Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
MAY LIAN

…Гитарный мудрец и гитарный философ - еще до встречи с ним мне казалось, он знает все, способен не только научить и показать путь - но и объяснить, что, как и с какой целью делать дальше - препятствий для него, похоже, не существует.

Многие к этому идут всю жизнь (сознательную часть жизни - ту, что с инструментом в руках), многие, осознав, что это не так - перестают играть навсегда, Он берет к себе в ученики только тех, кто знает, что его судьба - быть гитаристом.

…Слово на бумаге просто не может передать его эмоций, пауз, пронзительных взглядов, которыми он прерывает свое повествование, и живой звуковой имитации - простукивания ритмов по столу и собственным коленям.

Сначала несколько стандартных вопросов… В каком возрасте тебе попала в руки гитара, был ли это осознанный выбор.

(перебивает) …вообще-то в 3 года. А если осознанно - то в 9 лет… А в три года я просто бренчал, а все - удивлялись. Ритмический рисунок, все дела, правда, без аккордов, но я брякал, и все в этом узнавали ту или иную песню…

А с 9 лет начал учиться в школе, сам, с преподавателем, или?

Я поступил в музыкальную школу.. Соответствено, не зная, зачем я туда пошел, на аккордеон. Я туда поступил, и сразу дома мне были оказаны соответствующие привелегии - спросили "что ты хочешь, сынок?" я сказал: "гитару хочу", правда, мне ее не купили, это произошло позже… Вообще, в те времена, это был 70 какой-то год, такой информации вообще не было, - о том, как играть, например, аккордами… и все нужно было самому чуть ли не выстраивать . И если попадались какие-то аккорды в виде таблатур, это считалось великим счастьем. Однако, на моей практике ничего такого не попадалось, приходилось обычно чуть ли не покупать, не выменивать, например, за один аккорд можно было отдать альбом марок… Т.е. ко всему к этому долго приходилось идти. И если сейчас, допустим, приходит человек, он ничего не умеет и говорит "хочу научиться играть на гитаре", платит какие-то деньги. А уходя - он знает практически все. Просто я говорю ему, над чем ему нужно работать. Это раньше, занимаясь с 9 примерно до 14 лет, я кое как, с горем пополам, сыграл соло из "Отеля Калифорния". Просто 5 лет на это потратил, в то же время я подбирал , например, Highway Star, и так далее… А на самом деле, никто из других, кто был рядом, практически этого сделать не мог. Объясняю почему - потому что так получилось, что слух у меня был настолько хороший, … что в музыкальную школу я, честно говоря, уже не ходил. Я бросил музыкальную школу.

По каким соображениям?

Бросил просто потому ,что во втором классе я получил программу 4-го класса, а в третьем классе - мне вообще давали программу пятого класса. И настолько были там все шокированы происходящим, а для моего сознания это был полный примитивизм, я не понимал, а чего это они, собственно, так удивляются? И я решил - не терять даром времени и все это оставить. Пришел директор музыкальной школы к моей маме и сказал "за всю историю существования нашей музыкальной школы он у нас первый такой ученик, мы на него возлагали большие надежды….."

Итак, ты оставил музыкальную школу…

Да, ведь благодаря музыкальному слуху у меня совершенно не было проблем с тем, чтобы что-то там подобрать на любом инструменте. Я ведь пытался на всем играть сразу, что попадалось под руки.. На самом деле тоже было очень тяжело. Я долго очень не понимал, что значит "импровизировать"..

… этому никогда и не учили в музыкальных школах.

Ну, конечно! Был тяжело. И потом - шаг за шагом, все это шло-шло-шло. Получилось, что мне для того чтобы играть так, как сегодня можно научиться за 2,5 года, ну, может, за 3, тогда приходилось, можно было учиться лет 10, наверное. Собственно, все очень просто.

А дальше как складывалось твое музыкальное образование?

Образование? Собственно, музыкального образования я больше нигде не получал. Я нигде не учился, и все это…. Короче, я - самоучка. Если так разобраться, взять, например, музыкальную школу - я знаю терминологию всю, однако, но по большому счету, если углубляться в музыку, то я уже (выдерживает паузу)… Хотя меня пригласили в Гнесинское училище преподавать. Это исключительный случай, я думаю - первый и последний в их практике.

Что ты преподавал в Гнесинке?

Гитару, специальность и ансамбль. Я до сих пор преподаю исключительно только специальность, т.е. то, что касается гармоний, сольфеджио и всех этих вещей, - это уже не ко мне, я считаю, что один педагог не должен всего давать. Каждый должен отвечать за "свою" дисциплину. Я отвечаю - за специальность. Если понадобится, например, сольфеджио - то я без вопросов, конечно, смогу это преподавать. Я просто не хочу этого делать.

Ты известен в большей степени как педагог, нежели как исполнитель…

Не скажи…. Начнем с того, что с определенных пор не стал предпринимать ничего в творчестве… До определенных пор я занимался творчеством, где-то до 97, 98 года, а потом как бы все это ушло на второй план. Почему? Очень все просто. Дело все в том, что у нас творчеством занимаются, я могу сейчас так сказать, 90%, наверное, гитаристов, - москвичи. А не-москвичи - они заниматься творчеством практически не могут. Есть масса гитаристов, которые - не москвичи и на самом деле.. да абсолютно я уверен, что я могу представить этих людей и всем станет плохо от того, что они вообще играют на гитарах. Эти люди действительно играют как боги. Но вы их даже не знаете, никто их не знает .

У каждого ведь - свои проблемы… Поэтому творчество - это такая вещь. Спонсировать - никто не спонсирует, да я уже по большому счету разобрался, что, если бы даже и спонсировали - я бы отказался. Меня никакое спонсирование - не устраивает. Тут никакие подарки я не принимаю. У меня такой закон в жизни - ни у кого ничего не брать. Вот и все. Существуют разные люди - кто-то руки протягивает: "Дайте", а кто-то со своими убеждениями не имеет права этого делать - просить. Вот такие вот вещи… Творчество…И дело не в том, что я - не хочу. Я - может быть и хочу ,но… Да, у меня есть свободное время. Вы будете смеяться очень долго. Мне уже 40 лет, но в свое свободное время я предпочитаю играть в "старкрафт". Я скажу, почему. Потому что я преподаю.. вот сейчас уже ко мне подойдут ученики (на часах 15-00) примерно с трех часов до 12, до часу ночи. Ночью - в интернет - и тут весь мир… Тогда и начинаешь просто играть. Это - расслабляет. Если этим не заниматься - то крыша может поехать.. А музыкой заниматься - не хочется. За день так наслушаешься, что этого уже достаточно. И соответственно весь этот день ты сам постоянно играешь на гитаре, ты играешь-играешь-играешь, показываешь, тебе - играют, все это и слушаешь, и исполняешь, а потом уже - не хочется. Все. Поэтому гитаристы многие - они как? Они предпочитают либо заниматься аранжировками, либо учить, в частности - учу народ и я…

По каким критериям ты подбираешь себе учеников?

Знаешь, для меня самый главный критерий - это ритмический слух. Допустим, если человек пришел ко мне, что-нибудь сразу на гитаре сыграл, и я узнаю в этом какую-то вещь, я уже понимаю, что ритмический слух у него есть и он что-то может - без вопросов, я сразу беру этого человека. Если он вообще ничего не играет, то хотя бы если он мне простучит "Спартак" - то этого достаточно. Это означает, что ритмика у него уже есть. Очевидно, что для музыкальных училищ и музыкальных заведений разного типа этого недостаточно. Там существует конкурс, и так далее. Но ведь у меня тоже существует отбор, потому что людей очень много и я не успеваю, не могу всех принять все равно. Но во-первых я задаю сразу вопрос: насколько это Нужно, т.е. какая цель преследуется. Если он говорит "просто научиться играть" - иди, да научись у кого-нибудь. За банку пива тебя научат. Не стоит тратить таких денег, чтобы просто научиться играть, понимаешь? Проще за два месяца пойти курсы какие-нибудь закончить -и ты уже будешь играть. А если действительно Цель…

И какая цель для тебя является аргументом?

Если человек действительно хочет стать профессиональным музыкантом. И все. Для меня этого достаточно. Некоторые вот говорят "да я так, для себя, под бутылку водки сыграть песню…" Этого - НЕ достаточно. Это даже оскорбительно. Люди есть, которые возвращаются к музыке. И я чувствую, что они возвращаются к музыке только лишь потому, что какое-то время занимались каким-то другим делом, бизнесом, например, а теперь вот хотят вернуться - тоже рассматривается вопрос: для чего. И есть такие у меня ребята - им уже по 30 лет, за 30 лет даже, и чувствуется, что у них есть потенциал, ну мало ли - может человек в 40 лет выйдет на профессиональную сцену. Ничто не мешает, я думаю. Они сейчас и готовятся к этому. Я не буду говорить, где они работают - вплоть до чуть ли не правительства Москвы.

Имеет ли для тебя значение стилистическая направленность твоих учеников, если они уже играли и играют до обучения у тебя?

Это для меня абсолютно значения не имеет. Например, у меня сейчас учиться стал один парень, на акустике - фламенко у него в планах. Но я-то учу людей Играть, в основном, - нужно поднять человеку технику на абсолютный уровень.

Что есть абсолютный уровень?

Технически чтобы он мог исполнить чуть не любое произведение.

Существует ли какой-нибудь набор произведений, котрые ты считаешь "тестовыми"?

Да, абсолютно точно. Может быть, там нет "Полета шмеля", но там есть масса других вещей, это в основном мои вещи. Я очень мало пользуюсь чужим материалом - в этом отношении, наверное, какие-то амбиции срабатывают - я не знаю, но я считаю правильным - делать все так. На сегодняшний день так получилось, что меня мои вещи узнают очень многие гитаристы во всем мире. Только то, что я поучаствовал в Tribute to Jason Becker, было для них шоком, что есть России человек, который Так играет. И поэтому, если вы наберете в любом поисковике имя Мэй Лиан, в альтависте, скажем - сразу выкинется куча информации обо мне по всему миру. Я не говорю, что этого нет у других персонажей-гитаристов - если есть - хорошо. Но в данном случае я говорю, что это есть у меня, а если это есть у меня, то я должен представлять из себя какую-то личность во всех отношениях. И я не думаю, что если Steve Vai себе возьмет ученика, он будет преподавать кроме своих произведений и классики еще что-либо вообще. Безусловно, существуют какие-то "азы", но, в основном, если речь идет о произведениях гитарных, то либо это будет какое-то общеизвестное классическое произведение в его переложении, либо исключительно его произведения. Естественно, существуют какие-то моменты эпизодические, - "вот пример из этой песни, а вот пример - из этой", в одном случае - это, например, Extreme, в другом случае - Rolling Stones, ну и какие-то такие общепринятые каноны…

Встречался ли тебе человек, с которым тебе пришлось очень мало заниматься - который смог достичь этого "абсолютного уровня" за максимально короткое время?

Да, встречался. Был у меня ученик, которого я учил на протяжении 7 месяцев. Он пришел ко мне и сказал, что не знает, как держать гитару. Я не видел, чтобы он что-то играл до этого- в том-то и дело, что именно "с нуля". 7 месяцев - и этот человек фактически играл все, что играю я. Может быть, он не умел импровизировать, но он мог подбирать, он прекрасно представлял себе, что такое импровизация, но сочинять он пусть даже плохо, косо, криво - не мог, но технически, по крайней мере, у него была полная подготовка. Но существуют тут некоторые моменты. Например, такие - что кому позволительно. Вот ему было позволительно, будем так говорить, взять из сейфа пачку денег - и времени - год. То есть папа ему сказал - через год, если из тебя ничего не получится - пойдешь в армию. Этот парнишка через год поступил в институт, мало того, в этот год он за 7 месяцев закончил учиться у меня. Потом я разговаривал случайно с его мамой по телефону и я узнал, что он занимается порядко 13-14 часов в сутки. И мне стало все понятно - естественно, что за такое время можно достичь очень больших результатов. Но у него была возможность. Его никто не гнал никуда на работу. Ему дали свободного такого "год тебе времени, что хочешь - делай". Если есть воля и усидчивость, конечно, не без таланта - это естественно, что не каждого научишь за 7 месяцев играть с нуля. Есть разное управление (такое понятие как "управление собой") - нужно правильно задавать себе определенные задачи, это зависит и от того, какие участки мозга у того или иного индивидуума развиты, как он воспринимает все и может делать те или иные вещи. А есть такие, которые по 3 года одну фразу сыграть не могут - и ничего не получается. Ты ему руки так ставишь, так - и все правильно, но… конечно, "3 года" - это я сочиняю… Конечно, было бы желание… и чуть-чуть таланта и способности.

В каком процентном соотношении нужно обладать желанием, талантом и способностями, чтобы играть?

Я не знаю. Таланта нужно совершенно немного, ну, 2%. Талант - он - не главное. Все делает у человека… его задница - насколько он может сидеть и заниматься, Высидеть то, чего он хочет достичь. И есть очень много людей, которые только за счет этого достигают больших результатов. Они сами про себя говорят: "я - бездарь, я неспособен, но засчет труда я достиг того, чего достиг." Это ж абсолютно элементарно - вот сейчас сесть, допустим мне - я считаю, что я смогу за 2-3 дня абсолютно любое произведение, если задамся целью. Все зависит от того…

Насколько оно надо?

Насколько оно надо! Вот! Зачем? Зачем мне нужно тратить на это время? Вот так же я не трачу время на какие-то чужие произведения. Я не понимаю людей, которые вот год играют, два играют, пять играют - и вот он, наконец, сыграл. Чужое произведение через 5 лет сыграл - и успокоился. Есть риск, что успокоился уже надолго. Потому что он только через 5 лет поймет, что он занимался никчемной работой. Это мое мнение. Я пишу свои вещи и мне этого достаточно. Что-то, где-то, как-то… на кого-то смотреть ,что-то снимать фрагментами - это можно, конечно, для того, чтобы … до чего-то ты не дошел, и тут - раз, увидел, взял себе - и из этого что-то другое соорудил, да - можно так. А полностью заниматься кем-то, фанатеть - нет, это неправильно. У нас есть ведь один Steve Vai - зачем нам второй? Есть вон Van Halen - зачем же второй? Послушай лучше Van Halen и все будет замечательно.

Срок обучения человеку ты определяешь сам и сразу?

Нет, просто максимально я учу 2,5 года. Больше я не учу. А минимальный срок - я уже сказал.

И вне зависимости от того, на какой ступени человек остановился через эти 2,5 года..

(перебивает) не было случаев. Просто за 2,5 года можно научить кого угодно играть на гитаре, т.е. в техническом плане, что бы человек полностью понимал, что он делает. По крайней мере, через 2,5 года уж если он чего-то не умеет (возможно, он через 2,5 года и не сыграет того, что, возможно, хотелось бы от него услышать - именно с той чистотой, кристальностью), но через 2,5 года он 100% уже будет готов к тому, чтобы работать самому и знать, в каком направлении ему нужно работать. Потому что человек, который этого не знает, он потратит 10 лет, играя какую-нибудь ерунду и с этого ничего не получая. Но это ведь не то, что делать уроки. Мне в детстве так казалось, что я уже умею все, потому что у меня просто не было информации, что делать дальше. Возможно, у меня как у педагога нет информации -что же дальше преподавать - в техническом плане, очень возможно, я же не говорю, что я умею абсолютно все. Но я не лезу в дебри, т.е. я не лезу в другую технику, которая меня не касается, допустим, та же самая техника Малолетова, я же не играю на аккустике, и русская музыка - это не мое… Я вообще восточный человек.

Ты сказал, что "может быть человек не сыграет то, что от него хотелось бы услышать". От каждого из твоих учеников ты хотел бы услышать что-то индивидуальное, или твои критерии - они единые для всех?

Существует прежде всего правильная постановка рук, при этой постановке человек оптимально должен сыграть что-то, не будем говорить там 64 или 128 ноты, но чистенько, в пределах разумного, с определенной техникой. Он дожен играть всевозможные гаммы, всевозможные клише, даже если человек знает, что такое импровизация, он должен подойти, наверное, с моей стороны - "вот видишь, клише. Я его сочинил - вот так" , ты его показываешь уже вот эдак, показываешь, что из этого вот клише может родиться… именно такие вещи - гаммы, риффы, арпеджио, все это… все эти моменты - там очень много всего. Я все же уже 14 лет преподаю. Например, обязательно в процессе обучения гитарист здесь должен выучить порядка 30 произведений, потому что это необходимо, потому что нужно очень заниматься такой вот, воспитательной работой, учить произведения целиком, от начала до коца, неважно, что ты там думаешь "вот здесь кусочек простой, я его и так сыграю" - нет, ты его должен наизусть сыграть безошибочно. Вот ты ошибся на экзамене - все, это минус, уже пятерку ты не получишь. Потому что это - определенная дисциплина должна быть, которая ведет к тому, что человек в конце концов будет ко всему настроен, относиться действительно серьезно, если ему привить эту привычку. Если он настроен серьезно чтобы не ошибаться - значит, на концерте он тоже не ошибется, мала вероятность того, что он ошибется.

С какой частотой тебе сдают экзамены?

Ты знаешь, я же не заведение музыкальное, чтобы мне экзамены сдавали - я - просто говорю о том, как это положено делать, у меня не существует момента, так сказать, если я поставлю двойку или другую плохую оценку - ученик придет домой и папа его налупит ремнем, поэтому все это здесь завуалировано - т.е. не так, экзамены практически я не принимаю. Просто человек играет произведение, и, может быть, он его еще не может играть, но он уже его прошел, он ознакомился с ним, он знает все - я оставляю эту вещь и уже перехожу к следующей, а эту он добивает уже сам, он знает уже, что за чем. Знаешь, самая большая проблема моя, наверное, с том, что я не умею брать деньги "ни за что", я обязательно должен знать, за что я получаю эти деньги. И если человек приходит ко мне, а я сижу: "н-у д-а-в-а-й п-о-п-р-о-б-у-е-м е-щ-е р-а-з-о-к" и вот он будет сидеть, будет игать 35 раз одно произведение, а ему после каждого раза буду говорить "еще раз"??…. Я ему задаю вопрос один:

- ты понимаешь, зачем тебе нужно работать?
- понимаю
- Хорошо. Вот тебе темп, вот темп - 72. Твоя конечная цель - темп 100. Все.
- Ритмически ты понимаешь?
- понимаю.
- мелодически все понятно?
- Вопросов - нет.
- Длительности нот все ясны?
- все.
- Вся динамика игры ясна?
- Ясна.
- Как играть здесь и здесь понятно?
- Понятно

..Все понятно, все хорошо. Технически человек должен играть. Например, "Полет шмеля". Что написано относительно темпа в самом произведении? "Как можно быстрее"… Ведь технически человек может выучить "Полет шмеля" в темпе 40 - это его право. А как можно быстрее - это уже от него зависит, как он сможет, как он сделает. Это же этюд, это - обычный этюд. Может, я не совсем правильно выражусь, но, с какой-то стороны, ты подходишь к любому произведению - как к этюду. И это только от тебя зависит, как ты будешь играть - пальцы чтобы не завязывались в узлы, и так далее.. Все это очень просто. Берется средний темп, в среднем темпе играется. Но я, например, это произведение сыграю в темпе в том, в котором я посчитаю нужным. Потому что когда произведение создается, оно все же высчитывается темп до микродолей. Когда делается вещь - ты никогда не должен ставить темп, скажем, 125 и работать в нем. Ты должен все метрономы выключить, с гитарой - сам, по своему состоянию, сыграть это, а потом, когда слушаешь - отдаешь этот темп, а потом смотришь - 124.386 тысячных - вот, этот темп - твой. В этом темпе должно сохраниться произведение. Но может быть, оно было бы 118, может, было бы 132, может, было бы 105, я не знаю, но именно этот темп - твой. Если вы посмотрите любую "фирменную" вещь - не знаю, как с точки зрения попсы, но если взять серьезных музыкантов, то там вы никогда не увидите идеально точного темпа. Он бывает обычно 125.311, 127.215 - вот так вот - до тысячных долей. Может быть, не совсем так сурово, но я просто говорю то, что хочу донести всем.

На твой взгляд, с какого уровня подготовки гитарист может приступать к импровизации?

Трудноватый вопрос. Обычно это - чисто интуитивно, я думаю, что если человек пришел учиться и не понимает, что такое импровизация вообще, то как минимум мы этой темы не касаемся порядка года. То есть можно просто, опять же говорю, выучивать произведения, заниматься каким-то такими вот вещами - рассматривать разные клише, импровизировать человека можно научить чуть ли не за один день. Потому что все же это зависит от игры, от способностей. Можно импровизировать на одной ноте, на одной ноте показать, что такое импровизация. На одной ноте. Лишь бы ритмика работала в человеке на эту одну ноту. Поэтому говорю всем. Не знаю, пусть будет смешно, но.. для ритмического развития очень клево помогает, допустим, рэп. Мне, например, нравится. Если бы люди очень хорошо понимали, как это все делается.. Просто зачастую люди даже не задумываются о том, Как негры поют. Не понимают этого ритмически. Если любой из музыкантов без подготовки захочет просто попасть в те доли, которые они выдают, я думаю, он поймет, что он этого просто не может делать. Не может, потому что там деление идет на слабые 32-е доли, там ужасно просто. Ну, Я этого не могу сделать. Потому что даже просто попасть вместе с человеком в это вот (изображает…) - нереально. А у них это лежит в сердце. Они отличаются от нас. Они даже ходят на слабую долю. И, по-моему пренебрегать этим - это может быть так, на уровне вкуса, "не нравится мне эта музыка". Ну и что, что она тебе нравится. Много ли тебе нравится из того, что ты проходишь в университете, там, на физико-математическом факультете, ну и все. Ну так. Просто нужно принмать эти вещи - и поэтому, в музыкальной школе тебе говорят: выучи это", а ты: "уууу, не хочу…". Постоянно мы сталкиваемся с "не хочу"… Опять же ритмика - она необходима, и ее нужно откуда-то брать, не знаю, недевать плеер и слушать самому - там же находиться, в этом состоянии. Не только, конечно, рэп - а любая музыка, полезно опять же подбирать - все что угодно. Все что слышишь - то и подбираешь. Включил радио - и прямо как идет песня за песней - тебя не должно волновать, какая она, песня - просто сидишь и играешь, импровизируешь.

На каком этапе обучения гитариста формируется стиль, в котором потом будет он играть?

Ничего подобного я не прививаю. Ну как сказать - стиль? Человек приходит, и даже когда он уходит , он еще находится в состоянии, не понятном для себя, что он будет дальше играть ..Потому что когда он пришел, он слушал исключительно Металлику, а когда он ушел - он вообще не может слушать эту группу. Меняются вкусы, и к музыке он уже начинает относиться по-другому через некоторое время. Когда человек уже начинает уметь играть на гитаре, он несколько по-другому смотрит на инструмент -если сегодня ему можно удивить, там не знаю, Харрисоном, может быть, то завтра уже он не будет обращать на это внимания. Он вырастет из этого, перейдет уже на другую стадию.

Т.е. он сможет играть практически все, что сочтет нужным сам?

Ну, я думаю, в среднем, если человек играет на гитаре от 3-х до 5 лет - этого достаточно. Чтобы уже полностью понимать, что ты хочешь. Упорного труда 3-5 лет, чтобы было понятно, опять-таки - играть от 8 до 14 часов в сутки. Чем больше, естественно, но, тут надо быть осторожным, потому что надо еще заниматься так, чтобы крыша не поехала. И смотря - чем человек занимается. Опять-таки повторю, что техника - она практически не значит ничего, нужно просто находиться в состоянии движения, и если ты находишься не в движении, а играешь просто как эдакий бог, свои соло-партии, то только за то, что ты находишься не в движении, тебя выкинут из состава через 2 минуты. Нагрузка на руки? Риффы играть - нагрузка? Да нет никаких нагрузок. Я риффы могу играть сутками. Вот сейчас сяду - и не остановлюсь. И буду чесать и чесать соло. Я не говорю о неподготовленных людях. Вот, до года ты занимаешься, чтобы быть подготовленным, а потом начинаешь работать как раз-таки над движением и так далее - чтобы был драйв, например. Ты работаешь с метрономом и со всеми делами, у тебя появляется точность в игре, не совсем там компьютерная - это нужно тоже понимать, как это делается, чтобы не быть машиной, нужно знать, что и зачем ты делаешь. Ну и потом на самом деле, если человек играет очень хорошо риффовые структуры, то практически, грубо говоря, если бы вот бог сейчас спустился вот так вот на землю и сказал бы: "Выбирай! Даю тебе возможность - либо ты играешь соло лучше всех на земле, грубо говоря - сольные пратии у тебя просто супер-техничные, либо ты играешь лучше всех риффы". Я бы обязательно выбрал бы риффы. Это стоит того, что к соло - никогда не прикоснешься. Я играл бы риффы и вообще бы соло не касался никогда. Кстати, этого нет. Это - то, чего сейчас нет. Вот, например, раскрываю ваш журнал - ну, давайте, пойдем, посмотрим… Я думаю процент 1, у кого это есть. А воспринимается все засчет чего - на концертах - засчет громкости, там публики не до движения, а на пластинке слушаешь - (пренебрежительно) что это такое? Когда говорят вообще о роке о каком-то, я не знаю - мне страшно становится, потому что сейчас энергетики - 0. Можете смеяться, конечно, но я вам скажу, энергетически - далеко не в хэви-металлических командах… Вот, например ДДТ - энергетически - очень сильно, и движение есть и все есть, по-крайне мере, то, что я видел. Те же элементы энергетики, движения, музыки - может, и не абсолютно профессионально, я не слушаю эту музыку вообще - но тот же самый Цой. Люди не просто так на сцену вылазили. Было что-то в том, что они делали, было какое-то движение. Это таким шаром шло. Это было там сделано - пусть не в максимальнейшей форме, им не нужна была эта максимальная форма. А сейчас люди этого просто не понимают напрочь. Они даже не врубаются в это. Не все, конечно, есть команды, которые за эим следят и так далее, но их немного достаточно.

При этом бас-гитарист с бочкой может вообще не попадать, и в этом ничего такого нет, не говоря уже об их времени - если они даже и попали - куда они попали? Что значит - где нужно играть вперед, где нужно играть назад - вот эти вот все законы… Это в большей степени законы. Например, в медленной музыке рабочий барабан должен идти чуть-чуть сзади.

Многие вещи можно сделать засчет техники, и создать даже состояние техники - ты правильно понимаешь, когда тебе убрать, как сделать, чтобы нота пошла как бы в сустейн и когда ее закрыть. Т.е как это все сделать технически.

Итак, этого мало сейчас в коллективах, в самых известных коллективах, которые мы сейчас можем взять посмотреть, что они из себя представляют, я их много не слышал, но то, что слышал - это все как-то.. не так.

Кстати, что ты сейчас слушаешь?

Я? Ничего сейчас не слушаю. Так, иногда… Вот, например… Здесь есть движение, здесь есть все.. (включает проигрыватель). Это Оззи. Там есть задор. Вот когда тебя учили петь в детском саду - что тебе говорили, учитель, воспитатель, когда ему не нравилось как вы поете?

Не помню…

Говорили "Задорнее!". Задор должен быть. И когда ты неправидбно поешь - песня превращается просто в дребедень. Но когда появляется задор - движение в песне появляется.

Но тебе скажу, что в нашей стране это тяжело, потому что для того чтобы это иметь с легкостью, нужно иметь минимум проблем в жизни, а состояние движения - оно прежде всего расслабляет, насколько ты находишься в этом состоянии… и вобще - никакой скованности. Если ты скован - все, значит, ты волнуешься, если ты волнуешься - значит дух из тебя просто уходит. Есть такое понятие "дух" в человеке искусства - это когда он напряжен, когда он обеспокоен. А без духа, естественно, нет ничего.

Если к тебе приходит человек с уже сложившейся своей техникой….

…то я ее просто исправляю. Вот человек пришел - неправильно играет, неправильно научили - очень много подобных вещей происходит, даже учебные заведения неправильно учат - и это не моя точка зреня, я могу это в любом случае даже просто доказать, что это -неправильно.

Тебе неприятны вопросы о сольном творчестве?

Почему? Да ради бога…

Какие ты предъявлял требования к своему аккомпанирующему составу?

У меня его никогда и не было - своего аккомпанирующего состава. Обычно - подготавливалась фанера и приходилось просто играть "минус один". Когда был концерт живой, с живыми исполнителями, если даже он сейчас будет - собираются музыканты, я немножечко сутрирую - есть материал, есть музыканты, которые не знают этого материала вообще, но они - профессионалы. Кассетка одному, кассетка - другому, кассетка - третьему, кассетка - четвертому, встречаемся на площадке. Через 3 дня - все на площадке. Публика зайдет, там, через 2 часа 15 минут - все. 2 часа15 минут есть посмотреть, что где не так, прогнать материал, никаких репетиций, ничего. Но это я сутрировал. Возможно, к примеру, допустить, парочку компромиссных репетиций. А не так, когда народ репетирует сутками, неделями, месяцами - чтобы потом прийти на концерт и облажаться. Есть люди, которые готовы играть что угодно - как сессионные музыканты. Мне нужна гарантированная личность, которая сыграет. Да, может быть, это чуть-чуть не твое, может, это - не те 123.215, но под это ты можешь на концерте 100% абсолютно четко свои вещи сыграть. На диске, может быть, это быет медленне или быстрее - это уже не важно.

В то время, когда ты играл живьем, насколько велик был элемент импровизации у тебя на сцене?

Ой, там на самом деле, когда играешь - оно все в памяти, а память - она иногда подводит - и приходится что-то играть прямо на ходу - а там иногда такого наиграешь, что сам даже не ожидаешь. По крайней мере, у меня никогда не было ничего провального. Забыл - и просто чуть ли не двумя руками по струнам - неважно, надо чем-то заменить.. потому что из памяти вылетело - улетело куда-то… присутствует же элемент шоу при живой игре. А при этом привсем надо же еще и ногами там махать, и мотою головать - приходится иногда что-то и забывать. А иногда можешь и специально что-то забыть. Кончено, если это - глобальные моменты, заученные досконально, и именно в них смысл, то если какая-то импровизация, она идет-идет-идет, а потом начинаются именно те куски, которые содержат в себе еще и мелодический смысл, и в них - идея вся, это долждно играться. А бывает часто такое, что на студии ты записал, технически какую-то фишку, именно высидел ее, а на концерте ты не должен ее играть, потому что ты просто ее не сыграешь, ведь для того, чтобы ее сыграть, нужно обязательно сесть, предположим. Да, можно типа шоу, и на колени, но лучше об этом не думать и заменять эти вещи сразу каким-то другими, будем говорить, более простыми фразировками. Много чего приходится делать, когда живая работа.

Что должно произойти, чтобы ты сейчас вышел на сцену?

Ты знаешь, на самом деле, опять-таки это все … ничего не должно произойти.Собственно, должны просто, будем так говорить, пригласить и, ну, в какой-то степени в случае того, если это полачивается - не обидеть деньгами, а если не оплачивается - урегулировать моменты того, чтобы я тоже ничего не терял - потому что не в деньгах, собственно, дело, а в том, что приходится, собственно, жить и выживать - и это самое суровое, что не дает расслабиться в том отношении, что идея "почему бы и нет"… Легко говорить тому, у кого своя квартирка, вот он ни о чем не думает и как бы на улице никогда не останется, вот и все. Никаких проблем, собственно. Выступать можно - когда угодно. Потом, естественно, есть оценка некоторых вещей, и потому, честно говоря, не хотелось бы выступать для 200 человек - не хотелось бы. Пусть будет менее заинтересованных, но это будет 5 или 10 тысяч народа. Если бы был выбор - играть перед 5000 народа, или перед 200 "ярых" поклонников - к ак ни странно - эти 200 "ярых" они и так тебя послушают, а хотелось бы донести до тех, кто этого не понимал - может быть, поймет. Как-то раз я принимал участие в такой передаче, совсершенно попсовой. "Яблоки на снегу" - Муромов вел. Меня пригласили, я пришел - сижу, смотрю, меня - не зовут, не зовут, не зовут - меня пригласили, оказывается, случайно. Оказывается, перепутали слово "гитарист" с "пародистом". Вызвали не пародиста, а гитариста. Я сижу, а меня спрашивают: "а ты чего здесь сидишь?А как тебя зовут?" - я назвался - тогда они въехали, что они ошиблись. Говорят: "Ой, мы гитариста не хотели". А я говорю:" Извините, мое время… так что - будьте добры" - я настоял. Не то, чтобы им это не понравилось: ладно, решили они, пусть… А это был концерт большой. У меня даже запись есть. Там кто только на бис не выходил - и Глызин, и Азиза… Можно просмотреть всю запись с начала до конца. Там только одного человека вызывали 4 раза на бис - я даже не буду, кто это, вы, верно, и так догадались. Обычная публика - и 4 раза на бис, простой народ. Так иногда получается.

Пожелания читателям гитарной рубрики - людям, которые интересуются, которые - играют.

Пожелания? Хотелось бы сказать просто - это не касается только музыки - а касается абсолютно всех людей: чем бы они не занимались, я считаю, что есть несколько необходимых вещей для того, чтобы достичь цели. Прежде всего, это воспитывать в себе личность, а не подражание, то, что мы сейчас видим, то, что мне совершенно не нравится, мы видим сейчас все то, что давно уже есть там. Т.е. мы фанатеем, строим себе кумиров-идолов, потом начинаем сами заниматься довольно-таки нечестно по отношению к себе. Нужно быть специалистом в своем деле, т.е. избегать подхода "потому что кто-то это делает - я тоже это буду делать", а пытаться это делать лучше, чем те, на кого ты смотрел - не строить себе кумира, не создавать себе кумиров никогда. Нужно так же очень хорошо понимать, за что ты должен получить те деньги, которые ты должен получить. Тебе не платят, потому что ты не стоишь тог, чтобы тебе платили. И тебе заплатят, когда ты будешь стоить того, чтобы тебе заплатили. Люди, которые приходят ко мне учиться, они играют и говорю: "почему на твоем лице ничего не происходит? Почему ты играешь с каменным лицом? А вот попробуй сыграть вот здесь вот так и вот так, попробуй выдрать эту ноту из гитары, попробуй выкорчевать ее, а не просто ее взять." Он делает это, а потом говорит "Слушай, у меня тут болит, и тут болит". Я говорю "Имено за это тебе и будут платить деньги - за то, что у тебя везде болит, и в руках болит. И, сыграв одну вещь, от тебя не остается ничего. А тебе еще целый концерт впереди играть. И вот когда тебя вынесут с этого концерта на носилках - вот тогда тебе заплатят деньги. А у нас люди играют по принципу "я сыграю и мне дадут". Только дадут - не в том смысле. Вот. Нужно воспитывать в себе личность и тогда мы пойдем вперед. Разве приятно, когда все говорят "а это похоже на то, а это - на то, это содрано -оттуда, это - оттуда" . Все понимают, что лучше послушать фирменный состав и все будет в порядке. Самое главное - понимать, что ты делаешь, и быть - Доктором наук своего дела.

Интервью - Ray Nach.
Опубликовано в журнале InRock #9/2003.

Условия размещения рекламы на сайте