Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Я готов поклясться что, если бы усилитель Marshall
дали Роберту Джонсону, он был бы крайне рад.
Рай Кудер,
интервью для Guitar Player, 1990.

Глава 4
50-ваттная серия: 1966-1981

В начале 1966 года на Marshall произошли самые крупные к тому времени изменения. Если до этого менялся, в основном, внешний вид усилителей, то сейчас, при практически неизменной внешности, значительным доработкам была подвергнута электроника.

Наиболее важным изменением стал переход от ламп KT66 на EL34, обусловленный нерегулярными поставками и большей стоимостью KT66. Кроме того, крайне требовательная к настройке лампа GZ34, стоявшая в выпрямителе, была заменена транзисторной схемой (хотя в моделях с тремоло ламповый выпрямитель продолжал устанавливаться еще некоторое время). Сегодня такая конструкция применяется в ламповых усилителях повсеместно.

Кроме этого, Marshall изменили некоторые характеристики трансформаторов и расширили диапазон верхних частот в гитарных моделях. Все эти изменения существенно изменили звучание усилителей в сравнении с JTM 45, сделав его более ярким, громким, с более плотным "низом" и лучшим перегрузом.

К середине 1967 года с плексигласовой передней панели исчезли надписи "JTM 50", "MK II", "High Treble" и "Normal", лишь слева, золотым шрифтом на черном фоне, была надпись "JTM", на том месте, где ранее стояло "MK II", или же вообще не было никаких обозначений.

В таком виде усилители выпускались до лета 1967 года, когда был окончательно завершен переход на стальное шасси. В 1968 году инициалы "JTM" на передней панели были заменены на "JMP", что означало "James Marshall Products".

С годами было произведено еще несколько мелких изменений, и к 1968-1969 годам Marshall выпустили модель, которая, на мой взгляд, стала лучшим их усилителем со времен JTM 45, 50-ваттную "голову" 1969 года. Каждый из принадлежавших лично мне усилителей этой модели мог выдавать кристально чистый звук и перегруз от кранча наподобие JTM 45 до почти хэви-металлического дисторшна; и это все достигалось поворотом одной ручки громкости! Великолепный аппарат!

Также, к середине 1969 года, плексигласовые переднюю и заднюю панели сменили позолоченные алюминиевые, что было не только более практично, но и позволило ввести новую простую систему серийных номеров, которая будет более подробно описана в Приложении 2.

Эти изменения, естественно имеют большое значение для коллекционеров, которые согласны платить большие деньги за усилители с плексигласовыми панелями, и, наоборот, дают возможность приобрести прекрасные усилители за разумную цену тем, кому не свойственен снобизм и тем, кому алюминиевые панели нравятся не меньше.

Прямой противоположностью модели 1969 года была модель 1972 года, где ручка громкости служила, скорее, выключателем: звук полностью исчезал при положении ручки от "1" до "2", а положения от "2" до "10" лишь добавляли обертонов к великолепному реву, не меняя при этом громкости. Все предельно просто, и если, вы играете только на перегрузе, обратите свое внимание на этот усилитель.

В середине 1971 года Marshall, пытаясь заинтересовать музыкантов, играющих в различных стилях, представили еще одну версию стандартной модели, называемую "Artist", что, в результате, окончилось тем, она заинтересовала мало кого. Сказать по совести, несмотря на это Artist выпускался примерно семь лет и, возможно, имел некоторый успех, но, с высоты прошедших трех десятков лет, мы можем утверждать, что он не выдержал проверки временем, в отличие от большинства усилителей Marshall того периода.

Основным отличием от других моделей было то, что Artist оснащался пружинным ревербератором Hammond, который работал только на первом канале. Первый канал имел регулировки громкости, верхних и нижних частот, второй канал имел те же регулировки эквалайзера и громкости, кроме этого, у Artist был общий регулятор "presence" и по два входа на каждый канал.

Я как-то раз отозвался об этом усилителе как наиболее чисто звучащем из всех ранних Marshall, но, если задуматься, то это не совсем верно. Чистый звук Artist был не столь хорош, как на других ранних Marshall, а описание его как "чисто звучащего" всего лишь вежливо намекает то, что он обладал весьма слабым перегрузом. Очевидно, при его создании разработчики опирались на звуковые качества гитар наподобие Telecaster, что хорошо объясняет остальные странности конструкции и звука Artist. Этот псевдо-серфовый усилитель протянул примерно до 1978 года, после чего был безжалостно снят с производства. К счастью, не я один такого низкого мнения об этом усилителе: когда я как-то раз спросил Джима о его самой нелюбимой модели, слово "Artist" немедленно сорвалось с его губ!

К слову, во всех рекламных изданиях Marshall этот усилитель именуется как "Artist", однако надпись на задней панели на французский манер гласит "Artiste".

Для меня значительно больший интерес представляет 50-ваттная гитарно-басовая модель, представленная в 1973 году, которая выпускалась только по предварительным заказам и в связи с такими ограниченными объемами производства, ныне представляет большую редкость. Она также была основана на стандартной модели, но имела два канала, один из которых был взят от гитарного усилителя 1987, а другой – от басового 1986, что делало этот аппарат весьма универсальным. Внешне он выглядел так же, как и другие модели и, к сожалению, был снят с производства в 1976 году.

В 1974 году был выпущен "Bluesbreaker" последнего поколения (модель 2187), представлявший собой шасси модели 1987 поздних выпусков, соединенное с кабинетом 2x12". Хотя он и производился до 1981 года, было сделано незначительное количество этих усилителей.

Примерно в 1972 году Marshall привели размер "голов" к единому стандарту. 50-ваттные "головы", сделанные до этого обычно именовались "малоразмерными", те же, которые были выпущены после 1972 года, имели стандартный корпус от 100-ваттной модели, но без вентиляционной решетки наверху.

К тому времени Marshall имели прочную репутацию "Королей Перегруза", но к началу 70-х возрос спрос на усилители, способные выдавать значительный уровень перегруза и сустейн на низкой громкости, для студийного или домашнего применения, поэтому в 1975 году была представлена серия "Master Volume".

Данная серия был, опять-таки, результатом дальнейшего развития стандартной модели, но эти усилители, в отличие от стандартных, имели регулировку перегруза предусилителя, что позволяло музыканту пегеружать лампы в преампе для создания искажений, и регулировку общей громкости. Некоторое время Marshall по заказу покупателей дорабатывали их усилители в соответствии с новой схемой (самым известным заказчиком такой доработки был Ритчи Блэкмор), и все звучало прекрасно, как в теории, так и на практике.

Тем не менее, считается, что классическое звучание Marshall достигается, в первую очередь, за счет перегруза усилителя мощности, а не преампа, поэтому на низких громкостях новые усилители звучали слегка "синтетически", недостаточно "убедительно", до тех пор, пока вы не выкручивали ручку громкости, что означало, что вы могли бы с равным успехом играть и на стандартной модели. Данная проблема касалась всех ранних усилителей с регулировкой общей громкости, независимо от производителя, и в поздние годы Marshall эффективно разрешили ее, выпустив аттенюатор SE 100 (более подробно об этом устройстве будет рассказано в главе 17).

Тем не менее, новая серия имела большой успех, и 50-ваттная "голова" 2204 в скором времени стала одним из самых популярных ламповых усилителей Marshall, в то время, как модификации моделей 1987 и 1989 с тремоло были сняты с производства.

В начале 1976 года, по просьбе компании Rose-Morris, Marshall осовременили внешний вид всех своих усилителей. Изменения включали более толстые стенки корпусов, новое увеличенное лого, новый рисунок виниловой обшивки, пластиковые уголки. Позднее тумблеры включения были заменены на клавиши с подсветкой, используемые до сих пор. Как комбо, так и "голова" выпускались в новом обличье, и можно с уверенностью сказать, что 100-ваттный 2103 и 50-ваттный 2104 с динамиками 2x12" были самыми популярными комбо, выпускаемыми компанией Marshall.

В 1978 году еще была выпущена еще одна вариация на тему 2x12" под названием 2144, недолго продержавшаяся на производстве. Это был комбо с регулировкой общей громкости, имевший ревербератор и переключаемый ножной педалью режим "boost", дававший усиление входного сигнала на 6 дБ для достижения более сильного перегруза.

К марту 1981 года окончилось действие 15-летнего контракта c Rose-Morris, что ознаменовалось началом производства серии JCM 800 (см. главу 9), помимо прочего включавшую новые версии моделей 2204, 1986 и 1987.

В 1988 году Marshall произвели первую попытку переиздать усилитель, который они назвали 1987S. Он был представлен как переиздание модели 1987 начала 70-х, и довольно точно воспроизводил внешний вид оригинальной модели, в том числе, корпус, виниловое покрытие и тумблеры. Его звучание было довольно близко к модели 1973 года, но, поскольку оригинальные образцы могли сильно отличаться по звуку, то в этом отношении создать точную копию было довольно трудно. Для этого усилителя выпускался кабинет с 4x12" динамиками Celestion G12 75, обтянутый спереди "клетчатой" тканью.

1987X

Эта модель производилась недолго, и в 1992 ей на смену пришел усилитель 1987X. 1987X выглядел великолепно, с плексигласовыми панелями, возвращавшими нас в шестидесятые, но звук его был более агрессивен, определенно более похожим на модель 1972 года, что вызывает резонный вопрос: какую модель пытались скопировать Marshall? Тем не менее, несмотря на эти странности, это прекрасный усилитель сам по себе, а также почти точная копия любой оригинальной модели из тех, что я слышал. Он производится до сих пор.

Таблица характеристик 50-ваттных моделей

Номер модели Мощность, ватт Назначение Тип Динамики Год выпуска Характеристики Примечания
1963 50 PA "голова" - 1966-68 4 канала, 8 входов Модель "Super PA"
1964 50 Гитара и бас "голова" - 1973-76 2 канала, 4 входа Версия комбо 2100 в формате "головы"
1985 50 PA "голова" - 1966-682 канала, 4 входа "Normal" "PA" версия модели 1987
1986 50 Бас "голова" - 1966-81 Каналы высоких частот и нормальный Басовая версия модели 1987
1987 50 Гитара "голова" - 1966-81 2 канала, 4 входа Результат дальнейшего развития модели JTM 45. Модификация с тремоло выпускалась до 1975 г.
1987S 50 Гитара "голова" - 1988 2 канала, 4 входа Первое переиздание Marshall
1987X 50 Гитара "голова" - 1992- 2 канала, 4 входа Переиздание модели 1987 60-х с плексигласовой панелью, но по звуку ближе к моделям начала 70-х
1989 50 Орган "голова" - 1966-75 Для электроорганов Модель с тремоло обозначалась как T1989.
2040 50 Гитара Комбо 2x12 1971-78 2 канала, 4 входа, ревербератор "Artist"
2041 50 Гитара Полустэк 2x12 1971-78 См. выше "Artist". Набор из "головы" и кабинета.
2048 50 Гитара "голова" - 1971-78 См. выше "Artist"
2100 50 Гитара и бас Комбо 2x12 1973-76 2 канала, 4 входа Один канал от модели 1986, второй – от модели 1987
2104 50 Гитара Комбо 2x12 1975-81 1 канал, регулировка общей громкости Модификация "головы" 2204 в формате комбо
2144 50 Гитара Комбо 2x12 1978 Ревербератор и режим "boost" Комбо с регулировкой общей громкости
2187 50 Гитара Комбо 2x12 1974-81 2 канала, 4 входа Модификация "головы" 1987 в формате комбо
2204 50 Гитара "голова" - 1975-81 1 канал, регулировка общей громкости Первый усилитель Marshall с регулировкой общей громкости

Условия размещения рекламы на сайте