Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
Steve Vai "Reflections"...

Steve Vai выглядит очень подтянутым – идеально уложенная прическа, стильные очки, одежда точно по мерке и ультрамодный в целом вид. И на то есть причина. Гитарист готовится к очередной фотосессии, на этот раз в поддержку своего весьма сложного и весьма рискованного концептуального альбома Real Illusions: Reflections. Это первая ласточка того, что должно со временем превратиться в эпическую трилогию, музыкальное путешествие с героями от религиозных личностей до бунтарей от путешественников и святых до деревенских дурачков.

Даже по собственным стандартам музыканта Real Illusions: Reflections – самый амбициозный и музыкально сложный проект, который Steve Vai выпустил за всю свою сольную карьеру. Он намеренно старается выйти за собственные рамки, не позволяя музыке принять коммерческий оттенок или попасть в колею того, от него привычно ожидают. Да, на альбоме есть мелодичные и завернутые пассажи, есть запилы и каскады легатных фраз, но есть и более того: говорящие гитары, гитара как симфонический инструмент и его собственный вокал с эмоциональной глубиной, какой не было на предыдущих альбомах.

Во время краткой передышки в съемках, Steve сидит в одной из гримерок голливудской фото студии. Туда-сюда разгуливает бас-гитарист Billy Sheehan. Музыканты возобновили сотрудничество впервые после выхода в 1988 году второго сольного альбома David Lee Roth, Skyscraper. Длинными пальцами гитарист снимает очки и после глубокого вдоха быстро превращается из гламурного образа в обычного себя.

"Сначала я придумал концепцию этой истории, рок-сказку с действующими лицами и законченным сюжетом», - объясняет он, - «Я начал приглашать в проект других артистов, и к моему огорчению никто не заинтересовался. После чего я понял, а кем я себя, блин, считаю? Поэтому я решил, если ты, парень, хочешь этого, сделай все сам. Я подумал сперва, что это будет слишком трудоемко и что придется пожертвовать какой то частью музыкального замысла и концепции, но когда ты начинаешь подсчитывать, сколько проектов осталось нереализованными… Мне 44 года, а получается сделать примерно один проект за два года, и я хочу воспользоваться каждой возможностью. Поэтому я пересмотрел концепцию под этот проект.

В прошлом я всегда включал в альбомы определенного рода материал, потому что предполагал, что именно это или что-то подобное ожидает публика. А в долгосрочной перспективе все это звучит как проходные номера. На этой записи, в каждой песне я использовал только то, что считал приемлемым для себя. Я сказал себе, парень, ты должен делать только то, что крутится у тебя в башке, хватит страдать ерундой, хватит пытаться кому-то подражать. И знаете, почему? Потому что в этом нет необходимости. Мне нет нужды звучать как радиохит или новинка сезона. Мой слушатель не ждет от меня ничего, что не было бы похоже на меня. После Passion And Warfare это первый альбом, на котором я сосредоточился на полном пофигизме относительно того, что думают все остальные. Я не думал о своих слабых местах, я сосредоточился на том, в чем я силен. Это был сознательный рост, и я утвердился в том, чтобы расти, как гитарист, как композитор и как фрик!

Только в последние четыре или пять лет я действительно стал формировать свой стиль. И это вовсе не пиротехника, это фразировка, это почему и как я исползую квакушку, это как я подтягиваю ноту, и что потом происходит, и какой глубины можно достичь в одной фразе..

И я искренне убежден, что на этой записи, если вам действительно нравится мой стиль, вы найдете много крайне интересного и занятного»

Действительно, на Real Illusions: Reflections полно типичных ваевских закидонов, которые начинаются с первой же вещи, композиции построенной на манипуляциях с расстроенными гитарами и букете синтезаторных партий. Вырастающая из нее Building A Church открывает в эту трилогию, это дверь, через которую слушатель попадает в мир населенный безумцами и пророками

«Building A Church – это причудливый завиток в общей картине. Рифф играется двуручным теппингом с левой рукой над грифом – очень быстро. Не знаю, как буду мочить эту чертовщину живьем. В песне есть забойное соло и большие мясные ритм-гитары, которые бодрят, и сладкая мелодия, которая идет поверх всего. Когда она низвергается вниз в лидийском ладе, это так красиво.

Я видел всю картину, этого святого, который строит величественное сооружение. И это очень метафизично, поскольку картина описывается глазами другого, безумного человека. Поэтому, по мере того, как он строит этот храм, извлекает его элементы из эфира и бездны, все это колдовство отражается в музыке. Но мне еще хотелось чтобы это был интересным для меня, как гитариста. Поэтому гармоническая структура всего этого тэпа – это не просто фокус: если послушать, как движутся эти аккорды, и как их поддерживают аккорды подклада, это очень мелодично и очень круто».

Vai раздвинул пределы этого причудливого полотна, чтобы включить в него мелодичные, иногда унисонные оркестровки классических инструментов. В Lotus Feet есть гитарная мелодия, которая пульсирует с иногда пугающе экзотической окраской, переплетаясь с пассажами, которые похожи на робкую походку гейши. Центральная тема исполняется с тщательной артикуляцией. Необходимость сфокусировать партии и звук гитары возникает от того, что она играется поверх оркестрового полотна. Этот номер, один из трех, записанных живьем в Голландии с Metropole Orkest - наглядный пример того, как естественно визг электрогитары может сочетаться с академизмом классических инструментов.

«Очень сложно добиться хорошего звучания электрогитары и оркестра, но эта песня полностью для этого пригодна. Мне пришлось над этим потрудиться. Некоторые люди умеют это от рождения, но мне пришлось поработать, чтобы придти к этим нотам. Только тогда, когда ты настроен как надо, все происходит само собой.

В том, что касается тембров, я не знаю, считает ли классическое сообщество электрогитару «дозволенным» инструментом, но мне кажется, я понимаю проблему орекстра и гитары. Мне удалось вписать гитару в оркестр, и заставить их звучать органично. Мне бы хотелось сделать еще что-то в этом роде в будущем. И при всем уважении к музыкантам, которые этим занимаются, я никогда не слышал гитару, хорошо звучащую с оркестром

Мне была нужна певучая гитарная мелодия, как у Carlos Santana. Я помню как в первые услышал Europa: Earth's Cry Heaven's Smile, когда был ребенком. Я просто онемел, это было как голос бога, настолько музыкант был погружен в каждую чертову ноту. И может быть Uli Jon Roth - у него получалось сочетать гитару и оркестр очень хорошо, но все остальные звучат просто как рок-группа с оркестром»

Кое-где в Building A Church и в атмосферных элементах Dying For Your Love Vai использует гитарный синтезатор. Инструмент, как объясняет Vai, "хорошо говорит» и имеет отдачу такую же, как обычная гитара. Использовались звуки самого гитарного синтезатора, но он так же выполнял роль MIDI контроллера для внешних синтезаторов и звуковых модулей. Steve объясняет, как была композиционно выстроена песня.

«Когда я стал слушать ее, мелодия взаимодействовала с аккордами настолько необычным образом, она так ложилась на текст, и все вместе вписывалось в историю. Имея такую цель, я должен был сперва придумать концепцию. У меня была часть истории, которую надо было превратить в песню. Я подошел к синтезатору Korg, нажал кнопку, и пошел клевый барабанный паттерн «бум-чик-чик бум-чмк-чик». У меня был микрофон и небольшой DAT магнитофон, и я просто начал петь мелодию. Потом я снял мелодию, немного ее изменил и положил поверх остинато. И, по моим ощущениям, это работает музыкально, это сплошное гулкое Соль и много открытого пространства. Поэтому каждый аккорд, который вы слышите поверх Соль в басу, создает совершенно разную атмосферу.

Текст очень созвучен аккордам. Понимаете, что я имею ввиду? Я пою, очень интенсивно, очень открыто и с фальцетом, который я раньше никогда не использовал. Я всегда это умел, но потребовалось время, чтобы я решился его продемонстрировать.

Ноты мелодии идут точно также: если мелодия становится более напряженной, аккорды становятся более хитрыми. Если звучит что-то светлое, аккорды тоже светлые. В припеве мелодия очень простая, но движение аккордов аккомпанемента это постоянное чередование напряжения и разрешения»

Запись производилась преимущественно на гитаре EVO [так Vai называет свой Ibanez, на котором играет со времен Sex & Religion] и именной усилитель Vai Carvin – 100Вт двухканальная голова с петлей эффектов и кабинетом с динамиками Celestion «Greenback». Чтобы получить разные звуки и текстуры, при записи гитары использовалось много трюков с микрофонами, эквалайзерами и обработкой.

Антитезой всему этому является прямой, фундаментальный звук, который демонстрирует хрупкая K'm-Pee-Du-Wee. Это ничем не обработанный, натуральный звук, полученный переключением EVO в нековую позицию и подключением прямо в усилитель Legacy. Как ни странно, хотя Steve известен своими акробатическими трюками с рычагом и легато со зверской растяжкой, которые обычно исполняются с раскочегаренным до упора усилителем, именно этот неприкрашенный звук он считает самым характерным.

«Это самый типичный Vai, какой может быть: тон, лидийский лад… Это EVO без педалей дисторшн, только немного задержки, на нековом датчике, прямо в Legacy с одним микрофоном. И все».

Vai удалось выйти за пределы того, что мы обычно ожидаем от него и его гитары – огневой подготовки пулеметными соло или баллад с ажурными аранжировками и стонущей гитарой. Конечно, на альбоме есть такие песни, как Freak Show Excess, в которой Steve носится вдоль и поперек грифа, как объевшаяся мака мышь, и есть полная печали K'm-Pee-Du-Wee, где струны кричат, как сирены. Но как бы то ни было Steve удалось погрузиться внутрь своего инструмента и понять эффект от каждой ноты. Нет ни одной неуместной фразы, ни единой ноты за которой бы не стояли часы глубоких раздумий.

В своем стиле Steve организовал то, что Jimmy Page называет «гитарной армией» - размещение инструментов в миксе, обеспечивающее общее фронтальное восприятие. Простые двухнотные фразы сведены жестко в правый край панорамы, а легатные аккорды парят где-то посередине. Vai пришел сам к пониманию своей миссии.

«Page делал так на Achilles Last Stand! Я сделал то же самое с Under It All. Вокальная мелодия полностью копирует аккордовое движение. Это как прекрасная открытая книга, когда ты начинаешь сочинять и ни о чем не беспокоишься. Когда я слышу всю звуковую картину Midway Creatures, я очень люблю все это себе представлять. Я знаю, как соотносятся частоты и партии, когда ты слушаешь эту песню. Хотя там происходит до хрена всего, я постарался, чтобы оно не превратилось в кашу. Чтобы инструменты дышали в стерео спектре, надо очень аккуратно решать, что чем окружать. Именно потому у Led Zeppelin был такой большой звук, что гитары Page никогда не были слишком большими и не было лишнего дисторшн. Если взять отдельные барабаны на записи Motley Crue, вы услышите невероятно большой и красивый звук барабанов, а когда вы вернете назад все эти звуки, получится один сплошной фон.

Один из моих любимых моментов на записи – это финал этой песни. Там я исполняю мелодию, которая идет очень акробатически (поет нисходящую мелодию), и ее нельзя просто играть. Мне пришлось думать, как заставить гитару действительно говорить, но точно в ноты, понимаете? И если вы послушаете эти последние несколько риффов, то они, как мне кажется, действительно с вами разговаривают.

Поэтому в данном случае речь не идет о формате для радио или лейблов. Это вопрос того, насколько у тебя хватает смелости. Так работал Frank Zappa, он всегда слушался только своего внутреннего голоса. Он мог сказать – теперь мне надо сделать рок-альбом, чтобы я мог позволить себе заниматься классической музыкой. Но на самом деле он все равно делал только то, что хотел».

Vai последовал этому принципу, и поэтому Real Illusions: Reflections – действительно сольная работа. Хотя Dave Weiner и Tony McAlpine остаются в концертном составе Vai, на этом альбоме музыкант играл на всем, кроме барабанов и баса. «Я хочу, чтобы это оставалось в секрете», - шепчет он, - «Dave и Tony будут играть это все живьем, поэтому они упомянуты в буклете. Правда, не стоит чрезмерно восторгаться. Кое-что я не мог сыграть сам и программировал на компьютере. Но я должен сказать, не сочтите это за претенциозность, что с самого детства я хотел быть в первую очередь композитором. Я действительно вижу инструменты. Я не могу сыграть на фортепиано хотя бы песню Beatles, но в уме я представляю, что может и что не может сыграть пианист».

Во многих отношениях Steve Vai, кажется, нашел свой голос и характер, которые быть может ускользали от него в последние годы. Real Illusions: Reflections показывает, что гитарист, композитор, образованный музыкант, представитель рока и фьюжн, аранжировщик и продюсер приблизился к тому, кем он является и кем он должен быть. И каким его хотят видеть фэны. Он понял, что гитара – это искусство, а искусство – часть жизни, вы вдыхаете жизнь в работу, которая имеет для вас значение. Попытка сделать работу, только чтобы произвести впечатление на публику, это проигрышный путь, это попытка укусить себя за хвост.

Steve устал бегать как белка в колесе, и пытается развеять иллюзию своего публичного имиджа. Больше никаких фантазий и домыслов, насчет того, кем, по его мнению, хотят видеть Vai. Иллюзия ушла, и осталось зеркало: на обложке диска, на фото в журналах, на сцене – именно тот человек, каким он себя считает. И кем он хочет быть для фэнов.

«Я слушаю Tom Waits, моего любимого артиста. Его стиль музыки не для всех. Но все равно, есть люди, которым это действительно очень нравится. А это одинаково и для Britney Spears, и Michael Jackson, и Marilyn Manson. И то же самое касается Steve Vai. Есть люди, у которых это находит отклик. Я чувствую, что мой долг, как артиста, стараться сделать что-то максимально отличительно мое для тех людей, которые врубаются.

Насколько я актуален? По мнению некоторых ни насколько. Люди чешут затылок – что, этот пилильщик из 80-х до сих пор выпускает альбомы? Но есть люди, которые находят кое-что из того, что я делаю, жизненным, и я думаю, это происходит тогда, когда я честен перед самим собой. Когда я предлагаю им то, что они не могут получить где-то еще. Я чрезвычайно этому рад, и я думаю, что это предназначение любого артиста. Это для меня настоящее пробуждение, потому что я стал с большим уважением относиться к чужому творчеству

Забавно, когда я заканчивал запись, я вспоминал вопрос, который мне задали в интервью несколько лет назад. Тогда NIN выпустили альбом The Downward Spiral и Trent Reznor действительно выстрелил. Я послушал альбом и был поражен. Не помню что именно я сказал в ответ на вопрос, не хотел бы я, чтобы это была моя запись, но какая-то часть меня безусловно сказала, конечно же, это крутой альбом, я был бы рад выпустить такой. Но когда я слушаю Real Illusions, то понимаю, что не променял бы его ни на какой альбом в мире".

Guitarist 2005
перевод - Авдуевский Александр