Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Les Paul

В период появления вашей идеи о цельнокорпусной гитаре (1941) все гитары имели полый корпус. Что подтолкнуло вас на это изобретение?

фан, Мичиган

Потребность в сустейне и избавление от фидбека.

Что привело вас к созданию вашей маленькой черной коробки, "Les Paulverizer"?

фан, Колорадо

Мне нужно было воспроизводить на сцене то, что я делал на записях.

Мы всей семьей были недавно на вашем концерте и получили огромное удовольствие. В течение шоу я заметил, что ваш Les Paul сильно отличается от Les Paul Standard, владельцем которой я являюсь. Не могли бы вы объяснить, по каким причинам предпочитаете датчики с низким сопротивлением в отличие от хамбакеров с высоким сопротивлением, являющихся стандартом на гитарах Les Paul?

фан, Мичиган
Все проблемы решает использование длинных несбалансированных шнуров с высоким сопротивлением. Я сделал с гитарой то же, что лаборатория Белла - с телефоном.

Привет, Лес. Мы, европейцы, обожаем гитары Gibson, а особенно Les Paul. Благодарю за изобретение. Если бы сегодня вам представилась возможность изобрести гитару по своим спецификациям, как она бы звучала и какой бы вид имела?

фан, Швейцария
Она была бы такой же.

Когда вы стали работать над цельнокорпусной электрогитарой, вы предполагали, что популярность этого инструмента вырастит до таких размеров, что он войдет во все стили современной музыки?

фан, Техас

И да и нет. Поначалу я лишь чувствовал, что гитара может стать инструментом №1 благодаря преимуществам, которые у нее есть по сравнению с фортепиано, ударными или любым другим инструментом. В пользу гитару говорило очень многое, и так и произошло.

Но точно я осознал это, когда работал в оркестре у Фреда Уэринга с 1937 по 1941. В этот период я делал свой выбор между акустической и электрогитарой, основываясь на мнении музыкантов и слушателей. Скрипачи-оркестранты говорили: "Акустическая гитара мне нравится больше, чем электрическая". На протяжении почти года я играл на L-5 как на акустической гитаре, сравнивая ее с электро-. В то время техника была еще не на высоте, и мы играли два шоу за вечер, в 7 и затем в 11 часов - для восточных и западных штатов. На первом шоу я использовал акустику, на втором - электрогитару. Оба шоу записывались, и можно было сравнивать. В конце концов я начал получать больше писем от слушателей, чем кто-либо из оркестра. Фред Уэринг говорил мне: "Почему, черт возьми, у тебя почты больше, чем у меня?" Я объяснял ему, что в большинстве случаев люди пишут по поводу электрогитары, сопоставляя ее с акустической. В итоге мы с Фредом решили в пользу электрогитары, по причине того, что: мы сможем играть громче, и быть слышимыми; мы сможем использовать вибрато и другие эффекты, какие захотим. На другой же гитаре (L-5) все это было труднодостижимо. Когда я солировал, слушатели невольно подавались вперед, пытаясь услышать, что я хочу сказать.

Лес, лет 10 назад я имел счастье пообщаться с вами по поводу своей гитары Les Paul '62 (формы SG), и вы тогда мне сказали, что никогда не были довольны этой моделью. Я всегда хотел вас спросить, вы вообще видите смысл в ней? Другими словами, учитывая, что это, по сути, другая гитара, которая используется иначе, нежели традиционный Les Paul, а также что позже SG избавились от проблем с рычагом, вы довольны этой гитарой как отдельной моделью, помимо Les Paul?

фан, Северная Каролина

Проблема была в том, что поначалу гриф на ней был недостаточно стабилен, и из-за этого плохо держался строй. Поэтому я попросил Gibson не ставить мое имя на этих гитарах - я не хочу, чтобы меня ассоциировали с чем-то, чему я не доверяю. Они убрали имя. Затем мы с Gibson расстались, и SG - единственная гитара, которую я разрешил им выпускать, но к тому времени они уже исправили проблему. И хотя она по-прежнему заслуживает некоторой критики, Gibson заметно усовершенствовали ее.

Лес, звучание какого корпуса вы предпочитаете - полностью из махогони на Les Paul Custom или Les Paul с кленовым верхом?

фан, Ноксвиль

Дело вкуса. Я просто выбираю гитару, которая мне нравится, не обязательно, чтобы это был махогони или клен. Но лично я использую гитару с кленовым верхом. Однако нельзя сказать, что лучше - и махогони, и клен дают отличный звук, и поэтому оба используются. Когда были сделаны две самые первые гитары, то одна была c верхом махогони, а другая с кленовым. И тут они допустили ошибку. Более дешевая была из клена, более дорогая - из махогони. Не знаю, сколько их потом вышло, но ошибку исправили. Так что теперь вы получаете лишь то, за что платите (смеется).

(Должно было быть две модели - дешевая с махогони топом (lp goldtop) и дорогая с кленовым топом (lp custom). Но Gibson перепутали, и дорогая lp custom продавалась с махогони топом, а дешевая lp goldtop с кленовым топом в 1954-1960 годах.. Потом LP ваще прекратили выпускать, а когда возобновили в 1968, то уже все были с кленовым топом и дешевые и дорогие - комментарий stnk)

Уважаемый Лес, за свою жизнь я расстался с несколькими Les Paul'ами, о чем потом жалел. Случалось ли вам потерять гитару таким образом?

фан, Хьюстон

Моя любимая гитара - Custom. Возможно, была пара гитар… На одной я записывался, но я не расстался с ней - просто разобрал на куски в результате своих экспериментов (смеется), так что не было смысла собирать.

Как вы относитесь к спросу на "переиздания" старых моделей?

фан, Сан-Антонио, Техас

Нормально. Только не верьте, что все гитары '59 года звучат лучше, чем 2001. Не думаю. Но, что бы вами ни руководило, это хорошо.

Лес, во-первых хочу признаться вам в любви. Вы многие годы вдохновляете меня, и я благодарен вам за все, что вы сделали в музыке. Мой вопрос таков: вы самоучка или когда-либо брали уроки?

Я самоучка, но справедливости ради каждый раз подчеркиваю, что моей школой были повлиявшие на меня музыканты, и у них я учился, хотя не занимался ни у кого за плату. А учиться мне было крайне необходимо, и я до сих пор это делаю - вот только час назад в очередной раз закончил (смеется).

Привет, Лес! Большая честь иметь возможность задать тебе вопрос, и я также горжусь, что владею гитарой Les Paul Custom. Вот многое известно о твоих изобретениях - многоканальной записи, ревере, цельнокорпусной гитаре. А как ты подходил к музыке и аранжировкам? С чего ты начинал - с последовательности аккордов, затем придавая песне твой личный колорит, или работал с аранжировщиком? Каков был вклад Мэри (Мэри Форд, певица и жена Леса) в твое раннее творчество? Спасибо!

фан, Огайо

Я делал музыку тогда так же, как и сейчас - без гитары в руках. Сначала музыка должна оказаться у вас в голове, вы представляете ее себе и аранжируете, прежде чем включите аппаратуру. То есть вы сначала находите музыку, а потом уже работаете с аппаратурой. Не приборы диктуют вам, а вы диктуете приборам.

О чем вы думаете, когда играете соло? Представляете ли себе гамму? Аккорды? Мелодию? Или пытаетесь намеренно сыграть вне гармонии? Когда я смотрю, как импровизируют великие музыканты, мне кажется, что они просто позволяют своим пальцам играть самим собой. Но думают ли они о музыкальной теории, когда играют?

фан, Калифорния

Я ни о чем не думаю. Проблема возникает как раз тогда, когда начинаешь думать.

Уважаемый Лес! Мне всего 17, и я провожу немало времени с гитарой, работая над техникой. Иногда я замечаю, что зацикливаюсь на чем-то одном. Вы играли в стольких стилях, как вам удается избегать творческого застоя?

фан, Нью-Джерси

Сейчас для меня самая большая проблема - артрит, из-за этого обе руки у меня скованы, и некоторые пальцы не разгибаются. Поэтому мне приходится придумывать, как сыграть все лишь тем, что у меня есть. То есть вы должны постоянно пытаться перехитрить себя. А это весьма непросто, часто нужно выбирать окольные пути. Представьте, что перед вами знак: "Мост рухнул, объезд" (смеется).

Вы уже давно не выпускали дисков. Можно ли ждать от Лес Пола очередного альбома в ближайшем будущем?

фан, Джорджия

С таким состоянием рук, как сейчас, мне не хочется показываться в разных телешоу или записывать что-либо. Если положение поправиться, я запишу чего-нибудь - возможно, прямо в клубе ("The Iridium" в Нью-Йорке, который принадлежит Лес Полу и где он регулярно выступает уже много лет - прим. stnk). Ежели запись будет недостаточно удачной, то придется еще поработать.

На некоторых ранних записях вы играете невероятно высокие ноты на своей гитаре. Я установил, что они выше диапазона ладов на грифе. Как вы их исполняли? Был ли это другой инструмент (мандолина) или какой-то эффект?

фан, Мельбурн

Это было непросто, но мне очень хотелось извлекать звуки выше грифа, поэтому, ускоряя звучание, я мог делать его на терцию или октаву выше - как мне захочется, и получать диапазон целого оркестра.

Был ли какой-то особый барьер на пути к изобретению многодорожечной записи, преодолев который, вы могли воскликнуть "эврика!"?

фан, Лондон

Во-первых, это было необыкновенно захватывающе. Сначала я изобрел запись наложением (sound-on-sound), суть которой состояла в том, что вы записывали при помощи двух машин, перескакивая с диска на диск и добавляя каждый раз по одной партии. Когда Бинг Кросби принес мне первый ленточный магнитофон, я не видел его на протяжении часа и сказал Мэри собираться, так как у меня появилась идея - чтобы делать многократные наложения путем добавления еще одной головки. Я начертил схему на простом конверте, и никто тогда не мог сказать, будет ли она работать. Мы были в Нью-Мексико и Мэри сказала: "А что, если она не будет работать?" Я ответил: "Нужно съездить в Чикаго, и через пару дней мы узнаем ответ". Чем ближе мы подъезжали к Чикаго, тем больше я беспокоился, что, возможно, Мэри была права - в конце концов, я нарисовал план на каком-то конверте. Но вышло так, что все сработало, и это было просто потрясающе. Я знал, что это произведет революцию в индустрии звукозаписи. У меня ушло два года, чтобы додуматься до этой идеи, и когда я уже работал с sound-on-sound, постоянно говорил себе: "Проблема в том, что если я или Мэри неверно исполним хоть одну ноту, то все придется начинать сначала". Конечно же, при работе на ежедневных радиошоу это было большим неудобством, и я подумал: "Что-то нужно делать". В итоге я изобрел мультидорожечную запись, что заметно облегчило процесс. Тогда, будучи первым изобретателем, я должен был найти людей, которые хотя бы поверили в мою идею. Две компании отвергли ее, но затем в Ampex согласились попробовать, и все получилось. У меня до сих пор дома стоит эта машина.

Планируете ли вы отдать часть своих изобретений или их прототипов в музей Smithsonian?

фан, Нэшвилл

Да, я это делаю постоянно. Я поддерживаю связь с ними и с музеем "Rock'n'Roll Hall of Fame".

Лес, продолжаете ли вы выступать в своем клубе в Нью-Йорке? Не собираетесь ли выступить в другом городе или провести тур? Я бы отдал руку, чтобы увидеть вас.

фан, Иллинойс

Да, 1 и 2 июня мы выступим в House of Blues в Анахейме и в Лос-Анджелесе. Затем вернемся домой и проведем тур по восточным штатам и Чикаго - вот так мы гастролируем. У меня отличная группа - "Les Paul and His Trio". Помимо меня, в ней также басист Пол Невински и гитаристы Франк и Лу - великолепные музыканты.

Как человек, внесший огромный вклад в технический и исполнительский аспекты гитарного искусства за последние полвека, какие прогнозы относительно его развития вы можете сделать на столько же лет вперед? Какие изобретения, по-вашему, могут быть сделаны, и как они повлияют на саму музыку?

фан, Вирджиния

Лично мне кажется, что гитарные технологии, пройдя лишь несколько шагов, остановились в развитии, и такое положения наблюдается уже семьдесят лет. Я чувствую, что нам нужно повернуть и пойти в другом направлении. Не хочу пока говорить ничего определенного, но на горизонте уже появились потрясающие идеи. В этом направлении мы и должны идти.

Не могли бы вы назвать три вещи, которыми больше всего гордитесь и три, за которые, по-вашему мнению, вас более всего запомнят?

фан, Техас

Думаю, в первую очередь, достижения в электронике, многодорожечная запись, ревер… конечно же, игра на гитаре. Мне не удалось достичь многого из того, что я хотел, но я горжусь тем, что сумел сделать. И этот процесс продолжается, передо мной постоянно встают новые задачи, я гонюсь за ними и никогда не догоняю. Когда вы едете по дороге, перед вами постоянно открываются новые виды, и вы только успеваете их наблюдать. Так же и я - постоянно иду вперед.

интернет-чат 7 мая 2001 года,
перевод - Федоров Дмитрий

Условия размещения рекламы на сайте