Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Steve HACKETT
(Январь 2001, Дмитрий М. Эпштейн (www.dmme.net)

Не много найдется в среде рок-гитаристов музыкантов столь столь почитаемых. Стив Хаккетт, который для многих остается гитаристом классического состава GENESIS - хотя он покинул группу в 1977-м, - в своем сольном творчестве, кажется испробовал все - и арт-рок, и классическую музыку, и блюз... Поговорить со Стивом мне хотелось давно, и наконец мое желание осуществилось. Примерно с неделю мы с мастером согласовывали наши расписания - а потом я набрал номер лондонского офиса Стива. Трубку поднял он сам. Разговор начался... с конца, с недавней работы гитариста.

Начнем с твоего последнего проекта, "Sketches Of Satie". Почему именно Сати?

На то есть свои причины. Мы с братом - большие поклонники Эрика Сати. В детстве, когда брат учился играть на флейте, у нас был альбом Эрика Сати в исполнении London Camerata, в которой был задействован знаменитейший флейтист по имени Уильям Беннет, оказавший огромное влияние на Джона. Так что, на самом деле все это связано с моим братом.

То есть это - фактически альбом твоего брата, не твой.

Если честно, то я хотел, чтобы это был альбом брата, а не мой. Ведь я сам по себе выпустил много пластинок, так что мне хотелось, чтоб этот был сольным альбомом Джона Хаккетта. Но я вполне представлял, какие трудности нас поджидают, и мы - брат, мой менеджер Билли и я - решили, что по части продажи будет лучше, если на обложке будет и мое имя. Вот мы и оформили это как совместный проект, хотя на самом деле это - альбом, на котором главенствует флейта.

Да, ты сыграл соло только в трех пьесах.

Мне кажется, в трех-четырех пьесах, но очень коротких. По-моему, на самом деле даже в пяти пьесах, но они вполне сходят за три, так как парочка из них - очень-очень короткие.

- Одна из пьес называется "Gymnopedie #1". Тебе доводилось слышать версию этой композиции в исполнении Анни Хаслэм из RENAISSANCE?

В самом деле? Нет, никогда. Она превратила пьесу в песню?

- Да, в середине восьмидесятых у нее был альбом "Still Life", составленный из классических композиций, переработанных в песни.

За эту пьесу брались многие. Версию "Gymnopedie #1" в свой первый или второй альбом включили, скажем, BLOOD, SWEAT AND TEARS.

- Об Анни Хаслэм. Ходили слухи о том, что вы планируете поработать вместе...

Ну, не знаю. Не скажу за будущее, но на сей момент произошло только то, что Анни много лет назад заглянула на один из моих концертов, и мы поговорили о возможном сотрудничестве, но с тех пор я ее не видел и не слышал.

- Давай теперь поговорим о "Feedback '86". На этом альбоме играло много звезд, но как ты сошелся с Брайаном Мэем, вместе с которым даже написал песню?

Впервые мы с Брайаном встретились - ты не поверишь! - в Бразилии, когда QUEEN приехали туда на гастроли. Он сказал, что знаком с ранним материалом Genesis - в частности с композицией "Musical Box" из альбома "Nursery Cryme". В конце этой композиции я исполнял соло на гармонической гитаре, которое, по словам Брайна, оказало на него сильное влияние. Я был просто изумлен: мне всегда казалось, что он изобрел собственный стиль гармонической гитары и был в нем пионером. Да, я играл нечто подобное время от времени. Наверное, все дело в том, что GENESIS появились чуть раньше QUEEN.

- Ты играл в группе QUIET WORLD.

Верно, давным-давно. То была первая группа, с которой я записал альбом, - он вышел на фирме Dawn, отделении Pye. На этой фирме работали самые разные люди, включая Джона Маклафлина в его ранний период.

- Что там было по поводу духа, который разговаривал с тобой? Шутка?

Нет, не то чтобы со мной разговаривал дух, но отец тех, с кем я записывал альбом, был медиумом. Мне сдается, что они по большей части черпали мысли из того, что приходило в голову ему. Он оказывал сильное влияние в данном аспекте.

- Когда эта группа распалась, ты сразу угодил в GENESIS или же были еще какие-то предложения?

Нет, в этом промежутке у меня не было альтернативных предложений. Я снова поместил объявление в "Melody Maker" - как я делал все пять лет после того, как закончил школу, пять лет помещал объявления в музыкальном журнале, - и вскорости мне позвонил Питер Гейбриэл.

- Ты расстался с GENESIS очень давно. Нравится ли тебе то, что тебя всегда упоминают в связи с этим коллективом?

Я считаю это комплиментом, ибо - если б я не играл в этой команде - меня никто б и не вспомнил, я полагаю.

- Но ведь у тебя множество собственных альбомов.

Это да, но вот что меня раздражает - так это то, что обо мне всегда говорят как о солисте. Даже когда я работаю с оркестром, это в конце концов называют сольным альбомом. Иногда это действительно сольный альбом, но много раз со мной над пластинками работали и другие люди - так что, такой вещи, как соло, просто не существует.

- У GENESIS есть одна пьеса, которая, как мне кажется, тебе очень дорога: ты играл ее неоднократно - я имею в виду "Horizons". Что в ней такого особенного?

Наверное, суть в том, что это - первая композиция, написанная мною по-настоящему самостоятельно. В то время мы все вещи подписывали именами всех членов GENESIS, но эту - написал именно я; хотя, если честно, изначально она появлась под влиянием одной из пьес Баха. Это очень короткая зарисовка - около девяноста секунд, очень, очень короткая. Но это - первая композиция, которую я написал для соло-гитары, соло от начала и до конца.

- Как так вышло, что ты, гитарист, привнес в звучание GENESIS меллотрон?

Меллотрон? Мне казалось, что этот инструмент звучит очень интересно, и я был убежден, что нам стоит обзавестись им. Пускай я был гитаристом, но меня всегда интересовали и другие инструменты - в частности, клавишные. Я до сих пор думаю, что сочетание клавишных и гитары было у нас поистине великолепным, создавая нечто вроде оркестра.

- А как тебе в голову пришла идея еше не сольной карьеры, но сольного альбома - я говорю о "Voyage Of The Acolyte"?

Когда ты работаешь с людьми, ты неизменно должен представлять им свои идеи, чтобы каждый дал тебе свое разрешение - иначе вообще не выйдет ничего. И, в конце концов, это надоедает. Ты ощущаешь необходимость выразить себя безо всякой цензуры или чьего-то одобрения, так что, на мой взгляд, сольный альбом - естественное последствие.

- В чем же заключалась концепция альбома? Это ведь концептуальный альбом, не так ли?

В то время - да, мы ведь говорим о том, что происходило двадцать пять лет назад. Концепция базировалась на картах Таро, я старался посредством музыки объяснить суть той или иной карты.

- Ты поешь очень приятным голосом, но я был просто поражен тем, как ты пел на "Till We Have Faces".

Ты знаешь, я ведь пою до сих пор. Не так давно я выпустил альбом под названием "Darktown". Но я никогда не был по-настоящему доволен своим голосом. Пение всегда давалось мне очень тяжело.

- Но на "Faces" твой голос звучит практически, как голос Роберта Планта!

Я думаю, это потому, что в те дни я пел очень высоко. Раньше я всегда думал, что мой голос лучше всего звучит в верхнем регистре, но впоследствии я стал осваивать и более низкий диапазон.

- Занявшись бразильской музыкой, ты никогда не думал о том, чтобы сыграть вместе с Патриком Моразом, который в то время также покорял world music и бразильскую музыку?

Мы с Патриком знакомы. Но в то время он играл в группе, и я играл в группе, так что у нас так и не получилось сделать что-нибудь на пару. Но кто знает - все еще возможно.

- Потом были GTR. Тебе доводилось слышать сольный альбом Макса Бейкона?

Не думаю. Нет.

- Когда я разговаривал с Джоном Янгом, он сказал, что Бейкон вроде как незаконно использовал часть материала GTR. Как ты прокомментируешь эту ситуацию?

Так как я не слышал его программу, то не знаю, честно.

- Ходили слухи о воссоединении GTR...

Планов воссоединиться нет - по крайней мере, сейчас. Очень не уверен, что мы со Стивом Хау вообще будем обсуждать этот вопрос. Зато на фирме "King Biscut Flower Hour" вышел концертный альбом GTR, который дает некоторое представление о том, как мы звучали вживую, - ни Стив, ни я не вносили в него никаких изменений.

- Ты можешь назвать самую любимую тобой композицию Стива? Соло, YES...

Честно говоря, я бы предпочел говорить о его игре, а не о том, что он написал. На мой взгляд, гитарная работа в "Yours Is No Disgrace" весьма хороша.

- Если уж речь зашла о гитаре... Было просто ошеломительно слушать, как ты играешь блюз. Твоя мгновенно узнаваемая гармоническая гитара - и блюз.
Почему ты решил играть блюз в такой аранжировке, не меняя ничего, не обращаясь к акустическому гитарному блюзу?

Мне всегда нравился чикагский городской блюз. Электрический блюз мне был всегда по вкусу больше, нежели акустический. По части акустики меня больше интересует классическая музыка. Звук же стального слайдера мне больше нравится в электрическом виде, не акустическом. Да, я знаю, это достойная форма, очень выразительная, но все же стиль Чикаго мне импонирует больше.

- На блюзовом альбоме с тобой играл Дэйв Болл. Не тот ли это Дэйв Болл, что был в BEDLAM?

Не знаю точно. Дэвид - такой бас-гитарист, что вполне мог играть в группе под названием BEDLAM. Я не слишком хорошо знаком с его биографией, но Дэйв сыграл на двух моих альбомах - на блюзовом и частично на "Guitar Noir". Он вполне мог играть в BEDLAM, на него это очень похоже.

- Кто же твой любимый басист?

Существует множество школ игры на басе. В свое время я работал с несколькими великолепными бас-гитаристами, но двое самых любимых - это, наверное, Джон Энтуисл из THE WHO и Жако Пасториус. Жако Пасториус был первым феноменальным басистом. К сожалению, его уже нет с нами.

- Твоя работа с оркестром, "A Midsummer Night's Dream". Трудно ли было сочинить концерт для гитары с оркестром?

Да, очень, но я получил от этого такое удовольствие, что сейчас работаю над продолжением, над альбомом в подобном стиле.

- Ты и партитуры пишешь, и записываешься вместе с оркестром?

Я вовлечен в каждый аспект работы с оркестром - все, что могу, делаю сам, пытаясь оговорить каждую нотку.

- Концерты, выпущенные на альбоме "The Tokyo Tapes", были записаны до "Genesis Revisited" или после?

Нет, думаю, после - может, после, а может - одновременно. Не уверен, что на тот момент запись "Genesis Revisited" была завершена.

- "Genesis Revisited" вышел, по-моему, в 1998 году, а турне записывалось в 1996-м.

Я не могу прямо так вспомнить, думаю, что альбом в какой-то мере уже был готов в то время. Точную дату не вспомню, но точно знаю, что он был окончен первым, до "The Tokyo Tapes".

- Как ты собрал столь блестящий состав для концертов в Токио?

Это было очень трудно, так как все жили в разных частях света. Большинство музыкантов жило в Америке - причем, в самых разных местах, так что мы общались по телефону, потом - по почте и репетировали уже в Японии. К сожалению этот состав отыграл всего четыре концерта, но это был интересный состав.

- Кто решал, кому какую песню петь на "Genesis Revisited"?

Все решения принимал я. Скажем так, я был счастлив дать спеть Джону Уэттону и Полу Карраку. Остальные певцы... Изначально мне хотелось, чтобы певцов было как можно больше, чтобы каждую песню исполнял другой певец, но не все получилось так, как было задумано, так что в конце концов мне пришлось немного попеть самому, хотя сначала я и не собирался петь. Я хотел, чтобы это был не столько сольный альбом, сколько проект.

- Ты переиграл на нем все песни, которые хотел?

Ты имеешь в виду GENESIS? Ранний материал? Иногда мне кажется, что я мог бы по-новому посмотреть на одну из песен, которые записал с группой. Вся загвоздка в том, что песни-то были записаны очень хорошо, песни, которые и я, и другие сыграли отлично. Скажем, песни с сильными гитарными партиями - такие, как "Dancing With A Moonlit Knight" из "Selling England By The Pound" или "Blood On The Rooftops" из "Wind And Wuthering". На самом-то деле все те песни были сильны по части гитары, и, посмотрев на исполнение других артистов, я понял, что очень трудно сделать версии настолько же хорошие, насколько оригиналы. Я это к тому, что нет ничего невозможного, но всем это запомнится как мой взгляд в прошлое, в эру GENESIS. Ты, наверное, знаешь, что сейчас вышел новый сборник, где я участвую в двух-трех композициях.

- Да, именно поэтому я его и не купил, я не люблю GENESIS без тебя.

Всегда приятно слышать такое от других. Большое спасибо.

- Как завязалась твоя работа с Джоном Уэттоном? С альбома Питера Бэнкса?

Альбом Питера Бэнкса записывался так давно - мы говорим о том, что было почти тридцать лет назад. По сути дела, то был джем, последняя запись, сделанная ночью, часа в три. То, должно быть, была первая вещь, на которой я играл с другими, с сессионными музыкантами, с Джоном, - первая изданная. Я делал и другие записи для фирмы Pye - не знаю, что с ними стало. Для Pye я записывал блюзовый материал, который так и не вышел. Наверное, услышь я эти записи сегодня, они звучали бы просто кошмарно. Джона Уэттона я повстречал в клубе "Speakeasy", где все мы околачивались в те дни, после того, как видел его на концерте. Я там был с Филом Коллинзом и Питером Бэнксом: мы смотрели, как King Crimson исполняли материал "Larks' Tongues In Aspic", - тогда в группе играли Джеми Мюир, Билл Бруфорд и Дэвид Кросс. Мне кажется, именно той ночью, попозже я встретил Джона в "Speakeasy" и на следующий день сказал ему, какое удовольствие получил от его выступления с группой, насколько он был силен. Тогда мы и стали друзьями на всю жизнь. Нам всегда было по душе то, что мы делали по отдельности и иногда - вместе.

- Я слышал, ты играл на новом альбоме Уэттона.

Я работал над ним недавно, но, по-моему, он еще не вышел.

- Вышел, в Японии.

Когда Джон работал над ним, он написал песню с Ринго Старром и предложил мне сыграть в ней на губной гармошке - вот я чуток и сыграл. Я играл на его альбоме "ArkAngel", в двух или трех вещах - немного на гитаре и немного на гармошке.

- Ты ведь еще играл на двух альбомах с оркестром - я имею в виду оркестрованную музыку PINK FLOYD и GENESIS.

Точно, играл, с Дэвидом Палмером.

- На "Pink Floyd" тебя сложно расслышать.

Понимаешь, я участвовал в этом проекте как приглашенный музыкант, не как музыкальный руководитель - а это слегка меняет дело.

- А что скажешь по поводу участия в оркестровках GENESIS Иэна Андерсона?

Да-да, он же играл на том альбоме, точно. Он, вроде, сыграл на флейте в одной из композиций. Но мы работали не одновременно, нет. Я полагаю, Иэн был приглашен потому, что Дэвид Палмер работал в JETHRO TULL.

- Мне очень нравятся картины твоей жены...

Спасибо.

- ...Она проиллюстрировала многие из текстов твоих и GENESIS. Однако бывало ли так, чтобы какая-нибудь из ее картин вдохновила тебя написать песню?

Да, и это время от времени происходит и по сей день. Она как-то нарисовала картину под названием "Entangled" - "Запутавшийся", нарисовала блаженную мечту - а я написал о ней песню, которая стала песней GENESIS.

- Так над чем же ты трудишься в данный момент?

Я работаю над альбомом с участием акустической гитары и оркестра, немного в духе "A Midsummer Night's Dream", с такой же инструментовкой. Также я занимаюсь множеством различных проектов - я работаю над роковым материалом, над блюзовым, над таким, который ты, скорее всего, назовешь джазом, над материалом юмористическим - куча разных стилей одновременно.

- Судя по всему, следующий альбом будет просто великолепным.

Надеюсь, что так. Спасибо.