Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Усилитель для процессора

Продолжаем говорить об усилителях предназначенных для использования домашних условиях (cм. часть первую). На этот раз хотелось бы как-то подумать на тему того, на чем играть людям для которых основным источником формирования звука является гитарный процессор.

Вообще среди гитаристов (помимо сторонников) найдется и немало противников "игры в процессор", которые смогут привести тысячу доводов против процессоров - "пластмассовое звучание", "звук, теряющейся в группе" и т.д.

Что доброго сказать этим людям? А ничего конкретного. Ибо, на тему того, какой способ звуко формирования лучше, мы поговорим в другой раз и в другом месте. А здесь поговорим о том, как выжать максимум из гитарного процессора при минимуме финансовых затрат.

На мой взгляд, тема эта очень важная, поскольку нравится это кому-либо или нет, однако, гитарные процессоры выпускаются в огромных количествах, успешно продаются разного рода населению и соответственно живут в очень большом количестве домов.

Самым традиционным способом подключения процессора является его коммутация с обычным гитарным комбиком. Так делает большинство людей, использующих процессоры. Обычно, они поначалу покупают гитару с усилителем, учатся играть, а затем покупают процессор и создают цепочку "гитара-процессор-комбик".

Давайте попробуем взглянуть на эту цепочку более-менее обьективно-аналитически, воздержавшись от эмоциональных оценок типа "отстой, чума, фигня, улет, сакс, фишка. фуфло, небеса, дубняк, маза, шыша, алива, мрак, гудява, тупизм и т.д." (полный список мильона ругательно-ласкательных слов которые я знаю можно будет прочитать позже в отдельном тексте).

В первой статье на тему усилителей для дома, была высказана идея о том, что "гитарный усилител" (guitar amp) в основном предназначен не для усиления (подъема громкости), а для формирования гитарного звука, посредством искажения сигнала гитары в "нужном" направлении.

А для усиления существуют просто "усилители мощности" (power amp), цель которых ни капли не искажать первоначальный сигнал, а просто делать его громче (это если говорить простым языком).

Итак, гитарный усилитель существует для формирования звука, (поэтому все гитарные усилители такие разные и так по-разному звучат).

А теперь давайте подумаем для чего нужен гитарный процессор? Разумеется, я не открою Америки, если скажу, что он нужен для того же самого, что и гитарный усилитель - то есть для формирования гитарного звука!

А теперь представим, что у нас получается, когда мы соединим эти два прибора. Масло масляное, как говорит иногда моя бабушка. Что-то типа бутерброда из двух сортов разного хлеба.

Конечно, многие мне возразят, что дескать, им нравится результат этой комбинации. А я и не собираюсь доказывать обратное. Дело вкуса.

Однако, того звучания, которое хотели нам преподнести производители процессора - этого звучания в таком способе получить не удастся. Не верите? Воткните в процессор наушники и сравните этот звук с тем звуком, что Вы слышите без наушников через цепочку "процессор-комбик".

Если Ваш усилитель гитарный - то он обязан искажать поступающий сигнал! В этом и состоит его "гитарность".

А ведь современный процессор в отличие от примочки выдает полностью готовое гитарное звучание, которое не нуждается более ни в какой обработке - все что можно было сделать со звуком хорошего - уже выполнено (или попыталось быть выполненным) в процессоре. Дальнейшая накрутка искажениями будет только загрязнять атмосферу.

Кстати, во многих популярных в народе процессорах (например Korg AX100G или DigiTech RP-200) в процессор встроена драм-машина. Сделано это, разумеется, в учебных целях. Сиди себе и занимайся гитарой под звуки барабанов. Очень сомнительно, что этим барабанным звукам пойдет на пользу их обработка внутри гитарного усилителя.

И тут конечно многие возразят, что, дескать, можно втыкать процессор не в гитарный вход, а гнездо return (возврат) петли подключения внешних эффектов (если такая в усилителе имеется).

Чтож, не буду спорить и с людьми, которым нравится этот вариант. Ведь цель этого текста - не выяснение "что лучше/хуже", а обзор всех возможных вариантов, для того чтобы человек имел выбор и, следовательно, чувствовал себя свободным.

На мой взгляд, включение процессора в гнездо return также приведет к некоторым искажениям звучания процессора, поскольку гитарные услители и кабинеты оборудованы специальными гитарными динамиками (которые придают свою окраску в зависимости от модели).

Да и секция усиления в гитарных усилителях также "заточена" на искажение. Причем чем круче, дороже аппарат (я бы сказал чем "ламповее"), тем больше он искажает первоначальный сигнал, перегружая, добавляя компрессии, атаки, сустейна, изменяя частоты (выделяя/срезая верхи низы, середину и т.д.).

А теперь маленькое лирическое отступление. Поскольку я пока в неплохих отношениях с некоторыми торговыми организациями и некоторыми гитаристами, то время от времени мне удается взять на недельку-другую попробовать какой-нибудь гитарный процессор.

Дело это весьма увлекательное и мне вполне нравится. Слушая процессоры в наушниках, я вобщем-то часто оставался неплохого мнения об их звучании. Однако пытаясь подключить процессоры к гитарным усилителям я не мог добиться того звука, что был слышен из наушников.

Более того, сейчас многие производители процессоров стали выпускать разного рода демо-записи звучания своих изделий. Этого звучания мне также не удавалось получить.

При этом я имел возможность воткнуть в такие разные апапараты как усилители:

  • Peavey Classic 50
  • Vox AC 15
  • Marshall: JCM 2000, JCM 600, VS 65, VS 235, MG30
  • Fender: Hot Rod Deluxe, Frontman 25R

Ну и куда податься бедному крестьянину? Как использовать гитарный процессор и быть в мире с собой? В общем в конце концов я набрел какой-то новый (или не новый) путь. Путь, который не рекламируют ни в одном гитарном журнале (где, кстати, крутится реклама производителей гитарных товаров).

Имя этому пути - бытовой усилитель HiFi и пара обычных бытовых колонок типа HiFi.

И вот что получается при использовании гитарного процессора с этими чудными приборами:

  • Никаких искажений звука, выдаваемого процессором (полная адекватность звучанию наушников). Усилитель работает только на управление громкостью.

  • Возможность получить использовать стереоэффекты именно в режиме стерео. Все таки у вас целых две колонки, стоящие поодаль друг от друга. Объемное стереозвучание - вещь незабываемая, попробовав раз - трудно отказаться.

  • Низкие финансовые затраты (комплект новых (!!) усилителя и колонок можно купить начиная от 150$).

  • Возможность использовать комплект (усилитель с колонками) и для "негитарных" целей - подключение CD-плеера, кассетной деки, драм-машины, звуковой карты компьютера.

В общем, все мои поиски привели к тому, что я купил в магазине самый простой усилитель Pioneer за 98$ и пару маленьких колонок Sony за 55$. А как это звучит? Это звучит именно так как оно должно звучать - то есть по-процессорному!

Я умышленно не буду сейчас сравнивать звучание своей гитары просто "напрямую в гитарный усилитель" со звучанием гитары "в процессор и потом еще куда-то". Этому посвятим другие тексты. Обратите внимание.

Я говорю о звучании гитарного процессора. Процессора в "гитарном усилителе" и процессора в "бытовом усилителе HiFi". На мой взгляд гитарный процессор более адекватно звучит именно когда он работает "в линию" - то есть в усилитель HiFi, микшерный пульт, музыкальный центр или наушники.

А поскольку речь идет об усилителе для дома, то я бы, в силу всего изложенного, рекомендовал бы людям играющим через процессор, при выборе всех возможных вариантов усилителя, помнить еще и варианте с бытовым усилителем.

При этом, хоршо бы конечно помнить, что поиск собственного звука - вещь очень индивидуальная, тут именно Вам решать, что Вам подходит больше всего. Я, например, не выношу звуки саксафона, а многим это нравится.

Тоже самое происходит с людьми когда они выбирают гитарный звук - кому-то нравятся marshall усилки, кому-то digitech процесооры, а кто-то просто вешает пьезодатчик на балалайку и втыкается сразу в пульт минуя всякую обработку. Все очень индивидуально. И ваша цель найти себя в этом многообразии.

На последок, позволю дать один совет. Когда Вы будете покупать в магазине гитарный процессор - послушайте как он звучит в наушниках. То, что Вы там услышите, - это Вы точно сумеете воспроизвести на бытовой своей HiFi системе.

А вот то (хорошее или плохое), что Вы услышите при игре на процессоре, включенном в "не Ваш" гитарный усилитель в магазине - этот звук возможно будет совсем иным за пределами магазина и его звуковых систем.

Многие люди это не понимают - они втыкают гитарный процессор в гитарный усилитель и часто поражаются тухлости звучания. Разумеется, если на полностью сформированный звук (c reverb и всеми остальными делами) будет накладываться хотя бы перегруз (даже микро) гитарного усилителя и гитарного динамика - то результат будет далек от желаемого.

Кстати, многие люди, на самом деле не представляют до конца как и в какую положительную сторону искажают звучание гитарные усилители звук гитары "напрямую". А на самом деле это легко услышать. Некоторые гитарные усилители малой мощности оборудованы гнездом для наушников. Попробуйте воткнуть туда наушники и поиграть.

Тогда Вы услышите звучания усилителя без влияния гитарной колонки акустической системы и с минимальным влиянием секции усиления на окраску звука. Хм. Понравится ли Вам такое звучание?

Если речь идет о транзисторном или ламповом усилителе (не цифровом), то я могу поспорить, что звучание в наушниках во много раз хуже звучания просто через колонку вашего гитарного усилка.

Обратите внимание на этот факт - в гитарных процессорах звучание через наушники наиболее привлекательно в сравнении с другими вариантами звучания этого процессора. (на мой взгляд)

В то время как в гитарных усилителях звучание через наушники наименее приятный вариант звучания. (на мой взгляд).

В общем, суть всего вышесказанного такая - друзья, существует много разных вариантов, пробуйте, ищите и не зацикливайтесь на критике или наоборот воспевании чего-то одного.

А вообще, поскольку разные вещи довольно сильно различаются, то в идеале, наверное, хорошо бы иметь под рукой все варианты - и набор самых разных усилителей, и самые разные процессоры и десятка два-три всяких гитар.

Да и самому надо быть универсалом - и как Hendrix, и как Hammet, и как Knofler, и как Setzer - все уметь и все иметь! Но это в идеале. А в жизни, как правило, все немного по-другому. Так давайте выпьем за жизнь и за то чтобы она была интересная.

P.S. Многие искушенные люди, прочитав все это, не найдут для себя ничего нового. Ну и фиг с ними. Хотелось как-то помочь тем, кто еще не набрался опыта и пока во многом "блуждает в потемках". Хотелось построить текст на каких-то практических примерах, избегая всяческих теорий, аксиом, умных слов, математических формул, научных терминов и прочей засоряющей голову гитариста чепухи.

Ведь голова гитаристу нужна для того, чтобы он мог свободно трясти своим длинным хаером. А для этого голова должна быть легкая. То есть почти пустая. Именно так - пустая голова и полный желудок. Полный пива конечно. И тогда проблем с трясением хаером не будет. Желаю нам всем удачи в этом славном деле. Ура!

P.S.S. Чуть было не забыл. Из всех процессоров мне пока больше всех нравится Johnson J-Station. Иногда я играю на нем и вполне доволен.

Сергей Тынку, 2002

Условия размещения рекламы на сайте