Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

JEFF BECK

Джефф Бек - виртуозный инструменталист с выдающейся оригинальностью - многие называют его величайшим гитаристом - он никогда не был в состоянии почивать на лаврах.

По мере хода своей карьеры, которая продолжается уже более 35 лет, Бек постоянно шел в ногу со временем, устанавливая новые тенденции в музыке, но никогда не следуя колее.

"Я по-прежнему привязан пуповиной к барабанам", - на увенчанном прической лице, волшебным образом сохраняющей стиль и цвет, появляется улыбка, - "И я всегда думал, что танцевальная музыка должна идти от сложных ритмов, а не от одного парня, долбящего один и тот же сэмпл басового барабана".

Стратокастер - это гитара, с которой Бек начал свой путь, будучи еще подростком, растущим в графстве Суррей, сразу за окраинами Лондона. Фактически, Страт способствовал первой встречи Бека со своим старинным другом, и также британской гитарной легендой, Джимми Пэйджем. Обоим, когда их дороги впервые пересеклись, не было еще и двадцати.

"Нас познакомила моя сестра", - вспоминает Бек, - "Они ходили в один и тот же колледж. Однажды она пришла домой и сказала: "В колледже есть парень с такой же забавной гитарой, как у тебя". А я откликнулся: "Где он? Отведи меня к нему!". Поскольку в нашем квартале, да и во всем моем городе не было ни кого, кто знал бы, что такое Fender Strat. Встретиться с Джимом было здорово - как встретиться с давно пропавшим братом. И мы с тех пор всегда прекрасно ладили".

В начале 60-х Бек оглашал лондонскую сцену звуками своей гитары в составе таких групп, как Tridents, Nightshift и Screaming Lord Sutch and the Savages. Играя в сосредоточии "модов" Eel Pie Island, он стал одним из первых гитаристов, кто начал экспериментировать с обратной связью.

"Eel Pie Island была колыбелью, откуда пошли все эти шумы. Я довел ленточное эхо до точки, когда все могло играть само. Просто ставишь гитару перед усилителем, и она будет издавать эти занятные звуки, которые заводят людей. Можно было играть 20-минутные соло. Это было все равно, что безумствовать с кистью, разбрызгивая краску по стене, и наблюдать, как люди этим восхищаются".

Шестиструнная изобретательность Бека нашла идеальный выход, когда он в 1965 году вступил в ряды Yardbirds, приняв пост соло-гитариста от Эрика Клэптона. Место сначала было предложено старому другу Бека Джими Пэйджу, но Пэйдж отказался, и порекомендовал вместо себя Бека.

"Yardbirds позволили мне продолжить эксперименты", - говорит он, - "Кейт Релф (вокалист) и Пол Сэмвел-Смит (басист) обычно писали мелодии контурно, что позволяло мне выделывать трюки, которые я иначе не стал бы делать. Все, что мне было нужно - три хороших мелодии, и я начинал".

Помимо того, что Yardbirds выпустили череду крепких хитов, они также были пионерами концепции растянутого блюзового инструментального джема. Yardbirds оказали огромное влияние на гаражные группы середины 60-х. Частично атмосфера их легендарных концертов была передана на таких записях периода Бека, как "I'm a Man" и "The Train Kept A Rollin". (Свободная интерпретация стандартов блюза и рокабилли) Бек выработал стиль лихорадочного солирования: спорадические взрывы нот и внезапные, нервные многооктавные прыжки вверх и вниз по грифу - заведенный стиль, отражавший походку Свингующего Лондона.

В это же время Бек повел микротоновые подтяжки струн на ту же экзотическую индийскую территорию, которую начали исследовать Beatles. Сингл Yardbirds "Heart Full Of Soul" с его гитарным ходом в стиле "рага рок" даже опередил на несколько недель первую запись Beatles, на которой был ситар - саундтрек к фильму Help. Игра Бека на "Heart Full of Soul" и последующих вещах, таких как "Over Under Sideways Down" и "Shapes of Things" была важным толчком для психоделической гитары в конце 60-х.

"Yardbirds пригласили индуса, чтобы тот сыграл на ситаре", - вспоминает Бек работу над "Heart Full Of Soul", - "Но он не мог играть в размере 4/4. То, что он делал, было волшебным, но у него не было никакого ритма. Поэтому я показал ему на гитаре, то, что считал хорошей идеей, рифф с четвертой струной "висящей" октавой ниже. И все сказали: "Отлично! Давайте оставим это". И мы отослали этого индуса восвояси".

Ближе к концу работы Бека с Yardbirds был "слишком хороший, чтобы быть правдой" пятимесячный период, когда гитаристами группы одновременно были Бек и Джимми Пэйдж. Кто знает, что могла породить эта волшебная комбинация, но проблемы со здоровьем и тяготы интенсивных гастролей заставили Бека покинуть в октябре 1966 года Yardbirds. Но судьба припасла для обоих гитаристов другие триумфы.

Популярность, большая, чем в годы с Yardbirds ожидала Бека, когда он возглавил Jeff Beck Group. Супергруппа с Роном Вудом, который потом играл в Faces и Rolling Stones, на басу и будущим фронтменом Faces и международной поп-звездой Родом Стюартом на басу, Jeff Beck Group были в авангарде, новой тяжелой эстетики рока, разделяя место в группе лиеров вместе с Cream и Jimi Hendrix Experience. Beck на год опередил своего старого друга Пэйджа, который сформировал свою собственную группу с тяжелой гитарой, Led Zeppelin, только в 1969. Дебютный альбом Jeff Beck Group 1968 года Truth, стал вехой классического рока и блеснул песней Yardbirds "Shapes of Things" в интерпретацией Бека.

"Это было предшествием волны мощного рок-н-ролла", - признает обычно скромный Бек, - "Этот ритм, который мы уловили. Я думаю, что, если меня называют изобретателем heavy metal, то это, наверное, один из лучших примеров heavy metal в зачаточном состоянии".

Бека принимали, как героя, когда Jeff Beck Group выступала в 1968 году в нью-йоркском Fillmore East. Это был его первый американский концерт, с тех пор, как он покинул Yardbirds. Нет нужды говорить, что вся группа нервничала. "Род даже не вышел, чтобы петь лицом к публике. Он прятался за какими-то занавесями. Мне даже пришлось сказать в середине выступления, что все эти звуки издает человек, который находится в помещении".

В этот период близким другом Бека стал Джими Хендрикс. Jeff Beck Group постоянно выступала в Манхэттене в Steve Paul и Хендрикс часто присоединялся под занавес к группе.

"Он выходил на сцену и полностью превосходил и затмевал, все что мы сделали", - вспоминает Бек, - "Но никого это не волновало. Это было просто здорово. А что касается пения Рода, ну, когда две гитары выдают такое - о нем и речи быть не могло. Клуб был забит под завязку каждый вечер".

В начале 70-х он затеял вторую инкарнацию Jeff Beck Group - одноразовое соавторство со Стиви Уандером и недолго просуществовавшая группа с барабанщиком Кармином Эпписом и басистом Тимом Богертом Vanilla Fudge и Cactus. Он сделал Стратом своим постоянным инструментом, как раз примерно ко времени выхода своего ключевого альбома Blow By Blow в 1975 году.

НаBlow by Blow и последовавшем за ним Wired Бек ворвался во фьюжн 70-х с безграничной страстью, привив жанру столь необходимую дозу рокерства. При участии продюсера Beatles Джорджа Мартина Бек записал два из самых продаваемых инструментальных альбомов.

"Многим понравился Blow by Blow, потому что это был упрощенный Маклафлин и усложненный рок-н-ролл", - вспоминает Бек, - "Это был один из тех альбомов, что делаются так легко. Было много исполнителей, желавших играть, и превосходный материал. За четыре дня мы записали все. А наложения заняли четыре года! Джордж Мартин просто не знал, за что берется. Я взял и положил на его стол пленки. Он задумчиво посмотрел и сказал, что в этом может что-то быть".

Бек открыл для себя гитариста Джона Маклафлина и его Mahavishnu Orchestra на высоте их популярности во время открытого концерта в Центральном парке Нью-Йорка. "Меня это окрылило", - говорит он, - "Потому что мне казалось, что все так увлечены этим и просто влюблены в музыку. Для меня это было жизненно необходимо".

Сотрудничество Бека с кудесником синтезатора Mahavishnu Яном Хаммером на Wired и последующих альбомах имело продолжительное воздействие на стиль гитариста. От так прекрасно взаимодействует с Хаммером на таких вещах с Wired, как "Blue Wind" и "Led Boots", что временами трудно понять, кто именно играет. Некоторые уникальные приемы Хаммера с использованием колесного контроллера на аналоговом синтезаторе Moog похоже навсегда отпечатались в характерном стиле работы с тремоло Бека.

В 80-х Beck вкладывал свою энергию во множество проектов. Он играл на на альбомах Тины Тернер, Дайаны Росс, Стэнли Кларка, Мика Джаггера, а с Джаггером еще и ездил в тур. Он также выступал на крупных благотворительных мероприятиях: The Secret Policeman Other Ball, Trust Rock Gala and ARMS (в поддержку фонд исследования множественного склероза). Он записал три собственных альбома: There and Back, Flash и Jeff Beck's Guitar Shop с Терри Боззио и Тони Хаймасом, получив за песню с "Escape" с альбома Flash Грэмми 1986 года.

В 90-х Бек нашел несколько новых путей реализации своего беспокойного таланта. Он сделал свой первый опыт в написании телесценариев, работая над австралийским мини-сериалом Frankie's House. Он объединился с лондонскими энтузиастами рокабилли Big Town Playboys, записав с ними в 1993 году Crazy Legs, трибьют одному из самых первых музыкальных кумиров Бека - Джину Винсенту и его группе Blue Caps. Бек воодушевился на покупку своего первого Страта именно много лет назад, когда он увидел фото Винсента с такой гитарой. А такие выходцы из кантри, как Карл Перкинс, соло-гитарист Blue Caps Клифф Гэллап и сменивший его Джонни Микс, повлияли на решения Бека играть больше пальцами, чем медиатором.

"Мое звукоизвлечение происходит из тех дней", - говорит он, - "когда мне пришлось понять, как Чет Эткинс играет бас и мелодию одновременно. Но сердце мое было разбито, когда я узнал, что Чет Эткинс, Клифф Гэллап и все те парни из 50-х использовали "когти". Вы не можете добиться такой отчетливости и ясности, не надев "когти". Поэтому, для трибьюта Blue Caps мне пришлось научиться их использовать. Это было кошмарно. Они сваливались и рассыпались по комнате".

По завершении работы над Crazy Legs было самое время вернуться к тому, что Бек умеет делать лучше всех - актуальная гитарная музыка, которая полностью созвучна времени, но, при этом, несомненно оригинальна. Who Else! доказал, что за 35 лет карьеры Джефф Бек не растерял способность удивлять и ошеломлять нас.

"При всей моей нежной любви к рокабилли", - говорит он, - "Я не думаю, что мне было еще к чему-то в этом стремиться. Эта историческая эпоха ушла. Невозможно прогрессировать, обращаясь слишком глубоко в прошлое". Если вы изучили историю электрогитары, вы не можете позволить себе проигнорировать вклад Джеффа Бека в наше искусство. От своих ранних работ в прямолинейном чикагском блюзе и поп-музыке Свингующего Лондона, эры супергрупп 70-х, до годов шреда и последующих примеров Бек прошел через все и остался самым универсальным, выразительным и просто интересным гитаристом.

Три диска сборника Beckology, вышедшего на Epic Records охватывают почти 30 лет фантастического шестиструнного путешествия Бека. Эта классическая коллекция доступна уже в течение нескольких лет, но по-прежнему, это лучший способ для гитаристов и просто поклонников музыки получить представление о громадной дискографии Джеффа Бека. Поскольку Бек всегда предпочитал делать между записями перерывы в несколько лет, музыка каждой представленной на Beckology эры демонстрирует совершенно различную атмосферу.

Гитаристы найдут в Beckology золотую жилу идей, которые можно открыть. Закопавшись в этот сет, можно найти множеств клевых вещей, которые стоит попробовать. От традиционной слайд-гитары на первом номере (Джеффу тогда было всего 18 лет), открытий при работе с ручкой тембра на Telecaster "The Train Kept A-Rollin" в исполнении Yardbirds до новаторского использования Джеффом ток-бокса в начале 70-х коллекция демонстрирует как разнообразие техники может быть превращено в великолепную музыку.

Пусть Бек - король гитарных трюков, его работа - это библия превращения трюков в стильную технику. По большей части вы не услышите множества обработок на гитаре - обычно это просто гитара, усилитель и его звуки.

Как и у всех нас, у него 10 пальцев, но даже на квази-поп песнях, таких как "Cause We've Ended As Lovers," его звук и интерпретация ошеломляют. Его выбор нот в период увлечения джазом и фьюжн, потрясающие флажолеты на "Where Were You" или агрессивное тремоло на "Going Down" - все это уникальный Бек.

Поэтому, как только вы окажетесь в творческом застое - хватайте Beckology и внимательно слушайте.

перевод - Александр Авдуевский