Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 

ТИЙТ ПАУЛУС

Любителям джазовой гитары со стажем имя эстонского гитариста Тийта Паулуса (Tiit Paulus, р.1945 г.) хорошо знакомо. В советские годы он был одним из ведущих джазовых гитаристов страны, участвовал в популярных фестивалях, гастролировал (концерты из цикла "Вечера джазовой гитары" с А.Кузнецовым и другими гитаристами), записывал пластинки ("Тийт Паулус и друзья", дуэт с саксофонистом А.Пиллироогом, записи в составе джаз-квартета "Таллин" и др.). В 1989 г. Т.Паулус отошел от активной концертной деятельности, поселился на собственном хуторе на о.Сааремаа, одном из самых красивых и уединенных мест в Эстонии (в советское время остров был закрытой военной зоной, сейчас это отличное место летнего туризма). Он почти не выступает, но занимается преподаванием гитары в музыкальной школе г.Куресааре (административный центр Сааремаа). В 1996 г. в Эстонии было издано его учебное пособие "Гитарная импровизация и гармония".

Для меня заочное знакомство с Тийтом Паулусом состоялось в конце 80х гг. Тогда я только открыл для себя джазовую гитару, увлекался стилем Алексея Кузнецова и приобрел в каком-то московском магазине (кажется, это были канцтовары) пластинку фирмы "Мелодия" с записью его выступления в Олимпийской деревне. Одним из номеров на диске был джем с участием Т.Паулуса. Честно сказать, на фоне мощного кузнецовского свинга, его острой ритмики и блестящей аккордовой техники игра Паулуса не произвела на меня особого впечатления.

Но через какое-то время я с удивлением услышал (из посвященной джазу радиопередачи Д.Ухова), что по опросам критиков Т.Паулус был признан лучшим советским джазовым гитаристом, и это заставило меня отнестись к нему более внимательно. А еще через много лет получилось так, что мне пришлось отправиться в Эстонию по работе, и в общем вполне логично, что я познакомился с Т.Паулусом и лично.

Естественно, я не мог не спросить его и об этой пластинке, и об опросах. "Я думаю, что все эти опросы, рейтинги начали рижские газеты в 80м году, когда была Олимпиада" - сказал Т.Паулус (в Таллине в бухте Пирита в 1980 г. в рамках Московской Олимпиады проходила парусная регата - прим.авт.).

"Я отлично помню, что когда готовилась Олимпиада, нам поступила команда - сделать пластинку. Мы и раньше записывали, но тогда это стало легче, и благодаря этому мы и стали известны. Играли в Москве, Ленинграде, других городах Так и появилась эта пластинка с Лешей Кузнецовым".

- А как вообще началось ваше увлечение джазом?

- Это хороший вопрос. Сейчас мне 58 лет, и я часто думаю о таких вещах. Я уже 15 лет преподаю в музыкальной школе, и мне надо знать, почему я люблю джаз, с чего все это началось. Но у меня нет ответа. Не знаю. Просто один раз я услышал по радио (тогда в начале 60х все было по радио, никаких пластинок, ничего не было) трио ? гитара, бас, ударные. По-моему, это был Barney Kessel, он тогда был популярен . Barney Kessel, Ray Brown и какой-то ударник. И я сразу влюбился. Я не понял, что это, но с этого момента моя жизнь уже стала другой. Надо сказать, что в то время и Beatles стали появляться. Но когда мои друзья все слушали Beatles и сами делали гитары из фанеры, я уже был джазменом. Это очень странно, потому что я сейчас тоже часто думаю, как надо сделать, чтобы мой ученик заинтересовался джазом, импровизационной музыкой, и не знаю ответа. Я сейчас делаю так ? у меня большая фонотека, и я даю ученикам послушать записи. И все. Если клюет ? значит, клюет, а если нет ? так нет.

- А вы преподаете джаз или просто гитару?

- Ну, когда я в 1989 г. эмигрировал на остров, в музыкальной школе (г.Куресааре ? прим.авт.) не преподавали гитару, и я начал. Но это не была классическая гитара с первого дня, потому что я сам не классический гитарист. В то время еще нельзя было громким голосом сказать, что здесь джаз, только потихоньку. Ну это популярная джазовая и эстрадная музыка, не чистый джаз. Потому что, как я сейчас понял, Эстония ? очень маленькая страна, а мой остров еще меньше, там ничего не знают о джазе. Послушайте радио, сколько процентов там составляет джаз? Десятые доли процента, вообще нет джаза!

- Ну, в России есть специальные радиостанции, которые крутят джаз.

- Но Россия - большая страна В Эстонии нет таких станций. И поэтому это логично, это надо понять, когда к вам приходят маленькие ребята учится играть на гитаре. Я сперва спрашиваю, что у тебя слушают дома, какую музыку. И я сразу понимаю, что за фрукт, что надо делать. Обычно, когда приходят девочки, они хотят петь.

- И девочки гитарой интересуются?

- Да. Ну, это просто надо понять, они не говорят этого, но я знаю. А гитара для них ? чтобы немножко сопровождать. Ну, я так и даю им. А джаз В джазе есть много того, чего нет в популярной музыке. И все время в популярной музыке от джаза берут что-то Гармония ярче И если учить теорию импровизации, оттуда поп-музыканты многое для себя могут взять. Вот такой у меня подход. А чистый джаз Я могу сказать, что пятнадцать лет я там работаю, и за это время у меня один парень-джазмен. Это, конечно, очень хороший парень, но вы сами понимаете, какой это процент. Ну, есть еще парни, которые сами пишут песни, исполняют их. Это интересно, не совсем обычная поп-музыка, гармония интереснее. Ну, типа Stewie Wonder, в ту сторону.

- А вот если вернуться к тому, как вы сами учились джазу... Как у вас это происходило?

- Я стал искать пластинки. В то время популярны были Wes Montgomery, Jim Hall, Barney Kessel, другие гитаристы традиционного, так скажем, направления. Хотя Jim Hall (любимый гитарист Т.Паулуса ? прим.авт.) ? не совсем традиционный гитарист. Вот его записи в дуэте с Pat Metheney, например, - очень яркие. У него все время что-то новое, все время новые краски. Поэтому все сегодняшние известные гитаристы, такие как John Scofield, тот же Pat Metheney ? они все говорят, что очень любят Jim Hall. Ну вот, и я, как и все, наверное, слушал пластинки, пытался понять, как и что, как они играют

- Но ведь неподготовленному человеку не так просто понять, что они делают

- Ну, я могу сказать, что на сегодняшний день уровень джазовой гитары очень высок, очень. В моем возрасте, наверное, уже не возможно за всем угнаться. Это, наверное, надо быть фанатиком, сидеть на хлебе и воде и каждый день заниматься очень много. Жизнь сейчас очень быстро меняется, и все думают о деньгах. Но я думаю, что например, в северных странах ? Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия ? джаз уже на очень высоком уровне преподают в музыкальных школах. Лет через десять уже и в Эстонии будут учить так же, и тогда, наверное, будут и очень сильные музыканты. Сейчас важно много учиться. Надо понять, что того американского джаза, который пришел когда-то в Европу, такой музыки уже не играют. Современная эстрадная музыка, это такое слияние европейских и американских традиций, что надо, наверное, целый курс классической гармонии пройти, чтобы понять, что и как. А то так и будешь до конца блюз играть. Ну, это тоже неплохо (улыбается).

- Я вот смотрю, вы как-то больше теперь тяготеете к акустической гитаре?

- Да, это так. На острове, где я живу, там никаких джазов нет, никакой электрогитары. Как-то не подходит это к природе. Да и во всем мире сейчас акустические инструменты становятся популярны. Это совсем другой мир для меня, акустическая гитара. Надо заниматься, пальцы держать в форме. Сейчас я играю не менее двух часов в день.

- А какие у вас раньше были инструменты?

- Ну, я все свои инструменты покупал в советское время. Тогда отсюда выбраться было очень трудно, приходилось идти на всякие трюки, ну как и все музыканты. Ездил в основном в Финляндию.

- А вот первая гитара какая у вас была, помните?

- Первую, по-моему, мне сделал мастер. Это была классическая джазовая гитара, типа Gibson ES-175. Очень хороший инструмент. А звукосниматели наматывали тоже сами, из телефонных катушек делали.

- А что с ней стало, с этой гитарой?

- Она и сейчас у меня висит, но как музейный экспонат, сломалась уже. Хорошая была гитара. А потом я поехал за гитарой в Ленинград. В Эстонии еще не продавались гитары такие. Это была гэдээровская Musima. Между прочим, хороший инструмент был, материалы очень хорошие. Я помню, как ездил за ней в Ленинград ? молодой парень, мне лет шестнадцать, наверное, было. Очень плохо по-русски говорил, никак не мог обратно потом добраться. Хотел спросить, когда поезд уезжает, но не знал слово поезд , знал только паровоз . Ну вот и спросил: Когда паровоз до Таллина? . И денег у меня не было, ехал обратно на плацкарте, вокруг ? цыгане. И вот я сидел среди этих цыган, гитару к себе прижал, все время боялся, что ее украдут. Вот такие дела были тогда, такие времена...

- А куда включали ее?

- Первые усилители были ? радиоприемники. У друга моего был такой хороший приемник, Philips, ламповый. С большим динамиком, очень хороший звук давал. Из киноаппаратуры тоже делали. А потом сами начали делать, мастера появились. Вот такие времена были, все сами делали.

- А вот эта моя пластинка, где вы с Алексеем Кузнецовым в Олимпийской деревне играете, там у вас Ibanez, кажется

- Да, он и до сих пор у меня дома есть. Но уже очень редко играю на электрогитаре. Так вышло, что нет работы на электроинструменте.

- А вы специально Ibanez выбирали?

- Ну нет, так вышло. Это было советское время, выбора большого не было. Я был в Хельсинки, и у меня было три часа всего. Один друг меня возил на своей машине по городу, и две тогда гитары мы видели. Одна, тоже Ibanez, новая, очень дорогая, ну и вот этот, который сейчас у меня. Но мне он не очень нравится.

- Почему?

- Ну, может потому, что это модель George Benson, она все-таки создана для эстрадных выступлений. Он ведь стоит и поет, а классики джазовые сидят. Она создана для игры стоя, все время какое-то неравновесие ощущается. Между прочим, сам George Benson на ней не всегда играет. Раньше у него и другие инструменты были, более джазовые.

- Но вот и John Scofield на Ibanez играет

- Ну, John Scofield ? современный гитарист, он любит стоя играть, это к поп-музыке ближе. А если ближе к поп-музыке - больше популярности, больше денег У современных гитаристов вообще бывает трудно понять, что у него сильная сторона ? джаз-рок или рок-джаз.

- А вот акустическая гитара у вас какая?

- Takamine. Не очень дорогая.

- Тоже не нравится?

- Не очень. Но нет уже смысла покупать дорогой инструмент, я не такие большие деньги зарабатываю. В принципе, она меня устраивает. Я сейчас веду довольно скромную жизнь. И в России ведь наверное так же ? если раньше все гонялись, где что купить, то теперь, когда можно просто купить новую жизнь, начинаешь думать ? а надо мне это?

эстония, август 2003, интервью - Венсаат

MP3

  1. Selle suve laul
  2. Simmani lugu
  3. Pa-Pa-Pa
  4. Parnu ballaad
  5. Mul meeles veel
  6. Saaremaa valss
  7. Muinaslugu muusikas
Примечание:

1, 2, 3 - с пластинки 1998 "Basic Concept feat.Tiit Paulus".
-Selle suve laul - Песня этого лета
- Simmani lugu - Песня Симмана

Автор всех трех композиций - Тийт Паулус.
"Basic Concept" are:
- Ain Agan (guitars),
- Raul Soot (saxophones),
- Taavo Remmel (bass),
- Petteri Hasa (drums).

4, 5, 6, 7 с пластинки "Muinaslugu muusikas" (Сказка в музыке) (2001).
Это обработки Т.Паулусом песен эстонского композитора Р.Валгре (Raimond Valgre, 1913-1949).
Его песни с детства известны каждому эстонцу, типа наших подмосковных вечеров:
- Mul meeles veel - Я еще помню
В записи принимали участие Tonu Naisoo (ф-но),
- вокальный квинтет Mare Valjataga,
- Hedvig Hanson (вокал),
- Taavo Remmel (контрабас),
- Heiki Jahtti (гармоника).