Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Lonnie Mack

Со стремительной Flying V в руках и саундом, на десять лет опередившим стену Marshall'ов, Лонни Мак проложил дорогу будущим поколениям блюз-рокеров. Еще до Клэптона, Пейджа, Джонни Уинтера, Дюэна Олмена и Майка Блумфилда, и гораздо ранее Стиви Рэй Вогана, Лонни Мак играл блюз - тяжело, быстро и громко. Как говорит он сам, "когда я начинал, рок-н-ролла вообще не было. Он появился, когда я его уже играл". Энергичный, украшенный вибрато стиль Мака повлиял на всех вышеупомянутых гитаристов, особенно на Вогана, который вырос на его ранних записях, и в 1985 сыграл на альбоме Мака "Strike Like Lightning", а также был его со-продюсером.

История и влияния.

Лонни Мак (полное имя - Lonnie McIntosh) родился в городе Харрисон, штат Индиана, в 1941. Музыкальные впечатления детства Лонни складывались из семейного музыцирования по вечерам, воскресных проповедей, где пели госпел, а также слушания музыкальных радиопередач поздно ночью. Для пацана из провинциального городка радио в те годы было единственным окном в остальной мир, и, вращая ручку приемника, Лонни мог слышать кантри в передаче Grand Ole Opry, навороченный блюз Ти-Боун Уокера или поп-джаз Лес Пола.

Еще будучи недостаточно большим, чтобы держать гитару правильно, Лонни научился нескольким аккордам под руководством матери. Затем его дядя показал Лонни, как играть блюз Дельты и кантри-пикинг в стиле Мэрла Трэвиса (басовая линия большим пальцем и мелодия остальными), а один местный слепой гитарист и госпел-певец научил Мака азам теории. Лонни учился быстро, и вскоре обнаружил, что музыка для него может быть больше чем увлечением.

"Мне было лет семь. Как-то я шел с гитарой мимо железной дороги, и меня подозвали рабочие, у которых был перерыв на обед, и попросили сыграть для них что-нибудь. Я сыграл, и они положили мне в гитару деньги. Я подумал: "Неплохо".

Тинэйджерские годы Мака совпали с бумом Пресли - взрывом магической смеси блюза с кантри, ставшим музыкой нового поколения американцев. Укоротив фамилию до более профессионального "Мак", Лонни собрал свою первую группу The Twilighters, с которой стал работать по барам Индианы, Кентуки и Огайо, исполняя рокабилли, блюз, кантри, рок-н-ролл - вполне понятный разброс стилей для того времени и места. Возможно, критики укажут на весьма расплывчатые границы между некоторыми из этих стилей, но сам Мак дал еще лучшее определение сходствам и различиям между ними: "Все это музыка вашего нутра. Она идет из одного и того же места. Если это не так, я поцелую вашу задницу".

По мере того как мастерство и репутация Мака росли, гитара Kalamazoo перестала его устраивать, и он начал подыскивать замену. Как раз в это время владелец местного музыкального магазина вернулся с фабрики Gibson и показал Маку рисунок новой модели. Ее внешний вид настолько понравился Лонни, что он тут же заказал себе копию, не имея даже возможности послушать ее. Вскоре он уже был счастливым обладателем Gibson Flying V 1958 года, серийный номер 7, на которую сразу же привинтил машинку Bigsby.

Чуть больше занял поиск подходящего усилителя. В конце 50-х в моду вошли инструментальные группы с органистом в составе. Мак восхищался игрой таких органистов, как Brother Jack McDuff и "Groove" Holmes, которые играли на своих Хаммондах В-3 через колонку Leslie с вращающимся рупором. Мак пытался имитировать этот пульсирующий саунд, ставя позади усилителя вентилятор. Наконец он встретил Роберта Уорда, гитариста из группы "The Ohio Untouchables", который играл через усилитель Magnаtone, имевший схему для имитации эффекта Leslie. Лонни приобрел себе такой же, и, подключая его через голову и колонки Fender, добился звука, который почти на десятилетие опередил легендарную маршалловскую "стену".

Со временем Мак стал работать сессионным гитаристом на лейблах King и Fraternity в Цинциннати, Огайо, записываясь с Freddie King, James Brown и другими. Как-то раз в 1963 по окончании очередной сессии на Fraternity Мак получил возможность записать собственный номер, который он готовил для живых выступлений, - инструментальную версию "Memphis" Чака Берри.

Тонкий, искусный оригинал Берри в интерпретации Мака превратился в настоящее гитарное вторжение. Сингл поднялся до 5 места в хит-парадах, и когда Лонни вернулся в Цинциннати из очередной клубной поездки, то обнаружил, что стал звездой национального масштаба. Не теряя времени, Мак записал следующий сингл "Wham", который продвинул его еще дальше. В этой вещи Лонни эффектно продемонстрировал свой подход с одновременным сочетанием ритма и соло, исполняемых с невероятной энергией волшебной формулы "Flying V, Magnatone, Bigsby". После "Memphis" и "Wham" стало ясно, что в 1963 году никто так не понимает потенциальную силу электрогитары, как Лонни Мак.

Вскоре фирма Fraternity выпустила первый долгоиграющий альбом Мака, "The Wham of That Memphis Man". Помимо упомянутых инструменталов, альбом также продемонстрировал недюжинные вокальные данные Мака. Мало кто из белых певцов мог составить конкуренцию негритянским исполнителям блюза и госпел, но в голосе Лонни Мака было все: он пел с силой, страстью и надрывом, выворачивающим душу наизнанку. Его кавер на балладу "Where There's a Will" группы Five Blind Boys of Mississippi начал все чаще звучать на "черных" радиостанциях, но, как пример расовых предрассудков, был исключен из плейлистов, когда выяснилось, что его исполнитель - белый. Другими удачными перепевками Мака в тот период были "Baby What's Wrong," Джимми Роджерса, "Further on Down the Road" Бобби Бланда, а также собственная вещь в стиле госпел - "Why."

В течение следующих пяти лет Мак изъездил Америку вдоль и поперек, играя "разовые" концерты, и спрос на его корневую музыку не падал даже после начала "британского вторжения". В 1968 журнал Rolling Stone опубликовал статью, превозносившую влияние Мака на блюз-рок, которая побудила фирму Electra разыскать его и предложить контракт. Мак переехал в Лос-Анджелес, но живя в Голливуде, так и не смог почувствовать себя как дома. Записи на Electra также не принесли особого успеха, и в конце концов Мак стал выполнять разную другую работу на фирме - так, он сыграл на басу в "Roadhouse Blues" The Doors, своих коллег по лейблу. Записав третий диск на Electra, "The Hills of Indiana", Мак решил вернуться к тем самым родным "холмам Индианы".

На протяжении 70-х Мак выступал в клубах, а также занялся рыбной ловлей. В конце десятилетия состоялось его недолгое и безуспешное сотрудничество с Capitol Records, после чего о Маке почти не было слышно. Наконец, в 1983 восходящая звезда Стиви Рэй Воган, которому Мак помогал на заре его карьеры, убедил его переехать в Остин, Техас, и влиться в местную, весьма активную клубную сцену. Там Мака заметил лейбл Alligator Records, предолжил ему контракт, и в 1985 вышел его альбом "Strike Like Lightning", где Воган был со-продюсером и записал несколько партий. Успех альбома вернул Маку славу, напомнив о его взлете 1963 года. На следующем релизе "Second Sight" Мак решил предстать в первую очередь как вокалист и композитор, нежели как гитарист, чем немного сбавил обороты. В 1988 уже на фирме Epic вышел его диск "Roadhouses and Dancehalls", но затем в 1990 Мак вернулся на Alligator, выпустив "Live! Attack of the Killer V".

90-е годы были относительно спокойными для Мака, но он нашел путь к аудитории во всем мире через Интернет. На его сайте www.lonniemack.com, помимо прочего, предлагаются копии Flying V с Bigsby и автографом Мака.

Стиль и приемы игры.

Подобно своему "ученику" Стиву Рэй Вогану (чьим первым приобретением был альбом "The Wham of That Memphis Man"), Лонни Мак впитывал идеи из разных источников. Из этих влияний сформировался его собственный стиль, где соло и ритм были объединены в одно целое. Одновременно играть мелодию и аккорды он научился, освоив кантри-пикинг Мэрла Трэвиса, но при этом использовал штрих "медиатор плюс пальцы". Затем, слушая взаимодействие двух гитар у чикагских блюзменов Джимми Рида и Эдди Тэйлора, Мак научился соединять две партии в одну. Ко всему этому он добавил новую энергетику, не свойственную мелодичным аранжировкам Трэвиса или отвязному шаффлу Рида, и которую впоследствии перенял Клэптон в период игры с Cream.



Звуковой файл 1
Звуковой файл 3

Пример 1 - ритм-партия, основанная на треке "Memphis". Мак исполняет ее с агрессией, близкой ко второму компоненту понятия "блюз-рок".

Пример 2 демонстрирует основной рифф "Wham", состоящий из аккордов в духе блюза Дельты, исполняемых быстро и яростно. Оставьте открытые 5 и 6 струны звенеть, пока вы играете на верхних. Играя аккорды Е к А7, сначала зажимайте средним пальцем Е на 4 струне, а затем положите его плашмя, чтобы взять барре.

Пример 3 показывает влияние исполнителей на органе Хаммонд В-3 на игру Мака. Органисты часто удерживали одну ноту, и на ее фоне играли другие, что Мак отразил в таких вещах, как "Why" и "Turn On Your Love Light." Зажимайте ноту Е мизинцем, а другими пальцами играйте ноты на 2 и 3 струне. Чтобы извлекать ноты одновременно, используйте комбинированный штрих (медиатор и палец) либо играйте все пальцами.

Вдохновленный искусным использованием машинки Bigsby Четом Эткинсом, Мак нашел собственный подход: часто он подтягивал 1 струну и начинал быстро играть по ней медиатором ударами вверх, одновременно работая рычагом, и тем самым создавал энергичное вибрато.

Гитара и оборудование.

Лонни оставался верным своей первой Flying V в большей степени, чем многие мужья - своим женам. С другой стороны, как и многие мужья, он иногда позволял себе рукоприкладство: несколько раз перекрашивал корпус, а однажды отломал гриф и забросил его в чулан, но затем откопал и починил.

Редкая особенность - это вибрато-рычаг Bygsby на гитаре Lonnie. Такие бриджи редко встречаются на Flying V.

В более поздние годы Лонни стал настраивать гитару на тон ниже и использовать толстые струны, в том числе 3-ю с обмоткой. Обычно Мак играет на заднем датчике, и иногда ставит на гриф каподастр для сохранения открытых позиций в разных тональностях.

На всех ранних записях Мак играл через усилители Magnatone, в первую очередь модель 460 с кабинетом 2x12. Позднее он использовал модель 440 (1х12), подключая ее через голову Fender Twin и два кабинета Fender Bassman. В 80-х к Fender Twin Мак добавил Roland Jazz Chorus. Вообще же, за исключением вибрато и ревера усилителя, все эффекты были заключены лишь в руках Лонни Мака.

Рекомендуемые альбомы

За свою карьеру Мак записал немало "музыки нутра" - ритм-энд-блюза, блюз-рока, рок-н-ролла, кантри-рока, с акцентом в разные годы на гитару, вокал или сочинение песен. Вы можете найти что-либо интересное в любом стиле или периоде его карьеры, но есть два альбома, которые лучше всего демонстрируют его вклад в рок-н-ролл:

"Memphis Wham!" (Ace): альбом "The Wham of that Memphis Man", дополненный разными записями, сделанными на Fraternity.

"Strike Like Lightning" (Alligator): альбом, вернувший Маку популярность и являющийся наглядным свидетельством неувядающей мощи музыканта.

перевод - Федоров Дмитрий