Инструменты   Музыканты   Полезное   Архив MP3   stnk   cyco   Bonus
 
TONY FRANKLIN
(Сентябрь 2000, Дмитрий М. Эпштейн (www.dmme.net)

- На скольких инструментах ты играешь?

За свою жизнь я переиграл на многих, включая барабаны, фортепиано, кларнет, гобой, флейту, волынку, ксилофон, глокеншпиль, рекордер (род старинной флейты, - DME), контрабас, гитару, орган и, конечно же, бас.

Сколько всего получается?

Сейчас я играю не на всех этих инструментах - где-то на половине из них.

- На басу ты начал играть в одиннадцать лет. Кто оказал на тебя наибольшее влияние как на инструменталиста?

В то время я слушал и играл множество музыкальных стилей - биг-бэнды, джаз, оркестровую музыку. поп, танцевальную музыку и рок. Позже на меня оказали влияние Джон Дикон из QUEEN и Пол МакКартни, но самым большим басовым влиянием на меня стал Жако Пасториус. Именно он "подсадил" меня на безладовый бас. Услышав его, других басистов я уже практически не слушал.

- Какой бас ты предпочитаешь и почему?

Мой основной и любимый - безладовый Fender Precision. Я купил его новым в 1978-м, с тех пор им и пользуюсь. Я использовал и другие, но всегда возвращался к этому басу. Он для меня - как хороший друг. Я по-настоящему хорошо с ним знаком и с его помощью могу полностью себя выразить. Я не собираю бас-гитары и не использую много басов - мне это не нужно.

- А почему безладовый?

Мне так легко выразить себя на безладовом басу. Я даже не думаю о нем как о безладовом - для меня это просто бас. Порожки только мешают. (Смеется.) Ты можешь представить, на что был бы похож голос, будь у него лады? Вот с басом у меня точно так же.

- Кого из современных басистов ты считаешь настоящим мастером?

Жако.

- Почему ты так долго тянул со своим альбомом?

Мне хотелось записать сольный альбом еще десять лет назад, я думал, что уже тогда был готов к этому. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что на самом деле готов не был. Я верю, что все происходит в нужное время и в нужном месте. Совпало много обстоятельств, которые позволили мне сделать этот альбом, - нужные песни, нужные инженеры, нужные деловые связи. Десять лет назад я понял, что мне нужно укрепить собственный голос, так что я отправился к лучшему педагогу по вокалу, которого смог найти, - и пел, и пел, и пел! В конце концов все было готово, и для меня настала пора выпустить сольник! Пойми меня правильно: временами я был очень расстроен, думая, почему для этого потребовалось столько времени, но задним числом я осознаю, что все шло путем.

- Альбом называется "Смелое новое завтра". Не объяснишь ли название?

Смысл в том, что нужно СМЕЛО смотреть в лицо НОВЫМ препятствиям, которые может принести нам ЗАВТРАшний день.В своей жизни всем нам приходится сталкиваться с препятствиями, требующими от нас смелости и веры. Только начав хить, учась ходить, отправляясь в школу, проходя собеседование на работу, идя в колледж, вступая в брак, рождая ребенка и так далее... Все это - серьезные шаги, которые мы должны делать смело. У каждого из нас есть свое собственное "смелое новое завтра", и для меня одним из таковых были подготовка этого альбома и решение выйти из второстепенных фигур на передний план. Альбом отражает эти жизненные дороги. Я счастлив, что он получился таким.

- Ты впервые поешь на пластинке?

Я уже несколько раз пел ведущие партии, но не до такой степени.

- Почему в качестве барабанщика для этого диска ты выбрал Грегга Биссонетта?

Я играл с Греггом на многих альбомах и сессиях. Он - феноменальный и разносторонний барабанщик. И я знал, что он как нельзя лучше подходит для этой пластинки.

- Кармин Эпис сказал мне, что ты - его любимый бас-гитарист. А с кем ты больше всех любишь составлять ритм-секцию?

Спасибо, Кармин! Он просто великолепен, и вместе мы образуем хорошую ритм-секцию. Каждый [барабанщик] привносит в ритм-секцию разные нюансы, и все зависит от стиля музыки и от ситуации. Наверное, все-таки мой любимый барабанщик - Кармин, еще у меня есть еще один хороший друг по имени Рей Мельбаум, он тоже - обалденный ударник. В ближайшем будущем мы с ним кое-что сделаем с моими новыми песнями.

- А что по поводу любимого гитариста?

Джимми Пейдж. Еще мне нравится Дэвид Гилмор.

- Как ты оказался в компании Джимми Пейджа и Пола Роджерса?

С помощью Роя Харпера, английского фолк-героя. Он выступал перед ZEPPELIN в их ранних турах и оказал большое влияние на фолковую манеру Джимми играть на гитаре. На "Led Zeppelin III" есть песня под названием "Hats Off To (Roy) Harper". Он просто великолепен. Я записал с Роем несколько альбомов, работая над ними с Джимми, что и привело меня в THE FIRM.

- И как тебе с ними работалось?

Как и у любой группы, у нас были свои плюсы и минусы, но, как бы то ни было, они - профессионалы, одаренные, творчески мыслящие и опытные... Истинное удовольствие.

- Чьи идеи, на твой взгляд, были более интересными - Пола или Джимми?

Каждый добавлял в общий котел что-то уникальное и особенное, и, я думаю, они друг друга дополняли. Я полагаю, что в музыкальном отношении из них двоих Джимми был более предприимчив.

- Мне думается, у вас было достаточно оригинального материала. Отчего же вы решили перезаписать "Live In Peace" из первого сольного альбома Пола и "You've Lost That Loving Feeling" из репертуара RIGHTEOUS BROTHERS?

Насколько мне известно, недостатка в материале у нас никогда не было. "Loving Feeling" вошла в первую пластинку THE FIRM, а "Live In Peace" - во вторую. С "Loving Feeling" мы джемовали на репетициях перед первым альбомом. Она получилась настолько хороша, что мы решили записать ее, и она осталась. "Live In Peace" мы включили в концертный сет первого турне, так как это было очень хорошая песня. Публике всегда нравилось, когда мы ее играли, и мы решили записать ее на втором альбоме.

- Почему "Dreaming" стала единственной твоей композицией на два альбома?

Основными сочинителями были Джимми и Пол. Они поставляли большую часть материала, и по этой части у нас был молчаливый уговор. Они были краеугольными камнями ансамбля. Я вовсе не предлагал никакого материала для первого альбома - весь материал был уже практически завершен. Для второго же я принес две или три мелодии, и им очень понравилась "Dreaming", которую мы и записали. Я был так счастлив, что Джимми Пейдж и Пол Роджерс исполняют одну из моих песен!

- Не сложно ли было играть с Крисом Слейдом, известным своим барабанным стаккато?

Я не имел представления о стаккатной манере Криса. Мне он всегда казался творческим рок-барабанщиком, на которого можно положиться. Мы с ним моментальн нашли общий язык, и у нас не возникало никаких проблем.

- Что THE FIRM играли на концертах?

Большинство песен с наших пластинок, плюс пару мелодий, написанных Джимми для звуковой дорожки фильма "Death Wish 2", несколько смачных каверов вроде "I Just Want To Make Love To You" Мадди Уотерса и еще кое-что. У нас было высокоэнергетичное концертное шоу с хорошим светом и несколькими крутыми эффектами. На каждом выступлении мы получали невероятный прием.

- Есть ли что-либо, что не вошло в диски THE FIRM?

Нет.

- Как ты умудрялся проделывать этот трюк Джона Пола Джонса - играть "вживую" на басе и клавишных? Это была идея Пейджа - обходиться без клавишника?

Нет, идея была моя. На самом деле, на альбоме не так уж и много клавишной работы, так что, на мой взгляд, было бы тупо звать клавишника ради этих мелких партий. К тому же, в паре песен - "Live In Peace" И "All The King's Horses" - на клавишных сыграл Пол, так что я начал развивать технику, которая позволила бы мне одновременно заниматься двумя инструментами. Иногда я играл на клавишном басе левой рукой, правой играя на обычных клавишах. Иногда же играл на открытых струнах баса правой рукой, а на обычных клавишах - левой... В другой раз барабанил по басу левой... Это требовало ловкости, и мне нужно было внимательно следить за тем, что я делал, но это, кажись, все-таки работало.

- Твоя прическа во времена THE FIRM... Ты, э-э-э. был озабочен панком?

Ты меня рассмешил! Нет, панком я не увлекался!!! Волосы - это то, что просто случается. Мои волосы просто росли себе таким образом, так что я просто позволил им отрастать. Людям, похоже, это пришлось по вкусу, так что я оставил все, как есть.

- Как тебе вспоминается работа с Роем Харпером?

Очень добрые воспоминания. Он один из любимейших моих композиторов и текстовиков. Рой оказал огромное влияние на мою манеру сочинять. Мне потребовалось немало времени, чтобы по-настоящему оценить искусство Роя - ведь оно настолько глубоко. Я очень дорожу его дружбой, болею за него и очень его уважаю.

- Широко известно, как ты угодил в BLUE MURDER. Но что ты думал в то время о Джоне Сайксе?

Откровенно говоря, на тот момент я понятия не имел о Джоне Сайксе. Но стоило нам сыграть вместе, и я понял, что он - весьма талантливый музыкант.

- Как тебе игралось с Кози Пауэллом? Ты мог бы сравнить его с Кармином Эписом?

Кози, упокой Господи его душу, был прямолинейным стремительным хард-роковым барабанщиком - крепким, громким и великолепным - на него всегда можно было положиться. Кармин - такой же, но в его манере присутствует элемент фанка. Тот же фанк наличествует и в моей игре на басу. Они [Пауэлл и Эпис] оба - феноменальные барабанщики.

- Ты играл с Гленном Хьюзом - на его альбоме "Blues" и на альбоме-посвящении QUEEN в песне "Get Down Make Love". Как так получилось?

В 1992 году Гленн попросил меня сыграть на его диске "Blues", и это было очень трогательно. А посвящение QUEEN организовывал Билли Шервуд, так что я только потом узнал, что на альбоме спел Гленн! Мы вначале записали ритм-треки, на тот момент еще не решили, кто исполнит песню. Когда я услышал, что за нее взялся Гленн, я подумал, что это - безупречная комбинация. Он отлично поработал над этой песней.

- Почему, на твой взгляд, Гленн не захотел играть сам? Что ты думаешь о его манере?

Гленн - блестящий басист, очень сочный, с таким же, как у меня, фанковым элементом. Но я в первую очередь думаю о нем как о певце, ведь он, разумеется, феноменальный вокалист. Что касается альбома "Blues", то, как мне кажется, Гленн хотел добиться несколько иного подхода к басу. Половину альбома он сыграл сам, остальное сделал я. Мы глубоко уважаем друг друга. К тому же, родом мы оба из соседних районов Англии. И еще: иногда стоит отвлечься от своего инструмента, так что я горжусь тем, что Хьюз попросил меня сыграть на его пластинке.

- Вместе с Хьюзом ты даже написал песню. Интересно было сочинять ее?

На самом деле я всего лишь добавил к песне маленькую часть. Я не участвовал в основном процессе ее сочинения, так что у меня нет ощущения, что мы написали песню вместе. Хотя это здорово быть указанным в качестве соавтора Гленна.

- Ты знал, что на момент создания BLUE MURDER планировалось, что в группе будет петь Гленн?

Да. Джон с Гленном говорят о совместной работе уже долгие годы! Но похоже, что пока это не сработало. Посмотрим, что будет дальше.

- Что ты думаешь о Джо Линн Тернере? Вы ведь играли вместе? Очень недооцененный музыкант, не так ли?

Мы с ним были на одном альбоме - я сейчас даже не помню, на каком именно, - но так и не встречались на самом деле. Если честно, то я не много слышал из того, что он делает.

- Мне кажется, нью-эйдж - это не совсем то, что тебе идет. Каким образом ты скооперировался с группой CELESTIAL WINDS? Ты впервые играл на записи на контрабасе?

Многие удивятся, когда узнают, в насколько разных стилях я переиграл - оркестровая музыка, джаз, фолк, нью-эйдж, латинская музыка, поп. Конечно, в основном я известен по своей работе в рок-музыке, но я играл во многих стилях и получал от этого удовольствие. Я играл на контрабасе много лет, начиная с тринадцати-четырнадцати, когда я играл в оркестрах. С CELESTIAL WINDS я впервые записал контрабас. Также я сыграл на контрабасе на своем альбоме в песне "Peace Boulevard".

- Ты гастролировал с легендами британского блюза Полом Роджерсом, Эриком Бердоном и Элвином Ли. Ты любишь блюз? Какой из этих туров тебе пришелся по вкусу больше всего?

Да, я люблю блюз, хотя предпочитаю играть его, нежели слушать! Мои самые любимые блюзовые музыканты - старики, Роберт Джонсон и Мадди Уотерс.

А из тех туров каждый был по-своему увлекательным. И один отличался от другого, так что я не могу сказать, какой - лучший. В конце концов, все эти музыканты - хорошие исполнители, играющие хорошую музыку. Такая комбинация проигрышной не бывает.

- А что это было за мероприятие, на котором ты выступал с Кейт Буш и Дэвидом Гилмором?

Это было одно-единственное выступление, оно было снято и выпущено как видео под названием "The Secret Policeman's Third Ball". Я слышал, что его до сих пор крутят по английскому телевидению. Мы сыграли две песни - "Running Up That Hill", большой хит Кейт, и ковер "Let It Be" THE BEATLES. Репетиция проходили очень интересно, и мы с Дэвидом очень хорошо поладили.

- Тебя ведь приглашали гастролировать с PINK FLOYD, не так ли?

Да. Предложение поступило вскоре после шоу с Кейт Буш. Они составили короткий, из трех басистов, список, в котором были Тони Левин, Пино Палладино и я. Но я не мог поехать в турне, так как всего тремя днями ранее подписал контракт с BLUE MURDER!!!

- Ты работал с Донной Льюис и Гари Хои. Кто это?

Донна Льюис - моя старинная приятельница. Мы сочиняли вместе с ней много лет. В 1995 году она подписала контракт с Atlantic Records. Я сыграл на ее альбоме. Годом позже она добилась всемирного успеха со своей песней "I Love You Always Forever", которая заняла первое место практически во всех странах. Донна - очень талантливая певица и композитор.

Гари Хои - рок-гитарист, инструменталист. У него было несколько мини-хитов в США, наибольший - ковер песни FOCUS "Hocus Pocus". Очень приятный и трудолюбивый парень.

- Как ты очутился в составе WHITESNAKE? Какое впечатление на тебя произвели Дэвид Ковердейл и Адриан Вандерберг?

Я встретил Дэвида Ковердейла в 1985 году, когда выступал с THE FIRM. В то время он хотел, чтобы я и Крис Слейд, барабанщик THE FIRM, присоединились к WHITESNAKE, но нам еще нужно было отработать свои обязательства перед THE FIRM. Мы поддерживали контакт, и получилось так, что я смог принять участие в последнем туре WHITESNAKE 1997 года. Дэвид и Адриан - чудесные люди. Оба необыкновенно талантливы.

- Расскажи, пожалуйста, о своем участии в записи нового альбома Ковердейла?

Я сыграл в одной песне - она называется "Don't Cry" ["Don't You Cry", - DME] - на басу с порожками, что для меня не обычно, но для песни было в самый раз. Альбом звучит здорово. Поклонники WHITESNAKE будут счастливы, Дэвид тоже счастлив от своего нового сольного пути.

- Ты не планируешь снова гастролировать с Дэвидом?

Возможно. Пока еще планов нет.

- Пару слов, если можно, о группе PEARL.

PEARL - интересный коллектив, собранный с намерением смешать уникальные звучания и стили Востока и Запада. Кармин Эпис и я представляли Запад, а Наоми "Шо-та" Тамура и Кенни Китажима были Востоком. Гитарист Кенни и певица Шо-та очень популярны в Японии. Вместе мы сделали два альбома, изданных только в Японии. Первый из них стал платиновым. Также мы отыграли несколько заводных концертов. Возможно, мы еще соберемся, я не знаю.

- Тебе нравится играть с THIN LIZZY?

Было просто здорово играть все эти классические мелодии! К сожалению, мы два дня порепетировали, а потом турне отменили! Мне кажется, что записывающая компания хотела, чтобы гастролировал и раскручивал недавно вышедший концертный диск, именно тот состав, который был на этом диске. Обидно, ведь все звучало по-настоящему хорошо!

- Ты считаешь, что это честно - называть THIN LIZZY группу, в которой нет Фила Лайнотта?

Не уверен. В конце концов, такое решение должны принимать оставшиеся члены коллектива. Разумеется, Фил Лайнотт был огромной частью THIN LIZZY, и без него группе уже не быть прежней.

- Марти Фридман, гитарист MEGADETH, - не странный ли для тебя выбор по части сотрудничества?

Не знаю. Как я уже говорил, я играл в огромном количестве разных стилей. Любая идущая от сердца музыка хороша.

- Какую из команд, в которых ты играл, ты любишь больше всего?

О! Ответить просто невозможно. Мне повезло попасть во многие фантастические ансамбли и поиграть со многими одаренными музыкантами. Каждый из них по-своему мне дорог. Невозможно сказать, который из них был лучшим.

- Были ли в твоей карьере интересные истории, которыми ты мог бы поделиться с нами?

В моей карьере было множество запомнившихся мгновений - начиная с осуществления моей мечты сыграть в "Madison Square Garden" (с THE FIRM), когда я на десять минут оставался на сцене в полном одиночестве и играл соло на басу: зал был полон, и публика просто сходила с ума, - такое мне вовек не забыть. Еще - встреча с моим басовым идолом, великим Жако Пасториусом, ныне покойным. Я лишился дара речи, но для меня было честью пожать ему руку и понаблюдать за его игрой. Мне его так не хватает. Также - работа с несколькими из величайших в мире музыкантов. И еще - мой собственный соло-альбом - наконец осуществилась моя стсрая мечта. Моя карьера стала для меня истинным благословением. Благодаря ей, я научился быть благодарным за все хорошее в моей жизни. Также я понял, что хорошее как приходит - так и уходит, так что очень важно постоянно двигаться вперед, постоянно пытаться улучшить себя и с каждым днем становиться лучше. Почувствовать себя уютно и разлениться - очень легко. Я считаю, что жизнь слишком коротка, чтобы лениться. Я до сих пор хочу сделать СТОЛЬКО. Во многих отношениях я чувствую себя так, словно моя карьера только началась!

- На твоем сайте помещена цитата из Джона Ф. Кеннеди: "Мы никогда не должны забывать о том, что искусство - не форма пропаганды, но форма истины". Объясни, пожалуйста, это высказывание со своей точки зрения.

Для меня это - напоминание о том, что сочинение музыки или создание чего-либо артистического должно быть выражением любви, а не твориться ради чего-то иного - вроде славы, денег, алчности и так далее. Я чувствую, что пока я сохраняю в своей музыке и своем творчестве чистоту, происходит чудо.

Фотография предоставлена Тони Франклином