Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Глава 11
Серия 9000

Музыка, гитаристы и усилители – все это претерпело немало изменений с 1962 года, и к концу 80-х музыканты уже открывали для себя такие вещи, как MIDI-управление, что позволило им оценить удобство рэкового оборудования. Разумеется, стэки по-прежнему были символом усилителя для рок-музыки во сем мире, однако новому поколению гитаристов требовались усилители, которые они могли смонтировать вместе с остальными устройствами обработки в гигантские, размером с холодильник, рэки.

В 1989 году компания Marshall на январской выставке NAMM в Калифорнии (что стало уже традицией для представления новой продукции фирмы) предложила свое решение проблемы в виде серии усилителей под номером 9000.

Создание рэкового лампового усилителя одно время было навязчивой идеей компании: работы по разработке шли около двух лет прежде, чем первый прототип был признан готовым к публичному показу. И даже несмотря на то, что показ состоялся, некоторые из моделей так и не пошли в массовое производство.

Первоначально предполагалось, что линейка будет состоять из пяти моделей: лампового предусилителя 9001; 300-ваттного моно усилителя мощности 9030, построенного по технологии MOSFET на полевых транзисторах; 600-ваттного (по 300 ватт на канал) MOSFET усилителя мощности 9060; стерео (по 50 ватт на канал) лампового усилителя мощности 9005, и, наконец, лампового усилителя мощности 9010 со 100 ваттами на канал.

Из этих моделей, по мере того, как были вылечены детские болячки и налажено производство, модель 9030 была заменена моделью 9040 (технология MOSFET, 200 ватт на канал), усилитель 9010 не пошел в серию, а предусилитель 9001 пережил серьезную доработку схемы.

Также были представлены два кабинета: модель 1912 с динамиком 1x12", который выпускается и поныне, и кабинет с динамиком 1x12" и со встроенным усилителем мощности, что избавляло от необходимости приобретать отдельный оконечный усилитель. В каталоге также утверждалось, что все кабинеты в серии 9000 могли по отдельном заказу оснащаться динамиками Electro-Voice, что фактически никогда не делалось.

Тем не менее, несмотря на все трудности и задержки, серия 9000 стала невероятно популярной с самого начала, и ламповые модели пользовались постоянным спросом.

Сердцем всей серии был трехканальный предусилитель 9001, построенный на трех лампах ECC83, что позволяло получить широчайший спектр чистого и перегруженного звука. Если классический Маршалловский перегруз именовали "Super Lead", то канал чистого звука модели 9001 должен был быть назван "Super Clean", так как он давал "стеклянное" звучание, ранее не свойственное усилителям Marshall. В дополнение к этому, на верхней крышке прибора был расположен регулятор "Clean Trim", который мог настраиваться при помощи отвертки и изменял звучание чистого канала от мягкого к более яркому.

Канал 2 был рассчитан на кранчевый овердрайв, идеальный для ритм-гитары или для блюзовых соло. Этот канал имел независимый регулятор тембра ("Voice"). Канал 3 был предназначен для металлистов и имел две ручки гейна, каждая из которых обеспечивала свой характер перегруза и которые для достижения различных вариантов звучания могли смешиваться между собой. Как говорится в самой замечательной цитате из каталога Marshall, "от душераздирающего блюза до яростных безумных запилов"!

Пятиполосный эквалайзер был общим для всех трех каналов, также была предусмотрена переключаемая петля для внешних эффектов с регулятором микса с основным сигналом. Первоначально Marshall планировали выпустить программируемый ножной переключатель, позволявший запоминать настройки эквалайзера и регулятора микса петли эффектов для каждого из каналов, но этот переключатель под рабочим названием FS04P так и не вышел из стадии создания прототипа. На серийной модели настройки могли изменяться на передней панели либо при помощи обычного ножного переключателя FS04 с четырьмя кнопками, а также через MIDI.

Модель 9005 была большим, занимавшим пространство в 4 рэковые ячейки, ламповым усилителем мощности с 50 ваттами на канал, построенном на четырех лампах EL34 и четырех ECC83. В качестве некоторой компенсации за свои внушительные габариты, усилитель имел полностью независимое управление, в том числе раздельные регуляторы громкости, "presence", выходного импеданса, а также переключатели триодного/пентодного режима и режима "standby" для каждого из каналов, что делало его чрезвычайно универсальным аппаратом. Marshall и другие производители испытывали трудности с поставками качественных ламп в то время, поэтому первые выпуски модели 9005 были особенно чувствительны к смене ламп и имели плохую репутацию за ненадежность, хотя более поздние образцы в этом отношении были значительно лучше.

Модели 9040 и 9060, построенные по технологии MOSFET на полевых транзисторах, были обыкновенными усилителями мощности в корпусе на 2 рэковые ячейки, с частной характеристикой, настроенной специально для работы с перегруженным звучанием гитары. Они также пользовались некоторым успехом.

Последней моделью в линейке 9000 был предусилитель 9004, транзисторный двухканальный младший брат модели 9001, имевший даже более агрессивный перегруз, чем 9001! Он тоже имел некоторые особенности, например, регулятор микса петли эффектов и выход на наушники, а также полностью независимый эквалайзер для каждого канала.

Производство рэкового оборудования оказалось более технологичной сферой деятельности, чем производство стэков, поэтому Marshall признали, что для полного удовлетворения потребностей этой группы покупателей им требовалось разработать MIDI-совместимый предусилитель. Поэтому, хотя серия 9000 еще продолжает выпускаться, ее снятие с производства, несомненно, не заставит долго себя ждать, так как Marshall уже не только выпустили свой первый MIDI-предусилитель под названием JMP-1, но также представили в январе 1993 года два новых рэковых усилителя мощности в 50 и 100 ватт на канал (модели 9100 и 9200, соответственно), производство которых должно начаться в конце 1993 года.

Прототипы этих моделей имели золотистую переднюю панель, сочетающуюся по цвету с JMP-1, и также стильное затемненное окошко, через которое можно увидеть светящиеся лампы. Я надеюсь, их подготовка к производству займет меньше времени, чем у их предшественников! Так что, похоже, вскоре прославленная модель 9005 станет частью истории, к моему искреннему сожалению. Мне будет так ее не хватать!

Таблица характеристик серии 9000

Номер модели Мощность, ватт Назначение Тип Динамики Год выпуска Характеристики Примечания
9001 - Гитара Рэковый - 1989-93 3-х канальный ламповый предусилитель, 1 рэковая ячейка Первый отдельный рэковый ламповый предусилитель Marshall
9004 - Гитара Рэковый - 1990-93 2-х канальный транзисторный предусилитель, 1 рэковая ячейка Первый транзисторный предусилитель Marshall
9005 50/50 Гитара Рэковый - 1989-93 Ламповый усилитель мощности Предназначен для использования с предусилителем 9001
9010 100/100 Гитара Рэковый - - Ламповый усилитель мощности Прототип усилителя мощности, был представлен, но не был запущен в производство
9030 300 Гитара Рэковый - - 300-ваттный моно усилитель мощности (технология MOSFET) Прототип усилителя мощности, был представлен, но не был запущен в производство
9040 200/200 Гитара Рэковый - 1989-93 Технология MOSFET, стерео -
9060 300/300 Гитара Рэковый - 1989-93 Технология MOSFET, стерео -
9100 50/50 Гитара Рэковый - 1993- Ламповый усилитель мощности для использования с предусилителем JMP-1 Прототип представлен в январе 1993 года, производство должно начаться в конце 1993 года
9200 100/100 Гитара Рэковый - 1993- См. выше См. выше

Условия размещения рекламы на сайте