно человечно. Вы прорабатывали их заранее или они были сочинены на ходу? И как вам удалось добиться такой точности в игре, и в то же время развязности?

JASON BECKER: Чувак, это очень добрые слова. Спасибо. Я бы сказал, что где-то половина соло была продумана заранее, а половина сымпровизирована. Когда я говорю "продумана заранее" я имею в виду, что я люблю написать что-то, потом разучить до того момента, пока остается еще чуть чуть - и будет вообще идеально. Это оставляет возможность для совершения прекрасных ошибок, которые находятся на гране человеческого восприятия. Я очень рад, что вы заметили это.

Я думаю, что я играю четко, потому что это одна из вещей, над которой я работал. Поэтому пусть это были и простые демки, которые я не собирался нигде использовать, но четкость и точность были как само собой разумеющееся, то, о чем я и не думал во время записи.

GUITAR WORLD: Какое было основное оборудование, которое вы использовали на The Raspberry Jams?

JASON BECKER: Гитары я использовал такие: Hurricane, Carvin, Peavey, Fender, Ibanez и классическая Yamaha.

В качестве усиления были Fender M-80, 100-ваттный Marshall, 100-ваттный Carvin или преамп ADA. Иногда я просто втыкался напрямую в четырехдорожечник.

С Marshall или Carvin я обычно еще использовал одну из этих маленьких желтых педалек Boss Super OverDrive. С остальным я обычно использовал Alesis Quadraverb.

20 песен я записал на четырехдорожечный магнитоофон Tascam, для остальных песен был такой же, но восьмидорожечный.

GUITAR WORLD: Расскажите нам немного про ваши будущие проекты, особенно про ре-релиз Perspective и про ваше сотрудничество с Eddie Van Halen. Eddie ведь очень сильно вас поддерживал, так?

JASON BECKER: Впервые я встретил Eddie в сентябре 1996, как раз за несколько месяцев до того, как я получил эту трубку для дыхания, поэтому мне было очень сложно дышать. Кто-то спросил его, будет ли он сниматься вместе со мной для программы на Jerry Lewis MDA. Он согласился, но если бы все это происходило у меня дома.

Он пришел, дал мне одну из своих гитар, мы немного поджемовали, поговорили о Perspective и о паре фраз из A Little Ain't Enough (сольный альбом Dave Lee Roth, 1991). Мы снялись на моем заднем дворе. Он тогда был очень человечным и потрясающее понимающим. Он по-настоящему представил каково было мне, часто меня обнимал и целовал.

Он обещал мне, что Perspective выйдет на Warner Bros. и сдержал слово. После этого мы не теряли связь, и он делал все, что только можно представить, для семьи с ALS.

То, над чем мы работаем с ним сейчас, это выбор моей песни, которую он сыграет для ре-релиза Perspective. Я дал ему песню, довольно мягкую, но драматичную, он сможет в ней блеснуть. Она ему понравилась, но он хочет взять самую коммерческую мою песню, чтобы мы смогли заработать денег, это определенно хорошая идея.

Еще один проект, по поводу которого я беспокоюсь, это видеошкола. Чувак, Arlen Roth (блюзовый гитарист) такой клевый. Он хочет сделать офигенное видео. У меня уже есть часовое видео, выпущенное в Японии. Мы могли бы добавить туда кое-чего. Там будет много всего, прошлые мои вещи, будут всякие веселости с тех времен, когда я был в старших классах, также записи с живых выступлений в Японии.

Также в этом году я намерен закончить свою автобиографию, и наверное мы с Shrapnel еще чего-нибудь выпустим.

GUITAR WORLD: Расскажите пожалуйста про технологию Quick Glance и о том, как она помогает вам продолжать делать музыку?

JASON BECKER: Quick Glance - это компьютерная программа, также в ее комплекте есть камера и два глазных сенсора, прикрепленные к монитору компьютера. Ты используешь свои глаза как мышку. Курсор перемещается туда, куда ты смотришь. Если ты останавливаешься или моргаешь, происходит клик. Получается, что в идеале я могу использовать то же программное обеспечение и клевые семплы, что и при работе над Perspective, только на это все теперь уходит больше времени, потому что тогда я мог немного шевелить правой рукой. Это было довольно сложно, потому что получалось достаточно неаккуратно. Я не могу погрузиться в такой утомительный проект, не зная, как это все работает. Постоянное присутствие за компьютером - это наверное единственное, что черпает у меня энергию. Но может быть когда-нибудь... может быть.

GUITAR WORLD: Хотя вы пережили множество трудностей, вам удалось остаться позитивно мыслящим, жизнерадостным человеком. Что является главным источником вашего вдохновения?

JASON BECKER: Ну, "любовь" это идеальный ответ, но он довольно расплывчатый. Я окружен столькими людьми, которые не боятся показывать свою любовь, мы вместе веселимся. Никогда не бывает слишком грустно, обычно все хорошо. Не поймите меня неправильно, у меня куча работы, но ведь людям всегда нравится позависать. Я думаю, что если бы я постоянно плакал по поводу того, что я не могу играть на гитаре, кататься на велосипеде, играть в баскетбол, мыть свою задницу или рот или обнять кого-нибудь, людям бы было очень грустно. У меня бывают небольшие моменты, когда мне нечего делать, но что-то всегда наполняет мою жизнь. И это не только душевная и в то же время сексуальная и любящая подружка.

Бог - источник моего вдохновения и силы. Гуру - это бесценный человек. Многих людей отталкивает слово "гуру", и я конечно не могу винить их. Пожалуйста не думайте, что я сейчас начну проповедь. Я лишь человек, нашедший мир. Мой гуру это Amma, Mata Amritanandamayi. Она жива. Она тратит от 10 до 20-ти часов в день обнимая и принимая каждого нуждающегося человека. Одно ее объятие растопит душу любого. Ее цель давать каждому человеку все, что возможно.

Короче, медитируя и молясь, будучи окруженным миром и любовью - как можно скучать? И это не просто время препровождения для какого-то калеки! Часто когда я медитирую или когда закрываю свое сознание от времени, ко мне приходят целые симфонии. Если бы у меня было здоровое тело, то я, да и вообще любой человек на моем месте, смог бы легко стать таким как Mozart, Spielberg, Einstein или Marty Friedman.

GUITAR WORLD: Вы можете доложить нам о состоянии вашего здоровья сейчас?

JASON BECKER: До того, как у меня появилась эта трубка в 1997, я был просто скелетом. Сейчас я чувствую себя довольно хорошо. Я спокоен и расслаблен. Я набрал много веса и у меня возобновили работу три маленьких мускула. Каждому человеку с ALS, особенно на ранних стадиях, я бы посоветовал посетить мой сайт www.jasonbecker.com, потому что доктора говорят, что после того, как ALS что-то забрало у тебя, то ничего уже не восстановить, тебе будет лишь становиться хуже и ты умрешь. Мне стало лучше за три года, когда я прошел пару курсов лечения. Я верю, что можно по-крайней мере остановить прогрессирование ALS. Интересная штука - я наверное самый здоровый из всех, кто меня окружает. Каждый может заразиться гриппом, н отолько не я, потому что я употребляю много чеснока и воды. Я чувствую себя довольно хорошо, но моя мама не хочет, чтобы все думали что ALS это так круто. То есть я хочу сказать, что это полный отстой. Это очень тяжелая работа 24 часа в день, 7 дней в неделю. Особенно когда родители на пределе и заботятся о каждом аспекте твоей жизни. Тяжело? Определенно. Но, забыв про это, жизнь - офигительна

Guitar World, апрель, 2000
перевод - Сергей Озерников