Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Bernie Marsden
(Январь 2002, Дмитрий М. Эпштейн (www.dmme.net)

Берни Марсден - один из наиболее уважаемых британских блюзовых исполнителей. Каждая пластинка, украшенная его гитарой, сегодня считается классической. Тем не менее, все прочие его работы затмила одна - в группе, которую он основал с Дэвидом Ковердейлом, WHITESNAKE. Расставшись с коллективом в 1983-м, семью годами позже Марсден воссоединился со своим прежним "подельником" Мики Муди и, пройдя через MOODY-MARSDEN BAND и THE SNAKES ветераны пришли к команде под названием THE COMPANY OF SNAKES, которая в начале 2002 года выпустила альбом "Burst The Bubble". Хороший повод для разговора с Берни.

Давай начнем с названия группы. Почему после всех перемен вы по-прежнему держитесь за это вот "snake"?

Потому что три музыканта THE COMPANY OF SNAKES играли в WHITESNAKE, а наш первый вокалист был из BAD COMPANY - вот и повод назваться THE COMPANY OF SNAKES.

И ты не хочешь избавиться от "змеи"?

Нет, не то чтобы! Ведь я больше всего известен именно по WHITESNAKE.

А COMPANY - это от Роберта Харта.

Да, Роб - мой большой приятель, и, услышав группу, в которой он пел, мы сказали: "Отлично, BAD COMPANY и WHITESNAKE в сумме дают COMPANY OF SNAKES. Суть в том, что если бы мы назвались THE APPLES, везде писалось бы: "Берни Марсден, экс-WHITESNAKE, гитарист THE APPLES". Потому-то мы и вставили в название "snake".

А что ты скажешь по поводу выбираемых для группы певцов ковердейловского типа?

Ну, честно говоря, я понятия не имею о "ковердейловском типе" - таких, как он, очень немного.

Но этот вот тембр голоса...

Ты имеешь в виду нашего нового парня?

Нового парня и Йорна Ланде.

О, Ланде - совсем другое дело, Ланде - просто копия Ковердейла! Стефан [Берггрен - нынешний вокалист, - Дм.М.Э.] от него отличается, он поет по-своему, поет в добром рок-стиле. Йорн же - вроде ковердейловского клона. Он - великолепный певец, но поет слишком уж похоже на Дэвида. На протяжении семи лет я работал с оригиналом, так что очень странно, когда рядом с тобой - некто, пытающийся быть им, - вот причина, по которой у нас с Ланде ничего не вышло.

Любопытно, что и Ланде, и Берггрен родом из Скандинавии.

Действительно, любопытно. Мне кажется, скандинавы отлично чувствуют британский рок-н-ролл. Наверное, по этой же причине менеджер нашей футбольной команды - швед.

Чего мне не хватало в WHITESNAKE после твоего ухода, так это трехголосной гармонии, которая сейчас возродилась в COMPANY OF SNAKES.

Воистину хорошее замечание. В WHITESNAKE к этому трехголосию мы относились весьма серьезно, нам нравилось думать, что в этом мы немного похожи на THE BEATLES и представляли себя Джорджем, Джоном и Полом. (Смеется.) Трехголосие, которое у нас выходило так хорошо, исчезло с распадом оригинального состава. На мой взгляд, здесь все зависит от каждой отдельной партии, а мы с Мики всегда придерживались одних и тех же типов партий: я всегда пел вверху, Мики - внизу, а Дэвид - в среднем регистре, и все получалось просто здорово. А сейчас, если уж ничего никуда не делось, так почему бы все и не восстановить?

Что приводит к вопросу о том, почему ни один из вас - ни ты, ни Мики - не поет.

Потому что в классической рок-группе должен присутствовать определенный тип ведущего певца; я же - поющий гитарист, а не играющий на гитаре певец. В рок-группе должен быть фронтмен, и мне доставляет удовольствие просто стоять в трех шагах за его спиной, играть на гитаре и веселиться от души. (Смеется.)

Однако ты всегда утверждал, что являешься большим поклонником Питера Грина, а он и пел, и играл.

Да, но он не играл хард-рок, он играл по большей части блюз. Если бы я приехал в... В каком ты сейчас городе?

В Тель-Авиве.

Вот, если бы я приехал в Тель-Авив, чтобы сыграть блюзовый концерт, я бы пел. Но если выступать поедут THE COMPANY OF SNAKES, то это будет стандартная рок-н-ролльная группа.

А что тебя привлекает в музыке Питера Гринa?

То же, что и тогда, когда мне было восемнадцать. Питер - один из самых фантастических музыкантов за последние тридцать лет, он - отличный автор-песенник и великолепнейший гитарист. Он был величайшим исполнителем и сейчас играет снова - менее остро, чем когда был помладше, но хорошо уже хотя бы то, что он снова играет. Он по-прежнему остается одним из трех наиболее любимых мною гитаристов всех времен.

Кто же двое остальных?

Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. Может быть, еще Джефф Бек - вероятно, таковых четверо.

Если уж мы заговорили о влиянии Грина: твоя песня "All Dressed Up" напоминает мне гриновскую "Oh Well".

Ух! Ты так думаешь? Интересно, мне никто еще об этом не говорил, но я понимаю, о чем ты. Ты прав, возможно, у них есть кое-что общее, да. Спасибо, что указал мне на это!

Ты исполнял песни Грина, а чьи еще песни тебе интересно играть?

Когда я берусь за блюз, я слушаю очень многих - от Большого Билла Брунзи до Роберта Крея. Я очень люблю Фредди Кинга, но все же меня невероятно вдохновляет довоенный блюз, блюз тридцатых. Эту музыку я слушаю по два-три дня в неделю.

Ты о Роберте Джонсоне?

Да, но я копаю глубже, еще до Джонсона - я ищу тех, кого слушал он.

Что, сохранились записи?

Да, ты обязательно должен их разыскать - парней, вроде Уилли Ньюборна, Сона Хауса, Уилли Брауна. Осталось довольно много записей, на удивление много, - добравшись до 1929-1930, 1932-го, можно обнаружить те песни, что оказали влияние на Джонсона. Но Джонсон был поразителен, он по-настоящему переосмыслил все эти песни, сделав их своими.

Ты же знаешь этот фильм, "Crossroads". Что ты о нем думаешь?

На мой взгляд, первый час картины - очень хорошая идея, но вторая половина вышла, почти как "Blues Brothers". (Смеется.)

Давай перейдем к альбому "Burst The Bubble". Я не могу уловить, к чему там в заглавной композиции строчка: "тысяча девятьсот восемьдесят четыре".

Потому что "Burst The Bubble" повествует о технологии. А говорят, что все, существующее сегодня, - компьютеры, кабельное телевидение и так далее - все современное было предсказано в книге Джорджа Оруэлла "1984". Поищи ответ на свой вопрос в ней.

Я полагал, что строчка имеет какое-то отношение к распаду оригинального состава WHITESNAKE.

Ты уже второй, кто говорит мне это, - мысль хороша, но, боюсь, я не настолько сообразителен. (Смеется.) Если ты прислушаешься хорошенько, то услышишь, что там говорится: "тысяча девятьсот восемьдесят четыре, ничего не ново в этом мире". Оруэлл же написал свою книгу где-то в 1935-м. Не хочу выглядеть слишком заумным - не такой уж я начитанный, - но мне просто понравилась идея, и я построил на ней "Burst The Bubble". Вышло хорошо, никто ведь не спорит?

Забавно: COMPANY OF SNAKES и Оруэлл - после PINK FLOYD, Боуи и Рика Уэйкмана.

Точно. (Смеется.) Ты весьма умен, Дмитрий, ты весьма умен.

Спасибо, Берни. Помимо ваших вокальных гармоний, мне очень нравится сочетание твоей гитары и гитары Мики...

Мы стараемся очень вдумчиво выстраивать гармоничные гитарные партии, так как нам по нраву играть их "вживую". Да и публике нравится слышать их "живьем" - на наши концерты приходит великое множество гитаристов. Они, сдается мне, вроде как отталкиваются от того, что делаем мы, а мы всегда пытаемся сделать нечто не слишком обычное. Странные такие гармонии. Если ты играешь на гитаре, ты поймешь, что это - довольно тяжелые партии.

А кто исполнял акустические партии в "Ayresome Park" и "She"?

Это Мики.

Я думал, Мики в основном отвечает за слайд-гитару.

Он еще и великолепный акустический исполнитель.

Тебе не трудно играть в сочетании с его слайд-гитарой?

Нет! Мики, вероятно, лучший слайд-гитарист на свете и уж наверняка лучший слайд-гитарист в Европе. Он лучше большинства американцев, весьма известных американцев. Он настолько хороший слайд-гитарист, что я просто получаю удовольствие от его игры, он доставляет мне неимоверное наслаждение каждый вечер, честно. (Смеется.) Я слушаю его вот уж двадцать лет и все равно каждый вечер с нетерпением ожидаю слайдового соло. На концерте все по-другому, все очень возбуждающе. Немногие способны на это, немногие способны хорошо играть на слайд-гитаре, а Мики - блестящий артист.

Одним из этих немногих был Джордж Харрисон.

Джордж был великим слайд-гитаристом - он играл очень трудные партии, очень-очень трудные.

Он научился этому искусству от Дэйва Мейсона из TRAFFIC.

А на нас с Мики наибольшее влияние по части слайда оказал, наверное, Дуэйн Оллмен из ALLMAN BROTHERS BAND.

Вы с Мики работаете вместе много лет...

Как старая супружеская пара! (Смеется.)

...но ты помнишь, как вы встретились впервые?

Да, мы впервые встретились в 1972-м. Он играл в группе под названием JUICY LUCY, а я как раз искал работу и чуть было не занял его место, так как вокалист предложил мне прийти и сыграть с ними, не сказав, однако, что Мики уже принят в команду. Все могло закончиться катастрофой, но мы просто посмотрели друг на друга и расхохотались, и с тех пор поддерживали связь.

То есть в этом году вы отметите нечто вроде юбилея.

Да уж - тридцать лет.

Должно быть, тяжело не надоесть друг другу.

Что хорошо в отношении меня и Мики, так это то, что мы между концертами особо не видимся. Мы живем не слишком близко друг от друга и по большей части встречаемся в аэропорту, отыгрываем концерт, а потом отправляемся по домам. Мы общаемся по телефону, но не слишком много, и, как мне кажется, в этом и кроется секрет наших долгих отношений.

Что касается нынешней ситуации в группе: насколько я знаю, Дон Эйри больше не входит в команду.

Он не входит в команду потому, что мы просто-напросто нанимали его сыграть на клавишных на обоих наших альбомах. Он - как наемник: если тебе нужны хорошие клавишные, ты просто вызываешь его, и он приходит и играет, но членом коллектива Дон никогда и не был.

И кто же на этот раз будет играть на клавишных на концертах?

Возможно, Адам Уэйкман, сын Рика Уэйкмана, или же Джош Филипс из ULTRAVOX. Когда мы выступали три недели назад, на клавишных с нами играл Джон Лорд! (Смеется.) Это было чудесно!

Это что-то типа обмена, да? Дон Эйри играл с DEEP PURPLE, а Джон Лорд с вами!

Так и есть. У Джона была проблема с ногой, и он попал в больницу, так что Дон сыграл с ними несколько концертов. А потом Джон вернулся и выступил со мной и Мики. (Смеется.)

То было выступление THE COMPANY OF SNAKES?

Да, на концерте памяти Тони Аштона. Это было поразительно: все музыканты WHITESNAKE собрались вместе впервые за пятнадцать лет.

Ты хорошо знал Тони Аштона?

Очень. Он был моим близким другом, и мне его очень не хватает - печально.

И Лорд, и Аштон выступали в концертной версии мюзикла Роджера Гловера "Butterfly Ball". Тебя не приглашали принять в нем участие?

Нет, это было еще до того, как мы познакомились. Там еще пел Дэвид, но я впервые встретил Джона Лорда и Тони Аштона в 1976, в то время как "The Butterfly Ball" поставили в 1974 или 1975, точно не помню. [Представление состоялось в октябре 1975-го. - Дм.М.Э.] Джона и Тони я повстречал в 1976 в PAICE ASHTON LORD.

Ха, буквально пару месяцев назад я купил концертный альбом PAICE ASHTON LORD, запись для Би-Би-Си.

Хорошая штука. А ты слышал студийный альбом, "Malice In Wonderland"?

Да, он у меня есть, но не слишком мне нравится - слишком уж джазовый и не такой уж мелодичный.

Ты давно его не слушал? На мой взгляд, это одна из тех пластинок, которые ты ставишь после долгого перерыва и: "Уф! Да это здорово!" Альбом есть у многих, и все говорят, что не слушали его пять, шесть, семь лет, а теперь прокручивают диск и считают его великолепным. (Смеется.) Это одна из лучших записанных мною пластинок. Она очень хорошо звучит на компакт-диске.

Мы говорили о блюзе. Кто в оригинальном составе WHITESNAKE больше увлекался блюзом, Дэвид или вы с Мики?

Я бы сказал, мы с Мики, так как мы происходим из той же гитарной школы шестидесятых, что дала миру Эрика Клэптона, и мне кажется, в том, что касается Мики и меня, мы... Дэвид был весьма хорош, он хорошо владел материалом, но гитаристы следили за всем, что происходило в то время. Дэвид преуспел в том, чем занимался, он был большим поклонником Хаулин Вулфа.

Чем больше я слушаю "Burst The Bubble", тем более альбом поражает меня своей двойственностью: с одной стороны, это - глубоко блюзовая пластинка, с другой - очень по-современному звучащая запись.

Думается, что ее сила - в песнях. Для достижения лучших результатов я всегда пытался писать на пределе своих возможностей, и потому сила "Burst The Bubble" во всех без исключения песнях - за рамками альбома мы оставили четыре или пять песен, которые множество групп наверняка использовали бы. Мы просто решили: "Нет, эта вот недостаточно сильна, давай заменим ее, напишем другую". Сдается мне, песни, что вошли в альбом, получились очень даже ничего.

Какую из своих песен ты считаешь самой лучшей?

Ты имеешь в виду наиболее успешную или наилучшую?

Я имею в виду ту, которую считаешь лучшей ты, а не потребитель.

(Смеется.) Мне нравится песня "Child Of Babylon" из альбома "Come An' Get It".

Та, что начинается со свиста ветра.

Ну ты разбираешься в материале! Еще мне очень по душе песня "Young Blood" из "Saints & Sinners". И, естественно, "Fool For Your Loving" - одна из лучших написанных мною песен.

Версия Стива Вая меня просто убила - омерзительно!

Да, она омерзительна. Отличной получилась версия "Here I Go Again", а вариант "Fool For Your Loving" вышел ужасно.

Какую из версий "Here I Go Again" ты имеешь в виду?

Ту, что пользовалась большим успехом во всем мире, быструю версию - не медленную, которая вошла в альбом. Ту, что вышла на сингле и заняла первое место в Америке. Кажется, они ее назвали "U.S. Remix". Она сильно отличается от песни, которую мы записали на "Saints & Sinners". Она другая, но я вижу, что из нее сделали отличную версию, в то время как версия "Fool For Your Loving" не была даже просто хорошей. Они лишили песню смысла.

А ты видел акустический концерт Ковердейла и Ванденберга?

Я слышал его и не скажу, чтоб это было нечто выдающееся.

Я спрашиваю потому, что в видеоварианте есть фрагмент, когда Дэвид поет строчку из "Fool For Your Loving".

В самом деле?! Я никогда не видел эту запись - да и вообще не знал, что такое видео существует.

Я читал, что "Here I Go Again" вроде как была написана за пару лет до того, как ее выпустили.

Ага, была. Сдается мне, я написал ее сразу после записи "Come An' Get It", но совершенно забыл до тех пор, пока мы не приступили в студии к работе над "Saints & Sinners". Я вспомнил о ней, только когда Дэвид спросил: "Ты помнишь ту мелодию?" Я ответил: "Да", а он: "На мой взгляд, она была весьма хороша". Так что я отыскал демонстрационную запись, и мы незамедлительно приступили к работе над песней. Существует две или три ее версии, но их никто не слышал.

Планируется ли выпуск чего-либо ранее не изданного?

Вполне возможно, уже в этом году. В этом году собираются переиздать много записей WHITESNAKE.

На последнем альбоме COMPANY OF SNAKES перезаписали аж шесть песен из программы "Once Bitten" и "Kinda Wish You Would" из "Real Faith". С чего бы это?

Причина заключается в том, что альбом "Once Bitten" был записан исключительно для Японии, он был заказан японской компанией грамзаписи. Мы записали программу, отдали им, они ее выпустили - и точка, никто не собирался выпускать диск еще где-либо. Но я знаю, что люди покупали его, выкладывая уйму денег за импортную пластинку. Когда мы приступали к новому альбому, у нашей теперешней компании была копия прежней записи, и нам сказали: "Слушайте, вам стоит записать эти песни - хорошие ведь песни". По-моему, новые версии получились намного лучше.

То есть, по сути, это первый настоящий альбом группы?

Это и есть первый настоящий альбом, так как THE COMPANY OF SNAKES совершенно другой ансамбль в сравнении с THE SNAKES. Я знаю, сейчас ты спросишь про THE SNAKES - THE SNAKES всего-навсего отыграли пару концертов в Скандинавии, а потом откуда ни возьмись появился этот японец: "Не могли бы мы сделать альбомчик?" А я и скажи: "Да, конечно". Но диск не намечалось издать где-либо еще - и не издали. Правда, по рукам ходят пиратские копии, и я подозреваю, что знаю, откуда у них ноги растут.

Несколько вопросов по поводу твоей работы с другими артистами. Ты сотрудничал с Гилланом?

Да, я работал с ним лет двадцать назад - я написал для него песню "South Africa". Знаешь ее?

Да, и очень люблю.

Вот тебе еще одна из лучших моих песен.

"Whole world is giving it up"...

Да, она самая.

На моем диске написано "Марсдон", а не "Марсден", и я не был уверен, ты ли это.

Ага, я.

Изумительная песня, оба ее варианта.

Ты слышал длинную версию?

Там что-то около семи минут.

Да, эта запись - просто фантастика. Фантастическое продюсирование - за него отвечал парень по имени Джимбо Бартон, потом он еще работал с TEARS FOR FEARS. Хороший мастер.

Еще ты сотрудничал с WILD TURKEY, группой Гленна Корника из JETHRO TULL.

Давным-давно. Было дело - кстати, в последние полгода переиздали два наших альбомов - тех, что были записаны в оригинальном составе. Они сделаны на скорую руку, но звучат очень даже хорошо. Я давно не общался с Гленном, но поддерживаю связь с певцом. Я еще работал с Энди Тейлором из DURAN DURAN - вот это было забавно.

Также когда-то существовала группа Кози Пауэлла HAMMER, в которой принимали участие ты, Дон Эйри и Нил Марри. Если уж THE COMPANY OF SNAKES исполняли песни, записанные WHITESNAKE после вашего ухода, так отчего же вы не играли материал HAMMER?

О том же меня спрашивал и Кози: "Почему вы не записываете песни HAMMER?", а я действительно не знал, что ответить. Мы никогда этого не делали раньше и не делаем до сих пор. У нас было где-то пять по-настоящему крепких песен, и одну из них, "Keep Your Distance", я записал с группой BABE RUTH. Это - единственная наша запись, плюс еще одна композиция, "Living A Lie", вошла в сольный альбом Кози.

А что ты скажешь по поводу группы SAINTS AND SINNERS?

Ей так и не случилось быть. Планировалось, что в проекте примет участие Кози, но до дела так и не дошло, мы только вели разговоры об этом. В группе должны были быть я, Мики, Кози, Нил и... И...

Джон Уэст?

Точно, Джон Уэст. Я все пытался вспомнить имя этого американского парня.

Это тот самый Джон Уэст, что поет в ROYAL HUNT?

Так называется то, где он работает сейчас? Возможно, это он и есть - звучит интересно, да? Его голос похож на голос Гленна Хьюза.

Не сказал бы, что очень.

Когда я услышал, как он поет с Кози - Кози первым делом притащил свой диск мне, - он пел точь-в-точь, как Гленн. Он звучал так же похоже на Гленна, как Ланде на Ковердейла.

Ты слышал новый альбом Хьюза?

Нет, не слышал.

А последний диск Ковердейла?

Не слышал, нет.

Там играет гитарист по имени Эрл Слик...

Когда-то он работал с Боуи. В конце семидесятых у меня была парочка сольных альбомов Слика, так что он, должно быть, постарше меня будет! (Смеется.)

Да, но я никогда раньше не слышал, чтобы он играл блюз.

Нет, он не блюзовый гитарист, он добротный американский рок-исполнитель.

Ну, и напоследок: "Radioland" - что ты можешь сказать об этом?

Так будет называться мой следующий сольный альбом. Он должен появиться в марте.

Данное интервью стало возможным благодаря любезной поддержке "Metal Hammer Israel"