![]() |
Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Gibson B.B. King Lucille
“Субъективные записки сумасшедшего рок-гитариста”
В детстве я учился игре на классической гитаре. И сейчас, моя старенькая испанская гитара Admira Paloma является для меня чем-то вроде маленького гитарного эталона. Остальные шестиструнные инструменты – это типа как вариации на тему и стили. В подростковом возрасте я стал большим поклонником классического тяжелого рока, а также таких гитаристов как Ritchie Blackmore и Yngwie J. Malmsteen. И тогда моей главной мечтой стал новый гитарный «эталон» – Fender Stratocaster. Разумеется, я также был поклонником и других гитаристов, и других гитар. Например, Les Paul. Но Стратокастер всегда был номером один. Быть может, предвзятая романтика такая… До того, как в 2004 году мне исполнилось 20 лет, я успел перебрать через свои руки массу самых разных и прекрасных Стратокастеров. Это были мои основные инструменты. С ними я выступал, записывался, играл в группах и т. д. Многие знакомые даже напрямую ассоциировали меня со стратами. Кстати, среди них мне особенно запомнилась именная модель Малмстина 1989 года. Но мы как-то с этой гитаркой как-то не поладили. И сейчас она хранится у моего преподавателя – May Lian. Совсем незадолго до того, как мне стукнуло 20, мое мышление об инструментах начало плавно меняться. Мне стало казаться, что все обычные цельнокорпусные электрогитары (те же Стратокастеры), а также инструменты из легких пород дерева типа ольхи – недостаточно интересны для того, чтобы быть для меня основными инструментами. До сих пор не могу это объяснить ничем разумным. Паранойя, гонка за пафосом - хрен знает. Это вовсе не значит, что я стал совсем отрицать для себя Fender Stratocaster. Просто захотелось немного большего. Процесс накопления средств на стоящий инструмент – процесс не из самых скоростных. Для многих занимает годы. И времени для размышлений у меня было более чем достаточно. Я страстно приглядывался к джазовым полу-акустическим инструментам (типа Gibson ES-135 или Epiphone Joe Pass, Broadway) и использовать каждую мелкую возможность поиграть на них. Убийственные инструменты! Но я не блюз - и не джазмен. Большая часть моего творчества проходит, все же, в около-металлическом русле. По понятным причинам, мое внимание переключилось на инструменты типа semi-hollow body (например, Gibson ES-335). Эти инструменты имеют в два раза более тонкий корпус, чем у джазовых полуакустик и цельную древесную сердцевину, таким образом, сочетая в себе свойства инструментов с акустическими и цельными корпусами. Я начал всерьез думать о стремлении приобрести Gibson ES-335. Как очень часто можно было прочитать или услышать: великолепный инструмент, пригодный для самых разных музыкальных стилей. У меня неоднократно была счастливая возможность подержать в руках, как современные 335, так и экземпляры прошлых десятилетий. Одним из главных доводов выбрать инструмент такого типа послужил и тот факт, что в моем возрасте сам Ричи Блэкмор, после длительных стремлений и накопления денег, приобрел ES-335. На этом инструменте Ричи играл около 10 лет, включая запись первых трех альбомов Deep Purple и запись нескольких треков в альбоме “Deep Purple in Rock”. Великий шедевр “Child in Time” был записан на этом инструменте. Позже эту гитару стащила бывшая женушка Ричи после развода. Ну, это так, к слову. Немного позже мои размышления слегка изменились вновь. В разные периоды (кажется, и в наши дни) Gibson также производили инструменты, абсолютно похожие на ES-335, но с возможностью стереозвучания и с интересным механизмом Varitone, позволяющем в корне менять саунд инструмента. Я имею ввиду ES-345. Но также как и все предыдущие инструменты моих поисков, этот шедевр имеет некоторые недостатки - именно для возможности исполнять тяжелую музыку. Его конструкция предусматривает некоторые отверстия. Наиболее явные из них – два выреза в форме f на корпусе. Из-за них инструмент страшно заводится на сцене при определенном характере звука. Я не пытался полностью удостовериться в этом для себя. Да и возможности такой не было – достать хороший инструмент на длительное время и провести научные испытания. И вообще, на подобных инструментах я играл не так часто. Но это утверждение витает среди музыкантов, как аксиома о параллельных прямых среди математиков (мало кто всерьез в это верит, но об этом знают все :)). Почти случайно, я обратил внимание на инструмент, который является основным для маэстро BB King. То ли это была запись концерта, то ли первые появившиеся афиши в Москве. Не помню точно. Я не являюсь страстным поклонником BB King (да простят меня все уважаемые мною блюзмены!). Но я всерьез заинтересовался особенностями этого инструмента. В последствии, они привели меня в восторг.
Инструмент Gibson BB King Lucille, в основном, основан на Gibson ES-345. И это не случайно. Почти всю жизнь маэстро BB King играл на Gibson Es-345. И гитара Lucille стала его именной, богато украшенной, моделью. С некоторыми личными особенностями. Первые отличительные черты Lucille от всех похожих инструментов Gibson (условно типа ES-335) – прикольная ручка Varitone, великий смысл которой я полностью еще не осознал, дополнительный стерео выход, отсутствие вырезов формы “f” на semi-hollow body корпусе и бридж Tune-o-Matic с микроподстройкой на Stop Bar. Гитара выполнена из нескольких пород дерева. В основном из клена. Из этой породы выполнены, прежде всего, гриф и цельная сердцевина в корпусе. Гриф, кстати, состоит из трех продольно склеенных кусков, не считая накладки из черного дерева. Для меня такая конструкция грифа является, огромной фишкой для прочности и устойчивости инструмента к разным нездоровым влияниям из вне. По своей форме, виду и ощущениям от игры, гриф очень схож с Les Paul Custom или типа того. Он не такой круглый и узкий, как часто говорят. Не уже, чем Les Paul. В отличие от Lucille у Gibson ES-345 гриф выполнен из махагони с накладкой из палисандра. Сам полу-акустический корпус выполнен из клена и тополя. Точнее, конструкция корпуса представляет из себя многослойную фанеру из клена и тополя. Таким образом, кстати, выполнены многие дорогие и качественные ударные инструменты типа «рок-барабан». Центр корпуса, повторюсь, является цельным – один кусок клена. Прикольно. Ну и еще гитара имеет отличительно пафосный вес. Потяжелее, чем Les Paul. Отсутствие вырезов “f” на корпусе является главной особенностью, позволяющей использовать инструмент для около-тяжелой музыки. Одна из главных отличительных фишек от Gibson ES-335 и 345. Как я уже упоминал, это связано с фидбеком на сцене или при игре на большой громкости c distortion. С моей гитарой Lucille подобных проблем не было вообще. Инструмент обладает двумя выходами для инструментальных шнуров. Один из них – это по ходу типа для стерео Джеков. Им я не пользуюсь. Такие стерео-фишки в гитарах мне не особо интересны. Но зато фишка есть фишка! Мне говорили, что стерео выход берет сигнал с каждого датчика. Я в этом сомневаюсь. За всю жизнь у меня в руках побывало три экземпляра Gibson Lucille, включая мою. И все – выпуска 90х годов. Каждый раз я убеждался, что с neck-датчика сигнал на стерео выход не идет. Работает только бриджевый. И все тут. По началу мне казалось, что здесь есть какая-то неисправность. Почти сразу я нашел обычный гитарный моно выход и стал счастлив. Таким образом, я впервые напоролся на все эти стерео фишки не понаслышке. А на практике. Но это было давно. И уже в эти дни, когда я встретил свою Lucille, она меня этим не удивила. Это не дефект, а закономерность. Мне кажется, что это такая специальная фишка для работы сугубо в студии.
Честно говоря, до этого я никогда не являлся поклонником чистого звука у электрогитар. Или точнее – чистого звука электромагнитных датчиков. Мне он всегда резал слух. Я всегда считал такой чистый звук лишь подобием акустических и классических гитар. Либо гитар с пьезоэлектроникой. Все же, электрогитары с магнитными датчиками, в моем понимании, инструменты для игры с искажениями и эффектами. Вот такой я предвзятый параноик! В этом смысле моя новая подруга Lucille со своей игрушкой Varitone немного поколебала мое мнение о чистом звуке. Ох уж эти женщины. На некоторых позициях Varitone, инструмент звучит вполне «акустично» или, по крайней мере, типа того. И все такое.
Сильно не привычной для меня оказалась особенная мягкость и певучесть звуковой подачи. Настолько, что по началу было даже трудно играть жесткие рифы и пассажи. В моих руках чувствовался явный контраст с Fender Stratocaster. Чувствовалась нехватка жесткой атаки. Но мне понадобилось немного времени, чтобы осознать в этом свои преимущества. Кроме того, благодаря тому же Varitone можно поставить вполне привычный, для меня, жесткий звук, близкий к Stratocaster. Многие серьезные металлюжные гитарюги неоднократно спрашивали меня, зачем я отдал целый эпизод своей жизни, а также все деньги которые только могли и не могли быть у меня за этот типа нерокерский геморрой, которым для Них является эта гитара. Ведь для моей игры можно было не париться, выбрать и заказать какой-нить крутой Les Paul Custom и быть таким же модным, как Slash или Zakk Wylde. К тому же, у Lucille отнюдь не металлюжные датчики. Мой ответ будет прост, но бездоказателен. Без занудных технических и философских подробностей. На свой вкус. Во всех моих и не моих возможных музыкальных стилях Моя малышка Lucille звучит КРУЧЕ, чем Les Paul. Слегка. Хотя, Les Paul, конечно, тоже круто. Быть может, когда-нибудь в этой жизни у меня будет и Он. В отличие от большинства гитар для тяжелой музыки, и даже тех же Лес Полов, Lucille звучит с уникальными и не банальными оттенками. Тем более, в тяжелой музыке. Кроме того, в моих руках она выглядит красивее, романтичнее и мега-пафосно. Классично, но не банально. В конце концов, изначально гитары Fender Stratocaster тоже не для металла и т. п. Но в руках того же Ингви Малмстина звучат офигенно колоритно и оригинально. Честно говоря, трудно описывать звук хорошего инструмента печатными словами. Его нужно услышать самому, почувствовать, оценить.
…Подтверждением моих мыслей об универсальности и широчайшем предназначении Gibson Lucille послужил концерт самого BB King в Москве, на который мне, все же, посчастливилось попасть. Я был в восторге не только от самой игры Великого Маэстро, но и от тех, случайных и не очень, экспериментов со звуком инструмента на сцене (это уже отдельные истории). Как я однажды уже успел где-то выкрикнуть: «Никакой металлюжный гитарюга не выдаст на сцене ничего подобного!» Порой, гитара у BB King на сцене звучала весьма тяжело и мощно. Ближе к заключению, хотелось бы также написать «пару» строк просто о внешнем виде инструмента. Если вкратце – он просто нереально убийственный!
Gibson Lucille имеет тройную окантовку корпуса, грифа и башки. Классическая гибсоновская перламутровая инкрустация в виде трапеций, а также характерные надписи “Gibson” и “Lucille” на башке. В качестве крышки, прикрывающей анкерное отверстие – позолоченная металлическая фишка с вырезом “B. B. King”. Все металлические части фурнитуры позолочены покрытием высокой пробы (не вдавался в подробности). Все как у Gibson Les Paul Custom и других нереально пафосных и дорогих инструментов. Кстати, почему «как»? Lucille действительно является одной из самых ярких топ-моделей на конкурсе красоты Gibson! Я не знаю, что ждет меня в будущем, на каких инструментах мне придется или не придется играть, но я знаю, что Gibson Lucille навсегда завоевала часть моего сердца, наравне с Fender Stratocaster и испанскими классическими гитарами. Я люблю ее! В общем, всегда пребывайте в поисках своих инструментов, играйте на них, делайте хорошую музыку и будьте счастливы! Благодарю всех за внимание.
P.S.: Да, кстати. Месяц спустя моей встречи с гитарой, у меня появился котенок (Шотландский Фолд). Следуя примеру вкусам маэстро Би Би Кинга, я дал ей имя - Люсиль (Lucille). Это имя ей очень понравилось, и она его запомнила в первый же день. Кстати, ее я, разумеется, тоже очень люблю. А еще ей очень нравится большая красивая игрушка – ее тезка гитара Gibson. И сейчас мне очень трудно ей объяснить, что котята гитаристами не бывают. Пришлось учить ее команде «Нельзя». Вот так! |