Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
John Lee Hooker

Современная музыка становится мероприятием респектабельным, со своей историей, корнями и легендами. Разумеется, если под современной понимать весь свод музыки неакадемической, а не только The Beatles и Рики Мартина. То есть классическую триаду, которая выглядит так: джаз, блюз и рок-н-ролл.

Рок-н-ролл в этом списке - самый младший и самый агрессивный субъект. Настолько агрессивный, что, например, блюз ныне многие считают его производной или по крайней мере его подвидом. Так, конечно, вольно считать, изучая блюз по образцам игры на гитаре Гэри Мура и Пата Тревиса. Если все же смотреть шире, то будет ясно, что из всех своих составляющих сам рок-н-ролл более всего обязан именно блюзу, а в нем - нескольким фигурам в особенности. Одним из таких людей был легендарный Джон Ли Хукер, "отец бути", скончавшийся 21 июня в возрасте 83 лет в Сан-Франциско. С его смертью ушло в историю целое поколение блюзменов, появившихся в первой половине прошлого века в дельте Миссисипи - представителей т.н. дельта-блюза.

С возрастом Хукера, впрочем, существует проблема - до недавнего времени в большинстве музыкальных изданий датой его рождения указывалось 17 или 20 августа 1920 года. Однако в официальном уведомлении о его смерти указан другой год рождения - 1917-й. Он появился на свет в семье издольщика, то есть человека, обрабатывавшего чужую землю и отдающего за это долю от урожая. Его приемный отец был дружен со многими великими блюзменами того времени, и мальчик учился музыке, будучи вдохновленным такими людьми, как Чарли Паттон и Блайнд Лемон Джефферсон. Как водится, он пел в церковном хоре и играл на танцах. Однако до войны он был довольно заурядным блюзовым исполнителем. Лишь переезд в Детройт в 1943 году привел к тому, что молодой музыкант познакомился с урбанизированной разновидностью блюза и выработал свой уникальный сталь игры на гитаре - простой до предела, со скорбным поющим звуком. Впоследствии он добавил к своей манере жесткую ритмическую основу и Дал рождение буги-блюзу.

В послевоенном Детройте было много вакансий и возможностей зарабатывать деньги, однако Хукер довольно твердо позиционировал себя как музыканта и, подрабатывая, большое количество времени проводил, играя с различными составами на разных сценах. В1948 году антрепренер Берни Бесман предложил ему записать сольную пластинку. На второй ее стороне была композиция "Boogie Chillen", предельно упрощенная блюзовая пьеса, сыгранная на одной гитаре; ритм ее Хукер самолично отбивал ногой. Песня имела неожиданный успех. Так родился буги-блюз, а Хукер стал знаменитым.

Это позволило его натуре трудоголика развернуться. За последующие 10 лет Хукер записывался на самых различных студиях, часто в нарушение контрактов, и с самыми разными составами, причем с такой интенсивностью, что и поныне коллекционеры испытывают трудности с каталогизацией и учетом этих записей.

Большинство блюзменов плохо перенесли наступление эпохи рок-н-ролла: слава их увядала, перестраиваться они не хотели либо не могли. Хукер оказался счастливым исключением: рокеры сразу же объявили его своей иконой и учителем. Animals перепели его хит "Boom Boom"; запись сразу попала в американские попчарты; Джон Майал, The Rolling Stones и другие славословили его и напропалую пользовались его открытиями. В1970 году Хукер записал с блюз-роковой группой Canned Heat пластинку "Hooker'N'Heat", ставшую одним из лидеров продаж года.

Кризис начался в 70-м: бесконечная буги-формула, казалось, себя исчерпала, музыка Хукера сделалась самовоспроизводящейся. Музыкант медленно переходил в разряд легенд - почитаемых, но уже в качестве пенсионеров. Появление его в ленте 1980 года "Братья Блюз" зафиксировало этот статус. Однако выяснилось, что хоронить Хукера было рано.

В 1989 году, в возрасте 72 лет, когда большинство музыкантов если еще и живы, то уже давно в бездействии, он записал пластинку "The Healer", пригласив для этого сотрудничать Карлоса Сантану. Пластинка получила премию "Грэмми", Хукер принялся записывать оригинальные релизы с периодичностью, которой могла бы позавидовать любая рок-группа в полном расцвете сил. Последний диск был записан им всего 4 года назад. И все это время музыкант собирал награды: блюзовый фонд вручил ему награду за пожизненные достижения в 1996 году, он был введен в Зал славы рок-н-ролла, а на Аллее звезд в Голливуде была заложена звезда с его именем. Он считался живым воплощением блюза и его послом по всему миру.

Джон Ли Хукер прожил долгую и счастливую жизнь. Он даже умер во сне, не будучи ни больным, ни измученным. Среди его прямых потомков оказалось 8 детей, 19 внуков и большое количество правнуков.

По сути дела, смерть его была финалом всей той грандиозной эпопеи, которую являл собой XX век: он был одним из практически полных его очевидцев и одним из самых заметных действующих лиц. С уходом которых в очередной раз делается ясно: все уже не будет так, как прежде.

Артем Рондарев, МК-Бульвар