Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Freddy King

Он демонстрировал миру техасский гитарный стиль задолго до того, как другие легенды родом из "штата Одинокой Звезды" - Стив Рэй Воэн и Билли Гиббонс - сыграли свои первые лики. Фредди Кинг, по прозвищу "Техасская бомба", имел не только массивное телосложение, но и оказал весомое влияние на последующие поколения гитаристов. Хотя по второй части имени кто-то мог бы его перепутать с Би Би Кингом или Альбертом Кингом, стиль игры Фредди был совершенно уникален. В нем были слышны его сельские блюзовые корни и агрессивная, изобретательная фразировка, что нашло отражение в его ставших классическими гитарных инструменталах, таких как "Hide Away", а также балладах типа "Have You Ever Loved a Woman". Фредди был одним из нескольких известных "городских" блюзменов, сделавших электрогитару символом современной музыки.

История и влияния.

Ф. Кинг родился (1934) и вырос на ферме в пригороде г. Gilmer на востоке Техаса. Первым аккордам на гитаре его научили его мачеха и дядя. Как и многие подростки Техаса 40-х годов, увлекавшиеся гитарой и сельским блюзом, Ф. Кинг рос на музыке таких исполнителей, как "Слепой" Lemon Jefferson и Lightning Hopkins. Jefferson, чьи поступательные басовые партии и неумолимый ритм определяли сельский блюз Техаса 20-х годов, уже давно умер к тому моменту, как Ф. Кинг начал играть. Hopkins, однако, продолжал его традицию в послевоенный период в более броском, электрофицированном виде. Помимо этого, Кинг заимствовал свой "элитарный" ритм-энд-блюзовый стиль у своего кумира Луи Джордана - саксофониста, певца и лидера джамп-блюзового оркестра, исполнявшего изысканную, развлекательную музыку, преобладавшую на "негритянских" радиоволнах в середине 40-х.

Фредди с семьей переехали в Чикаго в 1950 году - время наивысшего расцвета чикагского блюза. К тому времени он уже слышал записи тамошних гигантов - Muddy Waters и Jimmy Reed. Теперь у него была возможность увидеть их вблизи на сцене. Скоро Фредди проникся игрой аккомпаниаторов этим исполнителям - Eddie Taylor у Д. Рида и гитаристов Мадди Уотерса - Jimmy Rogers (не путать с кантри-певцом) и Robert Lockwood "Младший". Все трое были мастерами чикагского электрогитарного блюза с его характерным сочетанием ритма и мелодии. Этот стиль отлично подошел пальцевой манере игры Кинга, усвоенной им дома в Техасе. В его освоении Кингу особенно помог Р. Локвуд, который также владел знаниями джазовой гармонии и научил Фредди некоторым мудреным аккордам.

Уже в 16 лет Ф. Кинг был крупным на вид, и сойдя за взрослого, устроился на работу в мельничный цех. Проводя дни в тяжелом физическом труде и ночи в ритм-энд-блюзовых клубах, Кинг в это же время пытается пробиться как исполнитель в упорной борьбе с такими же молодыми талантами Buddy Guy, Otis Rush и Magic Sam на западном конце города. Слушатели требовали, чтобы музыканты выкладывались на сцене так же, как они в своей повседневной работе и не прощали халтуры.

Через год у Кинга появилась его первая электрогитара и он начал зарабатывать кое-какие деньги в аккомпанирующих составах. Также у него была своя группа, the Every Hour Blues Boys, а к середине 50-х он стал работать сессионным музыкантом на фирмах Parrot и Сhess. Его первый сольный сингл "Country Boy" вышел в 1957 г. на фирме El-Bee. Хотя он не имел особого успеха у публики, в этот период начала расти репутация Ф. Кинга - певца и гитариста. После семи лет работы в мельничном цехе и в клубах, Кинг наконец мог бросить дневной заработок и начать работать только как музыкант. В это же время сформировался стиль игры Кинга, сочетавший в себе его сельские блюзовые корни, искусную игру отдельных нот в духе Би Би Кинга и энергию клубных выступлений в Чикаго. Прорыв Кинга состоялся в 1960 году, когда чикагский гитарист Сил Джонсон познакомил его с Сонни Томпсоном, представителем лэйбла King Records.

Находившийся в Цинциннати, штат Огайо, этот лэйбл был крупнейшей независимой фирмой, продюсировавшей черных исполнителей, второй после чикагской Chess Records. Сонни Томпсон был пианистом, аранжировщиком и дирижером сессионного оркестра King Records. Он поместил исполнительское мастерство Кинга в звуковую среду, в которой внимание к голосу и гитаре Фредди распределялось равномерно. Первый сингл "You've Got to Love Her With a Feeling" (выпущенный, как и большинство работ Кинга, филиалом Kings Records - "Federal") имел некоторый успех. За ним последовала аналогичная баллада "I Love the Woman." (1961). К всеобщему удивлению, ее обратная сторона - гитарный инструментал "Hide Away" (названный по имени клуба "Mel's Hide Away Lounge") был восторженно принят аудиторией и прославил Кинга на всю страну.

"Hide Away" была сочинена Кингом фактически как попурри из нескольких существовавших мотивов. Основную тему, например, ранее использовали Hound-Dog Taylor в своей "Taylor's Boogie" и Elmore James в "Bobby's Rock," однако корни ее еще глубже - в Leon McAuliffe's "Steel Guitar Rag." Еще одна тема была навеяна "The Walk" Jimmy McCracklin. Изюминкой композиции является ее стоп-тайм, где Кинг применил один из джазовых аккордов, усвоенных от Robert Lockwood, за которым следует быстрая нисходящая фраза секстами, очаровавшая многих гитаристов того времени (см. пример 3).

После успеха "Hide Away" записи Фредди на Federal Records стали выходить одна за другой. В 1961 г. фирма выпустила первый альбом Кинга, "Freddy King Sings", на котором действительно был представлен его отличный вокал в вещах "Have You Ever Loved a Woman," "Lonesome Whistle Blues", "I'm Torn Down." и других. В том же году Кинг записал альбом инструменталов Let's Hide Away and Dance Away with Freddy King, в который вошли 11 новых вещей, помимо "Hide Away". Ставшие классическими "Sen-Sa-Shun," "Side Tracked," "The Stumble," "San-Ho-Zay" и "Just Pickin' " с этого альбома были записаны в один день.

Названия большинству композиций были даны не Кингом, а руководством лэйбла. Свои инструменталы Кинг искусно строил по схеме: простая, запоминающаяся мелодия (часто основанная на каком-нибудь известном мотиве), такое же захватывающее внимание соло, возвращение к мелодии. В итоге композиция не занимала более трех минут. На руку Кингу сыграла популярность серф-рока с его инструменталами, и в 1963 г. альбом Let's Hide Away… был перевыпущен с новой обложкой и новым названием "Freddy King Goes Surfin'".

К 1963 г. Кинг достиг финансового благополучия и купил себе собственный дом в Далласе. Он продолжал записываться на Federal, и в 1965 г. выпустил еще один, правда не такой удачный, альбом Freddy King Gives You a Bonanza of Instrumentals. К тому времени соул сменил блюз в качестве самого популярного стиля среди чернокожей аудитории, однако тогда же стала расти популярность Кинга у белых слушателей, в первую очередь благодаря кавер-версиям его композиций, которые делали ведущие британские гитаристы - Эрик Клэптон, Мик Тэйлор и Питер Грин. Клэптон, в частности, особенно восхищался изобретательностью и энергией импровизаций Кинга, и не считая его увлечения "альберткингизмами" в конце 60-х, открыто признавал приоритет влияния Ф. Кинга на свою игру по сравнению с другими блюзменами.

В 1968 г. Кинг перешел на лэйбл Atlantic-Cotillion. Его карьера шла полным ходом, Фредди много выступал на площадках колледжей и фестивалях. Его записи стали более приглаженными, однако его живой звук оставался таким же громким и напористым. В гитарных дуэлях на сцене Фредди переиграл не одну звезду блюз-рока. Клэптон записал версию песни "Have You Ever Loved a Woman" на своем альбоме "Derek and the Dominos" 1970 года, еще более подняв интерес к автору этой вещи. Последний, тем временем, вновь перешел на другой лэйбл (на этот раз Shelter Records), на котором записал еще одну свою классическую вещь "Going Down" (1971). Очередная смена лэйбла в 1974 году привела Кинга на фирму RSO, которой не удалось эффективно передать его фирменный саунд.

В отличие от многих блюзменов, чья карьера пошла на убыль в середине 70-х, Ф. Кинг продолжал активно записываться и выступать. Тем неожиданней для всех стала смерть музыканта - 28 декабря 1976 г. он умер от сердечного приступа в возрасте всего 42 лет.

Стиль и приемы игры.

Как и большинство гитаристов, воспитанных на сельском блюзе, Ф. Кинг начинал играть в пальцевом стиле, однако, в отличие от своего техасского современника Альберта Коллинза с его игрой в открытой настройке с каподастром, предпочитал стандартную настройку. После переезда в Чикаго, под влиянием гитаристов Jimmy Rogers, Muddy Waters и Eddie Taylor Фредди стал использовать "когти" - пластиковый на большом пальце и железный - на указательном. Также он стал приглушать струны запястьем правой руки, что позволяло ему контролировать динамику звукоизвлечения. Такое сочетание резкого, металлического звука на верхних струнах с приглушенным звуком на нижних стало его фирменным саундом. Стиль Ф. Кинга также включал в себя ритмическую игру, перенятую от Jimmy Rogers и Eddie Taylor в сочетании с сольными линиями T-Bone Walker и B. B. King.

ПРИМЕР 1 взят из инструментала "The Stumble" (1960). Это мелодическая линия, исполняемая на 4 последних такта 12-тактового блюза, демонстрирует влияние Jimmy Rogers на Ф. Кинга. Обратите внимание, как Фредди прогуливается по всему грифу, от 12 лада до открытой позиции. Игра по всему грифу отличала его от большинства его современников.

ПРИМЕР 2 - фраза из другого инструментала того же года - "Side Tracked". В этой плавной, непрерывной мелодической линии чувствуется влияние Т-Боун Уокера, однако Фредди использовал гораздо более энергичную атаку звука, чем Уокер.

ПРИМЕР 3, о котором речь шла выше, - классический стоп-тайм из "Hide Away". Аккорд Е9 Фредди перенял у Роберта Локвуда. Нисходящий ход секстами играется медиатором и свободным пальцем (в случае Кинга - "когтями" на большом и указательном пальцах).

Сегодня из блюзменов, носящих "королевскую" фамилию, наиболее известны B. B. King и Albert King, однако при жизни Freddy King был с ними на равных, занимая почетное место в связующем звене между первым поколением "свинговых" электрогитаристов и нахлынувшей затем волны блюз-роковых музыкантов. Новое поколение гитаристов училось у Ф. Кинга, как наполнять музыкальное пространство сырой энергией блюза и как из набора клевых фраз создавать музыкальное произведение. Этот урок стоит пройти и будущим гитаристам.




Звуковой файл 1
Звуковой файл 2
Звуковой файл 3

Гитара и оборудование.

Ф. Кинг играл на акустических гитарах до 17 лет, когда получил свою первую Kay электро. На всех своих записях вплоть до 1965 г. он играет на Les Paul Gold Top 1954 года выпуска с синглами Р-90. В 1965 г. он перешел на тонкую стерео-полуакустику Gibson ES-345 с хамбакерами, затем на модель ES-355. У этих полуакустических инструментов более объемное звучание благодаря их корпусу и электронике, однако, вне зависимости от гитар, острая атака звука Ф. Кинга всегда была его отличительной чертой.

Что касается усилителей, то Ф. Кинг ценил их за громкость, и самым мощным в то время был Fender Dual Showman. Позже он использовал Fender Quad Reverb, массивный комб с динамиками 4х12 и мощностью 300 ватт, который также очень любил Альберт Коллинз. Что до эффектов, то большинство блюзовых гитаристов той эпохи не пользовалось более ничем, кроме реверберации.

перевод - Федоров Дмитрий