Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
T-Bone Walker

Он выступал как певец, танцор, конферансье… Но для B.B. King, Chuck Berry, Freddy King он прежде всего был величайшим гитаристом.

Сегодня электрогитара - такая же непременная вещь на сцене, как тостер - на кухне. Однако были времена, когда звукосниматель и усилитель были таким же новшеством, полным неиспробованных возможностей, как сегодняшние цифровые технологии. История электрогитары еще не была написана и ждала того, кто откроет ее книгу на первой странице и занесет туда краткое содержание будущих глав. Этим человеком стал T-Bone Walker. Если бы существовал патент на изобретение арсенала основных приемов и выразительных средств электрогитары, то этот патент следовало бы выдать ему - блюзовому Биллу Гейтсу!

История и влияния.

Как и большинство негритянских детей южных штатов, Aaron Thibeaux Walker рос на музыке госпел. По воскресеньям юный T-Bone Walker часам просиживал снаружи местной церкви Благочестия в Далласе, Техас, с восторгом внимая одухотворенной музыке, исполнявшейся церковным хором. Однако, полные возвышенных надежд госпелы соседствовали в душе юного T-Bone с суровой реалистичностью блюза, и во все остальные дни кроме воскресенья T-Bone находился под воздействием "дьявольской" музыки. Блюз играли в большой и музыкальной семье T-Bone, а среди знакомых его матери были блюзовые легенды Техаса - Leadbelly и "Слепой" Lemon Jefferson. Под воздействием такой атмосферы T-Bone начал учиться основам блюза на банджо и гитаре.

В юности T-Bone Walker больше выступал как уличный танцор, чем как музыкант. Еще в школьном возрасте он стал работать в различных труппах варьете Далласа танцором и банджистом, а в 1929 году, когда ему было 19, уже был достаточно квалифицирован, чтобы взять первый приз в любительском конкурсе. Этим призом было право участвовать в концерте со знаменитостью Cab Calloway. Номер, который T-Bone исполнил на конкурсе - он играл на банджо, делая ногами шпагат, - произвел впечатление, и фирма Columbia предложила ему небольшой контракт. На записи T-Bone Walker был представлен под именем Oak Cliff T-Bone, и хотя спетая им вещь "Wichita Falls Blues" не стала хитом, она способствовала росту его популярности и помогла ему получить приглашение участвовать танцором в концерте Count Biloxi и его биг-бэнда.

Однажды, будучи проездом через Оклахому, T-Bone встретил своего старого приятеля, в будущем великого джазового гитариста Charlie Christian. Тот был моложе T-Bone на шесть лет, но уже завоевал себе достаточную репутацию как исполнитель, вращаясь в тех же музыкальных кругах, что и T-Bone. Уже профессионально признанный певец, танцор и банджист, T-Bone также в этот период упорно совершенствовал свою игру на гитаре. Charlie посоветовал ему своего педагога, Chuck Richardson, у которого T-Bone научился более сложным гармониям и джазовой фразировке.

К 1936 году T-Bone Walker созрел для того, чтобы покинуть Техас и попытать счастья в Земле Обетованной - южной Калифорнии. Обладая приятным голосом и солидным исполнительским опытом, он очень скоро нашел себе работу в Лос-Анжелесе в группе Big Jim Wynn в качестве певца, танцора, ведущего концерта и вспомогательного гитариста. В 1940 году его пение снова было зафиксировано в записи ("T-Bone Blues"), и T-Bone постепенно стал привлекать к себе внимание в разных уголках страны. Тем временем Walker продолжал занятия на гитаре, и когда он в клубных выступлениях в составе своей группы стал играть еще и на электрогитаре, которой был Gibson ES-150, то результат превзошел все ожидания.

Первую запись как певец и гитарист одновременно T-Bone сделал в 1942 г. на фирме Capitol, выпустив сингл "Mean Old World"/ "I Got a Break Baby." После долгих лет накопления мастерства, T-Bone наконец вошел в студию полностью сформировавшимся гитаристом с собственным стилем, который останется неизменным в своей сути на протяжении всей его карьеры. В его игре в первую очередь было слышно влияние блюзовых исполнителей, таких как "Слепой" Lemon Jefferson, а также усложненные мелодика и гармония, характерная для джазовых музыкантов, таких как Lonnie Johnson. Сам T-Bone Walker оказал революционное влияние на других гитаристов, и на протяжении большей половины 40-х буквально олицетворял собой блюзовую гитару.

Самый плодотворный период для T-Bone Walker настал в 1946 г., когда он записывался на фирме Black & White в Лос-Анжелесе. Получив наконец свободу в выборе материала и аккомпанирующих музыкантов, Walker за период в 18 месяцев записал около 50 песен, среди которых был его лучший хит "Call It Stormy Monday," а также его другие классические вещи - "T-Bone Shuffle," "T-Bone Jumps Again" и "West Side Baby." В энергичных номерах, равно как и в протяжных балладах его манера пения, гитарные партии и общее исполнительское мастерство задали стандарт целому поколению музыкантов. Его музыка в равной степени привлекала мужскую и женскую аудиторию, и Walker стал в полной мере вкушать плоды своего успеха: теперь он мог позволить себе самую дорогую одежду, машины, конюшню лошадей, но еще больше он любил азартные игры, на что растрачивал целые состояния. Также он был любителем выпить, чем нажил себе жестокие язвы, иногда заставлявшие его покидать сцену, согнувшись от боли.

В 1950 г. T-Bone Walker перешел на другую независимую фирму - Imperial Records, также в Лос-Анжелесе, а еще несколько лет спустя - на Atlantic. Его записи (в т.ч. образец его гитарного стиля "Strollin' with Bone") оставались на высоком исполнительском уровне, но jump-блюз терял популярность, его готовы были заменить новые, урбанизированные рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. По иронии судьбы, T-Bone Walker вытесняли из чартов гитаристы, исполнявшие его же фирменные лики - Chuck Berry и другие.

В начале 60-х в Европе был бум на американскую музыку - блюз, фолк, джаз. T-Bone Walker провел успешное турне по континенту вместе с John Lee Hooker, Memphis Slim and Brownie McGhee. На родине в США Walker по-прежнему пользовался большим уважением своих последователей - B.B. King, Freddie King и других, однако его стиль был слишком джазовым, чтобы быть трансформированным в рок, и не импонировал молодой белой аудитории. На протяжении десятилетия Walker все же продолжает с перерывами записываться и гастролировать, особенно в Европе, но ему все труднее становится преодолевать проблемы со здоровьем.

В 1971 г. Allman Brothers записали на своем суперуспешном альбоме "At Fillmore East" композицию T-Bone Walker "Stormy Monday", что привлекло значительный интерес к автору оригинала. Спрос на новые записи и концерты T-Bone Walker снова несколько поднялся, и в 1972 г. он получил запоздалую награду "Grammy". К сожалению, как раз когда дела Walker снова пошли в гору, его здоровье окончательно ухудшилось, и в результате многолетних язв, проблем с дыханием и перенесенного приступа он скончался 16 марта 1975 года.

Стиль и приемы игры.

В биг-бэндовых составах 30-х и 40-х годов гитара, как и банджо, использовались главным образом для ритма. Даже если гитарист небольшой группы играл соло отдельными нотами, то его инструмент не мог достаточно громко выделиться на фоне остальных, несмотря на попытки акустического усиления в гитарах с громадным корпусом и f-отверстиями, либо с резонатором. Электрическое усиление дало революционные возможности как большей громкости, так и больших динамических оттенков. Walker не только мог быть на одном уровне громкости с любым другим инструментом, но также мог использовать мягчайшее звукоизвлечение и оставаться слышимым (в отличие от многих блюзменов-самоучек Walker играл медиатором). Электрогитара обладала большим эмоциональным потенциалом, близким к человеческому голосу, и эстрадный певец Walker знал, как использовать его в полной мере.

Соло T-Bone Walker разоружающе просты на первый взгляд. Однако его партии всегда отличались тонкостью подхода, в них надо вслушиваться, чтобы уловить многочисленные мелкие детали. Динамические оттенки его игры соответствовали контуру вокальной партии, с выделением отдельных нот подобно слогам текста. T-Bone Walker варьировал ритмику, то свингуя вместе с ударными, то переключаясь на ровные восьмые. Он также весьма умеренно по сегодняшним стандартам подходил к использованию бендов, в основном это были микроподтяжки - достаточные, чтобы вдохнуть жизнь в ноту, при этом он почти не пользовался вибрато. Кстати, Walker одним из первых стал использовать третью струну без обмотки. Его соло отличаются постоянным развитием, каждый 12-тактный период как бы является мини-композицией.

Все многообразие своей импровизации Walker умудрялся развивать, используя как правило всего одну, основную позицию аккорда (например позиция на V ладу в тональности "ля"). Он редко поднимался вверх по грифу за 12-ый лад (Walker играл в стандартной настройке).

ПРИМЕР 1 демонстрирует фразу, которую T-Bone мог бы сыграть на заключительные 4 такта блюзового квадрата в тональности "соль", например в таком медленном блюзе, как "Call It Stormy Monday." Обратите внимание на повторяющиеся подтяжки в начале фразы, которые позже вошли в фирменный лик "Chuck Berry". Эта и другие базовые идеи T-Bone на протяжении вот уже шестидесяти лет перерабатываются всеми гитаристами, фактически став азбукой современного гитарного соло.




Звуковой файл 1
Звуковой файл 2

Не менее тонкой была игра Walker ритм-партий. На обычный блюзовый ход по I - IV - V ступеням он мог играть нонаккорды (обозначены "девяткой"), смещая их по полутонам, что создавало джазовый эффект. ПРИМЕР 2 (начальные 4 такта стандартного блюза в "ля") демонстрирует такой подход.

Аккомпанируя во время импровизации других солистов, Walker также проявлял бесконечную изобретательность в спонтанном создании коротких ритмико-гармонических фигур (ПРИМЕР 3).


Звуковой файл 3

Записи T-Bone Walker могут создать впечатление, что он был спокойным, сдержанным исполнителем, однако когда он выходил на сцену, в нем начинал говорить танцор. Он не только исполнял музыку, он также развлекал публику. Он мог играть, держа гитару поперек туловища, над головой, за спиной, одновременно выделывая фигуры ногами, и хотя другие гитаристы могли превосходить T-Bone Walker в техническом отношении, им оставалось только завидовать его таланту шоумена.

Гитара и оборудование.

T-Bone был убежденным гибсономаном, играя на гитарах серии ES (Electric Spanish) с эфами и выпуклым верхом, начиная от модели ES-150 (со звукоснимателем, получившим имя гитариста Charlie Christian) и позже ES-250 и ES-300. Его фирменным инструментом стал ES-5, гитара с большим корпусом светлого цвета, выпуклым верхом и тремя звукоснимателями.

Как и большинство блюзовых гитаристов, Walker не использовал педалей (их просто не существовало на протяжении большей части его карьеры), также он игнорировал студийные эффекты - реверберацию, задержку и др. Первые ламповые усилители тех годов мощностью всего 10-15 ватт очень ценятся сегодня за свой теплый дисторшн, однако T-Bone любил чистый звук с подчеркнутыми высокими частотами, который позже он обнаружил в усилителях Fender и который гораздо легче саунда большинства сегодняшних блюзовых исполнителей.

перевод - Федоров Дмитрий