Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Николай Садиков

Когда слушаешь звучание группы Blues Hammer Band в клубе "Forte", сидя за столом, хочется крикнуть: "Эй! Джим! Еще немного виски!".

И хотя заведение это довольно респектабельное, ничего не имеющего общего с американскими пивнушками ковбойского периода, каждую среду (именно по средам выступает Blues Hammer Band в "Forte") атмосфера в клубе почти как на берегах Миссисипи в конце прошлого века.

Если считать, что искусство, в частности музыкальное, это отражение действительности, то группа Blues Hammer Band в этом достигла высочайшего мастерства.

Слайдовая гитара Николая Садикова, его американская манера пения в сочетании с удивительными трелями губной гармоники "дедушки московского блюза" Петровича, дыхание контрабаса Петра Маевского и озорная игра барабанщика Александра Гречанникова создают неповторимый звуковой колорит дикого Запада.

Кто-то считает блюз музыкой слишком простой и предсказуемой, кто-то устаревшей и однообразной, а кто-то относится к блюзу как к чистому золоту, вечной ценности, как к классике, лежащей в основе всех стилей популярной музыки нашего века от раннего джаза до самых последних "лупово-компьютерных" альтернатив. Сам я отношусь к последней категории музыкантов, для которых блюз, как говорят музыковеды - "неиссякаемый источник вдохновения", тот музыкальный островок, который всегда даст "напиться" хрустально чистой воды, без химии, без современной примеси…

Существует достаточно много разновидностей блюзов. Blues Hammer Band скорее представители кантри-блюза, в котором тесно переплетается музыка кантри, "белых" баллад, "черных" трудовых песен, архаичного сельского блюза...

Хотя блюз по своей музыкальной форме не сложен, сыграть его по-настоящему, мягко сказать, очень непросто. В этой музыке, помимо технической подготовки и знания определенных стилистических и исполнительских законов, необходим тот блюзовый дух свободы, который вырабатывается годами, всем образом жизни. Быть может поэтому многие музыканты, пытающиеся с наскока создать блюзовую группу, даже хорошо знающие гитарные аппликатуры блюзового лада, не могут отразить то настроение, которое должен давать настоящий блюз слушателям.

Однако эта статья не совсем о блюзе, о котором можно говорить долго (но лучше просто слушать). Певец, автор многих песен и инструментальных пьес Николай Садиков, кроме этого, один из лучших слайдовых гитаристов России и в этом гитарном направлении беседа с ним будет интересна многим гитаристам, желающим освоить специфические способы игры слайдером и познакомиться со специальными для этого инструментами. Кроме этого, Николай Садиков работает звукорежиссером на одной из лучших звукозаписывающих студий Москвы "Соник-Сервис, обладает профессиональными знаниями и довольно большим опытом в студийной звукозаписи.

Дмитрий Малолетов: Когда ты начал играть слайдом?

Николай Садиков: Сначала, как и все гитаристы я играл блюз на обычной электрогитаре. У нас была группа "Fly to Bluesland", в которой я был гитаристом. Играли мы, можно сказать, для души, т.к. места для выступлений с подобной музыкой (фьюжн-блюзн), да еще неизвестной группы, в то время практически не было. Но чуть больше пяти лет назад, как обычно слушал по радио SNS программу Андрея Евдокимова "Весь этот блюз". Как-то он поставил в эфир песню "Di -di -wo-di -di" очень интересного гитариста Blind Blacke-а. В этом блюзе этот исполнитель потрясающее играл на гитаре и пел. Мне очень понравилось то, что блюз, сыгранный в аккомпанементе на одной акустической гитаре, звучал самодостаточно, очень интересно и необычно.

Так я стал поклонником кантри-блюза, старался освоить приемы игры на гитаре в этом стиле. Но чуть позже я услышал John Hammond-а, исполнение которого просто шокировало меня! Он блестяще играл на гитаре слайдером, пел и плюс к этому играл на губной гармонике. Я был так вдохновлен таким исполнением, что на этом стиле просто потерял голову. В то время я уже ясно представлял, что именно хочу. Надо было научиться играть слайдером на гитаре, овладеть техникой игры на губной гармонике и позаниматься вокалом. Как раз в это время я познакомился с прекрасным гитаристом Андреем Шепелевым, который виртуозно владел гавайской техникой игры слайдером (и не только, он еще прекрасный банджоист).

Этот гитарист играл на необычной, резонаторной гитаре, которая называлась "ДОБРО". Кроме этого, у него была резонаторная гитара сделанная нашим российским мастером Виктором Стеценко по чертежам самого Андрея Шепелева. Кстати, резонатор для этой гитары сделал сам Андрей. Впоследствии я купил у него эту уникальную, можно сказать, историческую гитару. Так я начал осваивать этот инструмент.
Одна из первых отечественных резонаторных гитар российского мастера Виктора Cтеценко

Но мне необходимо было еще и научиться играть на губной гармонике. Я пошел на концерт "Петровича" - самого известного в нашей стране блюзмена, в совершенстве владеющего игрой на этом инструменте. Его манера игры, фразировка, подача звука, знание стиля, вкус все было в высшей степени мастерским. Я познакомился с этим музыкантом и попросил его помочь мне с учебными пособиями по губной гармонике.

Петрович оказался удивительным человеком, он пригласил меня домой, дал мне много уникальных книг, которые невозможно найти ни в одной нашей библиотеке.

Через неделю я пришел возвращать эти книги, взял с собой купленную у Андрея Шепелева резонаторную гитару.

Когда ее увидел Петрович, у него прямо загорелись глаза. Оказывается, он уже долгие годы был поклонником резонаторных гитар. Мало того, он их сам делал по собственной технологии - крышку из колпаков от "Жигулей", а сам резонатор из барабанного пластика.

Ну конечно, мы сразу вместе поиграли известные блюзы и были в таком запале, так у нас все "покатило", что решили сделать дуэт - слайдовая гитара и губная гармоника.

Николай Садиков и Михаил Соколов (Петрович)

Фотография Андрея Евдокимова

Однако после нескольких репетиций мы поняли, что дело наше не имеет больших перспектив, т.к. дуэтом работать полтора часа (именно на этих условиях можно было где-то выступать) очень сложно из-за некоторого однообразия. Поэтому мы пригласили контрабасиста и наш дуэт превратился в трио. Но и такой состав не давал сделать полноценную концертную программу. В конечном итоге, мы нашли барабанщика, и наш состав принял форму полноценной блюзовой группы. В настоящее время в нашем коллективе играют отличные музыканты - контрабасист Петр Маевский и барабанщик Александр Гречанников
Группа Blues Hammer Band
слева-направо и сверху-вниз:
Петр Маевский
Александр Гречанников
Михаил Соколов - "Петрович"
Николай Садиков

Дмитрий Малолетов: Значит твоя идея стать "человеком-оркестром" отошла пока на второй план?

Николай Садиков: Сейчас я больше сфокусировал внимание на игре в группе, на гитарной технике, на вокале, на сочинении песен. Но постоянно занимаюсь, накапливаю музыкальный багаж и, быть может со временем, это даст результат и в сольной игре.

Дмитрий Малолетов: Вы с Петровичем поете исключительно на английском языке. Эта музыка не терпит "русского колорита"?

Николай Садиков: Сколько мы не делали попыток, русский язык не вписывается в стилистику нашей группы. Для этого надо что-то менять в мелодике, и в ритме, и быть может даже в гармонии, да и в общей звуковой концепции. Что получается в результате можно догадаться - это будет уже на блюз. Пока мы не хотим далеко уходить от блюзовой классики.

Дмитрий Малолетов: Но все же ты сочиняешь песни, причем я узнал, что тексты ты пишешь сам, да еще и на английском языке.

Николай Садиков: Помимо известных блюзовых песен, все равно хочется что-то сделать свое, хотя это довольно непросто. Рамки нашего стиля не позволяют далеко уходить в сторону. Поэтому много песен и инструментальных пьес, которые я написал, не входят в наш концертный репертуар, так как они несколько контрастируют с классическими блюзовыми хитами. Но кое-что все же сделать удается.

Дмитрий Малолетов: Ты занимался вокалом или считаешь, что блюзовый фольклор не требует образования?

Николай Садиков: Да, я учился два года по классу вокала в студии при Гнесинском училище у Ларисы Михайловны Коваль, воспитавшей много известных исполнителей. Она прекрасный педагог и человек, сейчас я занимаюсь уже самостоятельно, используя ее методику.

В целом на счет музыкального образования, то всегда считаю, что оно современному музыканту крайне необходимо. В настоящее время я совершенствую технику игры на гитаре, изучаю джазовую гармонию, импровизацию, частным образом. Мне кажется, что буду учиться всю жизнь, т.к. путь к совершенству бесконечен.

Дмитрий Малолетов: Николай, я хочу задать тебе несколько вопросов о резонаторных слайдовых гитарах. Я знаю, что помимо игры, ты глубоко изучаешь историю данных типов гитар. Такой диалектический подход в освоении инструмента в современное время у гитаристов можно встретить крайне редко. Итак, что же такое резонаторная гитара?

Николай Садиков: Резонаторная гитара отличается по конструкции от обычной акустической гитары. Целью ее создания было максимальное усиление звука инструмента. Но особенность этой гитары, помимо большей громкости, еще в том, что она обладает характерным, более металлическим тембром и большим сустейном. Резонатор данной модели гитары представляет собой не что иное как акустический усилитель. Это усиление звука достигается тем, что подставка (или нижний порожек) опирается не на дэку (как в обычной гитаре), а на алюминиевую пластину (или несколько пластин), выполненной в виде конуса. Эта пластина располагается внутри корпуса гитары и при колебании струн резонирует. Этот резонирующий конус закрывается крышкой с отверстиями, откуда идет звук.

Дмитрий Малолетов: Отдаленно все это напоминает динамик, закрытый металлической сеткой… Кто же изобрел такую гитару?

Николай Садиков: Изобретателями этой модели гитары были американцы John и Rudolph Dopyera имигранты из Австро-Венгрии. John Dopyera запатентовал трехконусную резонаторную гитару в 1927г. и назвали ее National.
Трехконусная резонаторная гитара

Затем в 1929 году они изобрели новый тип резонатора и назвали эту гитару "DOBRO".

Заметьте, что слово "добро" чисто русское, так как братья Dopyera имели славянские корни.

Далее шло усовершенствование резонаторных гитар, в середине 30-х годов они начали изготавливать электрогитары, в том числе и резонаторного типа.

Вообще, в начале 30-х годов был просто бум на эти гитары.

Инструменты, изготовленные братьями Dopyera, были самыми популярными в то время, как сейчас, напрмер, Fender или Ibanez.

Идеи, которые разработали John и Rudolph Dopyera, легли в основу в области производства гитар и воспитали многих известных производителей.

Кстати, Адольф Рикенбеккер, впоследствии образовавший собственную фирму, которая вошла в историю, - производство первых серийных электрогитар (1931 г.!), получил свои знания, работая на фирме National. Так, что John и Rudolph Dopyera сыграли огромную роль в истории гитары.

Братья Dopyera : Emil, John и Rudolph.

Дмитрий Малолетов: Они занимались производством только резонаторных типов гитар?

Николай Садиков: Нет, помимо резонаторных гитар, они делали и резонаторные банджо, мандолину, четырехструнные бас-гитары (в 1928-м году!), основанные на том же принципе акустического усиления, скрипки и даже арфу. Кроме чисто резонаторных инструментов, братья Dopyera занимались производством электроинструментов (гитар, банджо, скрипок, мандолин и т.д.) и даже ламповых усилителей.

Дмитрий Малолетов: Почему же именно эти гитары стали использовать слайдовые гитаристы?

Николай Садиков: Ну, во-первых, они звучат несколько громче и могли, таким образом, входить в фактуру ансамблей в роли полноценного инструмента. Во-вторых, эти гитары звучат ярче, звонче. Обычная деревянная гитара при игре слайдером звучит тихо и более матово. И наконец, сустейн - в резонаторных гитарах дольше тянется звук, что очень важно при игре слайдером.

Дмитрий Малолетов: А при игре обычной техникой эти гитары можно использовать.

Николай Садиков: Да, конечно. Это обычная по своей сути гитара, на которой можно играть обычным способом, только более громкая и обладающая характерным металлическим звучанием.

Дмитрий Малолетов: Но в концертах ты используешь и стандартную акустическую гитару…

Николай Садиков: Для профессиональной работы у музыканта должно быть несколько инструментов. Поэтому, кроме резонаторной гитары я имею отличную электроакустическую гитару "Taylor", которая дает "деревянный" теплый звук. Так что, играя гитарные партии без слайдера, я использую именно эту гитару.

Дмитрий Малолетов: Теперь хочется заострить внимание на исполнительских приемах. Вообще, насколько я знаю слайдовая техника игры на гитаре распространилась примерно в 20-е годы.

Николай Садиков: Да массовость эта техника получила именно в 20-е - начало 30-хгодов. Это связано с популярностью блюза, который в это время привлек к себе внимание не только американцев, но и европейцев. Кстати, первые записи блюза были сделаны именно в этот период. Но играть слайдером, естественно стали намного раньше!

Скорее всего, эта техника игры пришла еще из Африки, где с незапамятных времен играли камнем или ножом, скользя по натянутому канату. Этот примитивный музыкальный инструмент, который не представлял особого труда в изготовлении из подручных средств, скорее всего, использовался неграми с самого начала их завоза в Америку. Потом эта концепция игры была перенесена уже на гитару. Первые признанные мастера этой техники были Joseph Tekuku (первый гитарист получивший известность), James Hoa (1876г), Frank Ferera (1890) и многие другие. До нас дошли довольно скудные сведения об истории этой техники, но в 1900 году известный музыковед Gus Cannon слышал музыканта Alex Lee, прекрасно владеющего этой техникой игры. Первая запись, где использовался слайдер, была исполнена Blind Willi Johnson в 20-х годах нашего столетия.

Необходимо отметить, что слайдовая техника стала развиваться в двух направлениях - гавайская техника и Botle neck (горлышко бутылки)

Гавайской техникой играли, держа гитару игровой частью грифа горизонтально. В основном гавайская техника получила распространение в стиле блю грасс (кантри) Среди виртуозов такого способа игры можно выделить Jerry Douglas, Mickey Andrews, Stacy Phillips, Le Roy Mack и др.

Техника Bottle neck, когда гитара при игре имела обычное положение, получила распространение в блюзе, а в последствии и в роке. Достоинство техники Botle neck в том, что гитарист может комбинировать слайдовую технику с обычной, что дает большую гибкость при создании гитарных партий. Среди мастеров Botle neck хочется отметить Dave Hole, Alen Roth, Roy Rogers, Ry Cooder, Paul Black, Sonny Landreth, John Mooney и мн. др. В настоящее время многие известные гитаристы применяют в своем творчестве эту технику. Среди них Eric Clapton, David Gilmore, Richie Blackmore, Chrise Rea, Gary Moore и др.

Дмитрий Малолетов: Какие строи гитары ты используешь?

Николай Садиков: Для удобства игры слайдером целесообразно настраивать гитары в открытых строях, то есть чтобы мажорный аккорд звучал на открытых струнах. В основном я использую строй D (d a f# d a d ) и G (d b g d g d), такие же строи можно делать в "ми" и в "ля". Чтобы играть в разных тональностях использую каподастер.

Дмитрий Малолетов: Наверное ты знаешь, что сейчас есть гитарные цифровые устройства, которые могут менять строй гитары одним нажатием на педаль (т.е. создавать пресеты с индивидуальной настройкой каждой струны). Мне кажется это предоставляет большое удобство слайдовому гитаристу.

Николай Садиков: С точки зрения удобства может быть да, но здесь важен сам звук, который цифровые гитарные процессоры дать не могут.

Дмитрий Малолетов: Какие трудности в освоении техники игры слайдером?

Николай Садиков: В первую очередь интонирование. Хотя при игре можно ориентироваться по ладам, однако в блюзе как, ты знаешь, много нетемперированных нот, которые и отличают блюзовую манеру игры от другой. Конечно, есть трудности в звукоизвлечении. Играть когтями (специальными наперстками для получения специфического звука) довольно непросто. Также при игре слайдером достаточно трудно освоить многоголосную игру и комбинировать слайд технику с обычной игрой на гитаре. Вообщем, сложностей много, инструмент очень непрост в освоении и требует, как и любой другой музыкальный инструмент, много времени и сил.

Дмитрий Малолетов: Как ты озвучиваешь свои гитары на концерте и в студии

Николай Садиков: В студии акустические инструменты лучше всего записывать при помощи микрофона. Я много экспериментировал в этой области. Иногда я подмешиваю электронный звук с пьезо датчика (фирмы Fishman). На концерте микрофон для подзвучки гитары использовать проблематично, поэтому я применяю специальный усилитель для акустических гитар - Trace Acoustic TA-100, подключенный в линию. Приобрести этот усилитель мне посоветовал известный гитарист Иван Смирнов, который тоже использует его в концертных выступлениях для озвучивания акустической гитары.

Дмитрий Малолетов: Насколько я знаю, ты еще работаешь звукорежиссером на студии "Соник - Сервис". Как ты пришел в звукорежиссуру?

Николай Садиков: Сначала я работал на телевидинии с 1991 года помощником звукорежиссера. Начинал я с самых низов - устанавливал микрофоны на съемках передач, коммутировал оборудование и т.д. Потом, когда уже набрался опыта, стал звукорежиссером. Работал на многих каналах, в частности на НТВ. Хотя мне эта работа нравилась и я многому научился, телевидение отнимало много времени. Все это шло в ущерб музыке, тем более, когда мы уже репетировали с Петровичем. Поэтому с 1996 года я перешел на работу в студию звукозаписи "Соник - Сервис", где был более гибкий график, да и сама работа была более творческой чем на телевидинии.

Дмитрий Малолетов: Наверное работа в такой серьезной студии тоже отнимает много времени. Не мешает ли тебе это сейчас?

Николай Садиков: Как говориться, лучший отдых это смена деятельности. На студии одна работа, на сцене другая. Студийная работа ни чуть не ограничивает меня в свободе и то время, которое я провожу в студии, работая с коллегами и разными исполнителями, не проходит впустую.

Дмитрий Малолетов: Может быть ты работаешь на студии вынужденно, просто из-за того, что одной музыкой много денег не заработаешь, а профессиональные звукорежиссеры - люди относительно высокооплачиваемые.

Николай Садиков: Нет, я никогда не занимался бы тем, что мне не нравится, исключительно для того чтобы заработать деньги. Для меня, если сказать образно, музыка это бриллиант, а запись - оправа. Я люблю делать и то и другое - и создавать музыку и "оформлять" ее в виде записи. Мне кажется, что любой музыкант должен владеть навыками звукозаписи, хотя бы на самом начальном уровне - сделать собственную домашнюю компьютерную запись.

Дмитрий Малолетов: На сколько я знаю, студия "Соник - Сервис", помимо обычной студийной работы, специализируется на записи "живых" концертов.

Николай Садиков: Да, наша студия имеет передвижную, мобильную министудию и опытных специалистов. Эта работа ответственная, т.к. если что-то не получится или подведет оборудование, уже ничего не перепишешь. (Прим. автора: переписать то конечно можно, раньше так и делали, но это уже не "живое" выступление.) Мы записали много концертов, которые потом транслировались по ТВ. Среди них группа "Рондо", Алла Пугачева, Ф. Киркоров, группа "Любэ", Земфира, Алсу.

Дмитрий Малолетов: Для многих читателей IN/OUT интересно узнать о технологии записи концертов. В двух словах как это делаете вы?

Николай Садиков: Мы используем 32-х (4х8) канальный цифровой рекордер TASCAM DA - 88. Звук "забираем" через сплит бокс, т.е. звук от инструментов и микрофонов идет к звукорежиссеру группы, работающего на зал и на наш рекордер. Записываем мы сухие треки, а уже в студии их обрабатываем и делаем сведение. Далее, эта запись, на видеомонтаже подкладывается под видеоизображение.

Дмитрий Малолетов: Николай, редакция нашего журнала и я лично хочу поблагодарить тебя за интересное интервью и пожелать тебе успехов в музыкальной и студийной работе.

Николай Садиков: Спасибо… Я постоянный читатель IN/OUT уже около десяти лет. Желаю и вам дальнейшего процветания.

Беседовал - Дмитрий Малолетов
перепечатано из In/Out по согласованию с редакцией

Условия размещения рекламы на сайте