Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Я стал играть через Marshall в 1970 году;
Я играю через них до сих пор, и наверное, всегда буду.
Джимми Пейдж, 1992.

Глава 5
100-ваттная серия: 1965-1981

Теперь, когда стэки известны нам более 30 лет, мы уже воспринимаем их как нечто данное и даже удивляемся, если группы не играют через них. Но давайте перенесемся в середину шестидесятых, с их мышлением и бесхитростными надеждами, когда не было MTV, а Vox AC30 или фендеровский комбик казались крутейшими аппаратами!

С этими невинными мыслями, представьте, как вы случайно заходите в музыкальный магазин и в первый раз видите стэк Marshall! В сравнении с его размерами, громкостью и ценой все другие усилители покажутся вам маленькими. Перед вами стоит монолит в семь футов высотой, огромный, черный и прекрасный, олицетворение фаллической символики, кричащий: "Рок – это член!" из всех своих восьми динамиков! Неудивительно, что Хендрикс сразу же пожелал иметь такой!

Кончено, они звучали великолепно, грязно и мощно, совершенно не так, как 50-ватные модели и, тем более, все другие выпускавшиеся в то время усилители.

Они были созданы для того чтобы удовлетворить потребности гитаристов (главным образом, Пита Тауншенда) в более мощной модели, чем 50-ваттная. Также это был своего рода эксперимент разработчиков – установить 4 выходных лампы, как в Vox AC30, вместо двух и посмотреть, что из этого выйдет.

Работы над прототипом начались в середине 1965 года, и разработку схемы снова взяли на себя Кен Бран и Дадли Крэйвен. Вместо 4-х выходных ламп EL84 в Marshall были использованы 4 6V6, что давало около 60 ватт. Эти лампы работали в сочетании с ламповым выпрямителем GZ34. Схема преампа была такой же, как на JTM 45, таким же был и выходной трансформатор – это решение послужило источником ряда проблем.

Трансформаторы, поставляемые компанией "RS Components" под названием "De Luxe", были самыми мощными, какие только могли найти разработчики Marshall. Этот трансформатор был рассчитан лишь на 30 ватт, что было маловато даже для JTM 45. Поэтому, когда через него шли 60 ватт, он не мог выдержать такой мощности. Был построен второй прототип с двумя трансформаторами, четырьмя лампами 6L6 и двумя выпрямителями GZ34.

Результаты были воодушевляющими и вдохновили на создание третьего прототипа, на 4-х лампах KT66 с двумя трансформаторами от JTM 45, выдававший около 100 ватт мощности. Во время его разработки инженеры пришли к выводу, что преимущества лампового выпрямителя не оправдывают проблем, связанных с его использованием, и что он может быть с равным успехом заменен электронным полупроводником. Таким образом, еще на стадии разработки лампа GZ34 была убрана из схемы 100-ваттной модели, а на 50-ваттных моделях это произошло несколькими месяцами позднее.

Характер звучания 100-ваттной модели значительно отличался от 50-ваттной, и это стало еще более заметно, когда в конце 1965 года Marshall начали устанавливать на серийные образцы один 100-ваттный выходной трансформатор. С первых дней выпуска, в качестве опции было доступно тремоло, именно такой усилитель предпочел Пит Тауншенд. Однако его выбор разделяли немногие, поэтому модели с тремоло (обозначаемые приставкой "T", например: "T1959") были сняты с производства примерно в 1972 году.

Внешне эти усилители были, разумеется, очень похожи на 50-ваттную серию того же периода, с черным корпусом, плексигласовой панелью и позолоченным прямоугольным логотипом. Корпус 100-ваттной серии был заметно больше для того, чтобы разместить в нем увеличенные трансформаторы и большее количество ламп. Такое различие по размерам корпусов для 50-ваттных и 100-ваттных моделей сохранялось примерно до 1972 года. Первоначально в корпусах 50-ваттны моделей не было вентиляционной решетки в то время, как в 100-ваттниках были небольшие решетки в стиле Vox, впоследствии увеличившиеся до тех размеров, которые сохраняются и поныне.

К 1966 году компания Marshall начала серьезно осваивать рынок усилителей для портальной акустики, и дистрибьюторская фирма "Rose-Morris" не заинтересовалась новой гитарной моделью. Они оказались в чем-то схожи с тем печально известным господином из звукозаписывающей компании "Decca", отказавшегося подписать контракт с The Beatles. В прайс-листе, выпущенном к выставке British Music Fair 1965 года упоминалось о единственной 100-ваттной модели Super PA, по заоблачной цене в ?95, и ни слова о гитарной или басовой модели.

Фактически, компания "Rose-Morris" представила их лишь в июне 1996-го года по еще более возросшей цене в ?100. Удивительно, но этой серии по-прежнему уделялось недостаточно внимания: в каталоге 1966 года даже не было напечатано их фото, это было сделано только в каталоге 1967 года, когда эти модели стали уже практически легендарными! Неудивительно, что при таком невнимании со стороны дистрибьютора, первые усилители этой серии продавались только в магазине Джима в Лондоне.

Как только была завершена работа над прототипами, началось массовое производство. Чтобы ускорить запуск 100-ваттных моделей в серию, на первые образцы ставились передние панели от JTM 45, поскольку оригинальные панели еще не были изготовлены; задние панели были тоже от JTM 45, светло-желтого цвета. За исключением, разумеется, нескольких прототипов, эти усилители сейчас являются самыми редкими и дорогими из 100-ваттной "Plexi" линейки.

Компании Marshall повезло с датой выпуска 100-ваттной серии: она совпала с пришествием новой волны супергрупп, созданных примерно в то время: самыми известными были Джими Хендрикс с его Experience, Cream и, разумеется, The Who, для кого первоначально и была разработана 100-ваттная серия. Несомненно, благодаря поддержке этих групп, усилители Marshall получили такое широкое распространение, и прошел год или два прежде, чем производство смогло в полной мере удовлетворить спрос.

Популярности им добавил тот факт, что системы портального звукоусиления все еще находились в зачаточном состоянии, поэтому гитаристам приходилось полагаться только на мощь собственного усилителя, чтобы заполнить звуком большие концертные площадки, быстро становившиеся основными местами выступлений групп того времени. Ну и, само собой, свою роль сыграло популярное мнение, что "больше – значит лучше"!

Для достижения этих целей стены усилителей и динамиков приходилось ставить друг на друга и поднимать над сценой все выше и выше – так родился термин "стэк". Любопытно, что компания Rose-Morris игнорировала это понятие с равным успехом и всегда именовала стэки "наборами" во всех рекламных изданиях по крайней мере до начала семидесятых годов. Странно!

Стэк состоял из усилителя (иначе именовавшегося "головой" ), поставленного на два кабинета 4x12". Так как технологии производства динамиков только развивались, необходимость в дополнительных кабинетах была вызвана возросшей выходной мощностью усилителей, а также некоторыми эстетическими соображениями во время проведения "живых" концертов.

Еще более внушительные внешний вид и выходная мощность достигались путем последовательного подключения нескольких стэков от одной гитары. Гитара подключалась в высокочастотный вход с высокой чувствительностью, а высокочастотный вход с низкой чувствительностью соединялся с высокочастотным входом с высокой чувствительностью другого усилителя.

50-ваттные усилители также позволяли такую возможность, однако на практике это никогда не применялось до запуска в производство 100-ваттной серии – существует множество фотографий Хендрикса, на которых видно, что его усилители подключены именно таким образом. Другой возможностью, полезной для тех гитаристов, кому подобный вариант казался чрезмерно ярким по звуку, было комбинирование другого канала аналогичным образом, что позволяло достичь широкого разнообразия звучаний.

100-ваттные модели изменялись внешне и конструкционно точно так же, как и 50-ваттные. Так, в 1966 году было сделано единственное значительное изменение в схеме – лампы KT66 были заменены на EL34, что, как и в случае с 50-ваттной серией, повлияло в конечном итоге на звук.

Начиная с того времени, фирма проводила ряд экспериментов с изменением различных характеристик электронной схемы – включая установку различных трансформаторов – и это, наряду с неизбежными изменениями характеристик компонентов и с допусками, лежащими в широких пределах, породило мнение, что каждый усилитель Marshall звучит по-своему, иначе, чем другие. "Лежачий" сетевой трансформатор был использован, чтобы понизить центр тяжести шасси и увеличить его прочность, что в значительной мере было вызвано использованием алюминиевого шасси; со стальным шасси положение этого трансформатора было не так критично, поэтому его сделали "стоячим" для того, чтобы уменьшить занимаемую им площадь на нижней части шасси, а также для понижения шумов. Примерно в 1968 году трансформатор был развернут на 90 градусов, также в целях уменьшения шума. Количество конденсаторов было увеличено, поскольку существовали определенные трудности с поставками высоковольтных конденсаторов, а также вследствие некоторых изменений в схеме выпрямителя. И, опять-таки, из этих спецификаций есть исключение. Компания "Marshall" начиная с 1966 года заказывала у фирмы "Drake" как сетевой, так и выходной трансформатор для 50- и 100-ваттных серий, однако в 1967 и 68 годах трансформаторам "Drake" для 100-ваттных моделей "Marshall" предпочли трансформаторы от другого поставщика под названием "Dagnall". Такой порядок сохранился до наших дней.

Бесспорно, наибольшим спросом пользуются оригинальные 10-ваттные "головы" с плексигласовыми передними панелями, сделанные в период начиная с 1965 года до июля 1969 года. Так же, как и в случае с 50-ваттными моделями, цены на них остаются довольно высокими, даже несмотря на то, что они, возможно, звучат ничуть не лучше, чем последующие версии с алюминиевыми панелями. На самом деле, у меня есть пара моделей 1959 с плексигласовыми панелями, и при этом лично я предпочитаю модификацию JCM 800, отдавая себе отчет, что, вероятно, я останусь в меньшинстве среди поклонников Marshall. К слову, иногда вам могут встретиться "головы" конца шестидесятых с четырьмя входами вместо обычных двух; эти усилители изготавливались как экспортные модели для Америки. Кроме того, кромка, которая идет внизу корпуса рядом с панелью управления, изначально была прямой, а примерно в 1969 году была заменена на изогнутую.

В 1971 году Marshall представили 100-ваттную "голову" в серии Artist, модель 2068 (соответствующий кабинет назывался 2069, а полный стэк выпускался под наименованием 2059), во всем остальном полностью идентичную 50-ваттной модели, описанной в предыдущей главе, поэтому я не стану утомлять вас перечислением всех ее характеристик снова.

2203

Также, одновременно с 50-ваттной модификацией, Marshall выпустили первый 100-ватрный усилитель с регулировкой общей громкости в 1975 году - легендарный 2203. Этот усилитель был не просто основной моделью во всей линейке продукции Marshall со дня его выпуска, он стал стандартом, в сравнении с которым оценивались все другие роковые усилители в течении всего, более чем 15-летнего, срока его производства. Он был крайне простым в использовании – полностью ламповая схема, один канал, без ревербератора, без разрыва для подключения эффектов, и при этом выдавал больше скрежета, чем грузовик, продирающийся через колючую проволоку!

Вскоре после выпуска модели 2203, Marshall стали использовать корпуса с более толстыми стенками, что упоминалось в предыдущей главе. Это совпало с выходом модели 2103, комбо с 2 динамиками по 12", которая также стала крайне популярной. Эти модели выпускались в обоих вариантах, со старым и новым корпусом, вплоть до появления серии JCM 800 в 1981 году (см главу 9).

Еще один усилитель, появившийся в это же время, именовался 2159, это была версия "головы" 1959 в формате комбо. В 1978 году последовал выпуск новой "головы" под названием 2959, представлявшей из себя странную комбинацию современных (для того времени) характеристик, включая ревербератор, отключаемый ножной педалью и режим "boost" (+6 дБ), со схемой от "Super Lead", без регулировки общей громкости. Эта модель производилась лишь несколько месяцев и снята с производства после того, как было выпущено примерно 150 экземпляров.

С возрождением интереса к старым Marshall, произошедшим в течение 80-х, компания приняла решение сделать первое переиздание усилителя. В результате получились две модели: 100-ваттная "голова" 1959S и 50-ватнная "голова" 1987S.

Они представляли собой неточные воспроизведения соответствующих моделей 1973 года, с алюминиевыми панелями, и были довольно неплохи, но не сумели привлечь внимания покупателей, ждавших выпуска "Plexi" версии.; поэтому они были сняты с производства через год или что-то около того.

В 1991 году Marshall поддались многочисленным просьбам выпустить "новый Plexi" и представили оригинальную 100-ваттную модель, вместе с 50-ваттной версией, под названиями 1959X и 1987X, соответственно. К сожалению, мне не довелось послушать 1959X, но, как бы хороши они не были, Американский дистрибьютор не пожелал продавать их до тех пор, пока звук не будет абсолютно точно воспроизводить оригинальные модели 60-х. После этого, видимо, Marshall произвели ряд переделок, и доработанный усилитель был представлен на выставке NAMM 1993 года в Калифорнии под названием 1959SLP и имел плексигласовую панель управления и маленький золотистый фирменный логотип.

Некоторые из оригинальных усилителей комплектовались высоковольтными выходными трансформаторами, выдававшими 675 вольт, что, по мнению некоторых, улучшало звук. Однако, во время разработки SLP инженеры с Marshall имели возможности провести сравнение нескольких старых усилителей, один из которых имел высоковольтный трансформатор, а другой - 475-вольтовый, и оба звучали одинаково прекрасно! Это означает, что Marshall могли использовать на SLP относительно низковольтный трансформатор, что не только добавляло надежности, но и соответствовало современным стандартам безопасности.

С тремя различными переизданиями модели 1959, плюс оригинальной 1959, впоследствии вошедшей в серию JCM 800, по понятным причинам возможна некоторая путаница в спецификациях, поэтому я попросил Стива Гриндрода дать некоторые разъяснения:

Сравнение модели JCM 800 1959 и переизданий

JCM 800 1959, 1959S и 1959X в целом по схеме являются одни и тем же усилителем, основные различия заключаются в конструкции шасси и в косметических деталях. Ранние выпуски JCM 800 1959 были построены с использованием печатной платы ST1-202, в которой потенциометры были распаяны вручную и вынесены с платы. На поздних моделях, а также на 1959S была новая печатная плата, с потенциометрами, припаянными к плате, а также была изменена схема расположения сглаживающих конденсаторов (меньшее число конденсаторов, при этом общая емкость осталась неизменной).

На 1959X была печатная плата раннего образца, с вынесенными потенциометрами и старой схемой расположения сглаживающих конденсаторов. Все модели имели одинаковые трансформаторы, за исключением поздних JCM 800 1959, на которых стояла 100-омная 25-ваттная катушка сопротивления взамен сглаживающей заслонки. Кроме этого, в схемах этих усилителей было только одно различие: на большинстве экземпляров модели 1959X на регуляторе громкости канала 1 стоял конденсатора на 470 пФ взамен обычных 0,005 мФ. Это уменьшало перегруз на средних частотах на меньшей громкости, делая звук, таким образом, более полным и легче контролируемым. (Кстати, эту модификацию стоит произвести с любым 1987 или 1959, чтобы сделать его звучание чище, при этом не ухудшая звук, когда громкость выкручена "до упора"). Следовательно, если не говорить о таких вещах, как конструкционные допуски и лампы от различных производителей, все три версии звучат одинаково. С другой стороны, модель SLP была:

  • основана на определенной схеме, которая производилась только в 1968 году и в начале 1969-го; и
  • скопирована с конкретного усилителя, который, из всех образцов, представленных для сравнения, звучал, по нашему мнению, лучше всех, и компоненты побирались для максимального соответствия схеме этого образца.

Чтобы воссоздать эту схему, нам пришлось делать конденсаторы для получения требуемой емкости, и это означает, что SLP построен на основе уникальной схемы (с потенциометрами, вынесенными с платы). Трансформаторы и прочие компоненты были такими же, как и на всех других моделях, но эта схема выдает более сильный перегруз на стадии до катодного повторителя, а также имеет другой контур обратной связи в усилителе мощности. Поэтому звук выходит более "грязным", но, в то же время, более сглаженным, более мощным и не таким резким, как на модели 1959 образца семидесятых и восьмидесятых.

Таблица характеристик 100-ваттных моделей

Номер модели Мощность, ватт Назначение Тип Динамики Год выпуска Характеристики Примечания
1959 100 Гитара "голова" - 1966-81 2 канала, 4 входа Модель "Super Lead". Версия с тремоло T1959 снята с производства примерно в 1973 году. С 1981 года называется JCM 800 1959.
1959S 100 Гитара "голова" - 1988 2 канала, 4 входа Первое переиздание усилителя Marshall
1959X 100 Гитара "голова" - 1991-93 2 канала, 4 входа Первое переиздание модели 1959 с плексигласовыми панелями 60-х.
1959SLP 100 Гитара "голова" - 1993- 2 канала, 4 входа Наиболее точное из переизданий модели 1959 60-х.
1968 100 PA "голова" - 1966-75 4 канала, 8 входов Модель "Super PA".
1992 100 Бас "голова" - 1966-81 2 канала, 4 входа Модель "Super Bass". Версия с тремоло T1992 снята с производства в 1972 году.
2059 100 Гитара "голова" и кабинет 4x12" 1971-78 2 канала, 4 входа, ревербератор Стэк, состоящий из "головы" 2068 и кабинета 4x12", продавался только вместе.
2068 100 Гитара "голова" - 1971-78 2 канала, 4 входа, ревербератор Модель "Artist"
2103 100 Гитара Комбо 2x12" 1975-81 1 канал, регулировка общей громкости Модификация "головы" 2203 в формате комбо
2159 100 Гитара Комбо 2x12" 1977-81 2 канала, 4 входа Модификация "головы" 1959 в формате комбо
2203 100 Гитара "голова" - 1975-81 1 канал, регулировка общей громкости Первый усилитель Marshall с регулировкой общей громкости
2959 100 Гитара "голова" - 1978-80 Ревербератор и режим "boost" Стандартная схема, без регулировки общей громкости

Условия размещения рекламы на сайте