Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   LINXY   Bonus   Форум
 
Jimmy Page

Уважаемый за его гигантское звучание, неизменно крутые рифы, изобретательные альтернативные настройки гитары, акустические-пальцевые "не-от-мира-сего" шедевры, завораживающие звуковые ландшафты, Джими Пейдж также один из самых влиятельный соло гитаристов в роке.

Так что его соло классического Led Zeppelin, такие как "Good Times, Bad Times," "Heartbreaker," "Rock And Roll" и "Stairway To Heaven" просто выгравированы в умах двух поколений гитаристов, и свидетельствуют о его композиционном и импровизационном гении.

В этом уроке мы рассмотрим основные технические элементы и импровизационные основы которые характеризуют стиль Пейджа и также взглянем на некоторые его фирменные фразы.

Грязный бокс.

Джими жестко опирается на бокс минорной пентатоники, показаный на Фигуре 1, во многих своих фразах, используя преимущественно верхние три или четыре струны.

Когда он делает нисходящее движение к нижним струнам, он сдвигает позицию средним или безымянным пальцем на 5-той струне, как показано на здесь.

Фигура 2 показывает позицию на грифе для тональности E, приходящуюся на 12-ых ладах, для верхней и нижней струны.

Используя подобное раположение на грифе как шаблон, Джимми часто начинает фразу играя мотив в духе Чака Берри, показанный на Фигуре 3 в тональности E.

Эта фраза начинается с бенда на тон на струне G от кварты к квинте (с А до B).

Бенд производится средним или безымянным пальцем, в то время как указательный палец зажимает баре из тоники-квинты на верхних двух струнах.

Пейдж использует это мотив, как трамплин для прыжка в яркую скоростную фразу E-минорной пентатоники как показано на Фигурах 4-6.

Проигрывая эти фигуры, отметьте использование обратного легато (pull off) на верхних трех струнах, также как и бенды на тон, с минорной терции к кварте (с G к А) на первой струне на 15 ладу.

Можно услышать подобные соло Джимми в песнях "Good Times, Bad Times" (1:30), "Dazed and Confused" (3:52), "The Lemon Song" (1:51) и "Communication Breakdown".

Джими также использует повторения этих грязно/легатных фраз в различных тональностях.

Например, в завершающем соло к "Black Dog" (4:12) он играет фразу похожую на Фигуру 6, но в тональности A используя в пятой позиции A-минорную пентатонику (A C D E G), расположение показано на Фигуре 7.

В его первых начальных фразах к "Moby Dick" (0:36 и :41) он использует ту же форму на грифе в десятой позиции (см. Фигуру 8) что бы сыграть обжигающие блюзовые фразы в D-минорной пентатонике.

Пейдж использует ту же форму расположения на грифе что бы сыграть мажорную блюзовую пентатонику.

Он это делает просто сдвигая бокс показанный на Фигуре 1, вниз на три лада, трансформируя этим самым его в мажорную пентатонику в той же тональности, как показано на Фигуре 9.

Если вы сравните боксы E-минор и Е-мажор пентатоники изображенных на Фигуре 2 и 10, вы заметите что расположение пальцев одинаково, но ноты несут другую гармоническую функцию.

Эта простая трех ладовая транспозиция позволяет Джимми трансформировать минорную пентатонику в мажорную (и наоборот) в одной тональности, в одной аппликатуре.

Джимми с блеском использует этот принцип транспозиции в тактах 59-61 его соло в "Communication Breakdown".

После проигрыша нескольких тактов, в основном, в темно звучащей E минорой пентатонике в 12 позиции, он неожиданно создает светлую тень играя в E-мажорной пентатонике фразы используя точно такую же аппликатуру но в 9-ой позиции.

Пейдж использует тот же пентатонический бокс проилюстрированнный на Фигуре 9 что бы сыграть яркие фразы в стиле кантри, заметные в "The Song Remains the Same" (в D, 7-ая позиция, 0:58, и в А, 2-ая позиция, 4:19), "Celebration Day" (в С, 17-ая позиция, 1:46, и в 5-ой позиции 1:53), и "Houses of the Holy" (в A, 2-ая позиция,1:11)

Стена из нот.

Фигура 11 фирменная фишка Джимми Пейджа - "стена из нот" - триоли сыгранные в 12-ой позиции E минорной пентатоники из Фигуры 2.

Можно услышать, сыгранные этим же способом пассажи, восходящие и нисходящие, в "Good Times, Bad Times" (на 1:30, 2:02 и 2:33) используя теже формы на грифе.

В "I Can't Quit You Baby" (2:29) он играет почти те же фразы в A-миноре используя ту же форму бокса, изображенную на Фигуре 7.

Мелодичные бенды.

Одна из вещей, которая делает Пейджа великим лидер-гитаристом, это применение бендов, сыгранные им лирично и со вкусом (он предпочитает тонкие струны, так как их проще бендовать и вибрировать).

Фигура 12 иллюстрирует аппликатуру минорной пентатоники, которую Джими использует для летящих бендов в стиле Альберта Кинга, которые показаны, в Е на Фигуре 13. (Отметьте присоединение мажорной терции в этой фигуре).

Джими часто использует такое качание между мажорной терцией и квартой, когда играет в мажоре или в доминант септ.)

Как показано в примере, эта маленкая фигура является заготовкой к иполнению разнообразных душевных бендов на пол тона, и на полный тон - такие как бенд кварты к пониженной квинте (от А к Bb), от минорной терции к мажорной (от G к G#), от кварты к квинте (от A к B), и от тоники к секунде/ноне (E к F#).

Это также здорово для игры кричащих бендов на полтора тона и два тона, таких как от тоники до минорной терции (E к G), от тоники к мажорной терции (Е к G#) и от кварты к мажорной сексте (А к С#).

Джимми использует этот аппликатурный бокс в 15-ой позиции для игры бендов этого типа, в Е "Good Times, Bad Times" (1:43), и в A (8-ая позиция) в "I Can't Quit You Baby" (2:48).

Вибрато.

Одна из наиболее отличительных особенностей голоса гитары Джими это его тщательные вибрато, особенно вибрато с бендом (вибрато используется во время бенда).

Его вибрато быстрое, ровное и колеблющееся. Классический пример безупречного вибрато и бенда, также как и его гениальной фразировки - это соло в начинающиеся в 3:05 в "Whole Lotta Love".

Этот отрывок включает в себя шесть сжатых пунктированных фраз, каждая из которых показывает по крайней мере одну фирменнную фишку Джими Пейджа.

Это соло также является прекрасным примером того как он использует ноты из E пентатоники (E G A B D), и E блюзовый лад (E G A Bb B D) и Е мажорную пентатонику (E F# G# B C#) в комбинациях для созданиия одухотворенных, горько-сладких мелодий.

Джими играет фразы 1 и 3 в надежной 12-ой позиции в аппликатурного бокса E минорной пентатоники, которая как мы уже видели, способствует исполнению обратного легато, легато и бендов на верхних трех струнах.

Он начинает первую фразу, с целотонного грязного бенда на струне G, затем играет быструю нисходящую пассаж используя блюзовый лад в E.

Заметьте - гладкое двойное нисходящее легато от Bb к A и к G. Он оканчивает фразу таким же бендом от A до B, который затем украшает широким вибрато.

Это бендовое вибрато получается частично возвращая ноту на тон вниз (в исходную позицию) и заталкивая ее снова в B, быстро, в соответсвмм с ритмом, как показано на Фигуре 14.

Фраза 2 демонстирует как Пейдж разумно использует "открытые позиции" в апликатуре E минорной пентатоники.

Отметьте как он использует все преимущества нот на открытых струнах играя двойное обратно легато (B-A-G) к открытой G струне, c последующей нисходящей последовательностью быстрых однонотных нисходящих легато к открытой G и D струн.

Джими возвращается в в аппликатурный бокс Е минор пентатоники в 12-ой позиции во фразе 3 и играет "грязноватый" пассаж на трех верхних струнах, которые затем играются с бендом на 2-ой струне в 15-ой позиции с минорной септимы (D) к тонике (E). Заметьте как он затем играет минорную терцию (G) на первой струне, 15-ый лад, затем опять быстрый бенд D к E, и украшение бенда сильным вибрато, используя ту же технику - бенд-частичное-отпускание-бенд, во фразе 1.

Би Би бокс.

Фразы 4-6 демонстрируют артистичное владение аппликатурными боксом, который полюбился многим гитаристам, и известен под именем "Би Би бокс" (в честь легендарного гитариста Би Би Кинга, который использует его для своих фирменных фраз).

Эта аппликатура основана вокруг указательного пальца, на струне 2, где располагается тоника и облегчает использование мажорной пентатоники, минорной пентатоники и блюзовых пассажей, все в одной позиции и тональности, указательный палец служит как бы якорем на тонике.

Фигура 15 иллюстрирует этот бокс в E, c тоникой на B струне на 17-ом ладу.

Джими начинает фразу 4 на этой ноте, затем исполняет супер-бенд на две с половиной ступени на 20-от ладу этой же струны, дотягивая ноту G к С (пониженная секста) используюя оба, безымянный и средний пальцы для заталкивания струны (это позволяет с помощью двух пальцев сделать особо высокий, стабильный бенд).

После отпускания бенда он ударяет струну E снова, и затем играет натуральную сексту (С#) ниже тоники на 3-ей струне, на 21-ом ладу.

Джими начинает фразу 5 на тонике, Е, на 17 ладу, затем играет кричащие, одно-тоновые с половиной бенды на первой струне, 20 лад, делает бенд квинты, В, вврех до пониженной септимы, D.

Снова он применяет два пальца, что бы бенд был достаточно сильным и оставался под контролем.

После освобождения бенда, он играет нисходящий пассаж используюя ноты из блюзового Е-лада.

Можно услышать как Джими играет похожий стонущий пассаж, использую эту же аппликатуру бокса (и прибор Echoplex), в его "You Shook Me" соло(4:18).

В конце этого соло, Пейдж контрастно меняет темное звучание блюза на яркий Е мажор-пентатонику, в той эе позиции.

Присмотритесь, как он делает бенд, от секунды/ноны, F#, на целый тон до мажорной терции, G#, затем супер-бенд на дополнительные пол тона, A, снова используя, два пальца для заталкивания струны.

Унисонные бенды.

Еще один фирменный ход Пейда в его лексиконе лидер гитариста - бенды в унисон.

Эта техника основанна на извлечении на двух прижатых соседних струнах, (таких как G и В, или В и Е), отстоящих друг от друга нот на целый тон, и быстром бенде нижней ноты до совпадения высоты с верхней.

Это маневр особенно хорошо получается на B и G струнах, когда пальцы удобно расположены, на расстоянии двух ладов, от указательного пальца на струне B и безымянного на струне G (средний палец может помогать достигнуть правильного бенда, совпадающего по высоте с верхней нотой).

Правильно исполненный унисонноый бенд, воспроизводит натуральный эффект хоруса и звук удвоенной ноты пронизывает насквозь рев ритм секции, как лазер сквозь туман.

Пейдж использует унисонные бенды для акцента фраз мелодии и пассажей.

Можно услышать применение подобной техники на G и B струнах в "Dazed and Confused" (3:39), "Stairway to Heaven" (7:29) и "Communication Breakdown".

Пассажи на открытых струнах.

Некоторые самые запоминющиеся и круто звучащие пассажи Пейджа исполнены в первых позиция грифа, и способствуют использование открытых струн.

Фигуры 16 и 17 показывают пассажи в первой и втроых позициях, которые используют одинарный и двойные обратные легато к открытым струнам.

Подобные пассажи с применением открытых струн можно услышать в его соло к "The Song Remains the Same" (4:30) и "Moby Dick" (0:46).

Запредельные бенды.

Другая крутая фишка которую делает Джими, это бенд за порожком гитары на голове грифа (естественно это гитара без двойной системы зажима струн).

Классический пример этого, подкрадывающийся, психоделический пассаж в его соло в "Heartbreaker" (2:06).

Этот пассаж исполняется с использованием двойных обратных легато к открытой струне G левой рукой рукой, в то время как правая переодически нажимает на струну за порожком гитары, для дотягивания к С (5-ый лад) - огромный двух-ступенный бенд.

Джими использует ту же технику в соло к "Dazed and Confused" (4:04).

В этом случае Джимми делает бенд и вибрацию струны за поржком гитары двумя пальцами левой руки во время постоянного извлечения нот медиатором правой рукой.

Он использует эту технику, в вступлении (0:14), где звучит натуральный флажолет G на 3-ей струне, 12 лад, пока флажолет звучит, делается бенд к А на полную ступень, нажимая на струну на порожком гитары левой рукой.

Горизонтальныя подвижность.

Джмми часто перемещается из одной позиции в другую, посередине фразы чтобы сыграть плавные восходящие пассажи, такие как на Фигуре 18 и 19, используюя пальцевый слайд, бесшовно объединяя ноты и перенося левую руку вверх и вниз по грифу.

Подобные восходящие пассажи можно услышать на "Moby Dick" (0:52), "Black Dog" (3:36) и "Heartbreaker" (2:35 и 3:08).

"Since I've Been Loving You" - прекрасный пример экспрессивных загруженных нотами фраз в контексте медленного блюза (стена из нот).

Обратите внимание как эффективно эксплуатируется аппликатура минорной пентатоники представленная в Фигуре 1, в данный момент в тональности С минор, и используется нона (D) как оттеняющий тон.

Это только заметки, бросающие отблеск на один из аспектов, уникального и многоликого стиля игры Джимми Пейджа.

Лучший путь действительно понять и оценить его разнообразие - это полностью изучить транскрипции этих классических песен Led Zeppelin, которые издавались и издаются.

Информация публикуется с разрешения журнала "Guitar World"
Автор: Jimmy Brown, Перевод: Дмитрий Фролов

Условия размещения рекламы на сайте