Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
MUDDDY WATERS

Послевоенную блюзовую сцену Чикаго, да и всего мира невозможно представить без Мадди Уотерса. Его городской блюз, корни которого лежат в музыке Дельты, в конце 40-х стал олицетворением нового стиля. Его резковатый голос и цепкая слайд-гитара воплотили в себе всю правду и суть блюза.

Как и многие другие представители чикагской сцены, Уотерс был выходцем из Дельты Миссиссиппи, где, как сходятся во мнении все исследователи, и зародился блюз. МакКинли Морганфилд (McKinley Morganfield, таково настоящее имя Мадди Уотерса) родился 4 апреля 1915 года в Роллин Форке и вырос близ Кларксдейла, в маленьком домике около хлопковой плантации. Свое прозвище получил еще в детстве. Кумиром его юности был Сан Хауз, патриарх Дельта-блюза, чья минималистичная слайд-гитара и проникновенная, почти интимная манера исполнения очень повлияли на Уотерса.

Уотерса «открыл» американский музыковед Алан Ломакс, который в августе 1941 года по заданию Библиотеки Конгресса отправился в экспедицию с целью найти следы пропавшего Роберта Джонсона. Услышав игру Морганфилда, Ломакс сразу же понял, что перед ним экстраординарный талант.

Первую запись на портативный магнитофон Ломакс сделал прямо в доме у блюзмена (сей крохотный деревянный домишко впоследствии был отреставрирован и нынче охраняется и почитается как Музей блюза). Это была песня «I Be's Troubled», которая через несколько лет, будучи перезаписанной на лейбле братьев Чесс "Aristocrat" (под названием «I Can't Be Satisfied»), стала бестселлером. Однако ни в тот, ни на следующий военный год Мадди не поехал в Чикаго. Летом 1942 года Ломакс вернулся, чтобы сделать побольше записей, в том числе, записать группу The Son Simms Four, в составе которой играл Уотерс.

В своем местечке Уотерс был признанным музыкантом, но на переезд в Чикаго он решился лишь в 1943 году. Взяв лишь гитару и чемоданчик с одной сменой одежды, он отправился в город ярких огней. Найти работу оказалось не так уж сложно – Уотерс днем работал в доке, вечером – играл в клубе. К середине 40-х весть о великолепном слайд-гитаристе разнеслась по всему югу Чикаго, где Уотерс частенько выступал с пианистами Саннилэндом Слимом (Sunnyland Slim) и Эдди Бойдом (Eddie Boyd), а также гитаристом Блю Смитти (Blue Smittie). Очень быстро Уотерс сменил акустическую гитару на электрическую, здраво рассудив, что в клубе акустику все равное не слышно. Продюсер Лестер Мелроуз помог ему сделать несколько записей и отдал их на Columbia, однако они оставались неизданными в течение десятилетий, поскольку у издателей существовало предубеждение насчет «расовой музыки».

Большую роль в карьере Мадди Котерса сыграл его коллега, пианист Саннилэнд Слим. В 1947-м он пригласил Уотерса аккомпанировать ему для записи в студии Aristocrat. Для того, чтобы выбраться днем на запись, Мадди даже пришлось наврать своему боссу, что у него якобы убили кузена и он должен позаботиться о похоронах. После того, как Саннилэнд отыграл свою программу, Уотерс спел пару номеров соло – «Little Anna Mae» и «Gypsy Woman». Они-то и стали его дебютом на «Aristocrat» в 1978 году. А в 1948-м ритм-энд-блюз «I Can't Be Satisfied” стал настоящим хитом, местной сенсацией – одно время даже сам Мадди Уотерс не мог купить эту пластинку на Максуэлл Стрит!

В это время Мадди собирает группу, точнее даже, «банду», которая, благодаря своему смелому сценическому поведению и образу жизни получила прозвище Headhunters (можно условно перевести как «Крышесносители»). Они могли вломится в бар, когда там играла другая группа, попросить музыкантов «присесть», затем выйти на сцену и сыграть так, что у «конкурентов» уже не оставалось никаких шансов заработать себе на хлеб. Это были Литтл Уолтер (Little Walter) – великий чикагский исполнитель на губной гармонике, Джимми Роджерс (Jimmy Rogers), незаменимый как второй гитарист, и «Бэйби Фэйс» Лерой Фостер (Baby Face Leroy Foster), игравший одинаково хорошо и на гитаре, и на ударных. Высококлассные инструменталисты, все четверо еще и великолепно пели.

В 1951 году Уотерс «побил» ритм-энд-блюзовые чарты не менее четырех раз, начав с «Louisiana Blues», продолжив «Long Distance Call», «Honey Bee» и поддав жару «Still a Fool». Песня «Rollin' Stone» (1950) не вошла в чарты, но она тоже стала классикой ритм-энд-блюза, дав название небезызвестной британской группе. Леонард Чесс собственноручно исполнил партию басового барабана на бестселлере 1952 года «She Moves Me».

В блюзе «Mad Love» (1953) мы впервые слышим фортепиано Отиса Спэнна (Otis Spann), ставшего бессменным аккомпаниатором Уотерса на протяжении следующих 16 лет. Из бэнда ушел Фостер, присоединился в качестве контрабасиста Уилли Диксон, ансамблевая игра в целом стала жестче. На протяжении следующих лет фирма Чесс сделала большое количество записей, запечатлевших неподражаемую слайд-гитару Уотерса и великолепную игру его группы. Уилли Дискон не только внес свою энергию в общее звучание, но и написал несколько вещей, которые в исполнении Мадди стали бесценными шедеврами блюза: «I'm Your Hoochie Coochie Man», «Just Make Love to Me» и «I'm Ready». Уотерс исполнял также вещи Бо Диддли и других блюзменов; на фирме Chess, помимо Диддли, его коллегами стали Чак Берри, the Moonglows и the Flamingos.

В 1956 году Мадди Уотерс вновь прогремел в чартах с пенсями «Trouble No More», «Forty Days & Forty Nights» и «Don't Go No Farther». Однако в это время позиции начал завоевывать молодой и горячий рок-н-ролл, и парни вроде того же Чака Берри наступали на пятки. Уотерс не отставал, внеся в свои вещи, такие, например, как "Walking Thru the Park" и "She's Nineteen Years Old,", побольше электрогитарного драйва. В 1958 году Мадди Уотерс и Спэнн впервые отправились в Англию, приведя британцев в настоящий ужас своим мощным электрогитарным блюзом.

Арфист Джеймс Коттон (James Cotton) стал членам группы Мадди Уотерса с момента записи «Got My Mojo Working» (1956), в оригинале исполненной Энн Коул. Правда, эта версия Уотерса не имела большого успеха, а вот когда группа записала ту же песню на джазовом фестивале в Ньюпорте, при этом добавив в нее новый рифф, она стала классикой блюза.

Наложив вокал поверх инструментального трека, записанного гитаристом Эрлом Хукером, Уотерс в 1962 году создал еще один хит - «You Shook Me». Ударник Кэйзи Джонс придал своей перкуссией интригующее звучание другому шедевру, «You Need Love» - свою версию этой песни предложили позже Led Zeppelin, которые почитали Мадди как одного из своих вдохновителей.

На волне фолк-блюзового бума Уотерс перешел на акустический формат с альбомом 1964 года «Folk Singer» - в записи ему помогали гитарист Бадди Гай, Диксон на басу, а также ударник Клифтон Джеймс. В октябре того же года Мадди участвовал в American Folk Blues Festival, где выступали также Сонни Бой Уильямсон, Мемфис Слим, Биг Джо Уильямс, Лонни Джонсон и другие. В эти годы через группу Уотерса, становящуюся настоящей кузницей блюзовых кадров, проходят многие великолепные музыканты, перенимающие мастерство у Мадди и его коллеги Отиса Спэнна.

Новые попытки соответствовать духу времени привели к стремлению «Чесс» сделать из Уотерса психоделическую икону (альбом «Electric Mud», 1968), которое не было одобрено публикой. В это же время Уотерс на той же «Чесс» затевает «альтернативный» проект «Fathers and Sons», в котором «отцы» Уотерс и Спэнн в сотрудничестве с «сыновьями», молодыми музыкантами Полом Баттерфилдом и Майком Блумфилдом отдают дань традициям чикагского блюза. Сольный альбом "They Call Me Muddy Waters" (1970) получил "Грэмми" как лучшая этническая/традиционная запись, а диск "The London Muddy Waters Sessions" (джем Уотерса с несколькими английскими блюз-рокерами, включая Рори Галлахера) стал наиболее продаваемым альбомом Мадди среди белых слушателей.

После довольно долгого периода бесконечных гастролей, Уотерс возобновляет студийную активность в сотрудничестве с еще одним своим учеником, Джонни Уинтером. В 1977 году Мадди заключает контракт с «Columbia» и записывает LP «Hard Again» - мощный, сырой, энергичный, живой блюзовый альбом. На этой же фирме Уотерс записывает еще три альбома. "I'm Ready" (1978), как и его предшественник, получает великолепные отзывы критики и публики. В него также входят несколько классических вещей Мадди, исполненных с новым драйвом и энергией. Тур по США включает специальное выступление в Белом Доме для президента Джимми Картера.

Однако в 1980-м комбо распадается, и Мадди стоит большого труда собрать новый состав (пианист Лави Ли, гитарист Джон Праймер и арфист Моджо Бафорд). Два последних альбома Уотерса - "Muddy "Mississippi" Waters Live" и "King Bee" также продюсируются Уинтером. Уотерс и Уинтер в начале 80-х часто выступают вместе.

Уотерс скончался во сне от сердечного приступа в апреле 1983 года. Еще при жизни, в 1980 он вошел в Зал Славы Блюза (Blues Foundation's Hall of Fame), а в 1987 его имя было включено в Rock & Roll Hall of Fame. Да, место, которое занял Мадди Уотерс в истории блюза, можно назвать пьедесталом. Его творчество – великий источник, к которому припадают блюзмены все новых и новых поколений.

перепечатано из GROMKO.ru