Стив Хау (Steve Howe). Одни хорошо осведомлены о заслугах этого человека, другие о нем и слыхом не слыхивали. Но даже последним хорошо известно, по меньшей мере, одно его соло: фантастический фрагмент фламенко в «Innuendo» группы «Queen». Хау - человек, кажущийся в рок-н-ролле чужим.
Стивен Джеймс Хау (Stephen James Howe) появился на свет 4 августа 1947 года в Северном Лондоне. Его судьба похожа на судьбу Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). И один, и другой считались в начале шестидесятых гитарными вундеркиндами. Оба работали на легендарного продюсера Джо Мика (Joe Meek).
Оба играли бит. Хау начал свою карьеру в группе «The Syndicats», которую сейчас никто бы и не припомнил, не будь в ней Стива. В 1963 году в команду входили Хау, бас-гитарист Кевин Дрисколл, вокалист Том Лэдд и барабанщик Джонни Мелтон (Kevin Driscoll, Tom Ladd & Johnny Melton).
Играть эти шестнадцатилетки умели. Иначе вряд ли смогли бы без особенной «артподготовки» (art - в смысле искусство) завоевать неплохое местечко, став постоянной группой клуба «The Swan». Заведение не могло сравниться с «The Marquee» или «Crawdaddy», но было в меру престижным. Мелтон обожал дядюшку Чака (Chuck Berry), посему на фургончике «The Syndicats» красовалась надпись «Общество почитателей Чака Берри», и материал ими исполнялся соответствующий: американские рок-н-роллы и ритм-н-блюз, помноженные на поп-хиты из репертуара «The Beatles» и иже с ними. Что отличало эту группу от других ей подобных, так это нехарактерные для рокера увлечения гитариста, подбивавшего приятелей сыграть то Лес Пола, то Джанго Рейнхардта (Les Paul & Django Reinhardt).
При отсутствии в «The Syndicats» ритм-гитариста ребятам приходилось повышать виртуозность: Хау плел гитарные кружева вокруг старающегося за двоих Дрисколла, который расширил возможности своего инструмента за счет двух дополнительных струн. Занимавшаяся менеджментом квартета мать Кевина уговорила своих подопечных принять в 1964-м участие в прослушивании у Джо Мика. Новички прошли его без труда.
Подписав с ними контракт, Мик для первого сингла отобрал из репертуара группы две композиции: «Maybellene» Берри и написанную Хау и Лэнгом «True To Me». Не так уж много найдется людей, способных похвастать тем, что первая сочиненная ими песня сразу попала на пластинку. Со Стивом дело обстояло именно так. Второй сингл: на одной стороне - «Howlin' For My Darling», не слишком известный блюз Уилли Диксона (Willie Dixon), на другой - собственное творение «What To Do».
Последним опубликованным произведением квартета стала баллада Бена Кинга (Ben E. King) «On The Horizon». Только в 1995-м, на сборнике ранних записей Стива «Mothballs», стало возможным услышать не вышедшую по каким-то причинам сорокопятку с известной песенкой «Leave My Kitten Alone» и блюзом «Don't Know What To Do» авторства Хау. Конец «The Syndicats» был неизбежен: коллектив зашел в тупик. В июне 1965 года Хау присоединяется к «The In Crowd», бледной копии «The Rolling Stones», которая с его приходом быстро стала культовой командой, то есть в высшую лигу не пробилась, но обзавелась немалым числом поклонников. На щит ансамбль подняли моды.
«Моды» - значит не только «The Who»: новый коллектив Стива по музыке был ближе к «The Faces», так как традиционный ритм-энд-блюз в меру разбавлялся соул. В состав «The In Crowd», кроме нашего героя, входили ритм-гитарист Джуниор Вуд, басист Бутс Элкотт, барабанщик Кен Лоуренс и певец Кит Уэст (Junior Wood, Boots Alcott, Ken Lawrence & Keith West). К весне 1967-го они выпустили всего два сингла, на которые пришлась лишь одна песенка, написанная Уэстом, - «You're On Your Own».
Границы популярной музыки к 1966 году существенно раздвинулись; гитара наконец стала не просто инструментом, а обзавелась собственным языком. В «The In Crowd» Стив Хау уже не просто аккомпанировал вокалисту, а пытался с ним конкурировать, так что практически одновременно с Блэкмором в голову Стиву пришла мысль о собственном сингле.
Ричи повезло больше - его творение таки вышло. Две инструментальные композиции же Хау - «So Bad» (она же - «Mothballs») и «You Never Can Stay In One Place» - поклонники смогли услышать только на «Mothballs». Зарисовки девятнадцатилетнего юноши и сейчас поражают своей изобретательностью. Почему сорокопятка не увидела свет? Наверное, в ее издании не было особого смысла, так как о сольной карьере Хау и не помышлял. Как ни удивительно, но на сей день дело обстоит точно так же.
Группа тогда состояла из Уэста, Хау, Вуда и барабанщика Джона Олдера (John Alder). 15 октября 1966 года они приняли участие в мероприятии по поводу открытия контркультурного журнала «IT», а в начале следующего года записали две композиции для «Blow Up» Антониони (Michelangelo Antonioni). В картину заготовки не вошли, впрочем, свежая мысль режиссера предоставила нам уникальную возможность увидеть фрагмент последнего выступления Джеффа Бека (Jeff Beck) с «The Yardbirds».
В 1967-м «Sgt. Pepper» и «Blonde On Blonde» стали барьером, остановившим многих. Изжила себя и идея «The In Crowd», в марте трансмутировавших в «Tomorrow».
Сейчас о «Tomorrow» подзабыли, а тогда... Играя в легендарном психоделическом клубе «UFO», квартет серьезно соперничал с «Pink Floyd». Поджемовав с ними, Хендрикс (Jimi Hendrix) был поражен мощными риффами фазированной гитары Стива. Слава о коллективе пересекла Атлантику, и, дабы полюбоваться на сенсацию, в Лондон отправился сам Заппа (Frank Zappa).
Жесткий звук, заданный «Tomorrow» продюсером Марком Уирцем (Mark Wirtz), отличал их от прочих музыкантов, выряженных в цветастые кафтаны. Ну и песни коллектива в отличие от других не витали в наркотических фантазиях, а держались ближе к грешной земле. Первый сингл «My White Bicycle», вышедший в мае, был посвящен бунтам в Голландии. Уирц задумал проект «Teenage Opera», вылившийся в две сорокопятки, вышедших под именем Кита Уэста; за ними последовал сингл «Tomorrow» «Revolution» (своя песня, не «битловская»), вдохновленный наркотическим скандалом «The Rolling Stones». Соавтором композиции выступил Хау.
В феврале 1968-го ансамбль разродился альбомом «Tomorrow». Кроме добившихся некоторого успеха синглов, на пластинке стоит отметить бойкую песенку «Three Jolly Little Dwarves» и ясно чью «Strawberry Fields Forever». Перед коллективом открылась дорога к вершине, но в апреле «Tomorrow» не стало. В середине семидесятых своей версией «Bicycle» о группе напомнили «Nazareth». В 1998-м появился диск «50 Minute Technicolor Dream» с редкими записями. И все, завтрашнего дня у «Tomorrow» не оказалось.
Следующее пристанище гитариста именовалось «Bodast», точнее, «Canto». Под этой «вывеской» была записана песня «Come Over Stranger», после чего появился «Bodast». О команде, в которой Стив провел полтора года, с мая 1968-го по декабрь 1969-го, не известно практически ничего. Коллегами Хау в течение этого времени были: гитарист Клайв «Малдун» Скиннер, ударник Бобби Кларк и поющий басист Дэйв Кертис (Clive «Maldoon» Skinner, Bobby Clarke & Dave Curtis). Кертис и Кларк были неудачниками: группа «The Roundabout», в которую их поначалу зачислили, а с приходом более искусных коллег откуда бесцеремонно выставили, через пару дней стала называться «Deep Purple»!
Благодаря инструментальным поливам героя нашего рассказа квартет исполнял то, что именуется «прогрессивным роком», хотя в музыке ансамбля еще наблюдались следы блюзового прошлого. Несмотря на потенциал состава и весьма интересный - особенно по гитарной части - материал, записанный в 1969 году альбом увидел свет лишь в 1981-м под названием «The Early Years: Steve Howe With Bodast» (или «The Bodast Tapes»). Стив принял участие в сочинении трех композиций из десяти и самостоятельно написал «Nothing To Cry For». Не реализовав себя в «Bodast», музыканты разошлись в разные стороны.
Хау на несколько месяцев занялся тем, с чего другие начинали, - сессионной деятельностью. И первым делом украсил своей игрой сингл Кертиса и Малдуна «Warn On A Ridge». Но бывают же люди, не мыслящие себя вне коллектива! Стив как раз из таких. Дело было лишь за коллективом, где он пришелся бы ко двору. И такой коллектив был, да.
В смысле «Yes». Британский квинтет как раз расстался с одним из основателей, Питером Бэнксом, вместе с басистом Крисом Скуайром (Peter Banks & Chris Squire) игравшим в «The Syn», которых часто путают с «The Syndicats». Шестиструнной мечтой практически всех команд прогрессивного толка был Боб Фрипп (Robert Fripp), назло всем не желавший распускать свой «King Crimson». Не уговорили его ни «Yes», ни «Genesis». Ни те, ни другие не прогадали. Вторым достался Стив Хакетт (Steve Hackett), первым - его тезка.
Бэнкс ушел в мае 1970-го, накануне выхода второго альбома группы, «Time And A Word», на обложке американского издания которого красовалась фотография ансамбля с Хау, не сыгравшим на пластинке ни ноты. Стив оправдал доверие новых друзей. Его мысли настолько совпали с идеями феноменального певца Джона Андерсона (Jon Anderson), что свежеиспеченный авторский дуэт практически подчинил своим творческим нуждам остальных музыкантов: Скуайра, органиста Тони Кейя и непревзойденного мастера удара Билла Бруфорда (Tony Kaye & Bill Bruford). Отныне на каждом альбоме обреталась сочиненная Джоном и Стивом развернутая многочастная пьеса.
Первой такой программой в 1971 году стал «The Yes Album» с эпическими «Yours Is No Disgrace», «I've Seen All Good People» и «Starship Trooper». Финальной частью последней была вещица Хау «Wurm», которую затмевала «The Clap», созданная Стивом под впечатлением от рождения первого сына, Дилана (Dylan Howe): его назвали в честь кумира счастливого отца. Мастерство Хау не осталось незамеченным - он незамедлительно получил приглашение расцветить мрачный альбом Лу Рида «Lou Reed».
«The Yes Album» вывел «Yes» в лидеры арт-рока. До успеха всемирного масштаба не хватало совсем чуть-чуть. Это «чуть-чуть» звалось Риком Уэйкманом (Rick Wakeman). Монументальные органные полотна сменщика Кейя как нельзя лучше дополняли звуковые художества Андерсона и Хау.
Два великолепных альбома «Fragile» (1972) и «Close To The Edge» (1973) и концертник того же 1973-го «Yessongs», помноженные на революционное по тем временам лазерное шоу, подняли репутацию коллектива на недосягаемую высоту. Жемчужиной «Fragile» стало фламенко Стива «Mood For A Day», на сцене же гитарист поражал количеством используемых им инструментов. Давно прошли те времена, когда он обходился одним «Gibson 175», на нынешний день в коллекции Хау - пара сотен гитар; с ними можно познакомиться в книге «The Steve Howe Guitar Collection».
Амбиции музыкантов росли: в 1974-м интересующийся разными культурами Андерсон предложил концепцию двойного альбома, посвященного индуизму. Стив вызов принял и на пару с Джоном сочинил программу «Tales From Topographic Oceans». Рик возражал против громоздкого проекта и сразу после записи ушел, освободив место для француза Патрика Мораза (Patrick Moraz); Бруфорда еще до «Oceans» сменил Алан Уайт (Alan White). «Relayer» (1974) показал, что идей у музыкантов - тьма, но второй двойник публика не приняла бы. Так что по совету Джона все пятеро в 1975-1976 годах, помогая друг другу, выпустили по пластинке. На альбоме Стива «Beginnings» (1975) сыграли Уайт, Мораз и Бруфорд, а сам Хау солировал в одной из песен уайтовского диска «Ramshakled».
«Beginnings» показал яркость палитры гитариста: в «Will O' Thе Wisp» Стив продемонстрировал поп, в «Ram» - обожаемый им стиль кантри, в «Lost Simphony» - фолк, склонность же к симфоническим формам отразилась в заглавной композиции, исполненной в сопровождении струнных и духовых. Журчащие гитары Хау дополнились его не очень сильным, но гибким голосом - подпевки в «Yes» пошли на пользу.
Программа «Yes» 1977-го «Going For The One» с участием Уэйкмана стала шедевром уже зрелых мастеров, но вышедший годом позже диск «Tormato» чуть подкачал, следующая сессия, проходившая в Париже, вообще не заладилась, и Джон с Риком ушли из коллектива. Стив излил душу в «The Steve Howe Album» (1979): те же Мораз, Бруфорд и Уайт, тот же фантастический художник «Yes» Роджер Дин (Roger Dean), та же стилистика - и такая же классная музыка: чего стоит один только фрагмент Вивальди! В кантри «Cactus Boogie», кстати, стучал Клайв Банкер (Clive Bunker) из первого состава «Jethro Tull», а в «Look Over Your Shoulder» пела Клер Хэмилл, сестра Питера (Clair & Peter Hamill).
Стиву все же не хотелось становиться солистом. Альбом «Yes» «Drama» (1980) получился менее живым: в вокалисте Треворе Хорне и клавишнике Джеффе Даунсе (Trevor Horn & Geoff Downes) из «The Buggles» Стив не ощущал родства душ. Выручил менеджер Брайан Лейн (Brian Lane), подсказавший, что басист и вокалист «King Crimson» и «UK» Джон Уэттон (John Wetton) лелеет новый проект, «Asia».
Сочинять вместе у Хау и Уэттона не получалось, но дело пошло с приходом ударника Карла Палмера (Carl Palmer) из «ELP» и Даунса, который и стал соавтором Джона. Дебютный альбом «Asia» появился в 1982-м и мгновенно «покрылся платиной». Диск 1983-го «Alpha» показал, что таланты Уэттона и Хау уживаются плохо: Джон и Джефф отводили Стиву роль простого аккомпаниатора, заставляя упрощать соло, что отразилось на успехе пластинки. Уэттон ушел, но по просьбе менеджмента вернулся, так что расстаться с «Asia» пришлось Хау. В 1992-м, когда лидером «Asia» был уже Даунс, гитарист гостил на пластинке «Aqua» (1992) и несколько раз принимал участие в гастролях.
Не желая сидеть сложа руки, Стив в 1984 году умудрился подсобить «Frankie Goes To Hollywood» с их «Welcome To The Pleasuredome», а в 1985-м два Стива, сведенные Лейном Хау и Хакетт, сплетя воедино свои легко узнаваемые гитары, собрали группу «GTR» и записали под руководством Даунса диск «GTR», которому предшествовал написанный ими при первой встрече хит «When The Heart Rules The Mind». Оба С.Х. включили в пластинку по инструментальному номеру: Хау сочинил нежный «Sketches In The Sun». Большим успехом пользовалось и единственное турне, концерты которого, помимо материала альбома, включали сольные выступления обоих маэстро.
Хакетт в отличие от Хау уже отвык быть частью коллектива, так что накануне записи второй программы «GTR» превратились в «Howe And Friends», а потом - в «Nerro And The Trend» с участием известного клавишника Ричарда Берри (Richard Berry), игравшего с Палмером в 3 («ELP» без Эмерсона (Keith Emerson). Дальше демо они не продвинулись; часть подготовленных песен вошла в «Higher You Climb» (1995) вокалиста «GTR» Макса Бейкона и в сольник Берри.
В 1988 году Стив решил обратиться к стилю, к которому просто не мог не обратиться, - к нью-эйдж: сначала попробовал силы в создании альбома «Transportation» клавишника Билли Курри (Billy Currie), а потом записал совместную со швейцарским пианистом Полем Сутеном (Paul Sutin) программу «Seraphim» - произведение удачное, но не настолько яркое, как сольные творения Хау. Партии ударных на «Seraphim» принадлежали Дилану Хау, отныне играющему на каждом сольнике отца.
Репутация Хау как классика в 1988-м подтвердилась приглашением его в проект «Guitar Speak» с участием коллег по цеху: Робби Кригера, Элвина Ли, Хэнка Марвина (Robbie Krieger, Alvin Lee, Hank Marvin) и других. Творение Стива называлось «Sharp On Attack». Студийный проект шагнул на сцену, запись «живой» его версии издана под заголовком «Night Of The Guitar Live».
В сентябре Стивен вставил свою букву в» AWBH», то есть «Anderson», Wakeman, Bruford & Howe», серьезных соперников «Yes» под предводительством Скуайра и Кейя. Альбом «AWBH» (1989) стал в один ряд с лучшими творениями «Yes»; взнос гитариста включал мысли, не востребованные «Asia». Второму диску родиться было не суждено, так как после записи концерта «The Evening Of Yes Music» «AWBH» объединились с «Yes» для создания «Union» (1990).
Львиную долю номинировавшегося на «Grammy» диска составили произведения не «Yes», а «AWBH», и, обнаружив, что «Union», по сути, - большое рекламное надувательство и в них никто не заинтересован, Уэйкман, Бруфорд и Хау после гастрольного тура удалились. Бруфорд и его тезка Курри помогли Стиву в записи третьего сольного альбома - целиком инструментального «Turbulence». Программа 1991 года немного отличалась от предыдущих пластинок гитариста, будучи более жесткой, но - не менее интересной. Часть материала была уже знакома слушателю, так как, рассчитывая осесть в «Yes» и не слишком надеясь на выпуск сольника, Хау использовал в «Union» заготовки «Hint Hint» и «While's Rome Burning».
Чуть ранее, в 1990-м, Хау случайно встретил своего старого приятеля Брайана Мэя (Brian May), пригласившего коллегу на яхту Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), где Стив услышал наброски нового шедевра «Queen». На вопрос, не хочется ли ему что-нибудь добавить, он ответил положительно. Так появилось на свет знаменитое акустическое соло «Innuendo», повторенное Мэем в электрическом варианте.
Выпущенный в 1993-м диск «The Grand Scheme Of Things» продолжил линию альбомов Хау семидесятых годов - разве что в чуть смягченном под влиянием нью-эйдж виде. Программу с полным правом можно назвать семейной: барабанил Дилан Хау, на клавишных играли Сутен и второй сын Стива, Верджил, а с текстами помогла супруга Дженет (Virgil & Janet Howe).
В 1993 году, в 45 лет, Стив Хау впервые в жизни отважился на сольные гастроли. И не ошибся. Выступая по большей части в небольших залах, он умудрялся налаживать практически интимный контакт со своей аудиторией. Стив играл и напевал композиции «Yes» и свои собственные, используя всего четыре гитары: три акустические, четвертая - электрическая, но не отягощенная эффектами, посему прекрасно звучащий и оформленный Дином концертный альбом, изданный в 1994-м, получил, как и турне, название «Not Necessarily Acoustic». Успех побудил его продолжить начатое и в том же 1994 году отправиться в еще один тур, «Pulling Strings». На сей раз музыка исполнялась более электрическая, к тому же Хау использовал записи партий клавишных и струнных инструментов. Публика принимала ветерана «на ура», узнавая с первых аккордов даже «My White Bicycle» - это можно услышать на 'Pulling Strings', записи, вышедшей в феврале 1999-го.
Но Стиву тяжко без компании, посему в 1995 году он снова объединяет силы с Полем Сутеном - для нью-эйджевого диска «Voyagers», приятного, но не более того. Зато иное сотрудничество оказалось более интересным: сингл «Lily's In The Field» Хау написал с былой вокалисткой «Renaissance» великолепной Анни Хэслам (Annie Haslam), с которой выступил на благотворительном концерте в Филадельфии. Обоим понравилось, и после записи «Ripples» для «Supper's Ready» и «Turn Of The Century» для «Songs From Yesterday», дисков, посвященных, соответственно, «Genesis» и «Yes», гитарист и певица затеяли сольный проект, над которым, держа поклонников в напряжении, неспешно трудятся и по сей день. Не давая себе роздыху, Стив реализовал еще одну задумку: «Homebrew. Volume I» со своими рабочими записями 80-х, в конечном итоге попавшими на пластинки «Yes», «Asia» и «AWBH»...
А в 1996-м блудные сыны Хау и Уэйкман воссоединились с семьей «Yes» и приступили к записи «Open Your Eyes», за которым в 1997 году последовали частично студийные частично «живые» два двойника, «Keys To Ascension I» и «Keys To Ascension II». И все пошло своим чередом, разве что посреди турне Рик снова откололся от друзей. В прошлом году, пока группа расслаблялась, Стив не бездельничал, сначала на пару с сыном Диланом создавая еще одно инструментальное полотно, «Quantum Guitar» (1998), а потом - возводя музыкальный памятник другому Дилану: «Portraits Of Bob Dylan» - так называется вышедший месяц назад альбом. Хау не собирался показывать гитарные чудеса, а хотел проявить себя просто аранжировщиком, но куда там! Казалось бы, ну что можно сотворить из песен Боба? Многое, если ты Стив Хау, а тебе помогают сын и друзья, среди которых Джефф Даунс, Анни Хэслам, Кит Уэст, Макс Бейкон и Джон Андерсон!
В начале нынешнего года Стив выпустил первый в мире интерактивный мастер-класс: уроки на CD-ROM - подумать только! Но он и не думает остановиться: в сентябре мы услышим новинку «Yes», альбом «The Ladder». Стоит надеяться, что на «лестнице» Стива Хау еще много ступеней.
|