![]() |
Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Larrivee
За свою не такую уж долгую историю фолк гитара далеко ушла от своей родной матери - классической гитары. С того момента, как знаменитый Мартин придумал свои orchestra model и dreadnought, тысячи мастеров по всему миру или копировали их, или искали свои пути, опираясь на чертежи и идеи этих инструментов. Однако были и мастера, избравшие другой путь. Эти мастера искали свой звук не в недрах творения Мартина, а непосредственно в самих истоках гитарного звука - в классической гитаре. Пожалуй, самым известным из этих мастеров является Jean Larrivee (Джин Ларривии). Слава его фабрики, построенной в Канаде, простирается так далеко, что одним из счастливых обладателей его гитар является не кто иной, как сам великий Б.Г., руководитель знаменитой группы "Аквариум". А началось все около тридцати лет назад, когда никому еще не известный 20-тилетний юноша Джин Ларривии увлекся классической гитарой. До этого все его гитарные познания сводились к "трем блатным аккордам", которые он лихо выбивал из своей гитары, купленной по случаю за 18 канадских долларов. Молодому человеку повезло - в учителя ему попался известный музыкант и мастер Эдгар Мунч, работавший в то время в Торонто. Увидев в молодом человеке стремление к знаниям, он пригласил Джина к себе в мастерскую, и вскоре Ларривии стал его учеником. Мунч, немец по происхождению, изготовлял классические гитары, лютни и другие инструменты, именуемые "классикой". Свои знания он передал Джину. Молодому Ларривии достаточно было построить всего две гитары в мастерской Мунча, после чего он организовал мастерскую у себя дома и продолжал упорно работать там, периодически обращаясь за советами к своему учителю. Вскоре Джин понял, что искусство изготовления гитар стало его хлебом на всю оставшуюся жизнь. Но это было только начало пути. С 1968-го по 1970-ый год Джин конструировал классические гитары в своей домашней мастерской, оттачивая и полируя свои знания. В 1971-м году Ларривии снял помещение под свою первую коммерческую мастерскую. Это был второй этаж небольшого театра. К тому времени у него уже были заказчики, в основном из мира фолк музыки, именно они и подтолкнули его на создание своей первой фолк-гитары. Джин, как настоящий классический мастер, не стал слепо копировать пресловутый dreadnought, а разработал свою форму, нечто, весьма похожее на форму классической гитары, но большего размера. Также значительные изменения претерпели пружины. В версии Джина они располагались под углом 90 градусов вместо общепринятого угла - 45. В результате получилось то, чего и добивался Ларривии, - классическая гитара со звуком металлических струн. От классики ей в наследство достался прекрасный звуковой баланс между струнами и глубина звучания, от фолк гитары - узкий удобный гриф и звонкий металлический звук. Энтузиасты были в восторге, хотя у гитары было и немало противников. Прошло 5 лет, и 8 человек, работающих под началом Джина, выпускали около 25 гитар в месяц, в основном - фолк-гитар. Это был настоящий успех. А еще через год, в 1977, в серийное производство вошли инструменты с инкрустациями, сделанными женой Джина - художницей Вэнди. Именно благодаря этим чудесным инкрустациям гитары Ларривии впервые появились на рынке США, до этого времени основная масса инструментов продавалась в Канаде и экспортировалась в Европу. За долгие годы своего существования фирма Ларривии неоднократно переезжала, каждый раз увеличивая свою площадь и объем производства. В тяжелые для акустической продукции 80-ые годы фабрика настроила выпуск электрогитар. Несмотря на свою ординарность, они были высокого качества и неплохо продавались в пределах Канады, что позволило Джину не сокращать общий объем производства и не увольнять своих мастеров. С наступлением 90-ых интерес к акустическим гитарам снова вырос, и Ларривии вновь вернулся к 100%-ному производству акустики и классики. На сегодняшний день фабрика Ларриви, пожалуй, единственная среди крупных гитаростроительных предприятий, которая не выпускает моделей из ламинированного дерева. Также Ларривии держит первенство по ценам: большинство критиков и гитаристов сходятся во мнении, что Ларривии имеет наилучшее соотношение цены и качества на рынке среди инструментов с "длинным ценником". Модельный ряд Ларривии хоть и длинен, но легко классифицируется. Гитары подразделяются на классы (размер\форма корпуса) и уровни (породы дерева и количество инкрустаций)
Уровни представлены следующим рядом:
Фактически "стандартными" считаются только модели уровней от 05 до 72, а самыми популярными 05 и 09. Уровни 02, 03, 04 были придуманы значительно позже и предназначались для конкуренции с японскими и корейскими гитарами со "средним ценником". Надо сказать, что конкуренцию они составили достойную. Во всяком случае, если бы меня кто-то спросил, какую гитару я бы порекомендовал в районе $700, чтобы она прекрасно звучала акустически и была из цельного (не ламинированного) дерева, я бы в первую очередь предложил поискать Larrivee -02 или 03. Кроме того, Ларривии также выпускает несколько форм по индивидуальным заказам:
Но вряд ли вам в руки попадутся такие инструменты: в серийное производство они не запущены, и цены на них довольно высокие. Недавно в серийное производство запущен акустический бас с маркировкой - В Еще один серийный, но не классифицируемый инструмент - это "Parlor Guitar", "походная" гитара с уменьшенным корпусом, хороша для туристов и детей, но, в отличие от большинства "походных" гитар, этот инструмент обладает прекрасным звуком и сделан из высококачественных пород дерева. Отдельно нужно упомянуть о классических гитарах. Моделей всего две, так как классика не допускает серьезных отклонений от общепринятого стандарта. Обе модели имеют стандартную классическую форму и корпус из ели и палисандра, и отличаются только тем, что в более дорогой модели есть вырез под левую руку. Большинство стандартных моделей Ларривии можно также приобрести со встроенным звукоснимателем. Обозначения моделей тоже простые, например: L-09 означает стандартная форма Ларривии с корпусом из ели и палисандра, а OM-72E означает Оркестровая Модель с корпусом из ели и палисандра и большим количеством инкрустационных наворотов и звукоснимателем. Также хочу добавить, что в свое время я и сам являлся счастливым обладателем гитары Ларривии (модель LV-10), и только семейные обстоятельства вынудили меня продать это чудо из перламутра, дерева и лака. Инкрустированная перламутром Ларривии - это инструмент, который хочется не держать в чехле, а, невзирая на все предостережения и советы профессионалов, повесить на стену. Эта гитара легко может конкурировать с картинами по красоте исполнения. А по уровню звучания соответствует самым высоким стандартам гитаростроения. Так что если у вас есть лишних 2-3 тысячи долларов - рекомендую модели уровня 10 и 72, не пожалеете! J Эта статья была написана частично по материалам, представленным на корпорационном сайте фирмы Ларривии. Эд Призант, 2000
|