Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

1965 -1971

Покупка компаний FENDER INSTRUMENTS и FENDER SALES холдингом COLUMBIA BROADCASTING SYSTEMS – CBS, официально произошла 5 января 1965 года, но сделка готовилась в течение всего 1964 года. Мотивы, которые побудили Leo Fender – единоличного владельца FENDER INSTRUMENTS и его партнера Don Randall, с которым они поровну владели FENDER SALES, продать свой бизнес были довольно простыми. Невероятный успех бизнеса Fender в целом в течение десятилетия, был достижением, которое для Leo и Don стало невероятным рекордом, и для дальнейшего роста требовались финансовые вливания.

Custom Shop 1966 Stratocaster С другой стороны здоровье Leo Fender пошатнулось, и он испытывал постоянный упадок сил из-за стрептококовой инфекции, которой он заразился в середине 1950-х. В какой-то момент он решил устраниться, поскольку не мог работать так интенсивно, как хотел бы, и как требовало постоянное развитие бизнеса. Поэтому Leo попросил своего финансового директора Wade Tappert найти будущего покупателя. Полученное предложение в глазах Don Ranndall, которому Leo разрешил тоже заняться этим вопросом, оказалось малопривлекательным. Don встретился с представителями консалтинговой компани Merrill Lynch, которые представили его CBS. В то время CBS стремились диверсифицировать бизнес за пределы своего основного рынка (через два десятилетия все стало наоборот) и искали подходящий объект, инвестиции в который помогли бы сэкономить на налогах. Переговоры начались во второй половине лета 1964 года и в итоге бизнес Fender был продан за 13 млн. долларов.

В кругу гитарных знатоков, эра CBS часто считается САМЫМ крупным переломом в истории Fender. За годы, прошедшие с той поры, оно обросло историями о том, насколько упало качество в те два десятилетия, когда Fender принадлежали CBS. Это событие также привело к понятию «до CBS», которое относится к инструментам выпущенным до того, как Leo Fender продал компанию. Сегодня самым спорным вопросом является, где же именно проходит грань между гитарами «до CBS» и «эпохи CBS». Возможно несколько вариантов. Первый просто основан на дате заключения сделки – 5 января 1965 года, и в этом случае 1964 – это последний год производства гитар «до CBS». Однако, перемены в производстве не начались сразу с 6 января. Большинство инструментов 1965 года были сделаны из частей, хранившихся на складе или изготавливаемых по старой технологии. Другим вариантом водораздела часто считают появление в 1965 году характерной буквы F на пластине на пятке грифа. В целом, этот факт более нагляден, поскольку большая отштампованная буква F – это адекватный символ эры CBS. Правда, в случае Stratocaster, настоящим «клеймом» CBS является увеличенная голова грифа, появившаяся в декабре 1965 года. Хотя эта дата не может быть использована в качестве отсчета «эпохи CBS», автору кажется, что для Stratocaster она наиболее подходящая.

Третий период в истории Stratocaster может быть назван «Ранний CBS» и с декабря по лето 1971 года, основные черты гитары могут быть описаны следующим возрастом (звездочкой отмечены перемены по сравнению с предыдущим периодом).

Custom Shop 1966 Stratocaster

  • * Кленовый гриф с палисандровой накладкой и 21 ладами. С середины 1967 года в качестве варианта доступна кленовая накладка. С середины 1970 года – доступен вариант с цельным кленовым грифом.
  • 2 * «Большая» голова грифа
  • 3 * Золотой «промежуточный» логотип до середины 1968 года, затем новое черное лого.
  • 4 * Никелированные колки Kluson до 1967 года, затем хромированные колки Fender с отштампованной буквой «F»
  • 5 Крепление грифа на 4 болтах
  • 6 Регулировка анкера со стороны пятки грифа
  • 7 Тремоло из двух частей с отдельным килем.
  • 8 Седла из никелированной стали с штампом фендер
  • 9 Трехслойная накладка на корпус на 11 винтах.
  • 10 3 сингла с профилированными сердечниками.
  • 11 * упрощенный контур корпуса с уменьшенным вырезом сзади.
  • 12 * нитроцеллюлозный лак до 1968 года, затем полимерный лак.

В середине 1960-х годов другие электрогитары опережали Stratocaster по продажам, и увеличенная голова грифа, была скорее всего косметическим средством, чтобы освежить внешний вид гитары и поднять продажи. Тонкая палисандровая накладка оставалась ключевой деталью модели, но в середине 1965 после прихода CBS года на Stratocaster впервые появился окантованный гриф. Такие же грифы появились на других электрогитарах, таких как Jaguar или Jazzmaster, с той разницой, что на них инкрустация была не в виде точек, а в виде перламутровых блоков. В упрощенных каталогах1966-67 говорится, что «окантованный гриф [Stratocaster] имеет знаменитый анкер Fender», а полноцветное издание упоминает «улучшеный дизайн грифа с окантовкой” и демонстрирует фото красного и санберстового Stratocaster с круглым грифом. Несмотря, что в вышеупомянутых каталогах, это подавалось как стандартная деталь, окантовка грифа редко встречается на Stratocaster, выпущенных с 1965 по 1967 год. В 1968 году упоминание об окантовке было изъято из каталогов.

Более разумное предложение появилось в мае 1967 года, когда в прайс-листе за дополнительные 5% к цене стали предлагать кленовую накладку. На деле до 1967 года (и даже перед приходом CBS) но это были исключительно варианты по специальному заказу, которые никогда не афишировались. Stratocaster с кленовой накладкой выпускались в период с 1967 по 1970 год в не очень больших количествах, но тем не менее на них тогда играли такие знаменитые приверженцы Stratocaster как JIMI HENDRIX и DAVID CILMOUR. Дефицит подстегивает спрос, и цельный кленовый гриф в итоге был по многочисленным просьбам возвращен в каталог на рубеже 1970 года. В апреле 1970 года Stratocaster можно было заказать с палисандровой накладкой по цене $367 или с кленовым грифом за $385. И, наконец, по специальной цене с апреля 1970 года стали предлагаться модели под левую руку.

Custom Shop 1969 Stratocaster Custom Shop 1969 Stratocaster

Несмотря на возвращение кленового грифа, период с 1965 по 1970 год был по большому счету переходным периодом, во время которого Stratocaster неудержимо отходил от своей прежней конфигурации, сохраняя при этом основные спецификации. Увеличилась голова грифа, изменилась инкрустация на грифе, колки. Контуры корпуса стали менее выраженными, ушел в прошлое нитроцеллюлозный лак. Изменилась технология производства звукоснимателей, и катушки перестали пропитывать воском. «Зеленоватая» трехслойная накладка на корпус сменилась чисто белой. Сняли с производства позолоченную фурнитуру и черепаховые накладки... Все вышеперечисленное можно счесть второстепенными деталями, но в совокупности это породило культ гитар «До CBS », который подстегивало также якобы произошедшее ухудшение качества продукции.

CBS ни в коем случае не шли сознательно на ухудшение качества продукции Fender, и в определенном смысле, стремились к обратному, стараясь усилить стандартизацию и контроль качества. С целью улучшить условия производства, рядом с фабричным корпусами Fender в 1965 году появилось новое здание площадью более 10 тыс. кв. м и с современным оборудованием. Проблема в том, что это не сработало. И в чем же корень всех бед? Прежде всего, корпоративная бюрократия CBS и формальный подход к управлению обрушились на Fender как снежная лавина и начали ломать сложившиеся в компании процессы. . Перемены в стиле управления возмутили много сотрудников, особенно из-за того, что, как вспоминает Freddie Tavares: «Нас, производственников никто и словом не предупредил насчет продажи компании CBS». Вскоре начались споры между CBS и бывшим топ-менеджментом Fender. Например, Forrest White, который в 1965 году стал директором производства, ушел в декабре 1967 года после жесткого спора о методах производства. У Leo Fender и Don Randall оставался 5-летний контракт с CBS, по которому они должны были оставаться, чтобы обеспечить плавный переходный период в компании. Don Randall был назначен генеральным FENDER MUSICAL INSTRUMENTS, но не продержался пяти лет, и, в итоге, ушел в апреле 1969 года. LEO FENDER оставался на посту, но как говорит Freddie Tavares: “Leo был нанят CBS в качестве консультанта на 5 лет, но в конце этих 5 лет, он не хотел иметь с ними ничего общего. Я бы сказалЮ он не хотел иметь с ними ничего общего уже после перового года!».

Кроме эмоциональных моментов – в конце концов, речь идет о бизнесе – начались проблемы с качеством, порожденные главной целью CBS –увеличением производительности. Freddy Tavaers вспоминает:« Мы внезапно превратились в большую модную корпорацию, в которой много разных департаментов лезло в каждый вопрос, постоянно обсуждались бюджеты, квоты и так далее. Они старались штамповать товар, как можно быстрее!». По словам Don Randall, за первый год работы новой фабрики производство действительно выросло на 45% процентов. Следует отметить, что на момент совершения сделки у Fender было огромное количество предварительных заказов, на некоторые модели, например новые Mustang, и само собой, CBS не хотели терять деньги из-за неспособности удовлетворить спрос. Freddie Tavares, который оставался в Fender до ухода на пенсию в 1986 году, говорит достаточно откровенно: «Когда CBS купили Fender, они увидели, каким прибыльным был наш бизнес, и они хотели удержать эту планку. Как и многие другие американские компании, они стремились обеспечить акционерам большие дивиденды. Что могли сделать люди с фабрики?».

Тем временем, CBS начали патентовать известные торговые марки Fender, такие как слово «Stratocaster» или знаменитую заглавную букву «F», которую стали ставить на пятку грифа и колки. Заявки были поданы 28 апреля 1967 года, обе торговых марки были зарегистрированы 5 декабря 1967 года. Через десять лет последовала заявка на слово «STRAT», поданная CBS 28 июня 1976 года и удовлетворенная 8 февраля 1977 года.

В середине 60-х Stratocaster не был особо популярен, что видно по его месту в каталогах Fender. В то время он не считался подходящим инструментом, поскольку многие гитаристы находились под влиянием британского блюзового бума и таких групп как CREAM, предпочитавших плотное гибсоновское звучание. Производство достигло нижней точки в 1967 году, модели которого по наблюдениям автора самые редкие из всех, оставшихся с 1960-х. Второе дыхание Stratocaster появилось при помощи молодоо музыканта JAMES MARSHALL HENDRIX. Группа JIMI HENDRIX EXPERIENCE образовалась в Англии в конце 1966 года, а в начале 1967 года она уже достигла звездного статуса благодаря супер-успешному синглу « Hey Joe ». Jimi триумфально возвратился в Штаты в июне 1967 года, где он стал гвоздем программы Monterey Pop Festival, извлекая из Stratocaster доселе неслыханные звуки.

Благодаря своему огромному влиянию на многих музыкантов – включая некоторых знаменитых гитарных героев! - JIMI HENDRIX сыграл фундаментальную роль в возвращении репутации Stratocaster. Его выбор в пользу Stratocaster дал немедленный эффект и помог модели стать лидером среди электрогитар.

Помимо JIMI HENDRIX, другие гитаристы помогли возрождению Stratocaster. Среди них можно выделить GEORGE HARRISON, который впервые использовал Stratocaster на сингле BEATLES 'Nowhere Man', вышедшем в начале 1966 года, и выступал с ним публично во время гастролей 'Magical Mystery Tour'в 1967 году и благотворительной акции «Concert For BanglaDesh» в августе 1971 года. В 1969 году гитарист PINK FLOYD, DAVID GILMOUR продемонстрировал публике свой Stratocaster, а в 1970 году такие признанные виртуозы, как ERIC CLAPTON и RITCHIE BLACKMORE из DEEP PURPLE, отложили свои Gibson, чтобы взять в руки страт.