Николай Садиков
Когда слушаешь звучание группы Blues Hammer Band в клубе "Forte", сидя за столом, хочется крикнуть: "Эй! Джим! Еще немного виски!".
И хотя заведение это довольно респектабельное, ничего не имеющего общего с американскими пивнушками ковбойского периода, каждую среду (именно по средам выступает Blues Hammer Band в "Forte") атмосфера в клубе почти как на берегах Миссисипи в конце прошлого века.
Если считать, что искусство, в частности музыкальное, это отражение действительности, то группа Blues Hammer Band в этом достигла высочайшего мастерства.
Слайдовая гитара Николая Садикова, его американская манера пения в сочетании с удивительными трелями губной гармоники "дедушки московского блюза" Петровича, дыхание контрабаса Петра Маевского и озорная игра барабанщика Александра Гречанникова создают неповторимый звуковой колорит дикого Запада.
Кто-то считает блюз музыкой слишком простой и предсказуемой, кто-то устаревшей и однообразной, а кто-то относится к блюзу как к чистому золоту, вечной ценности, как к классике, лежащей в основе всех стилей популярной музыки нашего века от раннего джаза до самых последних "лупово-компьютерных" альтернатив. Сам я отношусь к последней категории музыкантов, для которых блюз, как говорят музыковеды - "неиссякаемый источник вдохновения", тот музыкальный островок, который всегда даст "напиться" хрустально чистой воды, без химии, без современной примеси…
Существует достаточно много разновидностей блюзов. Blues Hammer Band скорее представители кантри-блюза, в котором тесно переплетается музыка кантри, "белых" баллад, "черных" трудовых песен, архаичного сельского блюза...
Хотя блюз по своей музыкальной форме не сложен, сыграть его по-настоящему, мягко сказать, очень непросто. В этой музыке, помимо технической подготовки и знания определенных стилистических и исполнительских законов, необходим тот блюзовый дух свободы, который вырабатывается годами, всем образом жизни. Быть может поэтому многие музыканты, пытающиеся с наскока создать блюзовую группу, даже хорошо знающие гитарные аппликатуры блюзового лада, не могут отразить то настроение, которое должен давать настоящий блюз слушателям.
Однако эта статья не совсем о блюзе, о котором можно говорить долго (но лучше просто слушать). Певец, автор многих песен и инструментальных пьес Николай Садиков, кроме этого, один из лучших слайдовых гитаристов России и в этом гитарном направлении беседа с ним будет интересна многим гитаристам, желающим освоить специфические способы игры слайдером и познакомиться со специальными для этого инструментами. Кроме этого, Николай Садиков работает звукорежиссером на одной из лучших звукозаписывающих студий Москвы "Соник-Сервис, обладает профессиональными знаниями и довольно большим опытом в студийной звукозаписи.
Дмитрий Малолетов: Когда ты начал играть слайдом?
Николай Садиков: Сначала, как и все гитаристы я играл блюз на обычной электрогитаре. У нас была группа "Fly to Bluesland", в которой я был гитаристом. Играли мы, можно сказать, для души, т.к. места для выступлений с подобной музыкой (фьюжн-блюзн), да еще неизвестной группы, в то время практически не было. Но чуть больше пяти лет назад, как обычно слушал по радио SNS программу Андрея Евдокимова "Весь этот блюз". Как-то он поставил в эфир песню "Di -di -wo-di -di" очень интересного гитариста Blind Blacke-а. В этом блюзе этот исполнитель потрясающее играл на гитаре и пел. Мне очень понравилось то, что блюз, сыгранный в аккомпанементе на одной акустической гитаре, звучал самодостаточно, очень интересно и необычно.
Так я стал поклонником кантри-блюза, старался освоить приемы игры на гитаре в этом стиле. Но чуть позже я услышал John Hammond-а, исполнение которого просто шокировало меня! Он блестяще играл на гитаре слайдером, пел и плюс к этому играл на губной гармонике. Я был так вдохновлен таким исполнением, что на этом стиле просто потерял голову. В то время я уже ясно представлял, что именно хочу. Надо было научиться играть слайдером на гитаре, овладеть техникой игры на губной гармонике и позаниматься вокалом. Как раз в это время я познакомился с прекрасным гитаристом Андреем Шепелевым, который виртуозно владел гавайской техникой игры слайдером (и не только, он еще прекрасный банджоист).
Этот гитарист играл на необычной, резонаторной гитаре, которая называлась "ДОБРО". Кроме этого, у него была резонаторная гитара сделанная нашим российским мастером Виктором Стеценко по чертежам самого Андрея Шепелева. Кстати, резонатор для этой гитары сделал сам Андрей. Впоследствии я купил у него эту уникальную, можно сказать, историческую гитару. Так я начал осваивать этот инструмент.
Одна из первых отечественных резонаторных гитар российского мастера Виктора Cтеценко |
|
Но мне необходимо было еще и научиться играть на губной гармонике. Я пошел на концерт "Петровича" - самого известного в нашей стране блюзмена, в совершенстве владеющего игрой на этом инструменте. Его манера игры, фразировка, подача звука, знание стиля, вкус все было в высшей степени мастерским. Я познакомился с этим музыкантом и попросил его помочь мне с учебными пособиями по губной гармонике.
Петрович оказался удивительным человеком, он пригласил меня домой, дал мне много уникальных книг, которые невозможно найти ни в одной нашей библиотеке.
Через неделю я пришел возвращать эти книги, взял с собой купленную у Андрея Шепелева резонаторную гитару.
Когда ее увидел Петрович, у него прямо загорелись глаза. Оказывается, он уже долгие годы был поклонником резонаторных гитар. Мало того, он их сам делал по собственной технологии - крышку из колпаков от "Жигулей", а сам резонатор из барабанного пластика.
Ну конечно, мы сразу вместе поиграли известные блюзы и были в таком запале, так у нас все "покатило", что решили сделать дуэт - слайдовая гитара и губная гармоника.
Николай Садиков и Михаил Соколов (Петрович) |
Фотография Андрея Евдокимова |
Однако после нескольких репетиций мы поняли, что дело наше не имеет больших перспектив, т.к. дуэтом работать полтора часа (именно на этих условиях можно было где-то выступать) очень сложно из-за некоторого однообразия. Поэтому мы пригласили контрабасиста и наш дуэт превратился в трио. Но и такой состав не давал сделать полноценную концертную программу. В конечном итоге, мы нашли барабанщика, и наш состав принял форму полноценной блюзовой группы. В настоящее время в нашем коллективе играют отличные музыканты - контрабасист Петр Маевский и барабанщик Александр Гречанников
Группа Blues Hammer Band слева-направо и сверху-вниз: Петр Маевский Александр Гречанников Михаил Соколов - "Петрович" Николай Садиков |
|
Дмитрий Малолетов: Значит твоя идея стать "человеком-оркестром" отошла пока на второй план?
Николай Садиков: Сейчас я больше сфокусировал внимание на игре в группе, на гитарной технике, на вокале, на сочинении песен. Но постоянно занимаюсь, накапливаю музыкальный багаж и, быть может со временем, это даст результат и в сольной игре.
Дмитрий Малолетов: Вы с Петровичем поете исключительно на английском языке. Эта музыка не терпит "русского колорита"?
Николай Садиков: Сколько мы не делали попыток, русский язык не вписывается в стилистику нашей группы. Для этого надо что-то менять в мелодике, и в ритме, и быть может даже в гармонии, да и в общей звуковой концепции. Что получается в результате можно догадаться - это будет уже на блюз. Пока мы не хотим далеко уходить от блюзовой классики.
Дмитрий Малолетов: Но все же ты сочиняешь песни, причем я узнал, что тексты ты пишешь сам, да еще и на английском языке.
Николай Садиков: Помимо известных блюзовых песен, все равно хочется что-то сделать свое, хотя это довольно непросто. Рамки нашего стиля не позволяют далеко уходить в сторону. Поэтому много песен и инструментальных пьес, которые я написал, не входят в наш концертный репертуар, так как они несколько контрастируют с классическими блюзовыми хитами. Но кое-что все же сделать удается.
Дмитрий Малолетов: Ты занимался вокалом или считаешь, что блюзовый фольклор не требует образования?
Николай Садиков: Да, я учился два года по классу вокала в студии при Гнесинском училище у Ларисы Михайловны Коваль, воспитавшей много известных исполнителей. Она прекрасный педагог и человек, сейчас я занимаюсь уже самостоятельно, используя ее методику.
В целом на счет музыкального образования, то всегда считаю, что оно современному музыканту крайне необходимо. В настоящее время я совершенствую технику игры на гитаре, изучаю джазовую гармонию, импровизацию, частным образом. Мне кажется, что буду учиться всю жизнь, т.к. путь к совершенству бесконечен.
Дмитрий Малолетов: Николай, я хочу задать тебе несколько вопросов о резонаторных слайдовых гитарах. Я знаю, что помимо игры, ты глубоко изучаешь историю данных типов гитар. Такой диалектический подход в освоении инструмента в современное время у гитаристов можно встретить крайне редко. Итак, что же такое резонаторная гитара?
Николай Садиков: Резонаторная гитара отличается по конструкции от обычной акустической гитары. Целью ее создания было максимальное усиление звука инструмента. Но особенность этой гитары, помимо большей громкости, еще в том, что она обладает характерным, более металлическим тембром и большим сустейном. Резонатор данной модели гитары представляет собой не что иное как акустический усилитель. Это усиление звука достигается тем, что подставка (или нижний порожек) опирается не на дэку (как в обычной гитаре), а на алюминиевую пластину (или несколько пластин), выполненной в виде конуса. Эта пластина располагается внутри корпуса гитары и при колебании струн резонирует. Этот резонирующий конус закрывается крышкой с отверстиями, откуда идет звук.
Дмитрий Малолетов: Отдаленно все это напоминает динамик, закрытый металлической сеткой… Кто же изобрел такую гитару?
Николай Садиков: Изобретателями этой модели гитары были американцы John и Rudolph Dopyera имигранты из Австро-Венгрии. John Dopyera запатентовал трехконусную резонаторную гитару в 1927г. и назвали ее National.
Трехконусная резонаторная гитара |
|
Затем в 1929 году они изобрели новый тип резонатора и назвали эту гитару "DOBRO".
Заметьте, что слово "добро" чисто русское, так как братья Dopyera имели славянские корни.
Далее шло усовершенствование резонаторных гитар, в середине 30-х годов они начали изготавливать электрогитары, в том числе и резонаторного типа.
Вообще, в начале 30-х годов был просто бум на эти гитары.
Инструменты, изготовленные братьями Dopyera, были самыми популярными в то время, как сейчас, напрмер, Fender или Ibanez.
Идеи, которые разработали John и Rudolph Dopyera, легли в основу в области производства гитар и воспитали многих известных производителей.
Кстати, Адольф Рикенбеккер, впоследствии образовавший собственную фирму, которая вошла в историю, - производство первых серийных электрогитар (1931 г.!), получил свои знания, работая на фирме National. Так, что John и Rudolph Dopyera сыграли огромную роль в истории гитары.
Братья Dopyera : Emil, John и Rudolph. |
|
Дмитрий Малолетов: Они занимались производством только резонаторных типов гитар?
Николай Садиков: Нет, помимо резонаторных гитар, они делали и резонаторные банджо, мандолину, четырехструнные бас-гитары (в 1928-м году!), основанные на том же принципе акустического усиления, скрипки и даже арфу. Кроме чисто резонаторных инструментов, братья Dopyera занимались производством электроинструментов (гитар, банджо, скрипок, мандолин и т.д.) и даже ламповых усилителей.
Дмитрий Малолетов: Почему же именно эти гитары стали использовать слайдовые гитаристы?
Николай Садиков: Ну, во-первых, они звучат несколько громче и могли, таким образом, входить в фактуру ансамблей в роли полноценного инструмента. Во-вторых, эти гитары звучат ярче, звонче. Обычная деревянная гитара при игре слайдером звучит тихо и более матово. И наконец, сустейн - в резонаторных гитарах дольше тянется звук, что очень важно при игре слайдером.
Дмитрий Малолетов: А при игре обычной техникой эти гитары можно использовать.
Николай Садиков: Да, конечно. Это обычная по своей сути гитара, на которой можно играть обычным способом, только более громкая и обладающая характерным металлическим звучанием.
Дмитрий Малолетов: Но в концертах ты используешь и стандартную акустическую гитару…
Николай Садиков: Для профессиональной работы у музыканта должно быть несколько инструментов. Поэтому, кроме резонаторной гитары я имею отличную электроакустическую гитару "Taylor", которая дает "деревянный" теплый звук. Так что, играя гитарные партии без слайдера, я использую именно эту гитару.
Дмитрий Малолетов: Теперь хочется заострить внимание на исполнительских приемах. Вообще, насколько я знаю слайдовая техника игры на гитаре распространилась примерно в 20-е годы.
Николай Садиков: Да массовость эта техника получила именно в 20-е - начало 30-хгодов. Это связано с популярностью блюза, который в это время привлек к себе внимание не только американцев, но и европейцев. Кстати, первые записи блюза были сделаны именно в этот период. Но играть слайдером, естественно стали намного раньше!
Скорее всего, эта техника игры пришла еще из Африки, где с незапамятных времен играли камнем или ножом, скользя по натянутому канату. Этот примитивный музыкальный инструмент, который не представлял особого труда в изготовлении из подручных средств, скорее всего, использовался неграми с самого начала их завоза в Америку. Потом эта концепция игры была перенесена уже на гитару. Первые признанные мастера этой техники были Joseph Tekuku (первый гитарист получивший известность), James Hoa (1876г), Frank Ferera (1890) и многие другие. До нас дошли довольно скудные сведения об истории этой техники, но в 1900 году известный музыковед Gus Cannon слышал музыканта Alex Lee, прекрасно владеющего этой техникой игры. Первая запись, где использовался слайдер, была исполнена Blind Willi Johnson в 20-х годах нашего столетия.
Необходимо отметить, что слайдовая техника стала развиваться в двух направлениях - гавайская техника и Botle neck (горлышко бутылки)
Гавайской техникой играли, держа гитару игровой частью грифа горизонтально. В основном гавайская техника получила распространение в стиле блю грасс (кантри) Среди виртуозов такого способа игры можно выделить Jerry Douglas, Mickey Andrews, Stacy Phillips, Le Roy Mack и др.
Техника Bottle neck, когда гитара при игре имела обычное положение, получила распространение в блюзе, а в последствии и в роке. Достоинство техники Botle neck в том, что гитарист может комбинировать слайдовую технику с обычной, что дает большую гибкость при создании гитарных партий. Среди мастеров Botle neck хочется отметить Dave Hole, Alen Roth, Roy Rogers, Ry Cooder, Paul Black, Sonny Landreth, John Mooney и мн. др. В настоящее время многие известные гитаристы применяют в своем творчестве эту технику. Среди них Eric Clapton, David Gilmore, Richie Blackmore, Chrise Rea, Gary Moore и др.
Дмитрий Малолетов: Какие строи гитары ты используешь?
Николай Садиков: Для удобства игры слайдером целесообразно настраивать гитары в открытых строях, то есть чтобы мажорный аккорд звучал на открытых струнах. В основном я использую строй D (d a f# d a d ) и G (d b g d g d), такие же строи можно делать в "ми" и в "ля". Чтобы играть в разных тональностях использую каподастер.
Дмитрий Малолетов: Наверное ты знаешь, что сейчас есть гитарные цифровые устройства, которые могут менять строй гитары одним нажатием на педаль (т.е. создавать пресеты с индивидуальной настройкой каждой струны). Мне кажется это предоставляет большое удобство слайдовому гитаристу.
Николай Садиков: С точки зрения удобства может быть да, но здесь важен сам звук, который цифровые гитарные процессоры дать не могут.
Дмитрий Малолетов: Какие трудности в освоении техники игры слайдером?
Николай Садиков: В первую очередь интонирование. Хотя при игре можно ориентироваться по ладам, однако в блюзе как, ты знаешь, много нетемперированных нот, которые и отличают блюзовую манеру игры от другой. Конечно, есть трудности в звукоизвлечении. Играть когтями (специальными наперстками для получения специфического звука) довольно непросто. Также при игре слайдером достаточно трудно освоить многоголосную игру и комбинировать слайд технику с обычной игрой на гитаре. Вообщем, сложностей много, инструмент очень непрост в освоении и требует, как и любой другой музыкальный инструмент, много времени и сил.
Дмитрий Малолетов: Как ты озвучиваешь свои гитары на концерте и в студии
Николай Садиков: В студии акустические инструменты лучше всего записывать при помощи микрофона. Я много экспериментировал в этой области. Иногда я подмешиваю электронный звук с пьезо датчика (фирмы Fishman). На концерте микрофон для подзвучки гитары использовать проблематично, поэтому я применяю специальный усилитель для акустических гитар - Trace Acoustic TA-100, подключенный в линию. Приобрести этот усилитель мне посоветовал известный гитарист Иван Смирнов, который тоже использует его в концертных выступлениях для озвучивания акустической гитары.
Дмитрий Малолетов: Насколько я знаю, ты еще работаешь звукорежиссером на студии "Соник - Сервис". Как ты пришел в звукорежиссуру?
Николай Садиков: Сначала я работал на телевидинии с 1991 года помощником звукорежиссера. Начинал я с самых низов - устанавливал микрофоны на съемках передач, коммутировал оборудование и т.д. Потом, когда уже набрался опыта, стал звукорежиссером. Работал на многих каналах, в частности на НТВ. Хотя мне эта работа нравилась и я многому научился, телевидение отнимало много времени. Все это шло в ущерб музыке, тем более, когда мы уже репетировали с Петровичем. Поэтому с 1996 года я перешел на работу в студию звукозаписи "Соник - Сервис", где был более гибкий график, да и сама работа была более творческой чем на телевидинии.
Дмитрий Малолетов: Наверное работа в такой серьезной студии тоже отнимает много времени. Не мешает ли тебе это сейчас?
Николай Садиков: Как говориться, лучший отдых это смена деятельности. На студии одна работа, на сцене другая. Студийная работа ни чуть не ограничивает меня в свободе и то время, которое я провожу в студии, работая с коллегами и разными исполнителями, не проходит впустую.
Дмитрий Малолетов: Может быть ты работаешь на студии вынужденно, просто из-за того, что одной музыкой много денег не заработаешь, а профессиональные звукорежиссеры - люди относительно высокооплачиваемые.
Николай Садиков: Нет, я никогда не занимался бы тем, что мне не нравится, исключительно для того чтобы заработать деньги. Для меня, если сказать образно, музыка это бриллиант, а запись - оправа. Я люблю делать и то и другое - и создавать музыку и "оформлять" ее в виде записи. Мне кажется, что любой музыкант должен владеть навыками звукозаписи, хотя бы на самом начальном уровне - сделать собственную домашнюю компьютерную запись.
Дмитрий Малолетов: На сколько я знаю, студия "Соник - Сервис", помимо обычной студийной работы, специализируется на записи "живых" концертов.
Николай Садиков: Да, наша студия имеет передвижную, мобильную министудию и опытных специалистов. Эта работа ответственная, т.к. если что-то не получится или подведет оборудование, уже ничего не перепишешь. (Прим. автора: переписать то конечно можно, раньше так и делали, но это уже не "живое" выступление.) Мы записали много концертов, которые потом транслировались по ТВ. Среди них группа "Рондо", Алла Пугачева, Ф. Киркоров, группа "Любэ", Земфира, Алсу.
Дмитрий Малолетов: Для многих читателей IN/OUT интересно узнать о технологии записи концертов. В двух словах как это делаете вы?
Николай Садиков: Мы используем 32-х (4х8) канальный цифровой рекордер TASCAM DA - 88. Звук "забираем" через сплит бокс, т.е. звук от инструментов и микрофонов идет к звукорежиссеру группы, работающего на зал и на наш рекордер. Записываем мы сухие треки, а уже в студии их обрабатываем и делаем сведение. Далее, эта запись, на видеомонтаже подкладывается под видеоизображение.
Дмитрий Малолетов: Николай, редакция нашего журнала и я лично хочу поблагодарить тебя за интересное интервью и пожелать тебе успехов в музыкальной и студийной работе.
Николай Садиков: Спасибо… Я постоянный читатель IN/OUT уже около десяти лет. Желаю и вам дальнейшего процветания.
Беседовал - Дмитрий Малолетов
перепечатано из In/Out по согласованию с редакцией
|