Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

1971-1981

Четвертый период в истории Stratocaster можно назвать «CBS с наклонным грифом», что обусловленно появлением в 1971 году системы регулировки угла наклона грифа. Во время своей пятилетней работы консультантом в CBS/FENDER, Leo Fender – наконец, излечившийся в 1967 году от недуга – занимался разработками. В 1970 году он придумал новое изобретение, которое назвал «гитарный гриф с системой изменения и фиксации угла наклона». До того времени регулировка анкера на инструментах Fender осуществлялась со стороны последних ладов грифа, а правильный угол наклона грифа достигался подкладыванием под пятку тонких вставок. Целью изобретения Leo было облегчить музыкантам жизнь, и в результате регулировка анкера осуществлялась путем поворота гайки-«пули» (« bullet ») на голове грифа, а угол наклона осуществлялся путем поворота через отверстие в пластине на пятке грифа маленького регулировочного винта.

Classic 70's Stratocaster Classic 70's Stratocaster

Патент на то, что в обиходе коротко называется «Tilt Neck», был получен 29 декабря 1970 года, и новая система появилась на Stratocaster во второй половине 1971 года. Она стала главной отличительной чертой, хотя часто порицаемой, гитары и отражает вполне определенный период в истории Stratocaster. С середины 1971 года до середины 1981 года основные признаки стандартного Stratocaster могут быть сведены к следующему: (звездочкой отмечены изменения по сравнению с предыдущим периодом).

  • Кленовый гриф с палисандровой накладкой или цельный кленовый гриф, 21 лада.
  • «Большая» голова грифа
  • Черный логотип Fender
  • * Хромированные колки Fender с отштампованной буквой «F» с тыльной стороны.
  • * Крепление грифа на трех винтах, с встроенной системой регулировки наклона.
  • * Регулировка анкера гайкой типа «bullet» со стороны головы грифа
  • * Цельный литой киль тремоло системы.
  • * Литые хромированные седла бриджа.
  • * Трехслойная накладка на корпус на 11 винтах. До 1975 года белая, после черная.
  • * 3 сингла с профилированными сердечниками до 1974 года, затем с утопленными сердечниками.
  • * Ясеневый корпус с уменьшенной выточкой.
  • Блестящий полимерный лак

Идея регулировки наклона грифа сама по себе неплоха, но в итоге она стала причиной плохой репутации Stratocaster 70-х, из-за крепления на трех винтах. Гитаристы – достаточно консервативны по складу ума, и, когда один винт убрали с пятки, это вызвало подозрения относительно ухудшения качества стыка грифа и корпуса. Это спорное утверждение, но в сочетании с другими изменениями, произошедшими со Stratocaster с 1965 года, оно только укрепило культ «PRE-CBS» среди фэнов Fender. Раскол усилился, когда в течение 1970-х модель потеряла еще ряд старых характеристик. Например, тремоло из двух частей, с привинченным килем было заменено в конце 1971 года на цельнолитое, сильно хромированное. Седла также были заменены на литые. К концу 1974 года, профилированные сердечники на звукоснимателях были заменены на утопленные. Изначально разная высота сердечников была обусловлена тем, что музыканты предпочитали струны потолще. В начале 70-х в ходу были более тонкие комплекты, с третьей струной без обмотки, и вместо того, чтобы пересмотреть высоту сердечников, Fender выбрали более универсальный вариант с сердечниками заподлицо. В 1975 году впервые появилась 3-слойная черная накладка на корпус, при этом крышки датчиков и ручек оставались белыми. В 1976 году весь пластик на Stratocaster стал черным, поскольку, как говорится в брошюрах Fender того времени, черный цвет – «выбор профессионалов всего мира».

5-позиционный переключатель, как стандартное решение для расширения звукового спектра, появился в 1977 году. Но он не был настоящей новинкой, поскольку, так называемые «противофазные» звуки, которые можно было получить «поймав» промежуточное положение 3-позиционного переключателя, уже были популярны среди гитаристов. Кроме того, несколько производителей комплектующих уже предлагали 5-позиционные переключатели на замену, к тому моменту, как Fender, наконец-то последовали моде.

Однако, кроме системы «Tilt Neck», самым веским аргументом касательно ухудшения качества Stratocaster в 1970-е, являются претензии к корпусу и качеству покрытия. После того, как в 1972 году в обиход вошла «натуральная» окраска, постепенно основным материалом для корпуса становился ясень. Ясень с точки зрения плотности и веса – очень непредсказуемая древесина. Как результат, ясеневые Stratocaster 1970-х тяжелее чем большинство остальных Stratocaster, и, в противовес распространенному мнению, это никак не улучшает тембр или сустейн инструмента. В связи с радикальным увеличением производства – в конце 1970-х завод в Фуллертоне выпускал до 580 гитар в день (!) – работники не могли уделять много внимания деталям, и это вскоре отразилось на контурах корпуса. Недостаточный контроль качества особенно заметен в эргономичном профиле на корпусе, глубина которого заметно сгладилась в 1970-х, особенно в очном сравнении с гитарами 1950-х.

В середине десятилетия Fender придумали «Thick-Skin» - плотное, блестящее покрытие, которое не привело ни к чему, кроме как к более «пластмассовому» внешнему виду гитар. Как указано в техническом описании «Thick-Skin»означает, что гитары начали аэрозольно покрывать 10-15 слоями полимерного лака! Через несколько лет Fender получили от двух экологических управлений одновременно официальное предписание модифицировать технологию покраски, чтобы воздух меньше загрязнялся. Компания перешла на краски на водяной основе, которые наносились на корпуса электростатическим методом. Новая технология была впервые применена в 1979 году, но скоро обернулась катастрофой, поскольку покраска трескалась и отваливалась буквально за пару недель или месяцев! Излишне упоминать, что такая неудача принесла достаточно много рекламаций от дилеров и клиентов, в итоге обошлась Fender в круглую сумму, и компания вернулась к полимерным лакам. В итоге в течение декады, компания сокращала выбор вариантов расцветок и, например, в период 1974-77 года, было доступно всего 6 цветов. Затем была выпущена полностью пересмотренная таблица расцветок, известная как «international colours», но она была настолько некрасивой, что просуществовала меньше года и была отменена в 1981 году.

Без излишней пристрастности к Fender, безусловно следует признать, что Stratocaster выпущенные в 1970-е годы способствовали созданию ажиотажа вокруг «коллекционных» гитар выпущенных до CBS. Тем не менее, фабрика в Фуллертоне штамповала тысячи Stratocaster (и других моделей) благодаря растущему спросу за рубежом. На деле, несмотря на посредственное качество Stratocaster в период 1971-1981 года, модель приобрела невероятную популярность, благодаря растущему количеству музыкантов. Бесконечное количество гитаристов выбирало Stratocaster в качестве своей рабочей лошадки… JEFF BECK, ROBBIE ROBERTSON (the Band), JJ CALE, RY COODER, FRANK ZAPPA, LOWELL GEORGE (Little Feat), RICHARD THOMPSON (Pentangle), NILS LOFGREN, RON WOOD (Rolling Stones), STEVE LUKATHER (Toto), это только навскидку, не говоря уже о таких мега-звездах как ERIC CLAPTON или BOB DYLAN. Новая группа DIRE STRAITS владела умами слушателей с 1978 года, благодаря таланту и характерному стратовскому звучанию ее лидера MARK KNOPFLER. Однако, следует отметить, что эти музыканты играли на «старых», Stratocaster а вовсе не на «новых». Эта ситуация не осталась незамеченной со стороны CBS/FENDER, которые почувствовали, что надо предпринять что-нибудь, чтобы воспользоваться невероятной популярностью Stratocaster. Поэтому в конце 1970-х были придуманы новые серии.

THE ANNIVERSARY STRATOCASTER

ANNIVERSARY были выпущены ограниченной серией в июне 1979 г. в честь 25-летия Stratocaster и отличались от серийных моделей следующим образом:

  • Крепление грифа на 4 винтах с регулировкой анкера в старом стиле со стороны пятки (иными словами – никакой системы Tilt Neck !)
  • Замковые колки Sperzel
  • серйный номер из 6 цифр, начинающийся с 25, отштампованный на пластине пятки вместе с надписью «1954 1979 25th ANNIVERSARY ».
  • эксклюзивная окраска серебряный металлик и памятная символика на верхнем «роге».

Первая партия ANNIVERSARY была покрыта белой перламутровой краской, такой же как на велосипедах Huffy Bicycle Company. Как и большинство красок на водной основе того периода она часто трескалась и отваливалась, поэтому после первой партии в 500 гитар от нее отказались. Затем Fender выбрали серебристый металлик, используемый Porsche. ANNIVERSARY эксклюзивно производились с цельным кленовым грифом и снабжались «сертификатом ценности», в котором указывалось происхождение инструмента и его серийный номер. По данным Fender в период с 1979 по 1980 год было выпущено около 10,000 Anniversary Stratocaster.

THE STRAT

Годом позже Fender представили на выставке NAMM «тюнингованную» модель Stratocaster, которую назвали просто «THE STRAT», используя устоявшееся прозвище гитары. THE STRAT, разработанный руководителем отдела разработки Fender, Greg Wilson, при помощи Dan Armstrong должен был сочетать классические характеристики с современной электроникой, обновляя тем самым концепцию Stratocaster. В результате, у модели была уменьшенная по сравнению с серийными гитарами голова грифа, но непохожая на оригинальный дизайн 1954-1965. Это несовпадение было вызвано тем, что старые чертежи были утеряны, а воссоздание дизайна происходило без исследования старых гитар.

The Strat

Как и у модели Anniversary, у новой гитары не было системы Tilt Neck, гриф крепился на 4 винтах, а анкер регулировался старым способом. THE STRAT также имел несколько новшеств:

  • Более мощный по сравнению со стандартным датчиком Stratocaster бриджевый звукосниматель (X-1)
  • Новая схема коммутации, обеспечивающая 9 разных вариантов звучания.
  • Медная фурнитура с 22-каратным золотым напылением, а также массивный бридж и киль тремоло.

THE STRAT имел в прайс-листе от 15 июня1980 цену $ 995 и мог быть заказан как с цельным кленовым грифом, так и с палисандровой накладкой. В начале он был эксклюзивно доступен в двух классических цветах Candy Apple Red и Lake Placid Blue, с крашеной головой грифа

Под влиянием The Strat c июня 1980 года на STANDARD STRATOCASTER также стали ставить более мощные бриджевые X-1, хотя гитара еще целый год сохраняла такие характеристики 70-х, как система Tilt Neck или большая голова грифа. В 1980 году Fender стали прелагать фурнитуру серии « original brass works », чтобы заработать на рынке «апгрейда» гитар.

И, наконец, в 1980 году по просьбе вице-президента по продажам компании Mudge Miller в качестве эксперимента была разработана третья модель. Известный сегодня как 'HENDRIX MODEL', этот неудачный вариант имел в целом такую же конструкцию, как и ANNIVERSARY, но имел реверсную голову грифа и дополнительно профилированный спереди корпус. По информации Fender было выпущено только 25 экземпляров этого крайне необычного Stratocaster.

После анонсирования ANNIVERSARY и THE STRAT продавались достаточно хорошо, и благодаря магии имени стандартная модель оставалась серьезным игроком на рынке, несмотря на все недостатки. Однако, хотя подразделение музыкальных инструментов, (FENDER/ROGERS/RHODES/SQUIER) по-прежнему было очень прибыльным в 1980 году ($ 60.5 млн. продаж с прибылью в $ 12.7млн), CBS осознавали, что они постепенно теряют долю рынка в сравнении с другими производителями.

Поэтому в начале 1981 года CBS решили, что пора «обновить» Fender и сделать его более соответствующим тому, что происходило в музыкальной индустрии.

Условия размещения рекламы на сайте