Инструменты | Музыканты | Полезное | Архив MP3 | stnk | cyco | Bonus |
JOHN FOGERTY
Этот материал, включающий интервью Дж. Фогерти журналу GuitarWorld, появился в 1997 году и был посвящен его новому (на тот момент) сольному альбому Blue Moon Swamp.
Итак, Фогерти вернулся. Альбом Blue Moon Swamp (1997, Warner Bros.), выпущенный после предыдущего полупровального Eye of the Zombie, должен восстановить реноме музыканта в глазах его неисправимых фанов, которые гордятся тем, что фланелевые рубашки вошли в моду не в Сиэтле, и не благодаря Neil Young, а с легкой руки (или, точнее сказать, спины) человека, который пел "Born on the Bayou," "Proud Mary" и "Green River." Blue Moon Swamp не разочарует преданных поклонников Фогерти. 52-летний рокер не утратил былого запала - новый альбом содержит все столь любимые многими характерные черты стиля Фогерти - энергетика его музыки, проявляющаяся в таких вещах, как "Southern Streamline" и "Bring It Down to Jelly Roll," краткие и многозначительные соло, и конечно же, хоть несколько смягченный, но до боли знакомый хрипловатый вокал Джона. Но сначала вкратце обо всей сольной карьере Дж. Фогерти, начавшейся после распада Creedence. В целом можно сказать, что она продолжилась в том же направлении, что было у CCR. В 1973 Фогерти выпустил свой первый сольник The Blue Ridge Rangers - альбом в стиле кантри, полностью состоявший из кавер-версий, где Джон сыграл на всех инструментах. В коммерческом отношении эта работа не возымела успеха. Два года спустя, уже на Asylum Records, он выпустил свой одноименный альбом John Fogerty (1975), опять-таки, исполнив все партии на нем. Хотя на альбоме было два по-настоящему ударных хита, "Almost Saturday Night" и "Rockin' All Over The World," и он провалился. Тем не менее, коммерческая сторона дела вовсе не говорит о музыкальном качестве этих работ. Затем наступил первый из серии великих периодов молчания Джона Фогерти. Понадобилось целых десять лет для его возвращения к творчеству, впрочем, весьма впечатляющего - в 1985 с альбомом Centerfield, разошедшимся двухмиллионным тиражом. Проявлением подлинной щедрости к своим поклонникам можно считать выпуск Джоном Фогерти следующего альбома "всего" через год. Речь идет о Eye of the Zombie (1986). К сожалению, альбом не имел четкого фокуса и был беден на запоминающиеся гитарные партии, так свойственные Фогерти. Его также постиг провал, а следующим стал уже только Blue Moon Swamp. Правда, после выхода Eye of the Zombie Фогерти впервые за много лет отправился гастролировать. Однако, к сожалению, он не включил в программу ни одной вещи Creedence. Это объяснялось тем, что в 1975, чтобы перейти на другой лейбл, ему пришлось отказаться от всех доходов по авторским правам, оставив их за Fantasy. Таковы были условия чудовищного тридцатилетнего контракта, на который президент Fantasy, Saul Zaentz, вынудил группу еще тогда, когда они были никому не известны. И хотя никто не запрещал Фогерти исполнять вещи Creedence, принесшие ему мировую славу, он не делал этого из соображений неприязни к нынешним владельцам прав на них. Но время залечивает раны, и спустя более десятилетия, гастролируя уже в поддержку Blue Moon Swamp, Фогерти вновь исполнял свои знаменитые вещи, и по итогам этих гастролей был выпущен концертный альбом Premonition. GW: Как получилось, что твой новый альбом пришлось ждать одиннадцать лет? Fogerty: Хочу вас спросить: а кто говорит, что нужно выпускать диски чаще? (смеется) Действительно, прошло уже много времени. Но в этот период меня многое отвлекало от работы - как связанное с музыкой, так и другие дела. Выпустив Eye of the Zombie (1986), я решил заняться решением всех спорных вопросов между мной и Fantasy Records, мной и остальными участниками Creedence. Я потратил добрые три года на эту затею, но все оказалось напрасным. GW: Это были юридические вопросы? Fogerty: Да. Я хотел, чтобы Saul Zaentz сел за мной за стол и мы уладили все наши разногласия. Своим посредником я выбрал промоутера Bill Graham. Обе стороны вели весьма продолжительные и подробные дискуссии летом '89. После этого Bill еще долго обсуждал все в телефонных разговорах, но в итоге ничего не получилось. Все мои усилия были тщетными, а Saul Zaentz пересмотрел все, о чем мы предварительно договорились. Я дал ему большую сумму, и Bill был вне себя от этого. GW: Это объясняет твое молчание часть времени. Был ли ты также недоволен музыкой, которую сочинял или записывал? Fogerty: Неприятности, случившиеся с '86 по '91, осложнили процесс написания песен. Это уже не был естественный поток. В период общения с Saul Zaentz, когда я даже жалел, что позвонил, бывали дни, когда я впадал в такую ярость. GW: Что в конце концов помогло тебе избавиться от этого? Fogerty: Когда все еще продолжалось, мне надо было зачем-то срочно поехать в Миссиссиппи. Я ездил туда шесть раз в '90 и '91. GW: Тебе приходилось бывать там раньше? Fogerty: Никогда. Когда я рос, рок-н-ролла еще не было, и я слушал две радиостанции, работавшие в районе залива Сан-Франциско, на которых крутили много ритм-энд-блюза, так что я в большом количестве слышал настоящий блюз - Muddy Waters, Howlin' Wolf, Lightnin' Hopkins. Я узнал о сущестовании блюза раньше, чем о какой-либо другой музыке, возможно, лишь за исключением классической. Потом я познакомился с музыкой кантри - ее называли "кантри-энд-вестерн", а также с поп-музыкой, исполняемой Patti Page и другими. Но блюз трогал меня больше всего, и я очень много его слушал. GW: Какие прозрения ты тогда испытал и как это сказалось на твоем возвращении к музыке? Fogerty: Ну, мое знание этой музыки постепенно развивалось. Было столько имен, которых я не слышал раньше, таких как Чарли Паттон (ранний исполнитель блюза Дельты). Мне стыдно признаться в этом, но видимо, его записи не были широко доступны. Сначала я прочитал о нем, а пару месяцев спустя узнал, что сохранились его записи. Для меня это было также невероятно, как если бы Моисей начитал свои свитки о Мертвом море на цифровой носитель или что-либо подобное! "То есть я могу это послушать? О, боже!" И когда я наконец услышал Patton, он мне напомнил Howlin' Wolf, который сильно на меня повлиял. Например, когда я записывал "Run Through the Jungle," то подражал Хаулинг Вулфу, а Хаулинг Вулф знал о Чарли Паттоне! GW: Это правда, что ты усердно работал над своей игрой в перерыве между альбомами Eye of the Zombie и Blue Moon Swamp? Fogerty: Да. Этому способствовали мои поездки в Миссиссиппи. Они же сподвигли меня написать песню "110 in the Shade." ("110 градусов в тени"). Когда я начинал записывать альбом, у меня было готово пять песен. Шестую, "110…", я написал два месяца спустя под впечатлением своего пребывания в Миссиссиппи. Как-то я попал туда в жару, было около 110 градусов (F), а на мне была черная одежда - так и родилась эта песня. Когда я ее закончил уже здесь, в южной Калифорнии, то подумал: "Черт, здорово." Но затем я решил, что к ней необходимо еще кое-что, а именно ботлнек. Так что дома я целый год все время тренировался в игре со слайдом. Я настраивал гитару в D и упражнялся, упражнялся и упражнялся. По прошествии где-то года у меня стало неплохо получаться, и я пришел в студию и решил попробовать сыграть слайдом в этой вещи. Но когда я послушал себя, то подумал: "Это не то. Я слышал у себя в голове другой звук." Оказалось, что то, что я слышал, было звучанием гитары добро. Так что я отложил ботлнек, достал свою старую добро, к которой не прикасался двадцать пять лет, и начал заниматься как сумасшедший. Я просто зафанател. Я просыпался в три ночи, шел в свою комнату и занимался, занимался и занимался. Я потратил целых три года, чтобы научиться играть так, как мне хотелось. Я мог бы и не сочинить "110 in the Shade", но добро сыграла важную роль в моем возвращении, помимо ее использования в этой песне. Все эти занятия распахнули передо мной дверь в еще неизведанное. Когда мне было 14, я с восхищением взирал на Чета Эткинса, Скотти Мура, Джеймса Бертона и говорил себе: "Когда я вырасту, я хочу быть как они - очень, очень хорошим музыкантом." Проблема заключалась в том, что я стал известным раньше, чем хорошим гитаристом. Я больше внимания уделял написанию песен, чем игре на инструменте. Затем пошли неприятности, и у меня пропал энтузиазм. Должен признаться, что впоследствии я вообще не прогрессировал как гитарист. Я играл то же самое, иногда даже чуть хуже, и не научился почти ничему новому за двадцать лет - с 1970 по 1990. GW: Ты продюсировал альбомы Creedence еще тогда, когда это не было обычным делом - исполнителю продюсировать собственные записи. Как это получилось? Fogerty: Мы записывались на этой крохотной фирме, Fantasy Records, не имея денег, и нужно было, чтобы кто-то сделал эту работу. Пришлось мне, иначе было бы некому. GW: В то время было модно выпускать альбомы с грандиозным саундом. Однако альбомы Creedence звучат весьма просто. В этом же духе сделан и твой новый альбом Blue Moon Swamp. У тебя как у продюсера когда-либо было искушение сделать навороченный альбом? Fogerty: Я даже шутил по этому поводу. Я осознал этот синдром в начале нашей карьеры, когда "Suzie Q" и "I Put a Spell on You" стали хитами. Когда мы пришли в студию RCA, чтобы записать Bayou Country, на нас лежал груз ответственности второго шага. Ты находишься в центре внимания, и либо сохраняешь репутацию, либо навсегда выбываешь из игры. Иногда я думаю, что лучше быть неизвестным в начале карьеры, тогда у тебя по крайней мере есть возможность спокойно развиваться. Как только тебя узнают, и начинают тебя обсуждать, ты пропал. Поэтому я шутил: "Ну, вот. На предыдущем альбоме у нас играло четыре музыканта, поэтому сейчас их должно быть восемь, а на следующем - шестнадцать! Все эти излишества в продюсировании представляются мне довольно забавными. Это нисколько не делает альбом лучше. С возрастом я склоняюсь к этому все больше. Blue Moon Swamp является подтверждением этой идеи. Там доминирует одна линия, что означает, что она должна быть правильной, должна быть достаточно мощной, чтобы держать всю песню. Если добавить, скажем, духовые, то это может разбавить эффект. GW: Твои соло в Creedence отличались экономией и мелодичностью. Fogerty: Да, их даже можно петь. Как-то Duane Eddy поведал мне историю, которую, думаю, уместно было бы привести, так как он тоже любит играть очень просто. В ней говорится о человеке, который раскрашивал вазы, рисуя на них всего одну простую линию. С ним также работали двое молодых помощников, которые рисовали много линий на каждой вазе. Как-то этому мастеру сказали: "Слушай, твои помощники должны получать больше, так как они рисуют гораздо больше линий." Но тот ответил: "Нет. Моя линия должна быть совершенно правильной, так как она всего одна. А у них линий много, и трудно определить, нарисована ли каждая из них правильно." Мы с Duane посмеялись над таким сравнением. Наша игра настолько проста, что на нее действительно обращают внимание, так что уж лучше, чтоб все в ней было правильно." Дополнение: Об одной особенности игры Джона Фогерти Когда заходит речь об игре на гитаре со строем, опущенным вниз на тон или более, у многих это в первую очередь ассоциируется с современными метальными стилями. Интересно то, что музыкант, которого уж никак нельзя отнести к данным стилям, еще тридцать лет назад часто использовал такую настройку. Джон Фогерти прибегал к ней, так как ему нравилось более колоритное звучание опущенных открытых струн. Он использовал такую настройку во многих песнях. В "Bad Moon Rising," например, он играет аппликатуры, свойственные тональности E, в то время как остальные музыканты его группы играют в D. Это позволило Фогерти более естественно сыграть сольные фразы во втором и третьем куплетах в стиле Скотти Мура, что было бы труднее в стандартной настройке. перевод - Федоров Дмитрий |