Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Я играл практически на полной громкости,
чтобы добиться такого звука.
Я играл на 50-ваттном Marshall.
Эрик Клэптон,
интервью для Guitar Player, 1985.

Глава 3
Комбо Bluesbreaker

Marshall стали знамениты благодаря своим стэкам, но первым усилителем Marshall, чей звук был запечатлен в записи, был их первый комбо модели 1962, обеспечивший сногсшибательное звучание гитары Эрика Клэптона на альбоме Джона Мэйалла "Bluesbreakers", от названия которого и происходит прозвище этого комбо.

Модель 1962 изначально производилась в конце 1964-го или в начале 1965-го и была представлена во втором каталоге Marshall, напечатанном в середине 1965 года. Первые выпуски этих усилителей имели больший корпус и три ручки для переноски сверху, их кабинет был примерно на 3 дюйма больше во всех измерениях, чем на более поздних моделях.

Они выпускались в модификациях с динамиками 4x10" и 2x12", соответственно модели 1961 и 1962, но, согласно каталогу, эти две модели имели разное шасси. В модификации 4x10" использовалось шасси от гитарной модели 1987 с тремоло, поскольку комбо 1961 был заявлен как гитарный, в то время, как комбо 1962, заявленный как "басово-гитарный", был построен на шасси от басовой модели 1986, опять-таки с тремоло. Кстати, Marshall того времени имели крайне конкурентоспособную цену, что в значительной мере повлияло на их успех. К примеру, модели 1962 и 1961 стоили Ј115 и Ј120, соответственно, при этом Vox AC30 тогда стоил Ј143, а Bassman обошелся бы вам почти вдвое дороже по сравнению с Marshall – Ј189!

Корпус комбо был разработан лично Джимом Маршаллом, а электронная начинка и внешний вид совпадали с "головами", выпускавшимися в то же время. Первоначально для обтяжки динамиков использовалась белая ткань, в конце года замененная на серую с белыми пластиковыми полосками, ныне известную как "ткань для "Bluesbreaker"".

Исходя из информации, приведенной в каталоге, эти комбо выпускались практически без изменений до конца 1966 года, после чего была запущена в производство вторая серия, с измененным корпусом, созданным на сей раз Кеном Браном. Но это лишь пример того, как каталоги могут вводить нас в заблуждение, потому что, в то время, как в каталоге 1965 года изображен комбо первой серии, в приложении к тому же каталогу есть фото очень редкого дополнительного кабинета с динамиками 2x12 (модель 1972) в корпусе уже второй серии, что дает основания полагать, что компания Rose-Morris не удосужилась достать фотографию новой модели комбо. (При этом, хотя Marshall делали кабинет 2x12", я никогда не слышал о кабинете с динамиками 4x10" для комбо 1961).

Из вышесказанного напрашивается вывод, что комбо второй серии и кабинеты к ним начали производиться уже примерно в августе 1965-го (возможно, некоторое время обе серии выпускались одновременно), что объясняет тот факт, что Эрик Клэптон был изображен на одной фотографии рядом с комбо второй серии в начале 1966-го во время тех самых сессий с Мэйаллом, когда он изменил представление о звуке роковой и блюзовой гитары.

Несомненно, другие гитаристы записывались на усилителях Marshall до 1966 года, но никому из них не удавалось достичь такого горячего, рычащего и агрессивного звука, полного блестящих гармоник, какого добился Клэптон во время тех сессий. Как следствие, Клэптон получил статус суперзвезды и окончательно сформировал звук рок-гитары. Les Paul цвета sunburst использованный им на той записи, мгновенно стал самой желанной и знаменитой гитарой, но нас сейчас интересует, что стало с усилителем, выступившим финальным звеном в звуковой цепочке, и каковы были его характеристики.

Некоторое время назад Эрик сказал мне, что он не знает, где сейчас этот усилитель, он только помнит, что купил его в магазине Джима в Хэнвилле, я предполагаю, что это произошло в ноябре 1965 года, когда Эрик вернулся из поездки по Греции с группой Glands и присоединился к группе Мэйалла. К сожалению, в этот период конструкция усилителей часто изменялась, но можно с определенной долей вероятности предположить, что в этом Marshall стояли лампы KT66 и GZ34, поскольку усилители с такими характеристиками, на которых играл я лично, были ближе всего к звуку Клэптона.

Динамики Celestion, устанавливавшиеся на те усилители, также претерпели ряд изменений – от оригинальных G12 с алниковыми магнитами до керамических магнитов на поздних версиях, что опять-таки отражалось на звучании. Трудно сказать, какие из них стояли на усилителе, принадлежавшем Клэптону, так как тогда в продаже были одновременно обе версии. Кен Бран припоминает, что он устанавливал обе модели динамиков в комбо, хотя он точно не может сказать, когда произошел переход от одной модели к другой. Комбо, представленный на фотографии ниже – один из первых образцов с динамиками 2x12", определенно выпущенный до Клэптоновского усилителя, и он оснащен алниковыми G12, на которых стоит дата выпуска: март 1965 года. Я предполагаю, что усилитель Клэптона имел точно такие же динамики.

К середине 1966-го в производство были запущены полные стоваттные стэки, и они заслонили собой все остальные усилители, в буквальном и переносном смысле. Так что, пока Эрик, его Les Paul и стэки Marshall добивались мировой славы, старый бедный комбо, преданный забвению, претерпел несколько изменений внешнего вида и электрической схемы, наряду с прочими аппаратами из 50-ваттной серии, и был окончательно снят с производства в 1972 году.

Но, благодаря возрождению интереса ко всему старому, модель 1962 была переиздана январе 1989 года, хотя продажи начались лишь летом того же года. Переиздание получилось великолепным, с лучшим звуком, чем многие из усилителей, которые встречались вам до этого, но оно повторяет оригинальную модель не настолько полно, как это могло бы быть в идеале.

Разумеется, такие вещи, как ткань, которой обтянута фронтальная сторона усилителя, просто не могли быть воссозданы в точности, поэтому пришлось подбирать подходящую расцветку из имевшихся в наличии на тот момент, однако корпус комбо получился очень маленьким. В то время, как оригинал имел 12 дюймов в глубину, переиздание имеет лишь 9, что означает, что общий объем корпуса меньше примерно на 30%, и это неизбежно влияет на звук. Причина, по которой корпуса оригиналов были столь глубоки, кроется в том, что они изначально были спроектированы под использование ламп KT66 большого размера, а, поскольку эти лампы ныне представляют большую редкость, в переиздании были использованы меньшие по размеру 6L6, так что, если вам и удастся достать пару KT66, установить ее в современный 1962 не получится. Поэтому, если вы желаете добиться воспроизведения не внешнего вида, а звука "Bluesbreaker", то вам следует обратить свое внимание на "голову" JTM 45, в которой, по крайней мере, достаточно места для установки ламп KT66.

На неискушенный взгляд, есть еще несколько комбо Marshall, которые выглядят похоже на "Bluesbreaker", из них наиболее часто встречается модель Artist 2040, речь о которой пойдет в следующей главе, схожая с "Bluesbreaker" лишь внешне, но имеющая абсолютно другой звук. Другим "близнецом" является гитарно-басовая модель 2100 (не путать с "головой" из серии JCM 900!), представленная в 1973 году, через год после того, как "Bluesbreaker" был снят с производства, и зарекомендовавшая себя достойным наследником. В 1976 году эта модель также была снята с производства.

Кстати, в 1991 году Marshall выпустил педаль перегруза "BluesBreaker". Эта педаль звучит довольно хорошо, хотя, в конечном итоге, все зависит от усилителя, с которым она используется. На самом деле, существует много моделей Marshall, которые по звуку могут приближаться к "Bluesbreaker", в том числе и модели серии Valvestate, и даже, к моему удивлению, старый транзисторный комбо модели 5005, излюбленный Билли Ф. Гиббонсом. Он записал через этот комбо такие знаменитые вещи, как "My Head's in Mississippi", и я признателен ему за то, что он обратил мое внимание на этот усилитель.

Также мне известна еще пара модификаций "Bluesbreaker", изготовленных Джимом примерно в 1968 году для Клиффа Беннета и группы The Rebel Rousers, это были комбо с динамиками 6x10", с передними панелями, полностью покрытыми тканью.

В завершение хотелось бы упомянуть о двух родственниках модели 1962, близком и дальнем. Дальний родственник – это усилитель CMI 1070, выпущенный где-то в середине 70-х, основанный на шасси 50-ваттной модели с тремоло и оснащенный динамиками 2x12", очень редкий и уродливо выглядевший. Близкий родственник – это комбо Park 2x12", тоже из середины 70-х, практически идентичный своему собрату от Marshall и, как и все, что связано с усилителями "Bluesbreaker", практически раритетный (история усилителей Park и CMI будет подробно изложена в главе 19 – прим. перев.)

Таблица характеристик моделей "Bluesbreaker"
Номер модели Мощность, ватт Назначение Тип Динамик Год выпуска Характеристики Примечания
1961 45 Гитара Комбо 4x10" 1965-66 Тремоло Версия модели 1962 с динамиками 4x10" на шасси модели 1987. Надпись "JTM 45 MK IV" на передней панели
1961 50 Гитара Комбо 4x10" 1966-68 Тремоло Надпись "JTM 50 MK IV" на передней панели
1961 50 Гитара Комбо 4x10" 1968-72 Тремоло Без надписей на передней панели
1962 45 Гитара и бас Комбо 2x12" 1965-66 Тремоло Каталог 1965 года утверждает, что модель 1962 была основана на шасси модели 1986, а не 1987. Надпись "JTM 45 MK IV" на передней панели
1962 50 Гитара и бас Комбо 2x12" 1966-68 Тремоло Надпись "JTM 50 MK IV" на передней панели
1962 50 Гитара и бас Комбо 2x12" 1968-72 Тремоло Последний оригинальный Bluesbreaker
1962 50 Гитара и бас Комбо 2x12" 1989- Тремоло Переиздание комбо модели 1962 "Bluesbreaker"
MFP04 - Гитара Педаль - 1991-2001 Гейн, тембр, громкость Педаль перегруза "BluesBreaker"

Условия размещения рекламы на сайте