ВАДИМ КРАСНООКИЙ
За более чем 12 лет своего существования, Киевская группа Mad Heads стала легендой украинского рокабилли и заметным музыкальным явлением на сцене СНГ и Европы.
Но сегодня мы не будем останавливать свое внимание собственно на группе.
Все что вам может быть о ней интересно, вы можете прочитать на их сайте.
Сегодня мы лучше пообщаемся о гитаризме с основателем, вокалистом, гитаристом, автором музыки и текстов группы, злостным рокабилльщиком, талантливом музыкантом и просто хорошим человеком - Вадимом Краснооким, который любезно согласился дать интервью главному гитарному ресурсу вселенной.
6-String Samurai: Вадим, для начала расскажи нам, с чего все это началось: когда ты взял в руки гитару, какую, и собственно зачем.
Вадим Красноокий: Первая гитара была конечно аккустическая. А началось все еще наверное с музыкальной школы, по классу скрипки. Но понятно, что это все было по большому счету инициативой родителей, а в музыке очень важно желание и добровольное начало.
Сейчас, возвращаясь назад, я понимаю, насколько много было неправильного в музыкальной школе. Вместо того, чтобы раскрыть то, что во мне могло быть, эта система скорее отталкивала. Я не могу обвинить в этом педагогов, они преподавали так, как их учили. Но в современных жанрах, особенно там, где много импровизации, очень важно умение подбирать музыку на слух.
В академической школе очень много полезного, но там не учитывается то, что для того чтобы прочувствовать музыку, для того чтобы понять, что она тебе нравится, нужно хотеть ее сыграть. Когда ты слышишь оригинал, который ты слышишь и понимаешь, как это классно - это одно, а когда тебе дают ноты, и ты возможно вообще не понимаешь, что это такое, и собственно к чему нужно стремиться.
Особенно это касается каких-то особых приемов звукоизвлечения, которые нельзя объяснить теоретически, можно только услышать, и захотеть зазвучать также. Тем более все это делалось на основе партий различной оркестровой музыки - а это все равно было не то, нужно сначала пропереться от этой музыки, и только потом ее изучать.
В общем, так или иначе, я был троешником, у меня были пятерки только по музыкальной литературе, и учился я только потому, что родители хотели чтобы я ее закончил….и я ее закончил.
6SS: Есть ли вообще реальная польза от всей этой теоретической подготовки?
ВК: Да, конечно, есть польза, большая польза, и я постоянно, по сей день вижу, как жалко, что многие вещи я плохо знаю, например как плохо, что я знал сольфеджио на тройку. Дело в том, что сольфеджио преподавалось в абсолютно теоретический форме, было непонятно, куда его прикладывать - просто выучите это и все.
А когда я начал начинаешь заниматься записью композиций, аранжировкой, то стал понимать - да, я это знаю, я вижу какие-то закономерности, которые все облегчают и упрощают, Но потом понял, сколько я не помню и не знаю! То есть что-то, и даже многое, мне музыкальная школа дала. Но всего, что я мог бы там взять, я не взял. Даже наоборот, возникло некоторое…ну не то чтобы неприятие академической музыки…но, во всяком случае, дистанция.
И вместе с тем, параллельно, когда я уже заканчивал музыкальную школу, это уже были средние-старшие классы общеобразовательной школы, появилась другая музыка, которую я слушал в записях - кончено Beatles, ну все что можно было достать в середине восьмидесятых. Естественно спектр музыки был очень широкий, там был и рок и поп, и чуть позже появился русский рок: ДДТ, Алиса, Кино, Аквариум. И, как и все тогда я пробовал петь песни под аккордовый бой, но тогда я был скорее слушателем, хотя уже и тогда были первые попытки писать свои вещи - но все это было нецеленаправленно, а так сказать на уровне личного удовольствия.
Вообще в первый раз попытка собрать группу была где-то в пятом классе, тогда мы купили металлофон за 5.50 рублей, он кстати до сих пор где-то у меня валяется. Но все это было несерьезно, но было желание что-то делать. Сначала я вообще оддалживал гитары у знакомых, и то что я тогда пытался играть и сочинять было скорее дворового характера. Вообще с гитарой у меня пошло очень быстро, буквально через несколько месяцев я начал пробовать не только аккорды, на чем большинство в общем и останавливалось - выучить например все открытые аккорды...или все аккорды с барре - и петь свои любимые песни.
А мне наоборот сразу захотелось пробовать что-то еще, как сыграть то, а как сыграть вот это, в конце концов меня позвали в школьную группу ритм-гитаристом. Был у меня знакомый барабанщик, тусовался в моей компании, и он увидел как я что-то играл на гитаре и позвал меня к ним. На первых порах это было очень интересно, понятно это были те же аккорды, требования в школьной группе тогда были простые - ничего лишнего (смеется).
Кончено помню первый выход с этой группу на сцену, там было столько адреналину, что было все равно кто что играет. В общем, первые несколько месяцев с этой группой были довольно интересны. Группа была как в песне "Чижа" - девочка-вокалистка и трио парней. И в втроем мы и пытались на репетициях "щупать" уже какие-то другие вещи… В тоже время наш худрук нас пропихивал в разные пионерские конкурсы. Но выступлений как таковых было не много, в основном это были репетиции, общение, вся эта атмосфера. И воспоминая то время, я вижу, что уже тогда меня это все очень интересовало, я по ходу, сразу, сочинял свои песни, на русском языке. Конечно, стилистически было трудно сказать, что это было такое, естественно было влияние русского рока, и всего, что тогда я слушал и слышал. И примерно в то же время я познакомился с музыкой рокабилли, начал ее активно слушать, достал очень много записей…
6SS: Ты помнишь, что именно это было?
ВК: Да, я все хорошо помню, в начале это был Элвис Пресли и Мистер Твистер - то что издавалось на пластинках "Мелодии". А потом это сразу был очень много всего: приятель, с которым мы учились в одной школе и жили в одном доме, он познакомился с этим немного раньше, у него были знакомые рокабиллы, у которых были записи.
Вообще таких людей тогда были единицы, тусовка была немногочисленная, такая закрытая секта. И он мне давал записи…того же Элвиса…его я слышал конечно и раньше, а вообще в начале я не совсем понимал, те записаи, что он мне давал. Вот Элвис - да, старая музыка, еще до Битлз, и слышно что она древняя - но такая живая энергия, просто прет.
Но был стимул знакомится с этой музыкой дальше, и так получилось, что я поехал учиться в Германию, и там уже целенаправленно собирал записи рокабиллов, и когда я вернулся - уже было чем меняться с другими. И еще я тогда привез кучу дефицитных чистых кассет, и все себе переписывал.
А потом я уехал в село на лето, с пачкой кассет, там были почти полные Stray Cats, классика рокабилли и рок-н-ролла - Кокрейн, Винсент, Хейли, Холли, и было несколько сайко-команд, типа Batmobile, в общем такая хорошая сборка. И несколько месяцев прошло в такой изоляции, слушая эту музыку ежедневно, по нескольку часов. В общем мне пришлось пройти всю историю стиля за несколько месяцев.
Вернулся я уже законченным рокабиллом. И когда я пришел на репетицию, где нужно было брать один аккорд раз в полминуты, я посмотрел на все это - развернулся и ушел. Я начал целенаправленно осваивать эту музыку, снимать какие-то соло, что-то пытаясь делать, пытаясь писать песни, тогда как раз появились первые мои песни на английском. Ну а через год я собрал Mad Heads. Это было в конце 91-го года.
6SS: Давай вернемся к началу, к твоим первым гитарам.
ВК: Первая понятно была аккустика, черниговская кажется, и с ней связана забавная история. Тогда ведь гитары были жутким дефицитом, а тут я зашел случайно в Дом Музыки, и раз - есть гитары. И я понимаю что, если я поеду домой за деньгами - когда я вернусь их уже не будет. А меня были с собой деньги, но не хватало копеек 40…в общем я вышел на улицу и просто стал у прохожих просить. И насобирал. Так я купил первый инструмент. Рублей за 30 вроде. И долгое время это был мой единственный инструмент.
А электрогитару я купил уже когда мы начали собирать группу. Это была Музима, полуаккустика, потом была Иолана и Кремона, в общем гитары соцпространства. С ними я, конечно, регулярно мучался, я уже не говорю про звучание, но там все время что-то разбалтывалось, ломалось.
И была еще стратообразная Музима, не помню как называлась. Вроде Рок Стар. А вообще из тех гитар, с которыми я тогда сталкивался, лучше всех была Музима Рекорд, там был хорошее дерево и если там поменять гриф, ручки, механику, можно было получить нормальный инструмент.
Потом был инструмент на заказ. Тоже полуаккустика, где-то в году 95-м. Там был странный мастер, за которым я в процессе долго гонялся, то он там лаком недостаточно покрыл, то еще что-то. С электроникой напортачил, она начала принимать радиоканалы прямо в студии.
А потом, в 96-м, появился Hohner, на котором я сейчас играю, купил я его в Германии.
6SS: Ты ее как-то апгрейдил, что-то менял на ней?
ВК: Я сразу поставил Бигсби, мне его поставили прямо в магазине.
6SS: Не было никаких проблем после установки Бигсби?
ВК: Нет, никаких проблем, поставили мастера, мастерская там была прямо при магазине, вкрутили пару болтов - и все. Называется она Hohner Professional SE 400, она была новая, но на комиссии. Даже звучки были пленкой заклеены. Тайваньская сборка, корейские звучки. Правда потом выяснилось, что там был небольшой фабричный брак, было где-то отслоено дерево и пришлось отдавать ее нашим мастерам. Там был еще Эпифон, очень похожий на Греш, такой оранжевый, с Бигсби, она даже была по ощущениям удобнее, тоньше гриф, но когда я включил Хонер - сразу стала видна разница в звуке - Эпифон звучал несколько пластиково, а Хонер сразу дал такие глубокие обертона, что решение стало очевидным. Вскоре мне еще пришлось поменять порожек, там был очень мягкий метал, быстро сточился, струны стали рваться, и я поставил Shaller с роликами. Затем поставил новые колки, Gotoh.
6SS: Звукосниматели?
ВК: Да, в бридже я поставил какой-то Gibson, но не знаю даже как они называется, его просто привезли моей жене из Англии когда она еще играла. И я у нее и отобрал его. А второй остался тот же, корейский
6SS: Какие струны ты используешь?
ВК: Я перепробовал много разных марок, но сейчас использую Galli Rockstar на концертах, потому что их приходится часто менять, а смысла ставить дорогие струны для концертов я не вижу - ибо они через 2-3 недели они уже нерабочие, 3-4 концерта - и все. А в студии я использую D'Addario или Rotosound. Диаметр - десятка, но недавно я открыл для себя, что в студии мне больше нравятся 11-е. Просто в студии это увеличение толщины дало ощущение такой "мясистости" звука, которой я давно добивался.
6SS: Нет желание пойти дальше? До 13-х например?
ВК: Дело в том что я не все вещи на них сыграю, тут надо будет много заморачиваться. Разница была ощутима была уже при переходе с 10-ки на 11-е, а тут разница будет еще больше. К тому наверное, не все вещи будут нормально звучать. Я прописываю много партий, на разных звуках, и где-то может оно будет хорошо, а где-то не очень. В общем, последний альбом, большей частью я писал на 11-х, просто я перешел на них у же в процессе записи. А на концертах я снова вернулся на 10-ку, потому что 11-е быстрее теряют звонкость по верхам. А десятка как-то дольше живет.
6SS: Как насчет медиаторов?
ВК: Есть любимые медиаторы, Dunlop Tortex, но теперь я их почему-то нигде не могу достать, играю на старых запасах. Они не скользят, материал такой как будто присыпан тальком, матовый, другие медиаторы начинают выпадать из рук, когда они потеют. Плюс он очень равномерно стирается, не трескается, не ломается. Жаль, что их сейчас нельзя найти. И форма - большой треугольник.
6SS: Расскажи, пожалуйста, про оборудование: на концертах и в студии.
ВК: На концертах часто приходится работать на том, что есть, на разных комбиках, хоть это и фирменные аппараты. Поэтому я поставил себе задачу собрать такой комплект, который позволил бы мне минимально зависеть от звука комбика.
Вообще мне ближе всего звучание Fender, особенно в студии, хотя последний альбом писался на двух стэках Marshall. К сожалению не помню каких именно. Красный и черный. Черный - был подписной Слэша.
А на концертах в основном приходится играть в разные Fender, например Hot Rod De Luxe, Hot Rod De Ville.
И долгое время я играл с тремя педалями: Boss Delay, Boss Compressor и Boss Blues Driver. Но задумка была в том, чтобы использовать небольшой гейн комбика, а большого овердрайва добиваться при помощи педали. А так как комбики разные, иногда это работало хорошо, а иногда плохо. В одних вообще нет небольшого гейна, а в других овердрайв не такой. как мне нужно. Плюс не всегда есть время отстраивать сам комбик, особенно на всяких сборных солянках.
Сначала у меня появилась идея использовать процессор - но я быстро от нее отказался. Процессор конечно в этом плане удобен, ты получаешь все сразу в одной коробке, программируешь себе звуки и от комбика почти не зависишь. Но я быстро понял, что эту цифру очень хорошо слышу, мне все время казалось, что между гитарой и ее звучанием что-то есть, что мешает, не хватает какой-то "правдивости" в звуке, будто у тебя кусок мыла в струнах сидит.
И тогда я просто докупил еще один овердрайв, Marshall Jackhammer, и отстраиваю на комбике чистый звук, Blues Driver дает легкий драйв, Jackhammer - тяжелый драйв, ну и использовать оба для самого громкого соло. Вообще эта педаль произвела на меня очень хорошее впечатление, и пока полностью удовлетворяет.
6SS: А как насчет студии?
ВК: Пишу я чисто в комб, иногда компрессирую. И уже потом накладываю хорусы, дилеи и т.д.
6SS: Как вы пишетесь в студии? Все вместе?
ВК: Мы пишем вместе ритм-секцию: барабаны, контрабас и иногда еще какую-то гитару. Но так как гитар я прописываю очень много, потом еще все это накладываю, дублирую партии, и все это сразу записать конечно невозможно.
6SS: Как ты пишешь соло? Разучиваешь от и до, или можешь позволить себе сымпрвизировать в студии?
ВК: Я как правило использую базовую задумку, разученную до нотки, ипровизирую я чаще в живых версиях, когда вдруг что-то захочется вставить.
Хотя в студии бывают моменты, когда мне вдруг хочется наложить еще одну партию, примерно уже зная что это будет такое, и тогда конечно могу и сымпрвизировать. Если потом это оказалось хорошо - оно остается.
6SS: Как ты вообще учился играть? Просто снимая записи?
ВК: В принципе все было самостоятельно, но уже через годы я почувствовал, что уперся в стену, то есть я слышу как это играется, но я просто не понимаю как к этому можно прийти.
И тогда я пошел к преподавателю, к Молоткову. Он сходу дал мне много того, для чего я уже был давно готов. Это были и джазовые аккорды, о которых я понятия не имел, и блюзовые гаммы, подход к их использованию, так называемые blues licks.
В общем, я занимался ним около полугода, он дал мне некую систему, которая мне очень много дала, но наступил момент, когда я увидел, что он мне больше дать ничего не может. Он стал давать мне какие-то разные, абсолютно не связанные между собой темы, а однажды вообще поставил какую-то блюзовую школу, а сам ушел. Но, во всяком случае, он мне очень много дал, и дальше я уже мог делать все что угодно, я видел куда развиваться дальше.
У меня конечно много пробелов и в теории и во всяких ладах, но я по большей части отношусь к музыке интуитивно, я играю то, что мне хочется сыграть, опираясь на какие-то свои базовые знания. Если я снова упрусь в какой-то барьер - тогда я наверное начну искать новую информацию.
6SS: Расскажи про гитаристов, группы, которые ты слушал, на которых рос, учился, и которые слушаешь сейчас. И особенно про гитаристов, которые наиболее на тебя повлияли.
ВК: Брайан Зетцер, в первую очередь. Это наибольшее мое гитарное влияние. Дело в том, что в рамках той музыки, которую я играю, именно он, как гитарист, наиболее широко подошел к стилю. Сам его подход - он взял достаточно узкий жанр - рокабилли, но использовал в нем много разных гитарных техник: рок, джаз, блюз, кантри, он все это использует. И, соответственно, у Брайана Зетцера по чуть-чуть можно научиться играть во всех этих стилях. Это отличает его от большинства других гитаристов, которые держатся в рамках своего жанра.
Что касается остальных - все было очень эпизодически, что-то там услышал, что-то у того снял. Систематического снимания и изучения не было. Тем более, большинство гитаристов в жанре рокабили, сайкобилли, не отличаются особенной техникой и снимать их было интересно только на первых порах, чтобы понять всю эту тему. Еще большое влияние оказал Дик Дейл. Естественно, самые разные блюзовые гитаристы - тот же Би Би Кинг и так далее.
А сейчас меня, например, очень заинтересовала австралийская группа Living End, я активно использую их фишки. Они играют смесь панка, рокабилли, ска, они потрясающие арранжировщики, и хотя они звучат как Offspring или Green Day, музыка простая, энергичная, но количество мелодических и технических решений просто невероятное. Причем нет какой-то мелодичской перегруженности. Гитарист тоже явно вырос на Зетцере, но в его музыке больше простых аккордов, арпеджио, пентатоник, но очень красиво сделанных.
6SS: Как ты относишься к современным гитаристам, таким как Вай, Сатриани, Фридман, а также к старым легендам - как Блэкмор, Пэйдж…
ВК: Рок семидесятых - восьмидесятых я прослушал раньше, и люблю его, а по поводу рока 90-х, в частности по поводу тяжелых стилей - я в последнее время перестал видеть там музыку.
То есть понятно, там чисто технически гитаристы очень классные, по сравнению с тем же сайкобилли. Но музыка ради техники мне неинтересна, я думаю в одной правильной ноте больше музыки. Ранний рок-н-ролл показал мне, что песня может звучать в руках человека, который вообще непонятно как держится за инструмент, но он создают такое настроение, что это по сей день слушается, производит впечатление.
Настроение, на мой взгляд - это главное, очень важна мелодика, а затем уже идет техника. Возможно, я не очень внимательно слушал того же Мальмстина, Сатриани, Вая, но все-таки это люди, сделавшие упор на технику. Я не хочу сказать, что это плохо - но это очень рискованно в каком плане: ведь в такой музыке будут слушать только самого техничного гитариста, а 10 других, которые чуть хуже, уже никому не будут интересны. И не факт, что им будет, что сказать каким-то другим образом. А просто делая интересную музыку, от души, даже проигрывая где-то в плане техники - можно всегда найти своего слушателя.
Средний слушатель не будет обращать внимание на технику, он этого не поймет, он будет искать какого-то особенного настроения. Я не чувствую себя супер-виртуозом, который может вынести что-то свое, принципиально новое в плане гитары, я просто стараюсь эффективно использовать технику, которую уже нашли другие, для других целей, для передачи настроения, для передачи мелодики.
6SS: Что ты посоветуешь гитаристам, особенно начинающим, в плане учебы. Как научиться играть? Какие методы совершенствования ты считаешь наиболее действенными?
ВК: На своем опыте, и на опыте других гитаристов, я пришел к выводу, что самое эффективное - это воспроизводить то, что нравится у других гитаристов - ведь у любого гитариста есть любимые гитаристы, именно инструменталисты. Снимать их фишки, не бояться подражать. У джазменов есть поговорка, которая звучит примерно так: "подделывайте, пока не сделаете". Это действительно большая истина. Не нужно бояться копировать и подражать, именно в технике игры, это будет базой, на которой родится свое. И конечно снимать на слух - все школы и пособия лучше использовать как подспорье, когда просто не понимаешь, как это сделать. И в плане техники - не торопиться, начинать медленно и не стараться удивить себя своей техникой, медленно, под метроном, постепенно наращивая скорость.
6SS: И в завершение, что ты пожелаешь всем, кто живет такой штукой как гитаризм?
ВК: Я думаю, тут наилучшим пожеланием будет получать удовольствие от самого процесса, от своего инструмента - не зависимо от того, делает это человек для себя, или профессионально. Музыка может быть работой, но только тогда, когда она является для тебя удовольствием. Если делать это для каких-то целей - денег, славы, скорости игры - не получая от этого кайфа, можно потом оглянуться назад, и увидеть что все эти годы прошли впустую. Получайте удовольствие!
Официальный сайт группы - madheads.kiev.ua