Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
Parker Fly Deluxe

Уже несколько лет, как я знаком с Александром Шамраем. Время от времени мы как-то видимися и о чем-то общаемся. За эти годы я много раз говорил ему о том, что если он хочет стать хорошим большим гитарным брендом, то есть "настоящей фирмой", а не "совковым самопалом", то ему, на мой взгляд, необходимо одно - это создавать свои уникальные модели (узнаваемый дизайн, фишечки и т.д.).

При этом я всегда аппелировал к примеру товарища Paul Reed Smith, которому удалось создать нечто свое в гитарном мире и превратится из кустаря-одиночки в большую знаменитую гитарную контору, инструменты которой любимы по всему миру и вышли на тот уровень, что их самих копируют. А ведь начинал товарищь Paul Reed Smith (если верить книжке PRS Guitars Book) с того, что элементарно копировал Gibson Les Paul Special Double Cutaway.

Как правило, самый вежливый и спокойный человек на свете, Шамрай отвечал мне в том духе, что дескать ничего нового уже не придумаешь, все создано до нас и все в таком духе... Мне кажется, это неправильная позиция. Ибо всю нашу цивилизацию двигали вперед, только люди, которые были недовольны существующим миром и полагали, что еще не все придумано и есть куда стремится. Разумеется это были талантливые люди. Гении, которые рождали новые формы в тех сферах, где обычные "неталантливые" люди не видели никаких горизонтов.

Одним из таких гениев, который умеет видеть мир под своим углом несомненно явился Ken Parker - создатель явления под названием Parker Guitars.

Для того чтобы убедится в том, что Ken Parker - необычный человек, достаточно просто посмотреть на его гитары. Можно даже не брать их в руки - дизайн этих гитар говорит сам за себя - вы никогда не перепутаете Parker с какой-либо другой гитарой.

Не знаю, как ваc, но меня этот дизайн заставляет думать о нетрадиционых художниках аванградистах, которые рисуют геометрическими формами (например, Пикассо).

Вообще, дизайн чего-либо - это достаточно тонкая и сложная вещь. До сих пор в дизайне не создано ничего такого, что нравилось бы всем людям без исключения - как правило у любого дизайнерского решения есть свои сторонники и противники. Взять хотя бы такое явление как "женщина". Казалось бы, что может быть более совершенным в этом плане и можно только поблагодарить господа за удачный дизайн "женщины". Однако, даже такое совершенное явления как "женщина" и то нравится далеко не всем. В нашем мире полно извращенцев, которые вместо женщин придумывают себе гомосексуализм, зоофилию и другие извращения. И, разумеется, если уж дизайн женщин не всем по нраву, то о дизайне всего остального (гитары, автомобили и пивные бутылки) и говорить нечего. Все это дело вкуса.

Мое же личное мнение о сути дизайна таково - смысл любого дизайнерского решения, его задача - это создание максимального комфорта для пользователя. Вспомните как удобно бог придумал женщину - все эти конструктивные особенности ее тела - они создают невероятный комфорт, когда вы с ними соприскасаетесь.

С дизайном гитар Parker примерно тоже самое - гитара невероятно комфортна при соприкосновении. Не каждый человек способен проникнуться симпатией к внешнему виду этих гитар, но все с кем я говорил о Parker (из числа пробовавших играть на них), эти люди единодушны, Parker - самые удобные гитары какие только возможно. Этот "дикий", на первый взгляд, дизайн создан в первую очередь для комфорта.

Очень тонкие корпуса, невероятно легкие на вес - эти гитары имеют множество самых правильных округлостей, которые повторяют формы вашего тела, позволяя в момент игры достичь наибольшей точки расслабленности от процесса физического единства инструмента.

Каждый изгиб рогов и выпоклость контуров корпуса, места сочленения корпуса с грифом и самого грифа с головой - все это имеет своей целью - создать максимальный комфорт. Нет сомнения в том, что достаточно необычная художественная форма этих гитар была рождена с самым что ни на есть математическим подходом к анатомии человека. Все выверено до мелочей - и стоя и сидя, гитара идеальна для вашего тела.

Нового в таком подходе, в общем то, ничего нет. Fender представляя пятьдесят лет назад модель Stratocaster точно также делали революцию в гитарном сознании, являя миру очень непривычно выглядящую гитару, отличающуюся гораздо большим комфортом нежели ранее созданные Les Paul и Telecaster. Вспомните все эти "два рога", "скос под локоть правой руки" и "вырез под брюхо"- в 1954 году это было нечто новое в электрогитаре, это была революция. Ken Parker продолжил эти принципы и похоже довел их до абсолюта.

Продолжая проводить аналогии между Leo Fender и Ken Parker, я хочу сказать, об еще одной кардинально новой вещи, помимо дизайна.

Также как в свое время Fender представил на stratocaster сенсацию в виде нового тремоло-бриджа, на гитарах Parker бридж является не меньошей сенсацией (к сожалению он не устанавливается на "не Parker" гитары).

Новаторство этого "паркеровского" состоит в его многофункциональности. У этого бриджа три режима работы, которые достаточно легко "переключаются" буквально одним движением переключателя на задней стороне гитары. Режимы в которых может работать этот бридж следующие:

  • обычный фиксированный бридж (типа hardtail)
  • тремоло-бридж, работающий "в одну сторону" на понижение строя (типа vintage strat tremolo)
  • тремоло-бридж, работающий "в обе стороны", и на понижение и на повышение строя (типа deluxe strat tremolo)

Плюс, опять таки на задней поверхности корпуса есть еще один регулятор - с его помощью вы можете легко (одним движением) настраивать такой важный параметр как сила натяжения струн.

В общем, это, наверное лучшее тремоло из всех какие бывают если не брать в рассчет floyd rose. Легкость и гибкость настроек, невероятная универсальность - очень жалко что мы не имеем таких систем на других гитара - к примеру stratocaster.

Стоит ли говорить, о том проблем со строем на этой гитаре в связи с работой тремоло не наблюдается. Давно проверенное решение в виде колков с замковым механизмом уже давно применяется на стратоподобных гитарах с "нефлойдовыми" бриджами.

На Parker стоят "локовые" колки Sperzel. Возможно это лучшие колки из локовых. Они сделаны в США в отличие от самых распространенных немецих Schaller. У как-то меня были две практически одинаковые по конструкции гитары - обычный Jeff Beck Strat и Custom Shop Jeff Beck Strat. На обычном страте стояли колки Schaller, на "кастомовом" был Sperzel. То есть подразумевается, что Sperzel лучше. Возможно оно и так. Хотя я не нашел различий в способности держать строй у обоих этих гитар. И те, и те колки держали строй хорошо.

Универсальность - это ключевое свойство не только тремоло-бриджа Parker, а, как я понимаю, - едва ли не основная задача, которая решалась при проектировании инструмента.

В соответствии с этим принципом универсальности в плане электроники в Parker "запихано все, что можно придумать". Гитара способна выдавать любой тип звука и копировать любой инструмент. Обратите внимание на слово "копировать".

Во-первых, традиционные электромагнитные датчики. Два хамбекера DiMarzio, специально разработанной для Parker модели. Разумеется оба датчика имеют "отсечки катушек" и способны работать в "режиме синглов". Поэтому вариантов звучания достаточно много.

Во-вторых, встроенный в бридж пьезозвукосниматель. Благодаря ему гитара может звучать "по-акустически". Разумеется, традиционная акустическая гитара будет звучать более натурально. Но "для работы со звуком" и всяких фишечек, для концертов, где все звучит в миксе - этой "виртаульной акустики имени Parker" хватит с головой. А если начать мешать акустический звук со звуком хамбекеров (в нормальном либо сингловом режиме) - то мы получаем бесконечное множество звуком. Гитары Parker по настяощему могут звучать в любом стиле. От "пилильно-ибанезного" до "джазово-арчтопного" и еще бог знает какого.

По идее вся эта навороченная электроника - это несомненно есть невероятно сильный шаг вперед. Шаг куда-то в будущее. И потому когда такие гитары Parker только появились на свете - это казалось фантастикой.

Сейчас же такие модели с комбинацией пьезоэлектроники и электромагнитных делают очень многие компании. Есть, например такие модели как Gibson Custom Shop Slash Les Paul и Fender Deluxe Series Power Tele (Mex), есть несколько моделей Ibanez на основе RG и SA серий, и есть, наконец, гитары Godin, где эта идея "изобилия звукоснимателей" воплощена наиболее полно и системно.

Кстати, как правило эти гитары (с "пьезобриджами") не пользуются популярностью и потому гитарные фирмы не особо развивают это направление. Гитаристы по большей части покупают более простые (и дешевые) модели электрогитар без пьезодатчиков.

Ныне фирма Fishman выпускает несколько моделей бриджей со встроенным пьезозвукоснимателем под разные типы гитар (strat, les paul, tele и т.д.). Cоответственно вы можете на любую свою гитару навешать соответствующую электронику.

Чтоже касается Parker, то тут пока из моих слов получается, что это чуть ли не идеальная гитара, которая всем хорошо - и удобная, и универсальная, и любой звук выдает и т.д. Однако, это не так - Parker не стали идеальной гитарой, как того хотелось создателю. Эта гитара не входит в высшюю лигу гитар. Не смотря на то, что их делают уже много лет, они не стали хитом продаж, на них не играют супер звузды гитары и о них не мечтают тысячи фанатов гитаризма по всему миру. Ниша Parker гораздо скромнее. Давайте я расскажу о своих соображениях на этот счет.

На мой взгляд, главная причина того, что Parker "не стали гитарой номер 1" заключается в звучании этого самого Parker. Оно не идеально, друзья и вот его недостатки. В общем, это, наверное главное место данного текста :-)

При том, что Parker удалось достичь отличных результатов по формальным составляющим гитарного звука: отличный сустей, великолепная читаемость, "море стекла" на чистом звуке, "хорошее мясо" с перегрузом, высочайшая чувствительность к нюансам звукоизвлечения, абсолютная "рояльная ровность" нот по всему участку гриф - не смотря на все это, есть пара недостатков звучания.

Первый недостаток - некоторая "пластмассовость" звучания. Многие люди отмечают тот факт, что в звуке Parker не хватает некоторой "натурально деревянной" составляющей (которую и словами то не выразишь). Все мы знаем насколько важно для звучания гитары - сорт, тип, и качество древесины из которой она сделана. И вот этой самой древесины в Parker совсем немного. Ее катастрофически мало. Гитара невероятно тонка и легка - дерева меньше раза в два чем в обычных гитарах. Плюс накладка на гриф сделана из чего-то "пластикового" (Carbon-Glass-Epoxy composite). Это очень хорошо в плане удобства игры - ровнейшая поверхность накладки, гриф никогда не ведет, сустейн, читаемость нот, атака - все это великолепно с "пластиковой" накладкой на гриф. Не хватает только фактора "деревяннности" в звуке. Ощущения "живости" звучания. Саунд слегка процессорный и от этого никуда не денешься.
Кстати, возможно и конструкция супер-бриджа при всех своих достоинствах не сказывается лучшим образом на звуке. Все таки дерево корпуса нужно заставлять вибрировать вместе со струнами и тут много зависит в том числе и от конструкции бриджа.

Второй недостаток - это некая незавершенность в звуке. Гитара как было сказано звучит в любом стиле. Но при этом если сравнимать ее с первоисточниками, то получается, что strat звучит более "стратово", les paul более "леспольно", ibanez более "ибанезовски" и так далее. Parker пытается играть всеми звуками и при этом все у него чуть-чуть недотягивает "по характеру звука" до тех гитар, которые он пытается копировать своим саундом. То есть людям приходится выбирать - либо универсальная гитара Parker, которая играет всеми звуками. Либо менее универсальные гитары, но зато каждая в своем классе звучит лучше.

Вот из-за этих "неувязок" со звуком Parker в отличие от PRS не стал гитарами из "высшей лиги". Потому что сравни PRS с Gibson и не поймешь что лучше. И там, и там очень сильные гитары. А сравни Parker с Fender или ESP, то увы - Parker до них не дотянет. Поэтому PRS с каждым годом становится все сильнее и сильнее, а Parker увы буксует где-то на обочине мало кому нужный.

Это знаете ли как вид спорта - многоборье. Есть люди спортсмены, которые и бегут и плывут и прыгают и на лошади скачут. все они делают очень хорошо и профессионально. Только вот спортсмены занимающиеся одним видом спорта в своих дисциплинах сильнее. Пловец быстрее плывет многоборца, бегун быстрее бежит и т.д. А вот если в сумме видов спорта соревноваться - то по сумме многоборец будет лучше и пловца и бегуна.

Чудес все таки не бывает и универсальность - когда ты можешь все. Она всегда оборачивается какой-то ущербностью в конкретике. Вы можете увидеть это сами в абсолютно любой сфере - хотя в человеческой. Это только идиоты руководствуются поговоркой "талантливый человек - он талантлив во всем". Заставьте Jeff Beck танцевать балет, а Диего Марадону сочинять стихи - и вы быстро убедитесь, что талантлив человек только в чем-то одном. И то если ему повезет. Большинству же людей повезло еще меньше - они не талантливы вообще. И в этом есть их универсальность. Разумеется, я говорю о настоящем таланте, а не просто способностях. Потому как Parker своей ценой претендует на звук самого высокого уровня - то и спрос с него соответствующий.

Ну и чтоже мы теперь имеем в итоге? Кому и для чего стоит купить Parker? Для кого он рожден и кому будет счастьем. Легкий, удобный, универсальный, прочный и т.д.

На мой взгляд, Parker идеален для профессиональной концертной работы в музыке требующей разных типов гитар. Удобно ездить по городам и деревням - не надо таскать кучу гитар для разных музык (акустику, страт, лес пол и т.д.) - он их все заменит. И у него от частых переездов не поведет гриф (на то есть "пластиком" на накладке). Удобно колбасится на сцене - легкий (часами с ним прыгай), удобный, и опять таки, когда вам в середине песни надо сделать акустический проигрыш а потом опять "дать драйву" - все это очень легко выполнить при помощи одной гитары.

Все недостатки Parker только в его звучании - а эти недостатки могут услышать разве что гитаристы. А что касается слушателей - которые пришли на концерт - то как правило там очень мало гитаристов. И слушают люди не звучание, а музыку - им ваш Parker или не Parker в общем миксе будет "по барабану".

Концерты и гастроли - вот, повторюсь, на мой взгляд, судьба Parker. Ибо в студии как правило люди держат несколько разных гитар. И дома, там где человек вслушивается в свой звук - там конечно все очень критично (если только вы не играете через процессоры).

Либо еще один хороший вариант использования Parker - это люди не зацикленные на одном каком-то "конкретном" звучании гитары - например, вокалисты, которые подыгрывают себе, аранжировщики и композиторы - для них будет очень удобным обладать таким инструментом, дающим в принципе море возможностей для создания музыки и аккомпанимента.

Чтоже касается обычного маньяка гитары, который всю жизнь будет менять датчики, играть только на определенных моделях струн и медиаторов, и пробовать все новые и новые педали перегруза, то для такого гитариста Parker может показаться чем то вроде безалкогольного пива. То есть на вкус вроде пиво и звук как у гитары. Но чего-то там не хватает. Какой то конкретности и натуральности. И вроде по-началу нравится и вкус такой же. Но потом все таки чувствуешь - пивко то не настоящее, а безалкольное. То есть универсальности не бывает, чтоб и пива попить в кайф, и чтобы алкоголя не было. Приходится выбирать что-то одно. Возможно я субъективен, но мне больше нравится алкогольное пиво. Все таки безалкогольное - это первый шаг к резиновой женщине :-)

Сергей Тынку, 2005