Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 
Gibson '59 Flametop Re-Issue Les Paul
автор статьи - Walter Carter, перевод - А.Авдуевский, 2001

    Оригинальные Les Paul Standard цвета санберст могут легко стоить от $25000 до $60000 или больше, поэтому неудивительно, что существует серьезный спрос на детальнейшее воспроизведение этих моделей Gibson '59 Les Paul Flametop Reissue, которое стоит в настоящий момент $11250. Но не только в серьезном спросе на реплики дело. Реплики имеют теперь свою собственную 20-летнюю историю, и аура тайны и мистики вокруг модели растет - толки, которые предвещают скачок спроса на рынке антикварных и коллекционных инструментов.


1959 Les Paul
Plaintop Reissue


1959 Les Paul
Figuredtop Reissue


1959 Les Paul
Flametop Reissue

ОБ АВТОРЕ

Уолтер Картер (Walter Carter) является частью музыкального мира Нэшвилла - как автор, журналист и песенник - с 1971 года. В 1993-98 годах он был историографом Gibson и написал книгу "Gibson Guitars: 100 Years of an American Icon". Три его книги, написанные в соавторстве с продавцом антикварных инструментов Джорджем Граном, стали настольными книгами тех, кому нужны фотографии коллекционных гитар и информация для их опознания. Он также написал другие книги про Martin, Gibson и Epiphone. Он соавтор кантри-хита 1988 года "Life as We Knew It", исполненного Kathy Mattea, а в настоящее время он играет в нэшвилльском Оркестре мандолин.

   Бесспорно, покупатели всегда смотрели на '59 Reissue, как на вложение средств, во многом благодаря соответствующему позиционированию модели Gibson, но их интерес идет дальше вопросов "А стоит оно того?" или "Сохранит ли она ценность?". Они хотят знать "Как началась серия Historic Collection?" или "Когда началась эра реплик?" или "А моя гитара сделана Томом Мерфи?"

   Эти вопросы могут показаться странными, въедливыми или не от мира сего, особенно учитывая, что по традиционным критериям Les Paul Reissue - не коллекционная гитара. В конце концов, она до сих пор производится (правда в ограниченных количествах). Вы можете купить ее сегодня или подождать до следующего года. Разница будет только в цене, и она отразит то ли инфляцию, то ли политику Gibson поднимать цены каждый год, вместо того, чтобы их снижать.

   С другой стороны все эти философские вопросы относятся примерно к тому, что отделяет эру "До CBS" и "После CBS" в истории Fender и период "До Лоара" и "После Лоара" в истории Gibson - границы, которые означают сотни или даже тысячи долларов разницы в цене между одинаковыми во всем остальном инструментами. Более того, никакие другие реплики не вызывают такого интереса и скрупулезности. Ни сделанные Gibson реплики Korina Flying V и Korina Explorer, которые стоят дороже Les Paul и производятся в куда меньших количествах. Ни даже реплики Les Paul Goldtop и Black Beauty (Les Paul Custom).

   Так что же делает реплики санберстового Standard особенными? И, что более важно для сегодняшних покупателей, какие особенные характеристики будут цениться на вес золота на рынке коллекционных гитар в будущем? Что важно: волнистый верх, отделка или общая точность воспроизведения? Иными словами, какая реплика будет лучшей покупкой?

   Но, прежде всего, как различаются реплики?

Предыстория

   История обычно дает подсказки, но когда дело доходит до Les Paul Standard, Gibson кажутся непонятными. Как всем известно, Gibson изменили отделку Les Paul Standard с золота на санберст в 1958 году, а затем сняли модель с производства в 1960 году в угоду дизайну SG (хотя он назывался Les Paul Standard в течение еще трех лет). Первый пик спроса на старые Standard пришелся на конец 60-х, и он исходил от гитаристов. Gibson снова стали выпускать Les Paul с золотой окраской в 1968 году, но по причинам, никому так и не известным, с синглами P-90 вместо хамбакеров. Может кто-то из отдела маркетинга имел друга или члена семьи, который думал, что версия Les Paul Goldtop c Р-90 будет круче всего. Кто знает?

   Годом позже еще один неверный шаг - Gibson заменяют Godtop на Les Paul Deluxe цвета cherry sunburst (что было правильным цветом), но имевшем мини-хамбакеры, что было ошибкой. Мини-хамбакеры были отличительной чертой линейки Epiphone, но поскольку производство Epi переносилось в Японию, похоже кого-то из инженеров осенила идея использовать оставшийся склад. В конце концов, хамбакер он и есть хамбакер, правда? Какая разница, какого он размера…

   До 1976 года Gibson не включали в каталог Les Paul Standard, но, тем не менее, производили их. Все, что требовалось от дилера - заказать Deluxe с полноразмерными хамбакерами, и он получал Standard, даже с надписью "Standard" на анкерном "колокольчике". Судя по наличию сегодня большого количества "стандартов" с 6-значными серийными номерами (1970-75), множество покупателей хотели, чтобы их стандарт Standard был как старый Standard. Но все, что они получали, было слабым подобием оригинала, благодаря многочисленным "усовершенствованиям", внесенным Gibson в модель: покрытая полиуретаном проволока в датчиках, более широкие колки, гриф из трех кусков (в отличие от оригинального цельного), четырехслойный корпус (вместо оригинального двухслойного) и верх из трех частей (вместо двух зеркальных кусков). Эти изменения, возможно, имели смысл в то время для инженеров и менеджеров, и возможно для маркетологов, но не для гитаристов.

   Учтите, что в середине 1970-х связи внутри компании у Gibson были слабы как никогда. Маркетинг и другие офисы Norlin Industries (материнская компания Gibson) располагались в Линкольнвуде, штат Иллинойс. Каламазу - родина Gibson был не более чем производственной площадкой. Хотя фабрика в Каламазу по-прежнему была сердцем и душой Gibson, как полагали в гитарном мире, Les Paul больше там не производились; их производство было перенесено в Нэшвилл, где в 1974 году была открыта фабрика. Конечно, в Gibson были люди, которые знали, что происходит на гитарном рынке, но если они пытались подать голос, он затухал в структуре корпорации.

Клеймо R9 в выемке.
Номера моделей реплик - R8, R9 и R0 для 1958, 1959 и 1960 годов соответственно. Кромка на дне углубления объясняется тем, что его дно выпиливалось параллельно верху гитары. На обычных моделях дно плоское и параллельно "спине" гитары.

   В 1974 или 1975 году спрос на оригинальные Les Paul был достаточно силен, чтобы дилер взял решение вопроса в свои руки Крис Ловелл, один из хозяев Strings and Things (Мемфис) позвонил в Каламазу и спросил, целы ли у них оригинальные спецификации на Les Paul Standard. Они имелись, и Ловелл разместил спецзаказа. Он попросил более узкую по сравнению с той, что бытовала в то время, голову грифа, узкую окантовку выреза, более сильный выгиб верха, полноразмерные хамбакеры и верх из двух кусков волнистого клена. Ловелл, также просил Gibson даже не утруждать себя покраской верха. Ярко-желтый центр гибсоновского черри санберста 70-х был так криклив и уродлив по сравнению с глубоким янтарны цветом оригиналов, что Ловелл просто попросил Gibson сделать чистое покрытие верха, которое затем было снято и перекрашено под оригинал.

   Это была первая реплика. Все ключевые элементы современных реплик были учтены (если не реализованы полностью) с самого начала: оригинальный дизайн (размер головы грифа, ширина окантовки, выгиб верха), оригинальный звук (хамбакеры), оригинальная отделка и верх из волнистого клена.

   Остановимся на этом. Когда волнистый верх приобрел значение? Много оригиналов имело волнистый верх - некоторые были весьма "пламенными" - но не все они, в конце концов. Причина была, скорее всего, прагматического плана: Gibson использовали волнистый клен, когда он был в наличии. Волнистый клен без сомнения нравился Gibson, о чем свидетельствует волнистая зеркальная тыльная сторона мандолин F-5 в ранних 20-х. Но Gibson никогда не связывали в рекламе волнистый клен и верх Les Paul, из-за того, что опасались нехватки. Что, кстати, и случалось время от времени. Тем не менее, где-то между 1961 и 1974 владельцы Les Paul откровенно запали на "пламя". "Flame top" - стал в такой же степени элементом классического дизайна, как и тонкая окантовка или маленькая голова грифа.

   Реплики от Strings and Things ознаменовали начало эпохи "переизданий", но они не были в полной мере ими. Некоторые из них были настолько неудачны, что их возвращали, и Strings and Things в итоге выпустили всего 28 гитар за период 1975-78 гг.

   С точки зрения Gibson гитары от Strings and Things были, наверное, не более чем соринкой на фоне величественной картины их производства. Двадцать восемь гитар за четыре года? Вряд ли стоит усилий. Единственной реакцией Gibson было официальное включение в 1976 году в каталог Les Paul Standard, которые компания уже делала на протяжении последних пяти лет.

За годы покрытия типа Plus и Premium Plus разница между Reissue и Premium Plus была в том, что у верха Reissue "пламя" продолжалось до самого края, в то время как на РР оно, будучи не менее впечатляющим, останавливалось чуть-чуть не доходя до края.

   Движение вряд ли было поколеблено, но Strings and Things подтолкнули ком реплик Les Paul. Следующий толчок свершился в 1978 году, и это снова был дилер. Джимми Уоллес, который работал в Далласе в Arnold & Morgan увидел реплики Strings and Things и совершил поездку в Каламазу, чтобы лично отобрать кленовый верх для реплик под свой собственный заказ. Gibson сделали несколько реплик для Уоллеса, а тот продал большинство из них японским заказчиками и затем заказал еще. Как и реплики Strings and Things уоллесовские имели красивый верх, но на этом все и ограничивалось. Остальное было стандартным для Gibson того периода.

   Кто-то в Каламазу обратил внимание на тенденцию, но что мог сделать кто-то в Каламазу? Les Paul делались в Нэшвилле. Возможно из-за противостояния фабрик, в 1979 году появились Les Paul Kalamazoo. В целом это были Les Paul Standard без крышек звукоснимателей, неуклюжим прямоугольным "tune-o-matic" и буквами "KM" на анкерном "колокольчике". Они бы ничего не имели общего с эволюцией реплик, если бы не имели волнистый верх из двух частей. Поскольку Les Paul не был продуктом фабрики в Каламазу, Les Paul KM выпускались в "ограниченном" количестве 1500 штук.

   Случайно или нет, но 1500 было примерным количеством оригинальных санберстовых Les Paul выпущенных в 1958-60 гг.

   Из-за противостояния фабрик или из-за усилившегося внимания к рынку, но фабрика в Нэшвилле вступила на путь реплик в 1980. В тот период одним из самых вопиющих недостатков новых Les Paul (по сравнению с оригиналами) были их хамбакеры. При подготовке первой попытки выпустить реплику Gibson поручили инженеру Тиму Шоу работу по разработке реплики оригинального хамбакера PAF (Patent-Applied-For) - с определенными ограничениями. "Был 1980 год и Norlin уже чувствовали себя неуютно", - говорит Шоу, имея в виду долгий спад у Gibson в 70-х и ранних 80-х, - "Нам не дали сильно менять производство. Мы переделали бобины, потому что они устарели. Мы взяли старые бобины и проделали в них квадратные отверстия. Мы сделали их без выреза "T", что означало "Treble".

   Для воспроизведения магнитов Шоу собрал магниты от оригинальных PAF и отослал их на анализ. "Большинство из них были из Alnico 2", - говорит он, - "Но некоторые были Alnico 5. В процессе изготовления Alnico 5 они ставили магнит для ориентации в мощную катушку. Но не ориентированная "пятерка" звучит очень похоже на "двойку". Они начали с Alinco 2, а затем переключились на Alnico 5".

   Шоу обнаружил, что оригинальные магниты были несколько толще, чем магниты, изготавливаемые в 1980 году. "Сила магнита во многом зависит от площади полюсов, увеличив полюса, мы получаем больше мощи", - объясняет он. Поэтому для нового PAF он выбрал магниты потолще. Толщина проволоки у оригиналов была такая же, что использовалась Gibson и в то время. Однако у оригиналов проволока имела эмалевое покрытие, новая - полиуретановое, что вызывало разницу в толщине по сравнению с оригиналом и влияло на емкостные характеристики. Norlin отказались пойти на дополнительные расходы. Эмалевая проволока стояла на доллар за фунт дороже, чем с полимерным покрытием. Шоу мог изменить толщину только без дополнительных расходов, поэтому покрытие было такой же толщины, как и у оригиналов, но полимерное. Разницу легко видеть - пурпурный цвет у оригиналов, оранжевый на репликах.

   Позже Шоу нашел спецификацию на количество витков в списке спецификаций ES-175 1957 года. "Она предполагала 5000 витков, поскольку у P-90 их было 10000, и они их уполовинили", - говорит Шоу. На деле, однако, у оригиналов было от 5000 до 6000 витков, в зависимости от плотности намотки. Позже Шоу встретил Сета Ловера, который разработал и запатентовал, гибсоновский хамбакер, на выставке NAMM. В ответ на вопрос о количестве намоток Ловер рассмеялся и сказал Шоу: "Мы наматывали их до упора!".

   Спецификация на сопротивление была еще менее точной, как говорит Шоу. Старые омметры имели градуировку с шагом по 5 (500 ом), любое значение между 3.5 и 4 на шкале (3500 - 4000 Ом) соответствовало спецификации. В итоге, как подчеркивает Шоу, нет такой вещи как точная копия или реплика звукоснимателя PAF 1959 года. Может быть, только копия конкретного оригинального PAF или среднестатистического PAF. Как Gibson обнаружат в ранних 1990-х, это касается и гитары в целом.

Выступ и пятка грифа.
Удлиненный выступ грифа на Reissue дает эффект улыбки в выемке под датчик. Пятка стыкуется с корпусом под легким углом, что с точки зрения поклонника Les Paul явно отличается от прямого угла "конвейерной" модели.

   Созданные Шоу реплики PAF дебютировали на новом сделанном в Нэшвилле Les Paul Heritage 80 в 1980 году. По сравнению с тем, что Gibson делали перед этим (что значит, сравнить ни с чем), это была отличная копия санберстового Les Paul Standard. У нее был красивый верх, тонкая окантовка выреза, никелированную фурнитуру, более аккуратное санберстовое покрытие и уменьшенная голова грифа, но обводы корпуса и трехкусковый гриф среди других деталей были по-прежнему "конвейерными". Похоже, Gibson по-прежнему не понимали потребности в точном воспроизведении, поскольку за компанию с Heritage 80 они выпустили "примодненные" версии: Heritage 80 Elite с накладкой из черного дерева - гитара не имела никакого отношения к рынку реплик, хотя и имела цельный гриф - и Heritage 80 Award с позолоченной фурнитурой, что также никакого отношения к рынку реплик не имела.

   Heritage 80 по-прежнему был не достаточно хорош для тех, кто хотел Standard, такой же как оригинальный Standard, и толчок к более точному воспроизведению опять пришел от дилеров и фабрики в Каламазу. В 1982 году Джимми Уоллес открыл в Далласе свой собственный магазин и продолжал заказывать то, что приобрело известность как "Jimmy Wallace Reissue". В то же самое время Leo's Music, Окленд, Калифорния и Guitar Trader, Редбэнк, Нью-Джерси начали заказывать реплики. Эти дилеры требовали более аккуратного отношения к размерам корпуса, выгибу и профилю грифа, хотя они обычно не получали его. Также в 1982 году завод в Каламазу подлил масла в огонь, выпустив Les Paul Standard '82, который отличался от Heritage 80 в основном цельным грифом и тем, что выпускался в Каламазу.

РЕПЛИКИ

   Наконец, в 1983 году Gibson перехватил рынок реплик у дилеров, представив Les Paul Reissue. Не '59 Reissue, не '60 Reissue, просто Reissue цвета черри санберст. В 1984 он также предлагался и в "золотом" варианте. К 1985 он приобрел уменьшенную голову, как у оригиналов, но по-прежнему это все было приблизительно.

   Reissue с самого начала предназначался коллекционерам или приверженцам традиций. Само собой, такие детали, как никелировка, цвет окраски и глубина окантовки ничего не гарантировали с точки зрения звука. Но он все же стоил вполне доступно. В1984 он стоил $1,599; в то время как конвейерный Les Paul Standard стоил $999, а Custom - $1,099. Все дороже $1,000 в середине 80-х считалось дороже возможностей обычного гитариста, но Reissue был средней по цене гитарой в каталоге Gibson, такой же цены, как модель B.B. King. Дорогие полуакустики Gibson, такие как Super 400CES или Johnny Smith стоили $2,599.

   Пока рынок реплик рос, Gibson катились под уклон. Фабрика в Каламазу была закрыта в 1984 году, а в 1986 Gibson были проданы Генри Юшкевичу и двум его партнерам. В то время как бывший менеджмент разбрасывался ценным именем Gibson на таких безвестных ныне моделях, как Sonex (просто доска) или серия Q (с дурацким стратоподобным корпусом и различным набором датчиков), новые владельцы в процессе возрождения компании осознали потенциал традиций Gibson. Первый каталог, вышедший при их правлении, ознаменовал дебют серии Historic Collection. Однако Les Paul Reissue (ранее продукт Custom Shop) был отнесен к линейке Les Paul Collection; а Historic Collection была предназначена для полуакустик, вроде Byrdland и Super 400CES. Юшкевич задрал цену на Reissue больше, чем на другие модели и следующие два года она стоила вдвое больше, чем Standard.

   В период смены 80-х 90-ми Les Paul Reissue оставался практически без изменений, однако, две исторических разработки 1990 года, не будучи напрямую связаны с Les Paul Reissue, вскоре приблизили Reissue к статусу "реплики".

   Первым большим шагом вперед (или назад, в прошлое) была новая реплика звукоснимателя PAF, разработанная главой подразделения разработок Gibson Дж. Т. Риболоффым. Среди усовершенствований Риболоффа были оригинальные магниты PAF, проанализированные и подогнанные под звук и компоновку, он также снова задействовал оригинальную эмалированную проволоку, легко отличимую от покрытой полимером по голубому отсвету. Новый звукосниматель '57 Classic дебютировал в 1990 на нескольких моделях исторического толка, включая Les Paul Reissue.

   В то же время Риболофф разработал новую модель Les Paul, используя санберстовый Standard 1960 года в качестве отправной точки. Новая модель имела тонкую окантовку в вырезе, маленькую голову грифа, различные оттенки санберста в окраске и написанный серийный номер Reissue. Но у него был тонкий в стиле 1960-го гриф, мощные металлокерамические датчики с открытым верхом и "1960" было отпечатано на пик-гарде. Это была явно не реплика классического Les Paul Standard, хотя по иронии гитара называлась Les Paul Classic.

Les Paul 1958 года с фигурным верхом

   В 1991 году Юшкевич отделил Reissue от Classic, Standard и других конвейерных моделей, поместив его в Historic Collection. Коллекционный статус модели линии Historic подчеркивался ценой Les Paul - $4,199, почти втрое дороже Standard ($1,499) и более, чем вдвое - Classic ($1,699).

   Проблема была в том, что разница между Reissue и Classic была только на бумаге. На Classic был даже ближе к оригинальному санберстовому Les Paul, чем Reissue. У Classic была правильная голова грифа (у Reissue была меньше, чем у Standard, но недостаточно). У Classic были впрессованные колки (опять в правильном ретро-стиле), в то время как у Reissue были стандартные ввинчиваемые. И у Classic была "старая" (пожелтевшая) инкрустация на грифе, которая выглядела похоже на оригинальный Standard.

   Дальше размывая границу между Classic и Reissue, Gibson представили весной 1991 года Classic Plus. У нее был более выгнутый верх, чем у Classic, но не такой выгнутый, как у Reissue. Позже в том же году Gibson предложили Reissue с тонким грифом 1960-го, как у Classic, и назвали это '60 Flametop Reissue. В то же время версия с толстым грифом стала называться '59 Flametop Reissue.

   Для дилеров и в итоге для покупателей Reissue были отделены от Standard и Classic в январе 1992 на выставке NAMM, когда Юшкевич представил дилерам новую программу Historic. Широким жестом финансовой фантазии он уговорил дилеров помочь ему с начальным капиталом, вложив $10,000 (которые Gibson обязались с процентами вернуть через год). Героями новой программы были кориновые реплики Flying V и Explorer, стоившие $10,000. Чтобы продавать Les Paul Reissue дилер должен был подписаться на программу Historic.

   Однако, по-прежнему были проблемы с точностью. Благодаря постоянно увеличивающемуся выгибу верха Classic (на подходе был Classic Premium Plus) это была "более реплика" чем Reissue. У некоторых Classic верх "пламенел" достаточно для того, чтобы "предприимчивые" продавцы заменяли пик-гард и "колокольчик" и закрывали датчики крышкой. Вуаля! Reissue. Модернизация ценой в $2,000 (по каталогу). Поэтому вначале 1992, Reissue был изменен, приобретя более достоверные черты от Classic.

R9

   Модернизированный Reissue 1992 года был в целом тем же Classic, только с другими датчиками и другим верхом. Разделив верх на три категории (Classic, Plus и Reissue), Gibson сделали выгнутый верх ценным. В конце 1991 разница в цене между Classic и Classic Plus составляла $400, а начале 1992 снижение цены на Plus сократило ее до всего лишь $200. Разница между Classic Plus и Flametop Reissue была $2,200. Разумеется, для оправдания такой большой разницы требовалось больше, чем более красивый верх. До изготовления реплики оригинального санберстового Les Paul было уже рукой подать - Gibson создали группу по приведению Reissue "по полной" к 1959 году.

   Сегодня Gibson Custom Shop - это самостоятельное подразделение (формально одно из: Custom, Art, Historic или Custom Manufacturing) со своим помещением и своим персоналом, ответственное за модели Historic Collection а также за "спецмодели", такие, как ES-336 или бас Leland Sklar. В начале 90-х, однако "команды" Custom Shop не существовало. Это была группа с неопределенным статусом на обычном заводе Gibson в Нэшвилле ("Gibson USA" или просто "фабрика"). Члены этой группы задействовались, когда от дилеров поступали спецзаказы.

   Том Мерфи, который работал в Gibson с 1989 и занимался улучшением Les Paul, был назначен главой группы по разработке "реплики". Мерфи по-разному описывает свою роль, то как "крестоносец", то как "нянька". "Я заводил разговор о Reissue, а люди уходили", - вспоминает он, - "Но я приходил с этим домой и даже во сне думал об этом".

   У Gibson не было в наличии оригинальных Les Paul 1959 года, поэтому компания одолжила один у нэшвиллского дилера Кроуфорда Уайта. Инженер Мэтью Клайн создал цифровую карту, передающую и ухватывающую все нюансы обводов. Еще два "59-х" были тщательно измерены в магазине, а сам Мерфи утверждает, что обследовал и измерил на выставках еще 25 гитар. Как и Тим Шоу в своем исследовании оригинальных PAF, команда Reissue обнаружила большие расхождения в измерениях оригиналов, поэтому итоговый продукт стал лучшим усреднением различных примеров.

   Команда пошла еще дальше в воспроизведении оригиналов, даже в том, о чем большинство гитаристов и не имеют представления. У оригиналов был больше выступ грифа (та часть, что входит в корпус), что давало некоторую разницу в стабильности грифа. Пространство под тембр-блок у оригиналов вытачивалось параллельно выгнутому верху (а не плоской "спине" гитары), поэтому с одного края он было глубже, что не дает никакой разницы в игре. У оригиналов был полудюймовый канал между тембр-блоком и датчиком (у конвейерных моделей -три четверти дюйма). У оригиналов были скругленные кромки грифа и более круглые кромки корпуса. Все было достоверно воспроизведено.

   Кейт Медли, который покинул Gibson в 1993, чтобы делать свои собственные гитары, и который позже вернулся в отдел разработок Gibson, лично с Мерфи сделал прототипы номер 1 и 2. Replica, как называет ее гитарный мир, или R9, как ее называют в Custom Shop, дебютировала на январской NAMM 1993 года в Анахайме. И началась новая эра.

   Действительно ли так? Кажется, что опять в истории Gibson появилась четкая граница. Reissue в 1992 году - R9, начиная с 1993 года. Но это было бы слишком просто. Анонс действительно ознаменовал новый период для реплик, но это период тайн и загадок.

Маленький канал.
Квадратный канал от тембр-блока к датчикам имеет полдюйма ширины на Reissue и 3/4 дюйма на конвейерных моделях

   Когда R9 дебютировали в 1993, они все еще сходили с обычного конвейера. Том Мерфи окрашивал первые 25 санберстов и первые 15 голдтопов (воспроизведению оригинальной позолоты сопутствовало также серьезное исследование). Затем он контролировал производство, но больше не производил покраски до конца 1993 года.

   В конце 1993 года Gibson отделили Custom Shop от завода и придали ему статус подразделения со своей собственной территорией через три здания от фабрики. Мерфи перешел в новое подразделения, и с начала 1994 года до 2 ноября того же года (его последний день в Gibson) он производил окраску, шелкографировал лого и серийный номер на каждом санберствовом и золотом Reissue.

   Верх "глубокая тарелка", который, по словам Мерфи, более точно описывается, как приплюснутый верх с ямой" стал проблемой. Многоэтапные станки, которые Gibson использовали в производстве выгнутого верха, имели колесо, которое следовало за шаблоном верха. Колесо было слишком большим, чтобы вписаться в форму верха. "Колесо не попадало в яму", - говорит Мерфи. В итоге верх всех Reissue пришлось обрабатывать по одному на старом станке, который Custom использовали (и до сих пор используют) в производстве полуакустик, таких как L-5 и Super 400. Позже в 1994 году Reissue немного изменились, что заметил "нянь". Верх, который приходил с завода после ошкуривания и окантовки был несколько боле плоским, чем полагалось. Мерфи обнаружил, что шаблон лежал под неправильным углом. За день до ухода он вручную ошкурил форму и верх, который делали с этой формы с конца 1994 года по начало 1995 года, по его словам, "лучший выгиб", отличный от любого другого периода.

Будущее

   R9 - последняя реплика, не поставила точку в истории Les Paul Reissue, по крайней мере для тех, кто хочет знать, будет ли повышаться ценность Reissue. Опять вопрос заключается в точности воспроизведения и завитках на верхе. К несчастью для тех, кто привык решать наверняка, ни одна из этих характеристик не является стабильной.

   Резонно считать, что волнистый верх будет всегда приветствоваться и цениться. В конце концов, изготовители инструментов любят волнистый клен на протяжении столетий (обратите внимание, любые фотографии дорогих скрипок всегда отображают и заднюю деку, помимо вида сверху). Именно “пламя” придает каждому инструменту не только красоту но и уникальную индивидуальность. Книга Вика Да Пра “Sunburst Alley” - хороший пример того, какое впечатление кусок волнистого дерева может произвести на любителя гитары. Там придуман целый лексикон для описания волнистого клена, включая такие термины, как “ленточный завиток” (правильный, неправильный, умеренный и сильный), “трехмерный завиток”, “полоски”, “изменчивый завиток”, “легкий пузырек”, “сильная зернистость сердцевины”, и “сильно перемешанные слои”. Исключительные образцы породили такие описания как “ восходящие к небу шевроны кленового рисунка” или “ветвящиеся, рассыпающиеся и лучеобразные”, включая эпитеты “прекрасный”, “восхитительный”, “выразительный”, “несравненный”, “чарующий”, “ошеломляющий”, “впечатляющий” и “убийственный”..

1959 Flametop Les Paul Standard

   Помимо визуальной привлекательности волнистого клена, есть общеизвестный факт, что он редок, и случайно попадается примерно в 10 процентах кленовых деревьев. Но это не значит, что он в дефиците. По мере того, как реплики становились все более популярными, Gibson предвидя возможные проблемы, озаботились поисками его источника на будущее. “Одной из проблем в 1994 году, когда я только начал тут работать, было то, что производилось примерно 75 волнистых верхов в месяц, и половина пропадала при сушке”, - говорит Джин Никс, глава группы по закупкам дерева, созданной в Gibson в 1994 году, - “А то, что они покупали, было на самом деле браком до того, как попадало на гитару. Они хотели покупать твердый клен, а он имеет не настолько выраженный рисунок, как мягкий клен. Вторая проблема была в поставщиках. Они искали не там. Мы собрали здесь, на фабрике группу по дереву, определили что нам нужно, потом пошли и разыскали нескольких поставщиков”.

   Мягкий клен вместо твердого клена? Никс осмотрел верха оригиналов и обнаружил, что некоторые из них были из мягкого клена, а некоторые - из твердого, поэтому его поиск мягкого клена не был отклонением от спецификаций оригинальных Les Paul.

   Следующим шагом было найти поставшиков и провести с ними работу. Дерево было, но его было неэкономично производить. Поскольку мягкий клен имеет больше дефектов, чем твердый, бревно мягкого клена дает меньше древесины. И для большей волнистости она должна быть радиального распила. Более того, трудности в подборе подходящих кусков волнистого клена, делают его менее чем удовлетворительным материалом для производства мебели, поэтому лесопилки не хотят с ним возиться. Но при таком настойчивом покупателе, как Gibson, поставщики стали осматривать штабеля бревен, отбирая бревна потенциально волнистого клена до того, как те попадут в обычный процесс распилки.

   Результатом работы группы по дереву Gibson стал приличный запас волнистого кленового верха. “Наценка” в $400-500, которую Gibson давали вначале 90-х за волнистый верх, стала пунктом споров, когда в 1998 году, Gibson изъяли покрытие Premium Plus и Plus из серийных Les Paul и даже отказались от санберста на Classic. Теперь нет другой возможности получить волнистый верх на Standard, если это только не Reissue (или другое произведение Custom Shop). Несмотря на появившийся дефицит, заметно волнистый верх попадается и в линии Les Paul: на популярном Double-Cutaway Standard и на подписном Joe Perry Les Paul Standard.

   На пути создания Общества Почитателей Волнистого Верха случилась и занятная вещь. Некоторые люди решили, что “пламя” ничего не решает или, по крайней мере, не стоит тех немалых денег, что просит за него Gibson. Они заказывали Reissue, “но только, пожалуйста, без излишеств”. В конце 1994 года Gibson предлагали '58 Plaintop Reissue примерно вдвое дешевле версии с волнистым верхом (1958 год не отличался выпуском обычного верха в противовес волнистому, просто это был единственный “свободный” год из эпохи санберста).

Шпон из остролиста на голове грифа.
До покраски легко видна разница между белым шпоном из остролиста у Reissue и черного волоконного шпона на конвейерных моделях.

   Вопрос точности воспроизведения в R9 практически был решен в 1993. Выгиб верха мог быть время от времени сомнительными, но все равно дело было, прежде всего, в отделке. Изначально R9 (как и предыдущие Reissue) отделывались так же, как и оригинальные Les Paul Standard 1959 года выглядят сегодня - как 40-летняя гитара со слегка выцветшей отделкой цвета черри, пожелтевшей от времени окантовкой и инкрустацией. Покупатели не хотели гитары, выглядящей, как новая. Отделка у Heritage Cherry Sunburst имела это слегка выцветший аникварный вид, и была более популярна, чем вариант Dark Cherry Sunburst, который имел более сочный цвет, который придавал гитаре вид новой.

   Так какая же отделка правильная? Одна часть рынка верит, что лучшей отделкой, которая когда-либо была у R9, была отделка, сделанная Томом Мерфи. Люди обращаются в Gibson, чтобы справиться, был ли сделан конкретный экземпляр Reissue в эпоху Тома Мерфи. Дошло до того, что люди покупают новые Reissue и отдают их Мерфи, который владеет компанией Guitar Preservation, чтобы снять отделку и покрасить их “правильно”.

   Но, как говорит Мерфи, “правильная” отделка Les Paul Reissue - переменчивое понятие. На момент написания этого материала это был “Brockburst”, цвет, навеянный гитарой, ранее принадлежавшей Брайану Броку и красующейся на обложке книги American Guitars. Это более темный черри, чем стандартная отделка Reissue. “Я заметил перемены в предпочтениях, произошедшие с конца 1995 года”, - говорит Мерфи, - “Люди видят гитары с достаточно выразительным верхом, чтобы красить его в более темный черри санберст. Теперь они готовы видеть этот более темный санберст на некоторых из этих убойных верхах. У меня было несколько запросов на этот стиль покраски верха. Может быть, Reissue настолько устоялись, что мы можем видеть их и новенькими. Этого не могло быть раньше, потому что гитара была воспроизведена так неточно. Я думаю это было хорошим уроком для гитар”.


Законченная R9 на стойке, редкая картина. Спрос превышает предложение на '59 Flametop Reissue, поэтому многие из них упаковываются и отгружаются, как только высохнет лак

   Но опять, '58 Plaintop Reissue (R8) вносит сумятицу. В 1998 году Gibson начали предлагать их с волнистым верхом - хотя и далеко не таким волнистым, как у R9-за дополнительные $525. Чтобы предотвратить путаницу с волнистым верхом, как у Plus и Premium Plus, Gibson предлагали R8 только цвета Butterscotch и Vintage Red. И люди их покупали.

   Теперь о редкости - важный вопрос с точки зрения коллекционной стоимости и вложения денег. R9 - не редкий инструмент. Производство в среднем составляет около 500 экземпляров в год, хотя время от времени оно сокращается, чтобы Gibson Custom Shop не засиживались на одной и той же модели. Но, так или иначе, уже выпущено больше R9, чем оригинальных санберстовых Les Paul Standard.

   Будущее рынка Les Paul Reissue зависит от нескольких факторов, ни один из которых не является абсолютным. Точность воспроизведения играет роль-R9 похоже более желанны, чем предыдущие версии. Аутентичная отделка важна для большинства, но не всех покупателей, это при том, что “аутентичность” - предмет споров. Точность или качество изготовления верха играет роль, это очевидно хотя бы из объявлений о продаже, которые всегда подчеркивают этот момент. Но опять-таки это важно не для всех. А о редкости пока говорить не приходится, производство продолжается, пока Gibson вдруг не передумают.

   Les Paul Reissue имеет будущее, как коллекционный инструмент и вложение денег, поскольку людям нравится Les Paul Standard цвета черри санберст. Нет, люди влюблены в Les Paul Standard цвета черри санберст, и так и будет. Молодым исполнителям они тоже нравятся, поэтому не похоже, что случится смена вкусов, которая подорвет рынок. Люди еще больше любят санберстовый Les Paul, если он классических, то есть по спецификации 1958-60 годов, форм. И большинство людей любят его еще больше, если у него волнистый верх.

   Располагая этой информацией, легко предсказать будущее рынка Les Paul Reissue, за исключением того факта, что он до сих пор производится и все еще допускает толкования. Резкий поворот рынка или слово влиятельного гитариста в пользу конкретной версии модели могут все изменить. Поскольку стремление к Les Paul Standard это личный, субъективный вопрос, возможно лучшим советом потенциальному покупателю будет обдумать цену и сделать свой личный, субъективный выбор. Любовь к инструменту может быть лучшей защитой от превратностей рынка.


Эдвин Вилсон (справа) и Мэтт Клайн - сегодняшние хранители пламени в Gibson Custom Shop.