JOE SATRIANI 5 ПРИЧИН УЧИТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ
Музыкальная теория – это не бранные слова, но уж слишком очерняют их так называемые гитаристы «от души». Эти ребята утверждают, что глубокие знания об аккордах и гаммах препятствуют творческому акту и превращают гитариста в копию таких же «знатоков», как он сам.
Поэтому предлагаем вам ознакомиться с мнением такого авторитетного гитариста и специалиста по музыкальной теории, как Joe Satriani, который приводит пять причин, почему знание теории поможет вам зажигать так круто, как никогда раньше.
- ВЫ БУДЕТЕ ЛУЧШЕ ИГРАТЬ
Eddie Van Halen не знает всех тонкостей музыкальной теории, а Jimi Hendrix вряд ли когда-либо общался с Noel Redding о том, в каком ладу лучше всего звучало бы соло из “Hey Joe”. А теперь задайтесь вопросом: вы из того же лагеря гениев, что и Jimi, или все-таки принадлежите к группе менее гениальных музыкантов, таких, как большинство из нас? Музыкальная теория как раз помогает понять этих «богов гитары» и то, что они делают, а тем самым учит нас играть, как они. Таково и мнение самого Joe: «Когда мои ученики спрашивают, зачем им учить теорию, я обычно говорю: “Вот вы можете играть, как Stevie Ray Vaughan? Если нет, то как же быть? Узнать, почему он играл именно так, или просто ждать, пока вы сами собой не превратитесь в Stevie Ray Vaughan?”».
- КУЧА ГИТАРИСТОВ ЗНАЕТ ТЕОРИЮ МУЗЫКИ – И ОНИ РУЛЯТ
Хоть и нельзя отрицать, что многие гитаристы с трудом отличат лидийский лад от супер-локрийского, но будут при этом великолепно играть, необходимо помнить, что бесчисленное множество великих музыкантов, подкованных в теории музыки, играют просто фантастически. Joe учил многих великих, и результат очевиден. «Каждый великий гитарист и каждый великий музыкант строит свой музыкальный мир по-своему. Кто-то пошел в школу и получил диплом, а кто-то вышел на большую дорогу, чтобы учиться, – говори он. – В конце концов, по опыту обучения таких парней, как Steve Vai, Kirk Hammett, Alex Skolnick и Larry Lalonde, могу сказать, что своим успехам они обязаны тем знаниям, которым когда учили и меня. Именно благодаря этому их концерты и студийные записи стали гораздо интереснее».
- ОНА РАЗВЯЗЫВАЕТ ВАМ ЯЗЫК
«Музыкальная теория – это ваш словарный запас. Что, если бы вместо этих моих слов вы прочитали: “Joe сказал, что музыкальная теория – это круто!” “Что? И все?” – вы бы почувствовали, что вам сказали далеко не все. Вот так и в музыке. Если мне надо рассказать историю гитариста из потустороннего пространства и назвать ее “Not Of This Earth” [название трека с первого альбома Joe], разве мне хватит до-мажора, соль-мажора и фа-мажора? Разве это заставляет людей думать о потустороннем пространстве? Или я все-таки придумаю такие странные аккорды, сочетание которых будет вызывать у вас недоумение и ощущение загадки?
Те аккорды, что я сочинил, создают в моем воображении весьма необычные картины. Потом я посмотрел на все и это и подумал: “Я знаю, что это. Это аккорд в лидийском ладу, потом минор, потом лидийский, а затем миксолидийский. Я знаю эти гаммы, и я могу сочинить мелодию, которая легким полетом прорвется через эти лады”. Зрители не видят процесса, но слышат результат – гитариста с иной планеты».
- ТЕОРИЯ НЕ ПОДАВИТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Вопреки бытующему мнению, музыкальная теория – это не смирительная рубашка музыки, которая диктует, что надо играть. По мнению Joe, звучание слова «теория» пугает людей, но бояться нечего. «Я обычно говорю своим ученикам: “Сегодня я научу вас музыкальной теории, но теория – как линейка. Линейка не решает, насколько длинным или коротким должно быть что-то. Но если вам необходимо что-то измерить, вы воспользуетесь линейкой, которая поможет «назвать» ту или иную длину”. В этом и состоит музыкальная теория: это набор фраз или слов для описания того, что вы хотите сыграть. И никто не заставляет вас делать того, чего вы не хотите».
- ОНА ПОМОЖЕТ ЗАПОМНИТЬ ВАШИ УБОЙНЫЕ РИФФЫ И ФИШКИ
«Задумываете ли вы в своей голове песню, говоря: “Что это я слышу?” или слушаете какую-то музыку, отмечая: “Прикольно. А что это?”, вам в любом случае необходимо выдумать язык, посредством которого та часть вас, которая играет, будет общаться с той вашей частью, которая слушает музыку. Я как-то в 15-тилетнем возрасте возвращался домой с вечеринки, и в моей голове крутились великолепные риффы, которые быстро испарились. Я пришел домой и подумал: “Черт подери! Да я даже не могу запомнить крутого риффа, который только что был у меня на уме!” Теперь, когда я слышу в голове рифф, я могу сразу определить: это тоника, уменьшенная нона и кварта; потом я возвращаюсь к своим делам, а рифф всегда смогу восстановить».
Total Guitar, July 2006
Перевод - Юрий Кириллов
|