JETHRO TULL у большинства слушателей ассоциируется исключительно с лидером
группы - харизматичным вокалистом-флейтистом Иэном Андерсоном.
Действительно, за 32 года существования коллектива через него прошло
немало музыкантов - текучесть кадров в рок-н-ролле не меньше, чем в любой
другой области народного хозяйства. Однако же не стоит забывать о том, что
помимо Андерсона в TULL играет еще один ветеран, присоединившийся к
составу со второго альбома, в 1969 году. Это - великолепный гитарист
Мартин Барр.
Интервью с Иэном встречаются в прессе нередко, так что мне более разумным
показалось поговорить не с ним, а с Мартином. Наш разговор состоялся за
сценой, за полтора часа до начала концерта группы.
- Хочу начать с вопроса об имени Ланселот. Ведь раньше писали так: "Мартин
Ланселот Барр"...
Это мое второе имя - мои бабушка с дедушкой родом из Франции.
- Кто оказал на тебя влияние как на гитариста?
Я слушал не так уж много гитаристов и научился играть по-своему. Да я и не
учился особо играть на гитаре. Мне не хотелось слушать других, так как
тогда я бы играл в том же стиле.
- А существуют ли гитаристы, на которых повлиял ты сам?
Не знаю даже. Пару недель назад я встретил Стива Вая, Джо Сатриани и Эрика
Джонсона, которые сказали: "О Мартин, в свое время мы много слушали тебя".
Они говорят, что я оказал на них влияние, хотя я ничего своего в их игре
не слышу. Впрочем, это касается не столько игры, сколько музыки.
- Так каков же твой вклад в музыку JETHRO TULL? Что изменилось с твоим
приходом в группу?
Когда я появился в ансамбле, он играл совершенно иную музыку, так что все
поменялось бы при любом раскладе. Мы начинали на пустом месте, и наши
песни не походили ни на какие другие. Начинали с полного нуля, на мой
взгляд. Дело не только в моей игре на гитаре, а в направлении, в котором
пошла музыка. Мне все время говорили: "Почему бы тебе не сыграть так или
эдак?" Поэтому-то я никого никогда и не слушал, так как просто чувствовал,
что именно нужно сделать.
- Но ведь этот вот джазовый элемент был привнесен тобой?
О джаз! Я не умею играть джаз, мне это никогда не было нужно.
- А как же твой альбом "Trick Of Memory"?
Это не джаз, это просто звучит по-джазовому. Настоящий джаз я играть не
умею, но звук похожий создать могу. Я ведь не играю и кантри-энд-вестерн,
но притворяюсь - и притворяюсь, что играю классическую музыку. Это просто
моя версия, так как я слушал и джаз, и классику. Мне легко скопировать, но
копирую я по-своему, не играя так, как полагается.
- А что для тебя значит название "Trick Of Memory", "Завихрение памяти"?
Ничего, это просто фраза, которую я увидел в газете и которая отозвалась
во мне. Она не значит ничего. Память играет с нами всяческие шутки, и
порой люди считают, что владеют тем, чего у них на самом деле нет. А это
ненормально.
- Кто, на твой взгляд, покупатели этого альбома?
Естественно, в первую очередь, поклонники JETHRO TULL, но не только они.
Мне хотелось сделать этот альбом таким, чтобы его слушали самые
неожиданные люди.
- Я купил его потому, что думал: раз в TULL доминирует Иэн, то ты составил
свой альбом из чего-то совершенно иного - как делает Стив Хау.
Альбомом я занимался очень долго, потому что, написав уйму музыки, я ее
послушал и решил, что все станут сравнивать мой диск с JETHRO TULL. Я
сделал альбом, выбросил его и сделал еще один - и его выбросил. Так что, я
вполне мог записать два-три альбома еще до этого вот. Но они звучали бы
недостаточно хорошо, на мой слух, они бы не встали в один ряд с альбомами
группы. А это очень важно для поклонников JETHRO TULL, которые покупают и
мои альбомы, и альбомы Иэна. Альбом должен быть высококачественным. Это
ужасно - обманывать людей и, в особенности, поклонников JETHRO TULL,
покупающих пластинки каждого из музыкантов ансамбля.
- Почему ты сам сыграл на своем диске на флейте? Не хотел приглашать Иэна?
Я умею играть на флейте, но из-за работы с Иэном у меня совершенно нет
практики. Я играл на флейте больше тридцати лет, играл еше в школе. В
JETHRO TULL на флейте всегда играет Иэн, но и я играл на сцене - скажем, в
"Thick As A Brick".
"Thick As A Brick" - в свое время вышло юбилейной издание этого альбома,
как и альбома "Aqualung". Почему не было подобного издания "Passion Play"?
О, этот альбом не популярен среди поклонников, никто не просит нас сыграть
песни из "Passion Play". [А были ли там таковые? - DME]
- Как вы, я имею в виду TULL, умудряетесь оставаться на высоте? Ведь
FAIRPORT CONVENTION и другие ваши фолк-современники сейчас не столь уж
популярны.
Это - борьба музыки меньшинства. Эти коллективы рассчитаны на очень
маленькую группу слушателей, в то время как мы обращаемся к более широкой
аудитории. Фолк-музыка не столь популярна, как, быть может, была раньше.
Ее покупает не так уж много народа. Да, какое-то количество людей
собирается на такую вот вечеринку, когда ты приезжаешь, скажем, в Лондон
или Тель-Авив, но это ведь совсем не то, как если бы приехала рок-группа.
Играя джаз, нельзя ожидать много публики, как нельзя и с классической
музыкой.
- Вы, похоже, всегда избегали рок-н-ролльного стиля жизни и никогда не
были замешаны ни в каких скандалах.
Мы просто получаем удовольствие. Все зависит от того, что ты хочешь
делать. Для того, чтобы получать удовольствие, совершенно не нужно море
выпивки и женщин. Я женат, у меня дети. И у меня есть различные хобби -
мне нравится ежедневно бегать, я играю в теннис. Я просто наслаждаюсь
жизнью.
- Так что "Мартин - большой бабник"... [Фраза Андерсона на одном из
концертных альбомов, - DME.]
К сожалению, я никогда им не был. Когда я смотрю на красивую девушку, я
просто думаю, что она могла бы быть моей дочерью. Тут-то всему и конец.
- Хорошо, давай вернемся к музыке. Я слышал, некоторые партии печально
знаменитых "Chateau D'Isaster Tapes". были перезаписаны?
Нет, отнюдь, все это - те самые записи. Мы не прикасались к оригинальным
лентам.
- А альбом "A"? Как так вышло, что ты остался в группе, когда все
остальные ушли?
Я тоже полагал, что уйду, и уже прикидывал, чем заняться, но Иэн сказал:
"Мне хотелось бы, чтобы сыграл ты". Я спросил: "Почему бы тебе не
попытаться поработать с другим гитаристом - просто, чтобы посмотреть, что
из этого выйдет?" Он ответил: "Мне не хочется". Я: "Спасибо".
- Но что б ты делал, если б уволили и тебя?
Я толком не знал. Я каждый день принимаю таким, какой он есть. Я же не
знаю, что может случиться сегодня - может, я больше не смогу играть. Или
вернусь домой, и жена скажет: "Если ты продолжишь играть в группе, я подам
на развод". К счастью, она меня понимает. (Смеется.) Я не ожидаю ничего,
чтобы не быть разочарованным. Я не рассчитываю заниматься этм вечно, но
мне хотелось бы.
- Что ты скажешь по поводу перемен, произошедших в музыке TULL с
восьмидесятых? Когда я услышал "Part Of A Machine", песня напомнила мне о,
скажем, Dire Straits, но не о JETHRO TULL.
Да, это то звучание, которое по вкусу мне да и Иэну, и оно отличается от
других групп, хотя и не так сильно, если говорить о Dire Straits. Но я
счастлив с этим звуком и стараюсь улучшать его как только могу.
- На альбоме "J-TULL Dot Com" есть песня под названием "Hunt By Numbers".
Это продолжение "...Mouse Police Never Sleeps"?
Да, конечно. Но со стороны кошек.
- Песня "Dog-Eared Years"...
Только не спрашивай меня о тексте, спрашивай Иэна!
- Но ты читал текст, так ведь? Ты и в самом деле чувствуешь себя
"потрепанной старой книжкой"?
Нет, я - нет!
- Самокритика?
Да, мы себя не принимаем всерьез. Мы очень жестко относимся к себе. Нас
никогда не волнует, что люди могут сказать: мол, мы самое большое дерьмо
из того, что им доводилось слышать, потому что мы первые критикуем то, что
делаем. На нас это сваливается в первую очередь.
- Почему этот альбом вы выпустили на "Roadrunner", на фирме, занимающейся
хеви-метал?
О, это дело стратегии. Это - фирма, которая может уделить нам максимум
внимания. На большой фирме, мы выглядели бы крохотными. У мелкой фирмы не
было бы возможности раскрутить альбом. А фирма средних размеров, каковой и
является "Roadrunner", для нас - в самый раз.
- Существует альбом-посвящение JETHRO TULL. Ты его слышал?
Фрагментами. На мой взгляд, это бессмысленное занятие. Я такими делами не
занимаюсь.
- Да, но ведь ты участвовал в альбоме, посвященном ELP!
То была работа. Я и в самом деле не знаю, что об этом сказали бы ELP. Я
делал это в качестве услуги человеку, занимавшемуся этим альбомом. Не
скажу, что он вышел плохим, но для меня он значит очень не много.
- На обоих альбомах-посвящениях пел Джон Уэттон. Я слыхал, ты играл с
Джоном. Когда?
На его первом сольном альбоме под названием "Caught In The Crossfire". Это
просто позор, что он до сих пор не издан на компакт-диске. У меня была
пластинка, но я ее потерял, хотя успел переписать на кассету. Как-нибудь
нужно сделать себе компакт-диск - не настоящий, а с ленты. Там просто
отличные песни.
- Ты знаешь Джона по UK?
Да, UK выступали с нами в Америке.
- Эдди Джобсон выглядел в TULL очень непривычно.
Когда они выступали с нами, с UK уже было покончено, и потом Эдди
присоединился к JETHRO TULL в качестве гостя. Он никогда не заявлял: "Я -
член JETHRO TULL", а говорил: "Я приглашенный артист, выступающий с JETHRO
TULL". Он - блестящий музыкант, хотя многим не нравился его внешний вид.
Эдди - приятный парень, и нам нравилось с ним работать, но он никогда не
собирался присоединяться к JETHRO TULL, ему это было неинтересно.
- А чем TULL является для тебя?
TULL - моя жизнь, честно.
|