Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
Marcus Miller
Можешь ли ты что-то посоветовать музыкантам, пытающимся перенять твой стиль гармонических решений в музыке? Ну, вообще-то, надо сказать, что это все не так просто изучать. Вам следует выучить множество соло разных музыкантов, но одними соло дело не ограничивается. Вам следует выучить аккорды, гармонии, которые сопровождают каждое соло. После того как вы выучили само соло, вам следует выяснить, почему именно эти ноты играются с этим аккордом. И когда вы все вышеперечисленное проделаете, вам откроется множество интересных вещей. Вы начнете понимать, по каким законам музыканты выбирают, что им играть, и вы сами сможете руководствоваться этими законами в своем творчестве. Дальше уже дело за вашим воображением. Вы должны уметь представлять то, что должны будете сыграть. Какие хорошие примеры твоих соло ты можешь порекомендовать? М-м, дай-ка подумать… Ну, например "Lonnie's Lament" с моего последнего альбома. "It's Me Again". На "The Sun Don't Lie" есть композиция под названием "Moon", кстати, один парень сделал с нее замечательную транскрипцию, с партиями всех инструментов. Она была не совсем верная, но все равно очень интересная (смеется). Что ты изучал сам? Ну, я изучал столько много вещей! Я учил соло Джона Колтрейна, я учил соло Пола Чемберса, Реда Гэрланда, пианиста, который играл одно время с Майлзом… Я изучал все его приемы. Очень важно учить все, что только можешь, брать настолько много, насколько можешь взять - таким путем ты получишь большой объем нужной информации. Какой период творчества Колтрейна твой любимый? Ранние годы или, позже, когда пошли более возвышенные композиции? Я люблю оба. Я люблю ранние композиции, подобно периоду его работы с Майлзом в 50-х. Я люблю Giant Steps, появившийся гораздо позже. И я не меньше люблю его композиции, написанные прямо перед "уходом" в авангард. "Lonnie's Lament", "Crescent", "Naima" - прекрасные композиции. "Coltrane's Jazz" - замечательная вещь! Да, это чумовой альбом, ты прав. Но, нужно учить вообще как можно больше композиций самых различных музыкантов. Знаешь, я учил фанковые соло из Earth Wind & Fire, причем учил соло саксофониста. Я учил соло Пола Чемберса, я учил соло на флейте Хаберта Лоуса, Жако Пасториуса и Стенли Кларка, всех остальных басистов - всех их я учил. Ты играл все эти соло на шестиструнном басу, или же транспонировал в басовый регистр? Я очень мало играл на шестиструнном басу. Забавный инструмент. Но я больше предпочитаю четырехструнный бас. Его ограничения по регистру заставляют работать твое воображение, чтобы придумывать способы устранения этих ограничений. Я подумываю об использовании пятиструнного баса с высокой пятой струной до, а не с низкой си. Но проблема в том, что звук струны такой тонкий, такой кудрявый (смеется)… Я для себя уже уяснил, что мне не нравится такой звук. Ведь он похож на звучание плохой гитары. Может быть, мне стоит поэкспериментировать с возможно более толстыми комплектами струн, или с чем-то подобным. Возможно, тогда я изменю свое мнение. Находишь ли ты какие-то новшества в твоей технике, или, может быть, в других аспектах твоей музыкальной деятельности? Мало. С недавних пор я взялся за свою импровизацию, стараюсь ее улучшить, сделать более чистой. Знаешь, ведь нужно, имея какую-то идею или мысль, донести ее до людей чистой, чтобы они поняли ее смысл. Бывает, я начинаю настолько усложнять композицию, что люди вообще перестают понимать, чего я играю (смеется). Я работаю над звуком, делаю его чище, а также ищу какие-то влиятельные идеи и приемы. Ты записываешь свои выступления, чтобы позже оценить свою игру со стороны? Записываю, но обычно стараюсь не слушать. Я знаю, иногда бывает очень тяжело заново слушать свое выступление после концерта. Да, я не люблю слушать такие записи. Но…я должен хотя бы иногда это делать. Так можно увидеть, где я стал играть лучше, где хуже. Ты достиг многого в продюсерской работе. Расскажи, как ты развивал свое искусство продюсирования и звукорежиссерской работы? Ну, я начинал как студийный музыкант и проводил поэтому все свое время в студии. Я многому там научился. Потом я стал играть вживую с разными группами: с группой Дэвида Санборна, с Робертой Флэк, с Лютером Вандроссом, и стал писать свои песни. Домашние записи, четырехдорожечная аппаратура. Я показывал им свои песни, и они говорили: "Эй, мне это нравится. Давай запишем и это тоже", и мы приходили в студию вместе. В то время я уже не жил в студиях: просто экспериментировал, записывал свои вещи, и это тоже очень мне помогло. Особенно с Дэвидом Санборном, он заключил контракт со студией без ограничения времени. Так что я работал и многому учился. Это было тем более здорово потому, что когда я ушел от Майлза в 1982 году, чтобы поработать в студии, через пару лет я сова вернулся к нему, но уже в качестве продюсера и сочинителя, так что это время я провел не зря. Есть ли продюсеры, чей звук тебе особенно нравится? Мне нравятся… Да я особо не обращаю внимание на продюсирование на джазовых пластинках. Скорее, я смотрю, как продюсерскую работу на ритм-энд-блюзовых записях. Чумовые вещи делает Тимберлэнд. Мне действительно нравится то, что он делает, еще я люблю Тедди Райли, он великий продюсер и я уважаю его за то, что он до сих пор создает качественные записи. Поэтому он мне нравится. Кто еще…Что касается хип-хопа, то здесь мне очень нравится Эрик Сермонс. То, что он делает с этим парнями и Джиллом Скоттом, действительно круто. Я не уверен точно, кто из них продюсировал запись, но мне нравится это звучание Мне нравится то, что Тимберлэнд делал для Aaliyah. Да, он действительно сумасшедший. Да еще и находчивый… Когда ты работаешь в студии, ты до сих пор используешь систему записи на жесткий диск PARIS, верно? Использую ли я PARIS? Да верно, но там нет секвенсора. Только обработка. Это что-то Pro Tools, только без секвенсора. Поэтому я еще пробовал Logic, потому что там есть и то и другое. Хотя сейчас моя студия и не так хороша, но она проста и удобна, как PARIS. PARIS действительно мне сильно помогает. Может быть, потому, что я работал с ним так долго. Многие вещи в PARIS делать очень легко, во много раз легче, чем в Logic, так что… Как раз сейчас я собираюсь немного покопаться в Logic и окончательно решить, что мне больше подходит (смеется). Как ты считаешь, пришествие портативных и недорогих домашних студий может как-то повлиять на развитие профессиональных студий? О, да. Студии вымирают. Они существуют, пока существует нужда в записи "вживую" ил в записи с большим оркестром. Не так уж и много людей, которым требуется большая студия . Так что скоро все будет меняться. Сдаешь ли ты свою студию другим музыкантам, когда ты сам в ней не работаешь? Сдаю. Правда, обычно я сам занят в ней, но иногда сдаю, как правило, людям, которых хорошо знаю. Я не собираюсь делать из нее обычную коммерческую студию. Но я пускаю других людей, это верно. Ты много раз записывался в студии. Расскажи, какая сессия, на твой взгляд, была лучшей и какая была самая худшая ситуация в которую ты попадал. Ну я так сразу и не припомню всех ужасных ситуаций. Хуже всего, наверное. Когда продюсер не знает какой из вариантов записи лучший. Это всегда самое худшее, что бывает в студи. Тебе приходится давать в таких случаях продюсеру советы? Ну ты знаешь, он может продержать тебя в студии весь день. Просто записывать попытку за попыткой, не зная сам, чего он хочет. А ты подходишь и говоришь: "Приятель, мы сделали это уже два часа назад", понимаешь, о чем я? Это всегда вызывает проблемы. Лучше сделать так: сразу после записи сказать ему: "Эй, вот оно!", только так можно помочь. В конце концов ты поймешь, что если ты музыкант и записываешься в студии, то это не значит, что ты должен сидеть и, как робот, выполнять все, что тебе говорит продюсер. Ты должен помочь ему по мере своих сил. Так что я стал делать именно так и все пошло куда легче. А что касается самых приятных моментов, то это когда…ты знаешь, мы записываем сессию за сессией, иногда по три-четыре вещи в день. Но даже тогда все звучит отлично… Мы работали вместе сотни раз, и все как будто настроены на одну волну. Как с Лютером Вандроссом, я делал несколько записей с ним, которые звучат великолепно. И Лютер записывал все "вживую", он просто пел, а мы играли. Он суперзвезда, ты знаешь о чем я, послушай его записи - все звучит прекрасно. Когда случаются такие моменты, они не забываются. Однако, ты никогда не знаешь, когда это произойдет снова. В твой новый альбом "M2" вошли несколько прекрасных каверов, но и в них явно прослеживается отпечаток твоего собственного стиля. Когда ты слышишь оригинальные версии и мои, ты говоришь: "Ага, я понял, что он хотел сказать", верно? "Здесь он кое-что изменил, тут добавил ритма, теперь я понимаю, ход его сумасшедших мыслей". Наверное, поэтому я и делаю каверы, потому что это позволяет лучше понять меня. Я протащился от твоей 'It's Me Again'. Она немного напоминает стиль Пэта Метени. Знаешь, приятель, может это звучит забавно, но я хотел, чтобы Пэт сыграл в ней! Серьезно? Она бы ему хорошо подошла. Да. Он как раз тогда записывал альбом, который он только что выпустил (это "Speaking Of Now"). Но, знаешь, ты первый, кто заметил это. Она писалась специально для него. Это бразильское звучание…знаешь, он написал мне длинное письмо, вроде: "извини, друг, я сейчас занят всей этой фигней",и я сказал: "Нет проблем". Но все-таки я думаю, что она бы звучала лучше с его участием. Я сейчас назову пару имен, мне хотелось бы слышать твою реакцию:
О, этот парень настоящий псих. Мы с ним вместе сыграли в одной вещи, которую я написал для Боза Скэггса. Она называется "Funny".Это все было для Боза и его продюсера, ты понимаешь, о чем я. Но то, как он играл было безумием. Потом как-то он попросил меня сыграть в его альбоме. Но я был тогда в дикой запарке и все никак не срасталось. Но я уважаю то, что он делает. Давно это было? Пять лет назад. Скотт Хендерсон. Кто это, не знаю такого. Скотт Хендерсон, гитарист. Не тот, который волшебник. Из Tribal Tech? А, верно Tribal Tech, я знаю группу, но не знал, кто у них гитарист. Да, мне нравится эта группа. Как ты сказал, Скотт Хендерсон? Да, композитор и музыкант. А кто у них басист? Гарри Уиллис. Верно. Его я знаю. И они мне нравятся, очень нравятся, приятель. Вам стоит поиграть вместе. У вас должны хорошо пойти фанковые фишки. Скотт записал тот альбом с Виктором Вутеном и Стивом Смитом, "Vital Tech Tones", на студии "Tone Center". Ну и как он? Много импровизаций, по-моему даже слишком много, но эти парни настоящие монстры. Да, хочется услышать следующую вещь еще до того, как закончилась предыдущая, я понимаю, о чем ты. Надо бы мне ее послушать. Билли Шихэн. Он крут, приятель. Он крут в том плане, что все, что я слышал с ним, было очень круто. Мне было по кайфу смотреть, как он играет (смеется). И я пробовал что-то перенять от него, эти тэппинговые фишки, это очень забавно. Ты слышал "Vertu" Стэнли Кларка? Это же уже давно вышло, верно? Несколько лет назад. Там еще играли Лени Уайт и скрипач? Да. Это звучит немного ностальгически, ты понимаешь, о чем я. Это вроде того, как было в старые добрые дни, когда еще был фьюжн, но мне этот альбом понравился. Лени наигрывал кое-что оттуда мне, мне понравилось. Ты знаешь, я люблю Стэнли Кларка. Много ли материала на твоем новом альбоме сыграно вживую? Много ли было наложений? "Burning Down The House", "Amazing Grace", "Red Baron", "Lonnie's Lament" записаны вживую. Ну, может, еще пара. Вживую в студии. А остальные с наложениями. Потом несколько из них я свел вместе. Например, "Boomerang"…что-то еще…"Ozell" - все это чисто студийные работы. Но основная масса - это песни, которые мы записали, только вернувшись из турне, живьем в студии. Потом я кое-что добавил: струнные, еще пару фишек, но преимущественно это живые записи. "Power" была студийной вещью, от начал до конца. "Goodbye Pork Pie Hat" - твоя первая запись с Херби Хэнкоком. Как тебе понравилось работать с ним? Это была фантастика! Часто меня спрашивают: "Эй, приятель, ты со всеми играешь, с кем бы тебе хотелось поиграть теперь?", и я обычно отвечал что-то вроде: "Ни с кем, мне все надоели". Ты знаешь, что это значит, что я устал мечтать, с кем еще я хочу сыграть. Я хочу достичь того уровня, чтобы собрать достаточно хороших людей, которые хотят играть со мной. Но Херби, я должен признать, был одним из лучших, я никогда не записывался с ним раньше, это было здорово. Особенно потому что это была именно моя запись. И первые два такта…его соло…Я подумал: "Интересно, как он после этого перейдет к основной теме?" И он это сделал, как будто нет ничего на свете проще. знаешь, это звучит забавно, но знаешь, какая моя первая реакция, когда я слышу игру Херби в записи? Ну вот еще один парень, играющий как Херби (смеется) Верно я говорю? А потом прислушаешься и понимаешь, что это и есть Херби. Это невероятно, парень. Альбом выпущен на твоем собственном лейбле, "Three Deuces". "Three Deuces" был старым би-боповым клубом в Нью-Йорке. Были "52 Street", "Birdland" and "Three Deuces". Мы взяли от них самое лучшее, когда записывали мой альбом, в фанк-джазовом стиле. Это не "приглаженный" джаз…это больше похоже на традиционный джаз. Были ли у тебя проблемы с сочинением новых песен? Никогда не испытывал проблем с этим. Но вот что иногда бывает действительно сложно - это придумать, как представить этот альбом. Он ведь находится на стыке разных стилей. Теперь, имея собственный лейбл, мы сами не занимаемся распространением записей. записей. Но это приходится делать, когда мы приносим альбом звукозаписывающей компании, которая, на наш взгляд, лучше всего понимает его. И это создает лишний контроль над нами, о это не так плохо. Ты планируешь снова собрать "Legends" с Эриком Клэптоном, Стивом Гэддом, Дэвидом Санборном и Джо Сэмплом? Я хотел бы закончить наш совместный альбом, который мы начали еще в 1997 году. Собрать всех снова вместе, может быть, написать еще пару песен. Было бы здорово. Это все зависит…супергруппы долго не существуют, ведь у каждого есть своя жизнь, свой стиль. Но мы тогда здорово провели время. Альбом Уэйна Шортера "Highlife" - один из самых моих любимых альбомов, который ты продюсировал и в котором играл. Не припомнишь что-нибудь о тех сессиях? Вот черт! (смеется)Я помню как поехал к Уэйну домой, а у него была композиция на двенадцати страницах. Верно? И я сказал Уэйну, мол, этого хватит, вещь закончена. Не трогай ее. На следующий день я приехал к нему снова и сказал, что хочу добавить небольшой проигрыш, и он будет еще в шесть страниц. И тут я понял, что Уэйн Шортер - это такой же фонтан идей, как и Майлз, как и Завинул. Я сказал: "Уэйн, мы просто вставим тут часть с третьей страницы, понимаешь, все, что нам нужно - это третья страница!" Ты сделал очень успешную карьеру как студийный музыкант, концертный исполнитель и композитор. Как ты считаешь, играет ли роль географический фактор в том, как тот или иной музыкант звучит и развивается? То, что люди играют, зависит от их окружения. А в Нью-Йорке, ты можешь услышать все, что угодно: фанк, регги, джаз, сальсу. Я тогда испытывал музыкальный голод и пытался понять и почувствовать всю эту музыку. Вот, например, калипсо: многие люди в моей семье происходят из Вест-Индии, так что это было нетрудно к своим корням, может быть, лишь немного труднее, чем если бы я жил в месте, где только такую музыку и играют. Ты познакомился со многими людьми уже здесь, в Нью-Йорке и они на тебя повлияли. Да, в юности. Это надо делать смолоду. Когда тебе 23, слишком поздно попадать под чье-то влияние. Ты можешь делать самые разные вещи, но то, что ты услышал в 13, 14, 15 лет, все равно остается где-то в глубине тебя. Эти годы очень важны, в них ты много узнаешь, много чувствуешь. Так что…мне повезло, что я слушал так много самой разной музыки тогда. Это всегда было моей проблемой - выбрать свой собственный стиль. Понять, кто я есть. Если бы я приехал из Нового Орлеана, все очень просто - я играл бы так. Если бы из района Карибского залива или из Техаса - по-другому. Но я слышал так много разной музыки, что пришлось попотеть, прежде чем я смог найти свой собственный стиль. Твои планы на будущее? Закончить альбом "Take 6", который я продюсирую, который мне очень нравится, действительно нравится. Также закончить с клипами, и начать новую запись в скором времени. В общем, в мои планы входит оставаться занятым. И становиться лучше. перевод - Шлыков Илья |