Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus
 

CMI + ECL = Norlin

В 1969 произошла важная смена владельцев Gibson. Журнал отрасли музыкальных инструментов Music Trades сообщал, что новый владелец, Norln Industries, появился в результате слияния CMI и ECL, пивной компании из Эквадора. ECL просто купили достаточно акций CMI, чтобы получить контроль над компанией. Имя Norlin появилось в результате слияния первого слога фамилии президента ECL Нортона Стивенса и последнего слога фамилии основателя CMI Мориса Берлина. У Norlin было три бизнеса: музыкальные инструменты, пиво и то, что Music Trades вольно назвали “технологией”. Поглощение завершилось в 1974 году, и Морис Берлин, человек широко уважаемый в музыкальной индустрии, ушел на вторые роли в новой структуре, отойдя от управления компанией.

Много людей, что работали в Gibson в то время, сейчас говорят, что когда произошла смена владельца, неожиданно появилось новое поколение сотрудников. Самое распространенное описание - и самое вежливое - гарвардцы в костюмах, с логарифмическими линейками и калькуляторами. Подробнее, это были выпускники MBA из Гарварда, вооруженные инструментами своего дела. Как говорит один из менеджеров Gibson того периода: “Я думаю о людях, технике, заготовках… а эти новые ребята “решают” все проблемы на калькуляторе. У них не было ничего за душой, кроме поиска места для вложения денег и получения прибыли, это была их мотивация”.

Президент Gibson Стен Ренделл вспоминает, что новые владельцы фундаментально изменили принципы организации бизнеса: “Когда они пришли, то сказали: мы собираемся превратить Gibson из центра доходов в центр расходов. До этого мы продавали гитары CMI, что означало, что фабрика могла получать прибыль. А на эту прибыль мы покупали технику, увеличивали премии работникам, поднимали зарплату - все, что может сделать компания, получающая прибыль. Но когда они превратили нас в центр расходов, мы ничего не продавали - они просто оплачивали наши счета. И когда они так поступили, они уничтожили инициативу. Если кто-то выставляет счет, его оплачивают. Поэтому тот, кто выписывает счет не задумывается о том, чтобы выписать не так много, или не выписывать совсем”.

Много сотрудников Gibson в тот период чувствовали, что на смену менеджерам, которые знали гитары, пришли менеджеры, которые знали производство. Некоторые из инструментов периода сразу после поглощения Gibson пользуются сегодня дурной репутацией. Новые владельцы в целом были безучастны к потребностям музыкантов. Один сотрудников вспоминает: “До 1974 года все было лучше некуда, а потом все изменилось. Слишком много людей делало слишком мало, слишком много денег тратилось на самую малость, и это стало влиять, на знаменитые устои”.

Интересно, что эта напряженность отражается и в истории двух других американских производителей гитар: Fender (куплены CBS в 1965 году) и Gretch (куплены Baldwin в 1967 году). Очевидно, это было в духе времени, когда аналитики-экономисты советовали большим корпорациям диверсифицировать бизнес, вбросить немного денег и сидеть в ожидании доходов.

С любой точки зрения не только сами Gibson чувствовали результаты новых методов управления. Этот сдвиг в сторону рационализации производства означает, что изменения произошли и в некоторых гитарах Gibson, сделанных в 70-х (и в некоторых случаях, в 80-х). В основном эти нововведения преследовали три цели:

  1. сэкономить деньги;
  2. ограничить количество возвратов по гарантии;
  3. ускорить производство.

Самый распространенный комментарий по поводу Gibson Les Paul из 70-х - это заключение о том, что многие из них были относительно тяжелыми по сравнению с экземплярами других периодов. Частично это вызвано увеличением плотности дерева, которое покупали Gibson, но частично и изменением конструкции корпуса, которому следовали примерно с 1969 по 1973 год.

Вместо традиционной комбинации красное дерево/клен или конструкции целиком из красного дерева, было выбран сэндвич из нескольких слоев. Он состоял из кленового верха, под которым было два слоя красного дерева, разделенных еще одним слоем тонкого клена. При взгляде на Les Paul такой конструкции сбоку, дополнительный средний слой клена бросается в глаза.

Эффект от добавления дополнительного слоя противоположной направленностью волокон называется “cross-banding” - метод поперечных слоев. Внутренний технический бюллетень Gibson гласил, что это было сделано для того, чтобы усилить корпус и предотвратить появление трещин. “Это стандартный метод в мебельной промышленности”, - говорит Стэн Рэнделл, - “он стягивает древесину”.

Это также могло упростить для Norlin закупку заготовок, поскольку более тонкие куски красного дерева, шедшие на грифы, могли бы использоваться и для корпуса. Но в 1973 году “сэндвичи” перестали делать: были жалобы на то, что слои рассыхались, а дополнительный труд, требовавшийся для такой конструкции, чрезмерно повышал стоимость.

Примерно в 1969 году Gibson изменили конструкцию грифа, перейдя от цельного красного дерева к более прочной трехслойной конструкции, а в 1974 году - к трем слоям клена для еще большей прочности. Также примерно в 1969 году они поставили на гриф в месте, где он переходит в голову, так называемую “волюту” - треугольник, который теоретически укреплял это явно слабое место. Другим изменением, минимизировавшем проблемы этого же места, которое появилось в то же время было небольшое уменьшение угла, под которым голова загибалась вниз. Такие вроде бы практичные изменения не прибавили Gibson популярности среди традиционалистов.