Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Глава 19
Park и CMI

Когда Джим Маршалл только создавал свои первые усилители, возможности их продажи были крайне ограничены: большинство из них продавалось самим Джимом в его собственных магазинах. Однако чуть позже джентльмен по имени Джонни Джонс, владевший магазином под названием "Джонс и Кросслэнд" в Бирмингеме, заключил с Джимом договор, по которому он становился эксклюзивным дистрибьютором продукции Marshall на севере Англии. Судя по количеству старых усилителей, которые до сих пор встречаются в этом районе, я могу предположить, что он неплохо справлялся со своими обязанностями!

Эта схема работала до тех пор, пока Джим не решил расширить свое дело. Первым показателем необходимости такого расширения стал переезд на первую настоящую фабрику Marshall в Хэйесе в июне 1964 года. Вероятно, переговоры с компанией "Rose-Morris" о передаче дистрибьюторских прав начались примерно в то же время, так как в феврале 1965 года, а может даже немного ранее, в журналах "Melody Maker" и "Beat Instrumental" появились полностраничные рекламные объявления от "Rose-Morris". Так или иначе, к началу 1965 года "Rose-Morris" принадлежали дистрибьюторские права по всему миру на всю продукцию Marshall, и у Джима был полный портфель заказов.

Таким образом, все были счастливы и могли наслаждаться заслуженным отдыхом, кроме Джонни Джонса, только что потерявшего свой кусок хлеба с маслом. Джиму удалось найти лазейку в тексте договора, не запрещавшую ему выпускать усилители под другой торговой маркой, и он предложил Джонни сделать серию усилителей специально для него. Но, если фамилия Джима вполне подходила для того, чтобы служить названием усилителей, то фамилия "Джонс" была совсем не такой звучной. Поэтому Джим спросил жену Джонни Маргарет, какая у нее девичья фамилия. И она ответила миру рок-н-ролла, застывшему в напряженном ожидании: "Park"!

Park: Marshall с комплексом неполноценности

Park были прекрасными усилителями – ведь, в конце концов, это были те же Marshall, но слегка замаскированные. И, хотя им никогда не было суждено повторить успеха Marshall, тем не менее, марка "Park" стала довольно известной, и производственные мощности всегда были загружены.

Сбыт Park осуществлялся компанией "Cleartone Music Instruments", или сокращенно CMI, и, конечно, был не так хорошо налажен, как у "Rose-Morris". Каталоги и прочая информация по усилителям Park – все это является большой редкостью, и задача еще более усложняется по нескольким причинам: похоже, большинство оригинальных Park выпускались без каких-либо серийных номеров (а в тех немногих серийных номерах, что имелись, разобраться было еще сложнее чем в случае с Marshall того периода); они делались в относительно небольших количествах, и часто между двумя выпусками проходили годы!

Первые Park представляли из себя попросту JTM 45 с измененным внешним видом: немного другой панелью управления, установленным сверху шасси и плексигласовым лого. 45-ваттные модели с верхним расположением шасси и белой отделкой с фронтальной стороны были самым редкими Park из всех, поскольку корпус вскоре приобрел более традиционный для Marshall дизайн, с логотипом в центре или с левой стороны, хотя сам "ящик" был немного выше и не таким широким в сравнении со своим прототипом. Кстати, что касается логотипов, их за все время производства было три разных вида: первый был сделан из плексигласа, с белыми буквами на черной табличке; второй был из белого пластика без таблички; а третий – из белого пластика на прямоугольной табличке.

Похоже, что новая линейка от Park была выпущена одновременно с новыми моделями Marshall, хотя и отличалась от них некоторыми интересными особенностями. Например, кабинеты 8x10" Park имели два лого, переднюю стенку V-образной формы, что делало его самым потрясающим кабинетом из всех, что я видел; первые кабинеты 4x12" имели полностью наклонную переднюю стенку (в то время, как у Marshall только верхняя половина была под углом); а у ранних моделей усилителей были потрясающие ручки "с клювиками" из белого пластика и такого же цвета входные разъемы! Убойный внешний вид!

Кен Бран отзывался о Park, как о "сборной солянке из неиспользованных запчастей от Marshall", что мало удовлетворяло запросы компании "Cleartone" сделать нечто отличное от Marshall, хотя впоследствии в схему был внесен ряд изменений, обеспечивших необходимые различия. Сперва лампы EL34, устанавливавшиеся в 50-ваттные Marshall, были заменены на KT88, получившаяся в результате модель стала выпускаться под названием Park 75, а модели Park с четырьмя KT88 имели обозначение 200 или 150, в зависимости от конкретной модификации и года выпуска. Некоторые Park также выпускались с лампами предусилителя, монтировавшимися непосредственно на печатную пату, что удешевляло производство, однако такая конструкция не имела последователей, и большинство усилителей все же делались по-прежнему. Другим отличием было то, что в большинстве Park лампы предусилителя были расположены близко друг к другу, особенно это относится к 45- и 50-ваттным моделям.

Но все эти различия были несущественными, до тех пор, пока в конце семидесятых к разработке новых моделей не был привлечен легендарный инженер Marshall Стив Гриндрод, освобожденный ради этого от прочих обязанностей.

Один из этих усилителей, разработанный на основе 100-ваттного комбо Marshall 2150, был метко назван "Rock Head" (модель 1210). Поскольку Marshall 2150 был "урезанной" (по просьбе одного из дистрибьюторов Marshall) версией первоначального замысла Стива, в случае с Park никто таких ограничений не ставил, поэтому в результате вышел феноменальный по всем меркам, а особенно для своего времени, усилитель. Полностью ламповая схема, два канала, которые могли последовательно соединяться друг с другом либо переключаться при помощи ножной педали, уникальный контур общей громкости, который влиял на перегруз усилителя мощности, а не предусилителя, что давало "то самое мягкое ламповое звучание на любом уровне громкости". Как "голова", так и комбо (модель 1240) канули в Лету, хотя, я уверен, все было бы иначе, если бы они продавались под именем Marshall.

Другой "сладкой парочкой" были 50- и 100-ваттные ламповые комбо с динамиками 2x12" (модели 1212 и 1213), сделанные на базе "головы" Marshall 2959, и имевшие разъем "mix" для двух каналов, а также пружинный ревербератор. Надо сказать, что эти модели, как и многие Park того периода имели фурнитуру из белого пластика, в том числе уголки и вентиляционные решетки, что делало их легко отличимыми внешне. Также к началу 1970-х, появились ручки и панели управления из нержавеющей стали, синяя ткань и утопленные заподлицо ручки для переноски на кабинетах.

Заслуживает упоминания и модель Park Vintage 20 LE (модельный номер 1231), это был ламповый комбо с двумя лампами EL84 и двумя же ECC83 и одним 30-ваттным динамиком Celestion 12", чья конструкция восходила к старым 20-ваттным "головам" Marshall. Комбо выглядел потрясающе благодаря своему корпусу со скругленными углами и наклонной передней стенкой, обтянутому коричневым винилом, но звучал не так хорошо и выпускался совсем недолго. Тем не менее, как только закончился запас старых комплектующих, он был слегка доработан, в том числе получил новые трансформаторы, и заново выпущен в 1980 году под названием 1273, с соответственно улучшившимся звуком.

Странно, что за 17-летнюю историю существования этого имени так мало моделей были сделаны специально для Park, хотя частично это компенсируется тем, что они обычно стоили слегка дешевле соответствующих моделей Marshall. Например, в 1980 году кабинет Park 4x12" стоил Ј175 против Ј220 за Marshall, а 100-ваттная "голова" - Ј250 против Ј290.

К середине семидесятых ожидались большие перемены, и, как будто двух торговых марок для одной и той же продукции было мало, компания CMI приняла решение добавить в свой арсенал еще один модельный ряд под невыразительным брэндом: CMI.

CMI: Гадкий утенок Marshall

Создание усилителей Park сыграло большую роль для Marshall: это помогло загрузить производственные мощности, это было одолжением для друга, наконец, это принесло доходы "на стороне". Так зачем было затевать CMI? Сбыт этих усилителей осуществлялся той же компанией, продавались они в тех же магазинах и делались на той же самой фабрике. Таким образом, они не обладали в сравнении с теми же Park какими-то реальными преимуществами, и запуск их в производство внес только сумятицу, что, вероятно, объясняет, почему они выпускались так недолго. Если и существовали причины, которыми было обусловлено создание брэнда CMI, то ни Джим, ни Кен не могут припомнить их!

Тем не менее, хотя большая часть продукции была предназначена для озвучки портальных систем, под именем CMI были выпущены три уродливых, но неплохо звучащих ламповых гитарных усилителя – две "головы" и комбо. Как и в случае с Park, в основу была положена конструкция Marshall. "Головы" назывались "Lead and Bass 50" и "Lead and Bass 100" (модели 1037 и 1038). Электрическая часть была идентична усилителям Marshall "Lead and Bass" середины семидесятых, которые для меня всегда были одними из самых любимых; хотя эта модель Marshall и выпускалась только в 50-ваттном варианте, у CMI была и стоваттная разновидность.

Комбо имел модельный номер 1070 и был построен на основе 50-ваттного усилителя с тремоло – фактически, 1962 "Bluesbreaker", но с немного измененной схемой.

Усилителей CMI было выпущено совсем немного; из прайс-листов я делаю вывод, что они продавались только в 1976 и 1977 годах. Хотя некоторые из них покрывались привлекательным синим винилом, все же на внешнем виде экономили, чтобы уменьшить цену. Понятно, что CMI не пользовались большим успехом, поэтому компания "Cleartone" вскоре снова сконцентрировалась на Park.

Park: Падение и взлет

Компания "Cleartone" была основана в 1965 году, а Джим Маршалл стал ее акционером в 1967 году. Между тем компания стала приносить все меньше прибыли, и, поскольку сбыт продукции Marshall был значительной частью ее деятельности, Джим получил полный контроль над ней, когда она не смогла исполнить финансовые обязательства перед ним в 1969 году. Джонни Джонс был управляющим компании вплоть до 1971 года, когда он покинул ее с тем, чтобы уделять больше внимания магазину "Джонс и Кросслэнд".

В 1981 завершился срок действия контракта с "Rose-Morris" и теперь сам распоряжался своей судьбой в том, что касалось компании Marshall, так что он теперь не нуждался в торговой марке "Park". Деятельность компании "Cleartone" была понемногу свернута, и последние усилители Park были выпущены без особой помпы в 1982 году, через 17 лет после начала производства. О, это была печальная дата!

В течение 10 лет после этого имя "Park" было живо лишь в памяти музыкантов. Но к 1992 году Джим осознал необходимость наличия линейки маленьких транзисторных усилителей, выглядевших как Marshall, но по цене, доступной каждому. В этих целях Marshall выпустили 10- и 25-ваттные комбо под именем Park, изготовленные в Южной Азии, достаточно похожие на Marshall, чтобы проследить кровное родство, но не настолько, чтобы повредить имиджу компании. Первая партия поступила в магазины в октябре 1992 года, и я рад заметить, что они пользуются огромным успехом. Интересно, что бы по этому поводу сказал покойный великий Джонни Джонс?

Условия размещения рекламы на сайте