Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
John Lee Hooker

Долгие годы многие блюзовые гитаристы могли предъявлять эксклюзивные права на свои личные стили игры. Но лишь единицы владели целым музыкальным направлением. Один из них - скончавшийся 21 июля Джон Ли Хукер, создавший буги - не только ритм, но и ощущение. Ощущение секса, смешанного с опасностью, жизни на краю в жестоком и грязном мире. И оно распространяется на всю музыку Хукера, независимо от стиля.

За 50 лет, в течение которых Хукер делал записи, он изучил самые разные формы блюза как на акустической, так и на электрогитаре. Его манеру характеризовали как "органичную", "земную" и даже "примитивную". Сам же скромник Хукер говорил: "Я верю, что родился с даром от Бога, но его надо было развивать.

Нельзя отрицать, что Хукер - гитарист, сделавший себя сам. За десятилетия развития у жанра часто появлялся шанс стать чистым - просчитанным, суперспродюсированным, суперпрофессиональным. Но пока Хукер бил по струнам, топал ногой и мрачно выл в микрофон, именно он был воплощением грубой, неприкрашенной сути блюза.

История и влияния.

Распространение блюза из Дельты Миссисипи на индустриальный север, в Лондон и наконец по всему миру - история, рассказанная много раз. Но Джон Ли Хукер был одним из тех, кто не понаслышке знал каждый шаг на этом пути.

Он родился в 1920 году в большой семье в Кларксдейле, Миссисипи - сердце Дельта-блюза (одно только название альбома Пейджа и Планта "Walking Into Clarksdale" много говорит о культовости места - Н.С.). На первые занятия музыкой его вдохновил отчим Уилл Мур (Will Moore) - проповедник и музыкант , в чьем доме останавливались многие легенды раннего блюза. В их числе были Чарли Паттон (Charley Patton), Блайнд Блэйк (Blind Blake) и Блайнд Лемон Джефферсон (Blind Lemon Jefferson). Не имея денег или возможностей раздобыть инструмент, Хукер последовал в изготовлении гитары традиции бедных сельских мальчишек: натянул проволочки на амбарную дверь. На этом инструменте он и начал подражать стилям Мура и его гостей.

Когда Хукер подрос, родители разошлись во мнениях относительно важности его занятий музыкой: его мать постоянно им сопротивлялась. В итоге из-за этого Хукер покинул дом и направился в Мемфис, где процветала "музыка Бил-Стрит" (Beale Street music). Проработав несколько лет служителем в кино и иногда выступая "на замене" в Парке У.К.Хэнди (где ему случалось встречаться с совсем еще молодым Би-Би Кингом), Хукер отчалил в Цинциннати, где занимался разными поденными работами и, следуя традициям отчима, пел и блюз и госпел.

Через семь лет новый переезд положил финал его миграциям. В 1943 году Хукер осел в Детройте, привлеченный перспективами высокооплачиваемой работы на военном заводе и выступлений в клубах на Гастингс-Стрит. "Многие блюзмены поехали в Чикаго, - говорил Хукер. - Я отправился в Детройт, потому что там конкуренция была меньше.

Как раз во время выступлений в клубах Хукер начал играть на электрогитаре, чтобы слышать самого себя сквозь шум посетителей. Сначала он поставил съемный звукосниматель на акустику, а затем, узнав, что Ти-Боун Уокер играл на электрогитаре, тоже купил инструмент. Он привнес в его буги новую атаку, к большому удовольствию слушателей. "Народ зажигал на танцполе. Я хотел, чтобы они танцевали. Я хотел делать такую музыку, чтобы под нее нельзя было усидеть на месте. Я сам спускался со сцены - у меня был длинный шнур", вспоминал Хукер.

Хукер упорно работал в клубах Детройта, совершенствуя фирменные "фишки" и зарабатывая репутацию. Его упорство было вознаграждено в 1948 году, когда им заинтересовался Бернард Бесман (Bernard Besman), владелец студии United Sound. На первом прослушивании у Бесмана Хукер играл буги, вдохновленное Уиллом Муром, поверх которого спел автобиографическую историю про проблемы молодого музыканта в семье из-за его увлечения. Запись "Boogie Chillun" немедленно стала хитом, и имя Хукера оказалось на музыкальной карте.

В отличие от большинства "проснувшихся знаменитыми", Хукер продолжал выпускать свои хиты с потрясающей скоростью. "Crawling King Snake Blues" (основанной на теме, уходящей корнями глубже Блайнд Лемона Джефферсона), "John L's House Rent Boogie" и "I'm in the Mood" (имевшей очень относительное касательство к вещи Глена Миллера "In the Mood") - вот только три вещи, попавшие в хит-парады в следующие несколько лет. Казалось, что Хукер способен записываться где угодно, в любое время, для любой студии и почти под любым именем, среди которых были John Lee Booker, John Lee Cooker, Johnny Lee, Johnny Williams и Birmingham Sam and His Magic Guitar.

Как и его чикагский современник Мадди Уотерс, Хукер представлял непретенциозный, "домашний" стиль, пользовавшийся успехом у южан, наводнивших города Севера во время и после войны. На акустике он играл или на электрогитаре, он мог вызвать настоящее или прошлое и любое место от Дельты до Детройта с помощью только гитары, голоса и ботинка. Он нашел свою музыкальную нишу и мог впитать в себя любое музыкальное влияние, вывернуть наизнанку и выдать обратно как нечто, свойственное только Джону Ли Хукеру. Сила его подачи сияет даже сквозь такие эксцентричные эксперименты, как "Walking the Boogie" 1952 года с наложенным вокалом и ускоренными партиями второй гитары.

В середине пятидесятых Хукер начал чаще работать с группами, в которых играли очень талантливые гитаристы, такие как Эдди Тэйлор (Eddie Taylor, более известный как партнер Джимми Рида) и Эдди Кирклэнд (Eddie Kirkland). Больше того, его записи этого периода на лэйбле Vee-Jay способствовали тому, что его влияние распространилось и за океаном. "Dimples" и "Boom Boom" сделали Хукера виртуальной иконой среди молодых британских музыкантов и вдохновили несколько успешных блюз-роковых команд, таких как "Animals" и "Yardbirds". Как Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy), Хукер нашел себя в двух ипостасях: современный городской музыкант с электрогитарой и домашний Дельта-блюзмен с акустикой. Как хамелеон, Хукер приспосабливался к любой ситуации, сохраняя свой личный мощный стиль.

Когда музыкальный бизнес переключился с пластинок на 78 оборотов в минуту на синглы и альбомы, Хукер продолжал выдавать в течение всех шестидесятых материал для различных фирм, представляя такие стандарты, как вдохновленная Мадди Уотерсом "Big Legs, Tight Skirt" или "One Bourbon, One Scotch, One Beer". Его работа 1970 года с группой "Canned Heat" под названием "Hooker & Heat" стала заметным явлением блюз-роковой эры и имела в Америк коммерческий успех. Даже в следующие десятилетия, когда блюз перестал быть коммерчески привлекательной музыкой, записи Хукера можно было найти в пригородных магазинчиках рядом с пластинками Би-Би Кинга и Джимми Рида.

Примечательно, что новый всплеск карьеры Хукера начался в 1989 году с записью "Тhe Healer" спродюсированной Роем Роджерсом (Roy Rogers). На ней он играет с такими своими последователями, как Карлос Сантана (Carlos Santana), Бонни Райтт (Bonnie Raitt), Роберт Крэй (Robert Cray), "Лос Лобос" ("Los Lobos") и Джорджем Тороугудом (George Thorogood). Затем появились "Mr. Lucky" и еще несколько записей, сделанных тем же звездным составом. "Это было хорошее время", - говорил Хукер по поводу своей карьеры. - "Я видел два поколения, которые слушали мою музыку, и может быть, мне повезет увидеть третье". И он был прав. В конце концов, блюз Дельты, Чикаго и Детройта знал свои взлеты и падения. Но Джон Ли Хукер записал несколько вещей, словно бы предназначенных для нового тысячелетия.

Стиль и приемы игры.

Джон Ли Хукер не был особенно разговорчивым, но он всегда говорил о своем отчиме, когда разговор заходил о корнях буги. Мур и другие исповедники того, что Мадди Уотерс называл "глубоким блюзом", обнажали самую суть музыки, создавая атмосферу, в которой было что-то от транса, в которой повторы, разделенные паузами, заставляли слушателя сосредоточиться на чем-то вне музыки как таковой. Рядом с ритмом, заставлявшим двигаться, неприкрашенными стихами и жесткой вокальной манерой такие элементы, как аккордовые замены, гитарные соло и даже сама мелодия как таковая выглядели скорее украшениями, чем обязательными приметами стиля. В этом смысле, Джон Ли Хукер и " Public Enemy" - безусловно, родственные души.

По современному представлению, техника Хукера буквально "висит на волоске". Постоянная продолжительность тактов, предсказуемые аккордовые замены и повторяющиеся фразы оказываются фоном, а голос и содержание становятся основополагающими факторами. В музыке Хукера нет ошибок как таковых, поскольку цель состоит не в том, чтобы все время играть вещь одинаково, а в том, чтобы уловить настроение момента. Сейчас этот момент или в семи с половиной тактах от этой секунды, он наступает тогда, когда для него приходит время, а гитара "ответит" этому настроению. Только Хукер, кажется, способен играть настолько спонтанно. Все остальные могут позаимствовать что-то из его базовых приемов, переработать их и отправиться своей дорогой - а это и есть тот путь, который Хукер рекомендовал от всего сердца.




Звуковой файл 1
Звуковой файл 2
Звуковой файл 3

ФМГУРА 1 - шаффл-фраза, определяющая весь стиль буги. Она записана в открытом строе А (снизу вверх: E A E A C# E), которым пользовался Хукер. Она играется большим пальцем на пятой струне и указательным на остальных. Играйте триоли одним пальцем, скользя по пятой струне от лада к ладу. Этот ритм стал источником вдохновения для огромного количества музыкантов от "Slim Harpo" до "Canned Heat" и "ZZ Top" и был использован в бесчисленных блюзовых песнях и пропитанных пивом джемах.

Как Бо Диддли (Bo Diddley), известный в основном за песню "Bo Diddley," Хукер часто воспринимается непосвященными как "человек одной фишки", потому что ассоциируется исключительно с песней "Boogie Chillun". Но так же, как и Диддли, Хукер записывался в самых разных стилях, и в большинстве его хитов больше традиционного шаффла, чем буги. Один из них, "Dimples", построен на пении в унисон с гитарной партией вроде той, что показана на ФИГУРЕ 2. Другой, "Boom Boom", представляет характерный аккомпанемент в стиле "вопрос-ответ", пример которого показан на ФИГУРЕ 3 (оба примера даны в стандартном строе). Обе эти фразы - из "букваря" блюзовой гитары. Играйте их с максимальной атакой.

Гитара и оборудование.

Обсуждать оборудование Джона Ли Хукера - то же самое, что обсуждать его технику; в обоих случаях все сводится к одному и тому же: его звук сформирован его личным стилем, а не оборудованием. Поэтому Хукер всегда звучал как Хукер, играл ли он на акустиках, как в ранние дни, или на различных "Гибсонах" и "Эпифонах", среди которых стоит упомянуть "Les Paul" с золотым покрытием и звучками-"мыльницами" P-90 и, в более поздние времена, полуакустические ES-335 и ES-345. Он пользовался открытым строем А и стандартным. Все его оборудование, помимо инструмента, состояло из кабеля, воткнутого в усилитель.

перевод - Федоров Дмитрий