Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

Дмитрий Малолетов: Гитара это утешение, отдушина и радость... Любовь, душа и познание...

Вчера мы были на вручении Государственных премий в Кремле. Официоз и однообразная попсовая музыка после первых 30 минут вызывали устойчивое желание уснуть. Симпатичные девушки в зале, дочери и любовницы чиновников, конечно вызывали желание познакомиться, но для этого требовалось выходить за ними в туалет, чтобы их спутники не заметили, а после вечерних пробок из-за снегопада вставать со своих мест было немного лень. Но неожиданно мы очнулись, увидев на сцене Дмитрия Малолетова. «Что он здесь делает?» — спросил я у Никиты. Дмитрий выступил как всегда интересно, в своем неповторимом сценическом образе, показал, что находится в отличной форме, и, как говорится, «живее всех живых». Сразу после того, как Дмитрий ушел со сцены, Никита позвонил ему на сотовый, и мы пригласили гитариста в холл пообщаться. Интервью получилось неподготовленное, короткое, но достаточно информативное.

«Многим приходится прыгать под фанеру и одевать женские трусики»

Дмитрий! Ты на протяжении 20 лет находишься в центре гитарной жизни страны. Что ты можешь сказать по поводу нынешнего положения российского гитаризма?

Я думаю, что объективно уровень наших гитаристов за последние 10 лет заметно вырос. Это, конечно, произошло под влиянием того, что у наших музыкантов появилась информация, можно сходить на концерт любой гитарной звезды. Они уже довольно часто заезжают не только в Москву, но и в другие города России. Можно посмотреть на Youtube уроки музыкантов, самостоятельно освоить игру на инструменте без педагога. В сети огромное количество табулатур, в которых все написано, как играть и что делать. Немаловажным моментов является техническая составляющая, у российских гитаристов наконец-то появилась возможность играть на хороших инструментах и аппаратуре. Во времена моей молодости, в 70-е годы, нам приходилось самим выпиливать гитары из фанеры и делать датчики из микрофонов, втыкать в усилитель «кинап», а в качестве колонки использовать рупор, который мы снимали со столбов, лишая людей прослушивания патриотических песен. Можно легко представить, как это все «звучало»! Особенно страшная проблема была со струнами. Играя на русских струнах трудно было подумать о подтяжке на тон! Я думал, что бэнды Ричи Блекмор делал при помощи какой-то педали. Поэтому Виктор Цой, отвечая на вопросы, почему у нас такой русский рок, говнорок, говорил примерно следующее: «У западных музыкантов была вся передовая техника, без которой рок-музыка не может звучать полноценно. А у нас была только авторучка и листок бумаги...» Может быть, поэтому наш рок такой текстовой, где больше поэзии, чем музыки, хотя конечно у нас есть замечательные примеры рок песен и блестящих гитарных работ. Но, с другой стороны гитаристы сейчас уже поумнели и понимают, что ни инструменты, ни аппаратура не заменят идеи, творческого духа, биение горящего сердца. А где это взять, когда над страной стоит атмосфера, такая общественная мысль, «где взять денег????!». Причем не заработать, а именно «найти», чтобы богатство упало с неба в один миг. Музыканты в этих условиях не играют музыку, а «делают проекты» для народа, чтобы продать товар. Потому что без денег, которые нужны для записи, съемки клипов, покупки аппаратуры, творчество рано или поздно загибается. Вот и сматываются проблемы в клубок, где трудно найти начало и конец.

«Во времена моей молодости, в 70-е годы, нам приходилось самим выпиливать гитары из фанеры и делать датчики из микрофонов, втыкать в усилитель „кинап“, а в качестве колонки использовать рупор, который мы снимали со столбов, лишая людей прослушивания патриотических песен»

Но ведь есть другие примеры! ALKOTRIO!

Да, бывают искорки на черном небе, приятные исключения! Я очень рад за ребят, что они смогли создать такую группу. Мне вдвойне приятно еще и от того, что Федю Досумова и бас-гитариста Антона Давидянца я знал еще тогда, когда они участвовали на конкурсе «Многоликая гитара» (я был членом жюри) и получили Гран-при. Уже тогда было очевидно, что у нас появились настоящие мастера. Когда Федю Досумова отчисляли из музыкального училища, так как он был гражданином Узбекистана и не мог перейти на платное обучение, я говорил руководству училища, что когда-нибудь им будет за это стыдно. Как можно вручить Гран-при своему студенту и на следующий же учебный год его отчислить, за то, что тот не мог найти нескольких тысяч долларов на обучение? Не смог ему помочь и преподаватель Михаил Суджан, так как законы там какие-то вышли, что нельзя иностранцам учиться в наших заведениях бесплатно. Но можно было сделать исключение! Но речь не об этом... Вот группа записала замечательный альбом! Но давайте посмотрим на это с другой стороны! Основной заработок у Федора идет от работы в группе «А-студио». Я не знаю где сейчас работают другие члены группы, но ALKOTRIO скорее всего не может существовать исключительно на собственные средства. Для этого они должны играть два-три концерта в неделю за нормальные деньги. Но спроса на эту музыку нет, к сожалению... Выступление на фестивале раз в месяц дает только имиджевый результат, но не финансовый. Музыканты в таком случае вынуждены зарабатывать деньги на «халтурах» и хорошо, если повезет попасть в профессиональный состав, типа, А-Студио или к Николаю Носкову, где когда-то работал Антон Давидянц. А многим приходится прыгать под фанеру и одевать женские трусики (образно говоря). Вот это и есть проблема. Мы в России можем сделать разовый продукт. Но потом все это гибнет в трясине непонимания и ненужности этого продукта массам. Люди, живущие в стране, не могут прокормить трех музыкантов такого уровня и это есть факт... Вот Дмитрий Четвергов выпустил в свое время хороший гитарный альбом «С цветка на цветок», и что? Два-три концерта в месяц не может решить проблему содержания группы, даже если в программе приглашенным вокалистом поются кавера. Музыканты зарабатывают на хлеб у Игоря Саруханова и на халтурах, в кабаках. Что делать? Он же сам вынужден делать аранжировки, писать гитару попсовым коллективам, продюсировать мюзиклы, крутиться как белка в колесе, теряя драгоценное время собственного творчества. И вот, в результате, Стив Вай ездит по всему миру оттачивает мастерство на сотнях своих сольных концертов, а наш «Стив Вай» редактирует барабаны и подбирает лупы... Скотт Хендерсон играет через день, а наш «Скотт Хендерсон» аккомпанирует певице «Жасмин», не всегда вживую... Сейчас в А-Студио, правда, получше с этим делом...

«В моей группе отличные музыканты — один из лучших в стране бас-гитаристов Дмитрий Рыбалов и замечательный барабанщик Юрий Наталичев»

Ну неужели все попсовые звезды до сих пор играют под фанеру?

Нет, не всегда... Большие сольные концерты многие играют живьем или полуживьем, с компьютерными подсосами... Но все гала-концерты, тусовочные, телевизионные, праздничные «голубые огоньки» идут под фанеру однозначно. Буквально позавчера я участвовал в церемонии вручения Государственных Премий работникам транспотра в Кремлевском Дворце Съездов. Я потерял много нервов (около 40 минут) на то, чтобы мне протянули розетку для преампа. Провод и примочки на сцене портили телевизионную картинку, но дело не в этом, просто никто не хотел лишних хлопот. А сколько живая работа создает проблем организаторам: саундчек, подключения, коммутация! А кому это надо, даже когда в зале сидят депутаты, губернаторы, сенаторы, министры!!! И вот результат... Отыграл я на плохом неотстроенном звуке, без мониторов. Прострелы были на расстоянии метров 30, и, при скорости звука 330 м/с, задержка была 0,1 с, что в быстрых темпах больше, чем шестнадцатая доля. Отыграл на волевых усилиях, через «не могу», выключая слух, только на механической памяти. За пять минут на сцене сошло семь потов. А сколько мыслей прошло за это время! Такое впечатление, что прожил целую жизнь! И все думал, ну почему у нас все так сложно! Любая простая вещь — сыграть две пьесы на гитаре — превращается в наисложнейшую задачу, с кучей проблем! На банкете подходили люди, крутые все... Кто-то оценил, а кто-то подумал: типа, девочки с ногами, на гармошках так хорошо играли — улыбались, так легко, как все звучало! А этот, бедняга, потел, что-то плямкал на гитаре, с трудом можно было разобрать что он там делал... В результате победила фанера. Еще пару таких соревнований и я понесу CD на пульт...

Да, история показательная... И что можно посоветовать посетителям www.guitars.ru?

Я дал себе слово не давать советы и никого не судить... Все что я написал это не осуждение, а иллюстрация положения вещей, условий жизни музыканта. Такая некая картина мира. Время придет другое и к нему надо готовиться... Вот что можно сказать, если дать совет — готовить себя к жизни и отдавать своему любимому делу все силы, не тратя времени впустую. И результат будет... Проверено неоднократно... А сейчас, во времена не самые лучшие, я пытаюсь создать свой микромир. В моей группе отличные музыканты — один из лучших в стране бас-гитаристов Дмитрий Рыбалов и замечательный барабанщик Юрий Наталичев. В настоящее время я больше играю с группой, дабы уйти от прилипшего клише — тэппера, который только что и делает — играет тэппингом. А это только часть моего творчества... Плюс я начал исполнять свои песни, которых накопилось много, как на русском, так и на английском языках. Что из этого получилось можно услышать на моем концерте в Центральном Доме Художника, который пройдет 15 декабря в 19.00. Выбил скидку для студентов 100 руб., так что не забывайте студенческие билеты!

«Уровень наших гитаристов за последние 10 лет заметно вырос»

Прошли слухи, что тебя пригласили на радиостанцию Русская Служба Новостей в качестве редактора и ведущего передач.

Да, это новый поворот событий в моей жизни. До этого я был на радио с другой стороны, как гость. Теперь уже я буду рулить процессом и волнуюсь жутко. Тем более, что эфир будет идти всю ночь с 12 ночи до 6 утра в ночь с воскресенья на понедельник. Каждую неделю на РСН 107.0 FM... Изначально я хотел сделать обычную передачу, как у всех... Но после знакомства с шефом этого радио — Сергеем Доренко — понял, что надо сделать передачу с гитарным уклоном. Дело в том, что когда я зашел в кабинет к главному редактору (С. Доренко), то он сразу достал гитару, и наше знакомство обернулось совместным музицированием в течение почти часа! Он безумно любит гитару, неплохо играет на акустике и поет. Скажу вам честно, что если бы он захотел сделать себе карьеру на эстраде, то, без сомнения, он смог бы добиться высоких результатов. И в разговоре Сергей Доренко высказал мысль, что гитара притянула его в последние года особенно сильно, что в ней он видит отдушину, утешение и радость... я полностью с ним согласен. Гитара это утешение, отдушина и радость... Любовь, душа и познание... Так что слушайте радио, 107.0 в ночь с воскресенья на понедельник, мой «Гитарный клуб», задавайте вопросы в прямой эфир. Я думаю, что многие гитаристы, которые будут читать эту статью имеют интересный материал. Так что если кто хочет поделиться им с аудиторией, то меня найти просто: на форуме www.guitars.ru в разделе All Stars или через мой сайт www.guitar-club.ru.

Ну что ж спасибо тебе за интервью... Напомним читателям, что концерт Дмитрия Малолетова пройдет 15 декабря во вторник, в 19.00 в Центральном Доме Художника (метро Октябрьская). Передача «Гитарный клуб Дмитрия Малолетова» идет в ночь с воскресенья на понедельник с 12 ночи до 6 утра.

Вы можете задать интересующие Вас вопросы лично Дмитрию Малолетову в соответствующем разделе на форуме GUITARS.RU!

© Guitars.ru 2009