Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

Сперва мы хотели сделать басовый усилитель…
Но звук гитары был слишком хорош, чтобы им пренебречь!
Кен Бран, 1993.

Глава 2
Серия JTM45: 1962-1966

Самый первый усилитель Marshall был спроектирован помощником Джима Маршалла Кеном Браном и его подручным Дадли Крейвеном осенью 1962-го. Сборка производилась в магазине Джима в Хэнвилле и длилась две недели, все комплектующие были куплены Кеном в государственных магазинах электронных компонентов, заполнивших Лондон в послевоенные годы.

Джим в то время успешно торговал усилителями Fender, а, поскольку любимой моделью Джима и Кена был Bassman, по воспоминаниям Кена, именно он был взят за основу будущего усилителя Marshall. Электронная схема Маршалла была практически идентична схеме Bassman 5F6A; однако, поскольку это часто выступает предметом спора среди знатоков, в конце главы я привожу подробное техническое описание обеих схем в сравнении.

Разница в звучании этих двух усилителей стала еще заметнее, когда Джим начал изготавливать кабинеты 4x12, в то время, как в Bassman использовались динамики 4x10". Динамики в кабинетах Marshall были не просто больше по диаметру, они были от другого производителя (Celestion), а, кроме того, были установлены в корпус с закрытой задней стенкой, что, в итоге, сильно повлияло на характер звука.

Прототип был небольшим по размеру: он был собран на шасси в 2 дюйма высотой и имел крепления для установки на кабинет, если это было необходимо. Схема была основана на двух выходных лампах 5881, в выпрямителе стояла одна лампа GZ34, а в предусилителе – три ECC83. Ручки эквалайзера располагались не в порядке повышения частоты, как они стоят сейчас, а так, как на Fender Bassman – сначала "presence", затем середина, низ и верх.

Каждый из двух каналов имел по два входа – высокой и низкой чувствительности, что, опять-таки, было распространено повсеместно, особенно у Fender и Vox. Четыре входа сохранились на некоторых моделях Marshall и поныне, Fender же отказался от этого несколько десятков лет назад.

В таком виде усилитель выдавал 35 ватт при фиксированном импедансе в 16 Ом. Как только постройка была завершена, Джим поставил прототип на витрину своего магазина, в мест наибольшего скопления покупателей.

Важнейшим качеством этого усилителя было его не сравнимое ни с чем звучание, ставшее в наши дни неотъемлемой частью рок-музыки. Основные элементы конструкции этого усилителя остаются неизменными вот уже 30 лет (книга написана в 1993 году – прим. перев.) Звук, который выдавал первый Marshall, даже на стадии разработки был намного более агрессивным, чем Fender, как мы сказали бы сегодня, "более Маршалловским". Этому способствовало и применение кабинетов с четырьмя 12-дюймовыми Celestion.

Как-то раз Джим сказал мне: "Когда я начал торговать усилителями, я переслушал множество моделей, и, бесспорно, самым моим любимым аппаратом был Fender. Он звучал прекрасно, но это не наш звук. Наш звук совсем другой. Я не стремлюсь конкурировать с Fender, если здесь вообще можно говорить о какой-либо конкуренции, потому места хватит для всех. Я восхищаюсь людьми, достигшими такого же успеха, как Fender".

Первое время прототип использовался для различных экспериментов, например, с заменой выходных ламп на 6L6GT, используемыми производителями усилителей, если прекращались поставки ламп 5881. Через год прототип был продан, и, вероятно, впоследствии снабжен корпусом, хотя в настоящее время он снова находится на фабрике Marshall в своем первоначальном виде.

Некоторые споры взывает предполагаемое назначение первого усилителя – был ли он басовым, гитарным или предназначался для озвучки портальных колонок. В любом случае, вскоре появись все три модификации, отличавшиеся лишь незначительными изменениями в электронных схемах.

Все три первые модели не имели ни передних панелей, ни маркировок, хотя, начиная со второго экземпляра, все они собирались на алюминиевом шасси в 2,5 дюйма высотой (вместо 2 дюймов на первом образце). С такими шасси иногда возникают проблемы, связанные с тем, что через некоторый период времени, и, разумеется, в зависимости от обращения с усилителем (см. фото Пита Тауншенда!), в алюминии могут возникать усталостные трещины в месте крепления трансформаторов. Но алюминий имеет и очевидные преимущества, например, способствует лучшему заземлению, а также он технологичен и легко поддается машинной обработке.

Как только были выработаны основные характеристики, Джим начал серийное изготовление усилителей в своем магазине в Хэнвилле, делая до конца 1962-го года по одному усилителю в неделю, а, начиная с 1963 года, по одному в день и до пяти в неделю, поскольку по субботам закупались компоненты, а воскресенье оставалось на отдых.

Кен работал над тем, чтобы создать эффектную переднюю панель, и в этих целях закупил партию дорогих облицовок из полированного алюминия с черными надписями на них, такие облицовки были установлены на 250 усилителей, начиная с серийного номера 1004 (Серийные номера тогда начинались с 1001, см. главу "Серийные номера и датировка").

Поскольку последующие модели именовались "MK II", теоретически прототип имел обозначение "MK I".

Помимо этого, панели ранних моделей обладали другими отличительными чертами:

  • На них не было обозначения модели (например, JTM 45);
  • Четыре входа располагались очень близко друг к другу;
  • На панели был переключатель полярности.

На более поздних моделях была другая алюминиевая панель, без переключателя полярности, с разнесенными входами и надписями "JTM 45" и "MK II", справа и слева соответственно.

К слову, "JTM" обозначает "Джеймс и Терри Маршалл", Терри - это имя сына Джеймса.

Около 20 первых образцов имели шасси, крепившееся к корпусу изнутри, впоследствии крепления были вынесены наружу. Корпуса были покрыты черным кожзаменителем, с фронтальной стороной, обтянутой белой тканью, по расцветке совпадающей с тканью, которой были обтянуты спереди кабинеты; однако, позднее они также покрывались черно-белой тканью, и этот вариант получил наибольшее распространение. Самые первые образцы, наверное, первые 10, вообще не имели никаких логотипов, а некоторое количество усилителей вплоть до 1964 шли без серийных номеров.

Сведения о серийном номере и предназначении модели (басовый или гитарный) отштамповывались либо нацарапывались на задней панели отверткой или любым другим инструментом, бывшим под рукой! Первые усилители с логотипами были представлены в самом конце 1962-го года; эти логотипы выглядели как маленькая металлическая табличка с надписью "Marshall", напечатанной красными прописными буквами.

Как и прототип, промышленные образцы обычно собирались на лампах 5881, или, если таких ламп не было в наличии, на 6L6GT, хотя автор лишь однажды видел такой усилитель с английскими лампами GEC KT66, что позволяло достичь "Маршалловского" кранча. Ручки эквалайзера также были перенесены для большего удобства: presence, низы, середина, верх. Хотя нерегулярные поставки комплектующих не позволяют утверждать однозначно, но, похоже, что первые усилители имели большие ручки "с медным кольцом", которые позже были заменены на маленькие пластиковые со множеством канавок. Различия в комплектующих также часто имели место и в электрической части, что объясняет то, что некоторые из ранних усилителей могли иметь различное звучание, хотя выходные трансформаторы, начиная с 1963 года и до наших дней, всегда поставлялись компанией "Radio Spares" под названием "RS De Luxe".

Самые ранние образцы имели вырез в задней панели для размещения силового провода, но, по мере того, как увеличивалась трудоемкость, эта неплохая идея была забыта.

Хотя усилители изначально предлагались в двух модификациях – гитарной и басовой, после того, как было выпущено примерно 40 экземпляров, был сделан и вариант для озвучки портальных колонок ("PA"), все три модели имели некоторые различия в звучании. Модель "PA" имела два параллельных выхода для колонок, в последующем так делалось и на многих других моделях вместо первоначального одного выхода; наличие двух выходов означает, что усилитель произведен в 1963 году или позднее.

Когда в конце 1963 года прекратились поставки алюминиевых передних панелей, усилители стали оснащаться белыми передней и задней панелями с гравировкой, это делалось до 1964 или 1965 года.

Также этот период ознаменовался переходом на выходные лампы KT66, использовавшиеся исключительно с января 1964-го по Декабрь 1965-го, что было вызвано перебоями с поставкам американских ламп. В связи с этим мощность возросла до 40-45 ватт, а звук стал более "кусачим" и перегруженным по сравнению со своими предшественниками. Несомненно, это было предзнаменованием грядущих времен!

В промежутке между серединой 1964-го и серединой 1965-го, было внесено значительное количество изменений в различные детали внешнего вида усилителей, что часто делает затруднительным точное определение даты выпуска (хотя, предположительно, это производилось под влиянием компании Rose-Morris, генерального дистрибьютора Marshall). Эти изменения включали:

  • Замену металлического логотипа на редкую серебристую плексигласовую табличку с красной надписью;
  • Замену этой таблички на более распространенную золотую с черным лого;
  • Замену кожаной ручки для переноски на пластиковую;
  • Белую окантовку, в скором времени замененную на золотую окантовку;
  • Введение черных ручек с восемью насечками и белой точкой (я видел такие ручки только в каталогах Rose-Morris 1964-го и 1965-го годов).
  • Последующую замену их на черные ручки с серебристой передней стороной и черной полоской-указателем;
  • Замену белых передних и задних панелей с гравировкой на золотые плексигласовые передние панели и светло-желтые задние;
  • Замену светло-желтых задних панелей на плексигласовые золотистые;
  • Введение классических маршалловских ручек, используемых и поныне;
  • И, наконец, отказ от прямоугольного лого в пользу сегодняшней надписи.

Что касается конструкции усилителя, то Marshall строились все на том же алюминиевом шасси со внутренними креплениями к корпусу, поставляемое фирмой "Smith's", до тех пор, пока они не начали изготавливать шасси самостоятельно, после переезда на Сильвердейл-роуд. Эти шасси были недостаточно прочными, чтобы выдерживать вес компонентов, поэтому на более поздних моделях к краям шасси для усиления приклепывались литые алюминиевые панели. Кроме того, с 1965-го по 1967 годы платы для усилителей поставлялись фирмой "Heathfield's". До того Маршалл использовал перфорированные платы "Tufnell", от которых платы "Heathfield's" отличались тем, что отверстия на них высверливались.

Модификация усилителя, предназначенная для органа, была представлена в 1965 году, и она, как и гитарная модель, выпускалась в варианте со встроенным эффектом тремоло. Эта модель имела на две ручки больше, которые регулировали скорость и глубину эффекта, а также разъем для подключения ножной педали отключения эффекта. Модели с тремоло собирались на удлиненном шасси, на котором размещались дополнительная лампа ECC83 и транзистор, и это был первый Marshall, имевший транзисторы в схеме, хотя и только для тремоло. Модификация с тремоло обозначалась приставкой "T" к номеру модели и надписью "MK IV" на передней панели. (MK III называлась модель "Super PA", заводское обозначение 1963, а MK V – "JTM 100 Super PA", заводское обозначение 1968). Органные усилители делались только в 50-ваттном варианте и никогда в 100-ваттном.

Усилители для органа, как и остальные модификации, отличались от гитарной модели лишь несколькими деталями, и также были предназначены для использования с гитарными кабинетами 4x12.

В конце 1965-го был представлен новый, ныне широко известный, белый пластиковый логотип, с золотым (иногда серебристым) покрытием, сменивший прежнюю прямоугольную табличку.

Также в начале 1966-го, наименование "JTM 45" было заменено на "JTM 50", что, главным образом коснулось модели "PA", и, примерно в то же время, светло-желтые задние панели были заменены на плексигласовые, под цвет передних панелей.

Причиной перехода от 45 к 50 ваттам, скорее всего, является маркетинговая политика – "50" звучит лучше, чем "45" – но здесь также сыграли роль и многочисленные изменения электронных компонентов, таких, как резисторы или трансформаторы, произошедшие начиная с 1962 года.

К 1966 году JTM-45 и 50 значительно изменились и внешне, придя в итоге к тому облику усилителя Marshall, который стал фирменным стилем на протяжении последующих десятилетий. Звучание Marshall соответствовало потребностям нового поколения рок-гитаристов, и это наилучшим образом отвечало тем изменениям, которые произошли в музыке в "свингующие шестидесятые". Эти усилители послужили основой для всех последующих моделей Marshall, но не рассматривались как коллекционные до середины 80-х. Возрождение интереса среди музыкантов послужило причиной переиздания JTM 45 в 1989 году. Переиздание было основано на той же схеме, что и оригинал, но с использованием печатной платы, плексигласовой передней панели и на лампах 6L6. Переиздания первого года производства имели вырезы на корпусе под переднюю панель с меньшим радиусом, чем на оригинале, но вскоре это несоответствие устранили. В таком виде этот усилитель до сих пор и производится.

Техническое сравнение Marshall JTM 45 и Fender Bassman

Если вы не склонны к техническому мышлению, поверьте мне, что Marshall JTM 45 и Fender Bassman 5F6A по схеме крайне схожи друг с другом, хотя и не идентичны, и остановитесь на этом. Если же вас привлекают "Омы", "трансформаторы" и "конденсаторы", читайте дальше!

Легенда гласит, что первые Marshall были построены на основе схемы Fender Bassman, модели 5F6A. Кен Бран на самом деле признает, что так оно и было, а изучение схем обоих усилителей выявляет столько сходств, что это трудно назвать простым совпадением. С другой стороны, различия в звучании столь велики, что это не могло быть следствием случайного везения.

Как и Кен, Джим также находился под впечатлением от Bassman (и вы не можете не оценить их вкус!), но он всегда утверждал, что схема подвергалась большому количеству доработок, что позволяет говорить о кардинальном различии этих двух усилителей, и это доказывают приведенные ниже аргументы.

Эти вопросы были предметом дискуссий в течение многих лет, поэтому я задал вопрос Стиву Гриндроду – техническому директору компании "Marshall", лично участвовавшему в конструировании практически каждого Marshall, начиная с 1975 года, а также Кену Брану относительно их личного взгляда на данную проблему.

Вот, что ответил мне Стив:

- Выходные трансформаторы Marshall и Fender?

"У меня есть Fender Deluxe Reverb, усилитель мощности которого я модифицировал по схеме от Vibrolux AA964, но с использованием трансформаторов от JTM 45 – представь себе, после всего этого он продолжает звучать как Fender!"

- Какие трансформаторы использовались в JTM 45 – "Hygrade" или "De Luxe"?

"Страничка из каталога 1965 года, посвященная трансформаторам, четко разъясняет, что, если трансформатор покрашен в светло-серый цвет и имеет торцевую крышку подковообразной формы, это оригинальный трансформатор для JTM 45, и, по официальному утверждению компании "Marshall", независимо от того, что написано на наклейке, это "RS De Luxe". "Hygrade" – это тоже трансформатор производства "RS", но он был рассчитан на выходную мощность максимум в 7 ватт".

- Алюминиевое или стальное шасси?

"При прочих равных условиях – хотя так бывает крайне редко – алюминиевое шасси может отличаться по звуку от стального. Я бы не сказал, что это улучшает звук, потому что – что значит улучшает? Алюминий, поскольку он не является магнитным материалом, положительно влияет в сторону уменьшения шумов от трансформаторов, но спорным является вопрос, влияет ли он на передачу высоких частот, так как заземление в любом случае осуществляется посредством медной шины, как на стальной, так и на алюминиевой версии".

- Динамики на Marshall и Fender?

"Очевидно, что звук, пропущенный через 4x10" динамика Jensen в открытом кабинете Fender и 2x12" (в открытом кабинете Marshall) либо 4x12" (в закрытом кабинете Marshall) динамика Celestion, будет значительно различаться. Динамки должны рассматриваться как неотъемлемая часть конструкции усилителя".

- Различаются ли Marshall и Fender по фазе?

"Да, звук находится в противофазе по сравнению с Bassman; но я установил переключатель фазы для тех, кто использует несколько усилителей, чтобы подключать в фазу с другими усилителями. Честно говоря, это не имеет значения, если играть через один усилитель, но может иметь большое значение, если играть, например, через два усилителя, подключенные в противофазе. Как бы то ни было, это не делает его звучание ближе к "фендеровскому"".

Другими важными отличиями, по словам Стива являются:

- "Первая лампа в цепи Bassman - 12AY7 (ECC82), тогда как на JTM 45 – 12AX7 (ECC83). Это дает различный характер гейна".

- "На JTM 45 есть дополнительный конденсатор на канале "bright", которого нет в схеме 5F6A. Необходимо признать, что его нет и на наших басовых моделях, но мы же сейчас говорим о гитарных усилителях?"

- "Важнейшим различием, не считая трансформаторов, является то, что, несмотря на значительное сходство схемы усилителя мощности, контур обратной связи завязан на 2-омный выход в Bassman и на 16-омный в JTM 45. Когда усилитель работает в линейном режиме (на чистом звуке), это означает, что на контур обратной связи подается в три раза большее напряжение, и это влияет на звук. На перегрузе теория обратной связи вообще теряет свой смысл (особенно применительно к ламповым усилителям) и это оказывает еще большее влияние. На практике это означает, что: 1) выходное сопротивление, нагрузка и затухание сильно различаются, особенно в той части, что подается обратно на выходные лампы, отсюда и различный гармонический коэффициент и различная частотная чувствительность; 2) входная чувствительность усилителя мощности различается, следовательно это влияет на соотношение искажений в предусилителе и усилителе мощности, давая начало новому смешению гармоник".

Хотя это было и давно, но я могу припомнить еще несколько интересных высказываний Кена:

"Впервые я влюбился в Fender Bassman как в усилитель для гитары, когда один местный гитарист принес его нам на починку. Я подключил его к моему собственному кабинету , и был очень впечатлен звучанием и простотой конструкции. Хотя я и полагаюсь на свою память, я думаю, что среди прочего, я поменял спаренные конденсаторы в усилителе мощности и поколдовал со сглаживанием в высоковольтном контуре. JTM 45, кроме этого, имел другой характер гармоник, что было вызвано большим количеством обратной связи".

"В кабинете в моей мастерской стояли два 12" динамика Celestion Vox, я всегда использовал эти Celestion в кабинетах, которые я делал для своей группы еще до того, как я начал работать с Джимом. Все это, в совокупности с изменениями в звуке, вызванными применением компонентов от других производителей и с другими допусками, и создало звук Marshall".

"К слову, сперва мы хотели делать басовый усилитель. Он предназначался для замены басовых усилителей Leak, которыми мы торговали. Но звук гитары был слишком хорош, чтобы им пренебречь!"

Таблица характеристик моделей JTM 45

Номер модели Мощность, ватт Назначение Тип Динамик Год выпуска Характеристики Примечания
- 45 Гитара "голова" - 1962-64 2 канала, 4 входа Первый Marshall,позже известный под названием JTM 45, или модель 1987. Выпускался в басовой и "PA" модификациях.
1963 50 PA "голова" - 1965-66 4 канала, 8 входов "Super PA". Надпись "JTM 50 MK III" на передней панели.
1985 45 PA "голова" - 1965-66 2 канала, 4 входа "PA" модификация JTM 45 MK II.
1986 45 Бас "голова" - 1965-66 Каналы высоких частот и нормальный Басовая модификация JTM 45 MK II.
1987 45 Гитара "голова" - 1965-66 Каналы высоких частот и нормальный Гитарная модификация JTM 45 MK II. Больше верхних частот, чем на модели 1986. Модель с тремоло обозначалась как T1987.
1989 45 Орган "голова" - 1965-66 Для электроорганов Модель с тремоло обозначалась как T1989.
JTM 45 45 Гитара "голова" - 1989- 2 канала, 4 входа Переиздание оригинального JTM 45 (модель 1987)

Условия размещения рекламы на сайте