John McLaughlin
Обернитесь назад, чтобы идти вперед
Чтобы двигаться вперед, зачастую приходится оценивать то, что сделано нами до этого. Например, совсем недавно я подобрал одну композицию 1974 года из репертуара Mahavishu Orchestra, которую хочу исполнить во время ближайшего гастрольного тура. Интересно, насколько мне удастся интерпретировать эту музыку в условиях новой реальности.
Не бойтесь экспериментов
Я слушаю старые записи даже сегодня. Что-то из пятидесятых, что-то из шестидесятых – и они до сих пор вдохновляют. Тогда, в середине шестидесятых, когда Beatles выпустили Revolver, мы ширялись ЛСД и искали новое звучание. Мне наскучил холодный звук джазовой гитары, хотелось чего-то более мощного и кричащего, особенно под влиянием Хендрикса.
Потом был проект Эрика Клэптона с Джоном Мэйолом и Cream. В 1969 году я приехал в Штаты, где мне посчастливилось работать вместе с [американским джазовым барабанщиком] Тони Уильямсом и Майлсом Дэвисом. Майлс в то время искал более грубое звучание и на этой основе создал Bitches Brew и Kind Of Blue. Он был настоящим «крестным отцом фьюжна».
Доверяйтесь своим сомнениям
Чтобы сомневаться, не обязательно копаться в инстинктах. Сомнение – это важнейшая часть жизни, поскольку без него невозможна уверенность. Иногда бывает, что и за пару лет не напишешь ни ноты, а потом вдруг «бах» – и все приходит само собой. Такие вещи случают порой совершенно неожиданно, но я доволен. Иногда это очень полезно.
Нельзя определить джаз
Если вы хотите понять, что такое чистый джаз, необходимо конкретизировать период. Вечная музыка – это Kind Of Blues, равно как и A Love Supreme [Джона Колтрейна]. Но мне сложно дать определение настоящего джаза. Здесь имеется ряд противоречий в терминах. Я вспоминаю, как Майлс однажды сказал, что джаз – это мир белого человека. Мы можем наиболее уверенно говорить только об истоках джаза – это синтез западных гармоний с перенятыми африканскими ритмами и звуками в Соединенных Штатах.
Учитесь у своего вдохновения
Я стремился уподобить свою музыку тому, что слышал от Котрейна и Майлса. Это были доминирующие составляющие моего становления как музыканта. Оба музыканта базировались на бибопе, но формы меняются, а вместе с ними меняются эмоции и горизонты. В этом ключе я и развивался.
Разглядите свой путь
У меня не было преподавателя по гитаре; я просто взял медиатор и начал экспериментировать. Ты находишь определенный звук или фразу и начинаешь ее разрабатывать. Когда есть желание, остальной придет само, а желание у меня, поверьте, было еще какое! Я любил музыку [Майлса и Колтрейна] настолько, что порой засыпал с гитарой. Я был просто помешан, мои пальцы нередко кровоточили, а мать ругалась, мол, хватит играть…
Двигайтесь впереди гитары
Фантазия Майлса была неиссякаема, и каждый в его окружении старался потакать его идеям. Когда он, к примеру, говорил «Сыграй здесь бум-бум… тыщ, окей?», мало кто реально понимал, что он имеет в виду. Но это было просто не важно, поскольку взаимопонимание осуществлялось на более высоком уровне. Порой подобные ситуации помогают вам совершенствоваться даже без осознания этого.
Total Guitar 2007/2008 перевод - Юрий Кириллов
|