Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 

…Мне действительно нравятся мои
старые ламповые Marshall, потому что,
если они работают нормально, ничто
не сравнится с ними, ничто во всем мире.
Они похожи на два холодильника,
поставленные друг на друга…
Джеймс Маршалл Хендрикс

Глава 1
История Джима Маршалла

Большинству из нас это трудно представить сейчас, но когда-то были времена, когда рок-н-ролла и всего, что с ним связано, попросту не существовало. На пике популярности были танцевальные оркестры и биг-бэнды, а также кабаре и здоровый семейный отдых. Черно-белое телевидение казалось верхом совершенства, а уличные прогулки после закрытия пабов считались практически богемными развлечениями. Теперь у нас есть цветные телевизоры, MTV, контроль за рождаемостью, реактивные самолеты, развод, ипотека, семьи, имеющие два автомобиля.

И Рок-н-ролл.

Возможно, на свете есть много людей, много сделавших для обеих эпох, но мало кто сыграл столь значительную роль, как Джим Маршалл. Меня всегда поражало, что такой спокойный и скромный человек, как Джим, мог попасть в самую гущу этого безумного бизнеса по имени "рок", не говоря уже о его огромном вкладе в атаку ушей меломанов - изобретении стека. Впрочем, его жизнь нельзя назвать заурядной. Он родился в Кенсингтоне, 29 июля 1923 года. Мать Джима звали Беатрис, а отца – Джимом. К несчастью, ребенок страдал костным туберкулезом, и это означало, что он был вынужден все детские годы носить повязки на всем теле, от подмышек до лодыжек.

Джим проучился всего три месяца, после чего бросил школу в возрасте 13 с половиной лет и пошел на работу. Его отец содержал закусочную на Вестерн-роуд в Саутхолле, но работа в ней была Джиму не по душе, поэтому он просто болтался по округе и брался за любое дело. Он работал на свалке металлолома, на стройке, пекарем, варщиком на кондитерской фабрике, продавцом в обувном магазине, резчиком на консервном заводе, где он однажды отрезал себе полпальца.

В то же время, он чувствовал тягу к знаниям и читал техническую литературу. Из-за слабого здоровья Джима не взяли в армию, и во время Второй мировой войны он работал на заводе "Cramic Engineering". Затем он нашел неплохое применение своему мастерству, работая слесарем-инструментальщиком на авиазаводе "Heston Aircraft" в Миддлсексе с 1946 по 1949 годы. В возрасте четырнадцати лет Джим научился отбивать чечетку и музыка начала выходить для него на передний план.

"Я танцевал в группе чечеточников", - вспоминает Джим, - "Потом, после того, лидер другой предложил мне попробовать выступать с ними, я стал певцом. Вот так я впервые стал интересоваться музыкой. В 1942 году нашего барабанщика призвали в армию и я занял его место за установкой. Мы зарабатывали по 10 шиллингов за вечер, а поскольку время было военное, бензина достать было невозможно, поэтому я возвращался домой на велосипеде с прицепом, на котором возил свою установку и самодельные колонки."

Поняв, что ему хотелось бы развивать свое мастерство в игре на ударных, в 1946 году Джим стал брать по воскресеньям уроки у Макса Абрамса в Найтсбридже, пытаясь имитировать стиль своего кумира Джина Крупы.

"По прошествии двух лет я считал, что я знаю все об игре на ударных", - говорит Джим. И в 1949 году он сам начинает давать уроки другим барабанщикам на Лонсдейл-роуд в Саутхолле. "Я учил Митча Митчелла, позже игравшего с Джими Хендриксом; Микки Барта из Chas and Dave; Микки Уоллера, из группы Литтл Ричарда; и Ники Андервуда, выступавшего с Ритчи Блэкмором. У меня было около 65 учеников в неделю, и, вместе с тем, что я получал за собственные выступления, у меня в начале 50-х выходило около 5000 фунтов в год, так я и накопил денег на то, чтобы открыть свое дело".

"В 1960 году я начал делать колонки и басовые кабинеты в своем гараже, потому что никто еще не додумался до того, чтобы располагать в одном корпусе два динамика, а ко мне в голову как раз пришла такая идея. Также, никто еще не делал колонок для бас-гитары. Бас-гитаристы жаловались, что их все время "забивает " соло-гитара, и просили меня помочь им. так я начал делать басовые кабинеты. Обычно они представляли собой 18" динамик, расположенный в очень маленьком корпусе , набитом стружками и опилками. Обратная сторона динамика была прикрыта куском брезента, чтобы опилки не попадали внутрь. В качестве усилителя я использовал 25-ваттный Leak".

В рекламном буклете тех дней все это описано как "Заказная серия" усилителей. Они делались с 12", 15" и 18" динамиками Goodman и были удивительно похожи на усилители Selmer того времени. Сперва эти кабинеты продавались вместе с усилителями фирмы Linear, затем – Leak, и производились в общей сложности около года. В каталоге утверждалось, что этими колонками пользуются группы "Fabulous Flee-rekkers" и "Sensational Flintstones". Возможно, это всего лишь случайное совпадение, но в "Fabulous Flee-rekkers" на саксофоне играл сын Джима Терри, а продавец из магазина Джима Род Фриман был гитаристом и певцом "Sensational Flintstones".

"У меня было так много учеников", - говорит Джим, - "и я покупал барабаны Premier в магазине "Selmer" в Чаринг-Кроссе и перепродавал им всем. Менеджер сказал мне, что я поступаю довольно глупо, что теряю столько денег, и почему бы мне не открыть свой собственный магазин ударных инструментов? Так я начал торговать. А потом барабанщики начали приводить других членов своих групп с собой (среди них был Пит Тауншенд) и те спрашивали: "А почему вы не торгуете гитарами и усилителями?" Я не имел ни малейшего представления о таких вещах. Это было в июле 1960 года".

"Я спросил совета этих ребят, и они сказали, что хотел бы видеть Fender и Gibson. Это были, главным образом, Fender Stratocaster и усилители Fender Tremolux, а также несколько Гибсоновских "полуакустик", например "335". Это было то, что им нужно, и Бен Дэвис, в то время босс фирмы "Selmer", занимавшейся импортом самых лучших инструментов, был обеспокоен тем количеством, которое я закупил у него; однако вскоре я продал все, что заказывал. Потом я закупил столько, что все дилеры Вест-энда посчитали, что я не продержусь и полугода."

Кен Брэн обычно заходил в магазин Джима вместе со своей группой "Peppy And The New York Twisters", но планировал уйти из группы в скором времени. Примерно год спустя Джим позвонил Кену и предложил ему должность сервисного инженера, на что Кен согласился и начал работать в компании с 1962 года.

"Именно Кен подал мне мысль, что довольно глупо покупать усилители, когда мы могли бы делать их сами. Я попросил Кена собрать что-нибудь и потом дать мне послушать. В итоге мы решили делать гитарный усилитель. Я уже разговаривал на эту тему с Питом Тауншендом Брайаном Пулом из The Tremoloes и Джимом Салливаном, и все они говорили. что хотели что-то с совершенно новым звуком, потому что Fender был слишком чистым, и, слушая их слова, я уже представлял себе тот звук, который был нужен им.

"Естественно, прежде всего мы исследовали усилители Fender, потому что они были моими любимыми усилителями, а Bassman походил по звуку на то, о чем они говорили мне, намного больше, чем гитарные Fender. Так что он оказал на нас сильное влияние, но, в конце концов, в ламповой технике давно уже нет ничего нового, все уже изобретено кем-то прежде".

Первый прототип был готов к сентябрю 1962 года и это было голое шасси без корпуса для того, чтобы можно было по ходу работ вносить изменения. Вскоре был изготовлен и первый кабинет 4x12.

"Мы пробовали 50-ваттный усилитель с кабинетом 2x12"", - вспоминает Джим, - "но это не давало нужного нам звучания и объема, и динамики продолжали перегорать. Поэтому мы решили установить 4 динамика по 12" в как можно меньший по объему корпус. В идее создать кабинет 4x12 не было ничего выдающегося, просо то был самый удобный формат для транспортировки в те дни. Я решил, что усилитель, просто стоящий на кабинете, выглядит не очень здорово, поэтому я сделал небольшой скос, чтобы размер верхней части кабинета совпадал с размерами усилителя и чтобы все в целом выглядело более эстетично. Мы были очень горды, когда закончили работу".

За созданием первого прототипа последовала куча заказов на него, и Джим Маршалл понял, что он стоит на пороге чего-то великого. К 1963 году он расширил территорию магазина с тем, чтобы организовать там небольшую мастерскую, где Кен и его давний друг и помощник Дадли Крэйвен начали выпуск первых усилителей, по одному в неделю. Кен припоминает, что заготовки для алюминиевых шасси заказывались в магазине "Smith's" на Тоттенхэм-Корт-роуд. Так как спрос возрастал, производство кабинетов пришлось перенести в другой магазин Джима, находившийся через дорогу, а затем в помещение размером в 20x30 футов в Саутхолле, графство Миддлсекс. К 1964 году Джиму пришлось снова наращивать производственные мощности, и он открыл первую полноценную фабрику площадью 6000 квадратных футов в Хэйесе, где 16 рабочих делали по 20 усилителей в неделю.

Первоначально усилители Marshall продавались только в собственном магазине Джима в Хэнвилле. Затем, по мере того, как росла известность, Джим предложил свою продукцию торговцам на юге Англии, а его друг Джонни Джонс, державший магазин "Jones And Crossland" в Бирмингеме, продавал усилители Джима на севере, начиная с 1963 года. Такая расстановка сил сохранялась на протяжении 18 месяцев, вплоть до 1965 года, когда Джим подписал эксклюзивный контракт с компанией "Rose-Morris", сроком на 15 лет. Таким образом, Джонни терял права на торговлю усилителями Marshall, и Джим создал для Джонни модельный ряд под названием "Park", в знак признательности к нему.

Шел 1965 год. Британия наслаждалась истерией бита, Америка сдалась перед "Британским Вторжением", … а Питу Тауншенду был нужен более мощный усилитель. Джим посадил Кена за разработку прототипа 100-ваттной "головы".

"Я знал Пита Тауншенда задолго до того, потому что мне доводилось играть с его отцом, который был очень хорошим кларнетистом", - говорит Джим. – "Мы так гордились своими первыми 100-ваттными усилителями, а тут Пит нам говорит: "Мне нужно что-то большее, мне нужен кабинет 8x12". Я сказал ему, что у его роуди будут проблемы с перевозкой, и, естественно, сразу же роуди начали жаловаться. Так что через пару недель Пит пришел обратно и сказал: "Ты был прав, но ведь можно же просто получить то же самое от двух кабинетов?" Он хотел, чтобы мы распилили их пополам, но оказалось, что это невозможно, поэтому мы сделали для него два отдельных кабинета и поставили один на другой. На само деле, стек был сочетанием моих идей и идей Пита. Изначально мы делали стеки прежде всего для вида".

К тому времени, Маршалл был знаком практически с каждой английской группой – все они за тем или иным приходили к Джиму. Даже Рой Орбисон использовал Marshall в своем турне по Британии в 1964 году и забрал их с собой в Америку. Эрик Клэптон также был частым посетителем магазина в Хэнвилле и в 1965 году купил там комбо, чтобы играть через него с Bluesbreakers Джона Мэйалла. Но теми, кто способствовал шестикратному увеличению торгового оборота в период с 1964 по 1967 годы, были The Who, Cream и, прежде всего, Джими Хендрикс.

Как вспоминает сам Джим, "Ударника Хендрикса звали Митч Митчелл. Он работал в моем магазине по воскресеньям и я позже учил его играть на барабанах. Он сказал мне, что он связался с одним американским гитаристом по имени Джими Хендрикс, и тот хотел бы познакомиться, со мной, потому что его полным именем было Джеймс Маршалл Хендрикс, а я также был Джеймсом Маршаллом, к тому же ему нравился звук усилителей Marshall, который он слышал на записях других групп".

Вероятнее всего, Хендрикс имел в виду Cream, так как после своего приезда в Англию в сентябре 1966-го он джемовал с ними в Лондоне, и, естественно, они играли через Marshall. Хотя, без сомнения, он слышал усилители Marshall до того на альбомах Bluesbreakers, это был, возможно, первый раз, когда он играл через них.

"Джими сказал, что он хотел бы играть на Marshall, и что он собирается стать одним из величайших людей в мире, играющих такую музыку", - вспоминает Джим. – "Я решил, что это еще один, кто хочет получить что-то бесплатно, но следующими же его словами были те, что он собирался заплатить за все, что берет. Я думаю, он был выдающейся личностью; мы с ним были в очень хороших отношениях, и он был самым главным нашим представителем. Я видел его "вживую" раза три, и я видел, как он играл свой первый крупный концерт, это было в Олимпии, вместе с The Move и Pink Floyd. Я был очень впечатлен его выступлением, это было нечто совершенно новое. Я также ходил вместе с Кеном на концерты групп вроде The Who и Cream".

Начиная с 1966 года, фирма Marshall испытывала постоянный подъем и завоевала себе славу производителя усилителей для рок-гитаристов Номер Один. В течение 70-х годов модельный ряд быстро разрастался и Marshall производили не только гитарные усилители, но и оборудование для бас-гитары, портальные колонки, микшерные пульты, поставляя колоссальные системы для таких исполнителей, как Deep Purple и Elton John.

В 1981 году Джим принял решение прервать свое 15-летнее сотрудничество с компанией "Rose-Morris" и осуществлять оптовую торговлю собственными силами. К тому времени он значительно сократил модельный ряд и сосредоточился на выпуске недавно представленной серии JCM 800. Сперва это было нелегко, не в последнюю очередь потому, что Англия переживала экономический спад в те годы. Но компания выжила и в 1982 году отметила свой 20-летний юбилей выпуском ограниченной серии усилителей с покрытием белого цвета.

В 1984 году компания была награждена Королевской Наградой за экспорт, дарованной королевой в знак признания выдающихся достижений в экспорте продукции в течение трехлетнего периода.

"Эта награда значила чертовски много для меня и для компании", - говорит Джим, - "потому, что мы могли использовать изображение Королевской Награды в своих бланках и в любой рекламной продукции. Это дало нам необходимый престиж, а работникам – чувство сопричастности к источнику нашей гордости".

В ноябре 1985 года Джим получил приглашение оставить отпечатки своих ладоней в Зале Славы Рок-н-ролла в Голливуде, вместе с Лео Фендером, Робертом Мугом, Фрэнком Мартином III, Лесом Полом, Биллом Людвигом, Ремо Белли, Эдди Ван Халеном и Стиви Уандером. Как Джим объяснил корреспонденту газеты "Los Angeles Times", "сперва я решил, что это какой-то розыгрыш, но в тот момент, когда я приложил свои ладони, я подумал: "Господи помилуй, я добился этого!". Я тогда впервые познакомился с Лесом Полом и мы крепко сдружились с тех пор. У него потрясающее чувство юмора. Это было великолепно. Именно таким я его себе и представлял, когда играл под его записи. Я восхищаюсь теми, кто достиг столько, сколько достиг он, особенно если они при этом такие же замечательные люди".

В 1987 году исполнилось 50 лет со дня, когда Джим Маршалл стал музыкантом и 25 лет со дня, когда был построен первый усилитель, это было хорошим трамплином для начала производства серии "Silver Jubilee", состоявшей из 50- и 100-ваттных усилителей, и сногсшибательно выглядевшей в своем облачении из хрома и серебристого винила. Эта серия стала одной из самых любимых моделей Джима.

Долгожданная серия JCM 900 была представлена в 1990 году, в обиходе именуемая, как "усилители, с ручками, поворачивающимися на "20"" – эта особенность данной модели была привнесена благодаря Найджелу Тафнелу из Spinal Tap, чьи старые Marshall имели ручки, поворачивающиеся лишь на "11"! Джим снялся рядом с Найджелом в веселом рекламном видео под названием "Двадцать", по существу представлявшем собой короткий отрывок из легендарного фильма "This Is Spinal Tap", признанного как музыкантами, так и киноманами.

Помимо музыкальной индустрии, Джим посвящает все больше времени различной благотворительной деятельности, а в августе 1992 года он стал членом Ордена, состоящего из 200 человек, в том числе принцев Филиппа, Чарльза и Майкла, и Боба Хоупа, в чьи задачи входит сбор денег для инвалидов и лиц, лишенных средств к существованию. "Я достиг многого, начав с нуля", - говорит Джим. - "Все эти парни во всем мире покупают Marshall, так что, я думаю, пора уже что-нибудь отдать на благотворительность".

Из самых последних новостей, Marshall в 1992 году отметили свое 30-летие выпуском двух продуктов: усилителя юбилейной серии, созданного как ламповая "голова" высочайшего качества, а также MIDI-преампа JMP-1, представляющего собой самый технологически передовой прибор гитарного усиления за всю историю существования компании. Помимо всего прочего, они снова получили Королевскую Награду за Экспорт!

Звучит иронично, но Marshall подписали контракт на выпуск переиздания Vox AC-30, начав его производство в 1993 году. Том Дженнингс, глава фирмы Vox, в шестидесятых грозивший подать на компанию Marshall в суд, должно быть, перевернулся в гробу!

"Я высоко ценю звучание оригинальных AC-30", - говорит Джим, – "хотя мы с самого начала были злейшими конкурентами. Но компания меняла владельцев так часто, что их усилители теперь не звучат так, как раньше. Так что мы восстановили тот звук".

Когда Джим затрагивает тему дальнейшего развития компании, он рассуждает довольно философски: "В течение следующих пяти лет мы будем расширять производство; я только что приобрел еще одну фабрику. Я бы сказал, что все, к чему мы стремимся – это улучшить то, чего мы достигли в прошлом, я имею в виду не только финансовую сторону дела. С собой все равно не возьмешь; можно жить только в одном доме и ездить только на одной машине одновременно. Это имя для меня много значит – потому, что это мое имя".

Месторасположение фабрик Marshall

Кроме тех мест, что приведены в списке ниже, Маршаллу также принадлежало большое количество различных музыкальных магазинов по всей Англии, магазин электротоваров, компания по прокату оборудования, а также различные магазины компании "Cleartone Musical Instrument". Даты для двух магазинов на Аксбридж-роуд включают в себя только время производства, поскольку оба из них, помимо производства усилителей, осуществляли розничную торговлю.

  • Сентябрь 1962 года – июнь 1964 года: Джим Маршалл и Сын, 76 Аксбридж-роуд, Хэнвелл, W7 (Музыкальный магазин открыт в июле 1960 года);
  • Март 1963 года – январь 1964 года: Джим Маршалл и Сын, 93 Аксбридж-роуд, Хэнвелл, W7 (Только производство кабинетов, музыкальный магазин открыт в марте 1963 года);
  • Январь 1964 года – июнь1964 года (ангар площадью 20x30 футов в Саутхолле, графство Миддлсекс, только производство кабинетов);
  • Январь 1964 года – июнь 1966 года: 28-30 Сильвердейл-роуд, Хэйес, графство Миддлсекс;
  • Июнь 1966 года – октябрь 1968 года: Лайен-роуд, Блетчли, Милтон-Кейнс;
  • Октябрь 1968 года - июль 1984 года: Ферст-авеню, Блетчли, Милтон-Кейнс;
  • Июль 1984 года до настоящего времени: Денбай-роуд, Блетчли, Милтон-Кейнс.

Условия размещения рекламы на сайте