Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
Fender Deluxe Reverb ‘65

Часто слушая записи различного блюза, как очень старого, так и современного, я часто поражался звуку гитары. Отчего же и почему такого звука я не могу услышать ни на одном концерте отечественных исполнителей, почему же на записях наблюдается та же фигня.

Перепробовав большое число отличных гитар и современных отличных ламповых усилителей я все равно не находил этого самого звука. То есть все было здорово и вроде как надо, а вот того характера нет. Я искал проблемы инструментов, своего звукоизвлечения и многого другого. Это все шло на пользу, но звук все равно только отдаленно напоминал желаемое.

Закончив свои поиски по стандартному магазинному набору, я перешел к поиску по Интернету, различным книжкам, а также по райдерам своих любимых гитаристов. Очень быстро я обнаружил, что все они имеют маниакальную страсть к усилителям Twin Rerverb и Super Reverb. После освоения данной информации я твердо возжелал себе Super Reverb, который всегда использовал SRV, а также очень часто Ronnie Earl.

Модель Fender Super Reverb’65 как раз не так давно начал переиздаваться на заводах Fender. Но, попробовав данный усилитель, я понял, что это не совсем то, что мне нужно. Громкость этого усилителя на чуть разогретом оконечнике может убить лошадь, даже на большой сцене. После дополнительного исследования я нашел самый маленький усилитель в данной серии Fender Deluxe Reverb ’65 и вот он оказался именно тем, что нужно.

Звук мгновенно стал правильным - тем самым звуком, который я так всегда любил. Конечно, качество игры он мгновенно не улучшает, но всячески это дело поощряет своим абсолютно правильным звучанием.

После данного предисловия расскажу все, что я выяснил за два года про свой усилитель и всю эту замечательную серию.

Начать надо с того, что все “Reverb” серия изначально – усилители, которые делал Fender в начале 60ых годов. Тогда это была совершенно новая фишка – встроенный в усилитель пружинный ревер. Отсюда и слово Reverb в названии.

Также именно эта серия усилителей породила определения «Blackface» и «Silverface». Face в данном случае это панель на которой находятся регуляторы усилителя, а совсем не сетка на всей передней части усилителя, как многие думают. В 60ые годы панель была черной «Blackface», в 70ые Fender начал выпускать усилители с хромированной панелью «Silverface».

В 80-ые годы, в моменты своего кризиса, а также после него компания Fender плотно увлеклась переизданием своей старой продукции по старым схемам и чертежам. И именно в этой струе появились серийные переиздания основных моделей старых Blackface усилителей. Сначала это были только Deluxe и Twin Reverb’ы, однако не так давно появился и Super Reverb. И что очевидно – спрос на данные модели очень велик. Кроме этих усилителей, есть и другие замечательные переиздания, но мы о них говорить не будем.

Что могут все современные Блэкфейсы и их родители. Все они имеют великолепное Vintage звучание, лучший в мире и пружинный ревер и неповторимое ламповое тремоло. И, это не рекламный слоган, это - чистая правда. Попробуйте сами.

В каждом усилителе есть два независимых предусилителя с отдельными ручками громкости и тембров. Один канал без всего, другой с включаемыми ревером и тремоло. Также на Twin и Super есть маленький переключатель bright. Каждый канал имеет два входа по историческим причинам. Подразумевалось, что во вход I будут включаться гитары с синглами, а во вход II - с хамбакерами. Сейчас все включаются во вход I.

Чем же отличаются друг от друга Deluxe, Twin и Super? В основном – громкостью. Но как именно и на что это влияет? Поясню. У такого рода усилителей есть три основные зоны звучания:

  • Первая – совсем чистый звук. Оконечный усилитель совершенно не перегружен преампом и звучит абсолютно чисто.
  • Вторая – чуть скомпрессированный звук, уходящий в совсем слабый перегруз на резких громких нотах.
  • Третья – постоянно слабо/средне перегруженный звук.

На страте с синглами эти зоны выходят приблизительно на такие положения ручки volume: первая «2 – 4/4.5», вторая: «4/4.5-6/6.5», третья: «6/6.5-10». До отметки «2» звука практически нет никакого.

Все эти усилители не имеют ручки master, а имеют только volume. Считается, что наличие ручки master душит их великолепное звучание. В 70-ые такие усилители делались и с такими ручками, но сейчас мы будем говорить только о совсем старых усилителях и их современных переизданиях.

Посмотрим основные характеристики переиздающихся Блэкфейсов:

  • Deluxe Reverb – 22 Ватт. Один 12” динамик. Оконечник на лампах 6V6. 18 кг.
  • Twin Reverb - 85 Ватт. Два 12” динамика. Оконечник на лампах 6L6. 25 кг.
  • Super Reverb – 40 Ватт. Четыре 10” динамика. Оконечник на лампах 6L6. 26 кг.

Схемы предусилителей, ревера и тремоло в этих усилителях практически одинаковые. Таким образом, и звук вообщем то одинаковый, однако получается он совершенно на разной громкости. По собственному опыту, а также по изучению мнений опытных фендороводов всего мира, можно сделать следующие заключение:

Deluxe – великолепный комбик для репетиций, малых и средних клубов. Заниматься на нем тоже сплошное удовольствие, однако в обычной квартире сделать ручку громкости выше 2.5 вам вряд ли захочется.

Twin – комбик для больших клубов и большой сцены. Дома такой иметь смысла нет. Разве что в качестве тумбочки. На репетициях и концертах он очень полезен, особенно если вы хотите иметь больший запас громкости на чистом звуке.

Super – практически как twin, однако несмотря на меньшую номинальную мощность имеет ощутимо большую громкость и соответственно еще больший запас чистого звука.

Конечно, в реальности можно со всеми этими усилителями делать что угодно, однако общая идея именно такова и ее стоит иметь ввиду. Можно и как Stevie Ray Vaughan выкручивать сразу два Super Reverb на максимум, а потом еще включать педаль овердрайва. Однако учтите, что Стиви так делал только на больших сценах. В студии картина у него явно менялась. А вот Ronnie Earl играя почти все во «второй зоне звучания» использовал также два Super Reverb на большой сцене, чтоб иметь мягкий и почти чистый звук на значительной громкости.

Сам я использую свой Deluxe Reverb и для домашних занятий и для репетиций и для концертов. На не самой маленькой у нас сцене клуба Б-2, он даже без дополнительного мониторинга на громкости 5.5 дает полностью комфортный для игры звук на половине сцены, и на другой половине его замечательно слышно. Для легкого драйва я использую педаль Vox valvetone – он похож на ibanez tube screamer ts9, но мне нравиться больше. И надо сказать все это звучит просто отлично. Обычная репетиционная и клубная громкость 4-5. Дома 2-2.5. Этого хватает для всего.

Я всегда вожу усилитель на все концерты и репетиции. Я считаю, что иначе в нем нет никакого смысла. Имейте ввиду, что возить в метро даже 18 килограммовый делюкс – занятие достаточно безумное. Поэтому если соберетесь его часто возить, то купите машину.

Еще очень важные моменты про эти усилители:

Самое главное не пробуйте включать сразу две гитары – каждую в свой преамп. Если на малой громкости ничего страшного не произойдет, то на значительной громкости – два предусилителя создадут слишком мощный для оконечника сигнал, отчего оконченик быстро сгорит. Хорошо если это будут просто ламы и резисторы, но во много раз хуже если это будет оконечный трансформатор – он стоит очень дорого и ждать его из Америки придется очень долго.

В данном усилителе доступен (с помощью отвертки) регулятор BIAS. Не вдаваясь в подробности можно сказать, что этот регулятор смещает точку насыщения выходных ламп и соответственно с его помощью можно смещать границы зон звучания. Делать звук более теплым или более чистым. Крутить его, конечно, тоже стоит очень аккуратно, хорошо понимая, что делаешь.

До 2001ого года во все переиздания ставились динамики Eminence, а потом начали ставить динамики Jensen. Последние являются переизданием динамиков, которые когда-то ставились в эти усилители. Хотя ставились и многие другие также. По уверениям специалистов и многих музыкантов (сам я не сравнивал) динамики Jensen во много раз лучше и богаче звучат. Вообщем у меня Jensen и мне все очень нравиться.

Также в этих усилителях, как и во многих других, новые динамики звучат достаточно резко. Однако после хорошей игры в течении месяца, они звучат уже мягко и певуче. Из этого тонкого момента часто появляются недопонимания. В магазине все усилители новые и динамики в них соответствующие. Звук отличный, но несколько резок. Некоторые педали начинают неожиданно песочить с совсем новыми усилителями, но потом это все замечательно проходит.

Я сам наступил на эти грабли, после чего долго и упорно консультировался с западными музыкантами, которые мне все доходчиво объяснили. Через месяц их слова блестяще подтвердились. Очень многие динамики требуют того, что бы их разыгрывали. Не забывайте и это.

В общем могу сказать, что уже два года играю в этот усилитель. Использую две гитары - 1994 Fender 40th Anniversary Strat ’54 Reissue и Gibson ES-335 - обе они звучат в усилитель совершенно по-разному и совершенно великолепно. Я также давал свой усилитель на московские концерты многим очень хорошим западным музыкантам, и все они остались очень довольными. Среди них были такие немалые монстры блюза, как Jimmy D. Lane, Knock-Out Greg, Amund Maarud, Kid Andersen, Shorty Lenoir (гитарист Gary Primich’а). Так что если вы хотите настоящий звук блюза, джаза, кантри, сёрфа, рокеннрола, фанка и многого другого, то этот усилитель вам больше чем подойдет.

Владимир Русинов, (bluescats.ru), 2004